Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 10:39, реферат
Обеспечение правильного применения закона заключается в строжайшем соблюдении и применении норм закона в ходе производства по делу. Лишь при соблюдении этого условия существует возможность подвергнуть виновного справедливому наказанию, соответствующему характеру и степени общественной опасности преступления и личности виновного, и оградить невиновного от неосновательного привлечения к уголовной ответственности и осуждения, поскольку изобличить и наказать виновного - значит не допустить привлечения к ответственности и осуждения невиновного
В советском
государстве, особенно в 30-е гг., уголовный процесс носил
явно выраженный репрессивный характер.
Предварительное расследование и судебное
разбирательство характеризовались признаками
розыскного (инквизиционного) типа процесса.
Наряду с судами, вопреки конституционным
положениям, уголовную репрессию применяли
и несудебные органы: особое совещание,
"двойки", "тройки" и т.п., где
в одних руках соединились и расследование
судебных разбирательств, и даже исполнение
приговора <*>.
------------------------------
<*> См.: Кудрявцев В.Н., Трусов А.И. Политическая
юстиция в СССР. М., 2000.
В 1958 г. были приняты
Основы уголовного судопроизводства Союза
СССР и союзных республик, которые
выражали те начала, в соответствии
с которыми были приняты УПК в
союзных республиках.
В 1960 г. был принят УПК РСФСР, который воплотил
многие черты розыскного процесса, о чем
свидетельствует отсутствие разделения
функции между обвинением и судом. В силу
ст. 3 УПК РСФСР следователь, прокурор и
суд в равной мере несли обязанность раскрытия
преступлений, изобличения и наказания
каждого совершившего преступление. Суд
был наделен правом возвращать дело для
дополнительного расследования в случаях,
когда переданных суду материалов дела
было недостаточно для вынесения обвинительного
приговора. Оправдательные приговоры
выносились в единичных случаях. Суд имел
право возбудить дело по новому обвинению
и в отношении новых лиц.
Право обвиняемого на защиту на предварительном
следствии было ограничено. Защитник,
по первоначальной редакции ст. 47 УПК РСФСР,
допускался к участию в деле только после
окончания расследования. После вступления
приговора в законную силу возможна была
по протесту прокурора и даже Председателя
Верховного Суда РСФСР или СССР отмена
приговора и новое судебное разбирательство
с целью усиления наказания, назначенного
осужденному по первому приговору. Потерпевший
пользовался весьма ограниченными правами
для защиты своих прав и законных интересов.
Все это свидетельствовало о том, что командно-административная
система включала в себя суд как важный
элемент командной системы руководства
страной, поэтому суд не мог быть гарантией
защиты прав человека и зачастую "суд
выступал отнюдь не поборником законности,
а напротив, орудием государственного
произвола" <*>.
------------------------------
<*> Петрухин И.Л. Правосудие и законность
// Советское государство и право. 1987. N
6. С. 74 - 83; он же. Правосудие: время реформ.
М., 1991.
УПК РСФСР 1960 г.
имел целью устранение наиболее одиозных
черт уголовного процесса сталинского
периода и некоторую
Все это дало основания для вывода о том,
что "на протяжении нескольких десятилетий
(с 1917 г.) УПК выполнял роль законодательного
обеспечения безграничного всевластия
государства над личностью. С его помощью
совершались массовые политические репрессии
30 - 40-х гг.; борьба с "диссидентами"
в 70 - 80-х гг. Репрессивным по своей направленности
на борьбу с преступностью был и УПК РСФСР
1960 г." <*>.
------------------------------
<*> См.: Козак Д.Н. Вступительная статья
к Комментарию к УПК РФ. М., 2002.
Перемены в
государственном, общественном строе
и политике, признание приоритета
прав человека и гражданина в Конституции
РФ 1993 г. повлекли за собой многочисленные
изменения и дополнения в УПК
1960 г. Таких изменений и дополнений
было внесено более 400, но УПК "так и остался внутренне
противоречивым, декларативным и крайне
идеологизированным законом, по которому
личность по-прежнему оставалась бесправной"
<*>.
------------------------------
<*> Там же.
Принятие Конституции
РФ 1993 г. с новой силой обнаружило противоречия между ее
идеологией, закрепленными в ней принципами
и УПК РСФСР <*>, что потребовало коренных
изменений всей концепции уголовного
судопроизводства и подготовки нового
уголовно-процессуального законодательства.
------------------------------
<*> См.: Ларин А.М. Конституция и Уголовно-процессуальный
кодекс // Государство и право. 1993. N 10. С.
35 - 42; УПК РСФСР с изменениями и дополнениями
на 1 января 1997 г. / Вступительная статья
В. Савицкого. М., 1997; УПК РСФСР (по состоянию
на 10 января 1997 г.) с приложением / Сост.
Н.М. Кипнис. М., 1997.
Идеи радикальных
изменений уголовного процесса, его
принципов, форм в сторону демократизации и гуманизации были выражены
в концепции судебной реформы в Российской
Федерации, разработанной группой экспертов
и одобренной Верховным Советом РСФСР
<*>. Предложения по судебной реформе
были обсуждены и на Съезде судей Российской
Федерации <**>.
------------------------------
<*> См.: Концепция судебной реформы
в Российской Федерации. М., 1992.
<**> См.: Советская юстиция. 1991. N 6. С.
22.
В Постановлении
Верховного Совета РСФСР от 24 октября
1991 г. "О концепции судебной реформы
в РСФСР" сказано:
1. Считать проведение судебной
реформы необходимым условием функционирования
РСФСР как демократического правового
государства и одним из приоритетных направлений
законодательной деятельности.
2. Признать главными задачами судебной
реформы в Российской Федерации:
утверждение судебной власти в государственном
механизме как самостоятельной влиятельной
силы, не зависимой в своей деятельности
от властей законодательной и исполнительной;
защиту и неуклонное соблюдение основных
прав и свобод человека, конституционных
прав граждан в судопроизводстве;
закрепление в нормах уголовного процесса,
в соответствующих законодательных актах
демократических принципов организации
и деятельности правоохранительных органов,
положений, отвечающих рекомендациям
юридической науки;
достижение уровня материально-технического
обеспечения судов, органов юстиции, прокуратуры,
внутренних дел, следственных подразделений,
а также материального, бытового и социального
обеспечения работников правоохранительных
органов;
обеспечение достоверности и повышение
доступности информации о деятельности
правоохранительных органов, судебно-правовой
статистики.
3. Рассматривать в качестве важнейших
направлений судебной реформы:
создание федеральной судебной системы;
признание права каждого лица на разбирательство
его дела судом присяжных в случаях, установленных
законом;
расширение возможностей обжалования
в суде неправомерных действий должностных
лиц, установление судебного контроля
за законностью применения мер пресечения
и других мер процессуального принуждения;
организацию судопроизводства на принципах
состязательности, равноправия сторон,
презумпции невиновности подсудимого;
дифференциацию форм судопроизводства;
совершенствование системы гарантий независимости
судей и подчинения их только закону, закрепление
принципа их несменяемости.
4. В новом законодательстве должны быть
исключены все рудименты обвинительной
роли суда, имевшиеся в УПК РСФСР, а именно:
право суда (судьи) возбуждать уголовные
дела;
обязанность суда, а не прокурора-обвинителя,
направлять подсудимому копию обвинительного
заключения;
обязанность суда восполнять пробелы
предварительного расследования за счет
самостоятельного поиска доказательств;
оглашение судом обвинительного заключения;
право суда вести первым допрос подсудимого
и других участников судебного разбирательства;
обязанность продолжать процесс при отказе
прокурора и потерпевших от обвинения;
обязанность направлять уголовные дела
на доследование при неполноте расследования;
право председателей вышестоящих судов
приносить протесты против интересов
осужденного по мотивам необоснованного
оправдания, применения закона о менее
тяжком преступлении, излишней мягкости
наказания.
5. Уголовный процесс должен быть построен
на началах состязательности. Это означает
разделение и персонификацию функций
обвинения, защиты и разрешения дела, равноправие
сторон обвинения и защиты в состязательном
судебном разбирательстве.
В числе ключевых положений судебной реформы
предлагалось:
введение суда присяжных;
дифференциация форм уголовного судопроизводства;
судебный контроль за законностью и обоснованностью
производства на ранних стадиях процесса;
развитие принципа состязательности на
досудебных стадиях процесса и в судебном
разбирательстве;
лишение правосудия обвинительных черт;
определение жестких критериев допустимости
доказательств и введение практики правил
своевременного исключения недопустимых
доказательств;
расширение прав сторон по собиранию и
приобщению доказательств.
Судебную реформу как одно из направлений
формирования правового государства нельзя
понимать узко, как относящуюся только
к положению и деятельности суда или к
отдельным частным поправкам и дополнениям
действующего законодательства. Это коренное
преобразование всей организации государственных
органов, ведущих уголовный процесс, это
существенные изменения в принципах и
порядке судопроизводства, положении
личности в уголовном процессе.
Усиление судебного контроля за соблюдением
конституционных прав и свобод граждан
на предварительном следствии означает,
что только по решению суда должны быть
возможны арест, заключение под стражу,
обыск, выемка почтово-телеграфной корреспонденции,
прослушивание телефонных разговоров.
Концепция судебной реформы была положена
в основу разработки УПК, принятого Государственной
Думой 22 ноября 2001 г. В нем воплощаются
принципы судопроизводства, изложенные
в Конституции РФ и международно-правовых
документах, в том числе усиление судебного
контроля за законностью действий и решений,
принятых в ходе предварительного расследования,
обеспечение прав и свобод человека и
гражданина, особенно в досудебных стадиях,
равноправие и состязательность сторон
в суде <*>. Кодекс введен в действие
с 1 июля 2002 г., за исключением положений,
для которых Федеральным законом "О
введении в действие Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации" установлены
иные сроки и порядок введения в действие
<**>.
------------------------------
<*> См.: Послание Президента РФ Федеральному
Собранию Российской Федерации // Российская
газета. 2001. 4 янв.; О ходе подготовки УПК
РФ см.: Крашенинников П., Мизулина Е. Предисловие
к Комментарию к Уголовно-процессуальному
кодексу Российской Федерации. М., 2004.
<**> СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4924; 2002. N 22. Ст.
2028.