Понятие уголовного судопроизводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 10:39, реферат

Описание работы

Обеспечение правильного применения закона заключается в строжайшем соблюдении и применении норм закона в ходе производства по делу. Лишь при соблюдении этого условия существует возможность подвергнуть виновного справедливому наказанию, соответствующему характеру и степени общественной опасности преступления и личности виновного, и оградить невиновного от неосновательного привлечения к уголовной ответственности и осуждения, поскольку изобличить и наказать виновного - значит не допустить привлечения к ответственности и осуждения невиновного

Файлы: 1 файл

Тема 1 упп.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

В советском  государстве, особенно в 30-е гг., уголовный процесс носил явно выраженный репрессивный характер. Предварительное расследование и судебное разбирательство характеризовались признаками розыскного (инквизиционного) типа процесса. Наряду с судами, вопреки конституционным положениям, уголовную репрессию применяли и несудебные органы: особое совещание, "двойки", "тройки" и т.п., где в одних руках соединились и расследование судебных разбирательств, и даже исполнение приговора <*>. 
-------------------------------- 
<*> См.: Кудрявцев В.Н., Трусов А.И. Политическая юстиция в СССР. М., 2000.

В 1958 г. были приняты  Основы уголовного судопроизводства Союза  СССР и союзных республик, которые  выражали те начала, в соответствии с которыми были приняты УПК в  союзных республиках. 
В 1960 г. был принят УПК РСФСР, который воплотил многие черты розыскного процесса, о чем свидетельствует отсутствие разделения функции между обвинением и судом. В силу ст. 3 УПК РСФСР следователь, прокурор и суд в равной мере несли обязанность раскрытия преступлений, изобличения и наказания каждого совершившего преступление. Суд был наделен правом возвращать дело для дополнительного расследования в случаях, когда переданных суду материалов дела было недостаточно для вынесения обвинительного приговора. Оправдательные приговоры выносились в единичных случаях. Суд имел право возбудить дело по новому обвинению и в отношении новых лиц. 
Право обвиняемого на защиту на предварительном следствии было ограничено. Защитник, по первоначальной редакции ст. 47 УПК РСФСР, допускался к участию в деле только после окончания расследования. После вступления приговора в законную силу возможна была по протесту прокурора и даже Председателя Верховного Суда РСФСР или СССР отмена приговора и новое судебное разбирательство с целью усиления наказания, назначенного осужденному по первому приговору. Потерпевший пользовался весьма ограниченными правами для защиты своих прав и законных интересов. 
Все это свидетельствовало о том, что командно-административная система включала в себя суд как важный элемент командной системы руководства страной, поэтому суд не мог быть гарантией защиты прав человека и зачастую "суд выступал отнюдь не поборником законности, а напротив, орудием государственного произвола" <*>. 
-------------------------------- 
<*> Петрухин И.Л. Правосудие и законность // Советское государство и право. 1987. N 6. С. 74 - 83; он же. Правосудие: время реформ. М., 1991.

УПК РСФСР 1960 г. имел целью устранение наиболее одиозных черт уголовного процесса сталинского  периода и некоторую либерализацию  уголовного процесса. Однако принятие этого УПК в условиях тоталитарного режима обусловило половинчатость и непоследовательность решений в нем вопросов о гарантиях прав личности. Отдельные изменения, внесенные в последующие годы в УПК, а именно: определение прав потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, более точная регламентация доказательств и доказывания, расширение прав обвиняемого при производстве в отдельных стадиях процесса и др., - не меняли в целом определяющих подходов к концепции уголовного процесса. УПК РСФСР 1960 г. был построен на прежней идеологической основе - концепции единства государственной власти и представляющих ее в процессе органов прокуратуры и суда, признании приоритета государственных интересов перед интересами личности, обвинения перед защитой и т.д. 
Все это дало основания для вывода о том, что "на протяжении нескольких десятилетий (с 1917 г.) УПК выполнял роль законодательного обеспечения безграничного всевластия государства над личностью. С его помощью совершались массовые политические репрессии 30 - 40-х гг.; борьба с "диссидентами" в 70 - 80-х гг. Репрессивным по своей направленности на борьбу с преступностью был и УПК РСФСР 1960 г." <*>. 
-------------------------------- 
<*> См.: Козак Д.Н. Вступительная статья к Комментарию к УПК РФ. М., 2002.

Перемены в  государственном, общественном строе  и политике, признание приоритета прав человека и гражданина в Конституции  РФ 1993 г. повлекли за собой многочисленные изменения и дополнения в УПК 1960 г. Таких изменений и дополнений было внесено более 400, но УПК "так и остался внутренне противоречивым, декларативным и крайне идеологизированным законом, по которому личность по-прежнему оставалась бесправной" <*>. 
-------------------------------- 
<*> Там же.

Принятие Конституции  РФ 1993 г. с новой силой обнаружило противоречия между ее идеологией, закрепленными в ней принципами и УПК РСФСР <*>, что потребовало коренных изменений всей концепции уголовного судопроизводства и подготовки нового уголовно-процессуального законодательства. 
-------------------------------- 
<*> См.: Ларин А.М. Конституция и Уголовно-процессуальный кодекс // Государство и право. 1993. N 10. С. 35 - 42; УПК РСФСР с изменениями и дополнениями на 1 января 1997 г. / Вступительная статья В. Савицкого. М., 1997; УПК РСФСР (по состоянию на 10 января 1997 г.) с приложением / Сост. Н.М. Кипнис. М., 1997.

5. Концепция судебной реформы  и ее реализация в законодательстве  о судопроизводстве Российской  Федерации

Идеи радикальных  изменений уголовного процесса, его  принципов, форм в сторону демократизации и гуманизации были выражены в концепции судебной реформы в Российской Федерации, разработанной группой экспертов и одобренной Верховным Советом РСФСР <*>. Предложения по судебной реформе были обсуждены и на Съезде судей Российской Федерации <**>. 
-------------------------------- 
<*> См.: Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992. 
<**> См.: Советская юстиция. 1991. N 6. С. 22.

В Постановлении  Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. "О концепции судебной реформы  в РСФСР" сказано: 
1. Считать проведение судебной реформы необходимым условием функционирования РСФСР как демократического правового государства и одним из приоритетных направлений законодательной деятельности. 
2. Признать главными задачами судебной реформы в Российской Федерации: 
утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, не зависимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной; 
защиту и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве; 
закрепление в нормах уголовного процесса, в соответствующих законодательных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, положений, отвечающих рекомендациям юридической науки; 
достижение уровня материально-технического обеспечения судов, органов юстиции, прокуратуры, внутренних дел, следственных подразделений, а также материального, бытового и социального обеспечения работников правоохранительных органов; 
обеспечение достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики. 
3. Рассматривать в качестве важнейших направлений судебной реформы: 
создание федеральной судебной системы; 
признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом; 
расширение возможностей обжалования в суде неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения; 
организацию судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого; 
дифференциацию форм судопроизводства; 
совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости. 
4. В новом законодательстве должны быть исключены все рудименты обвинительной роли суда, имевшиеся в УПК РСФСР, а именно: 
право суда (судьи) возбуждать уголовные дела; 
обязанность суда, а не прокурора-обвинителя, направлять подсудимому копию обвинительного заключения; 
обязанность суда восполнять пробелы предварительного расследования за счет самостоятельного поиска доказательств; 
оглашение судом обвинительного заключения; 
право суда вести первым допрос подсудимого и других участников судебного разбирательства; 
обязанность продолжать процесс при отказе прокурора и потерпевших от обвинения; 
обязанность направлять уголовные дела на доследование при неполноте расследования; 
право председателей вышестоящих судов приносить протесты против интересов осужденного по мотивам необоснованного оправдания, применения закона о менее тяжком преступлении, излишней мягкости наказания. 
5. Уголовный процесс должен быть построен на началах состязательности. Это означает разделение и персонификацию функций обвинения, защиты и разрешения дела, равноправие сторон обвинения и защиты в состязательном судебном разбирательстве. 
В числе ключевых положений судебной реформы предлагалось: 
введение суда присяжных; 
дифференциация форм уголовного судопроизводства; 
судебный контроль за законностью и обоснованностью производства на ранних стадиях процесса; 
развитие принципа состязательности на досудебных стадиях процесса и в судебном разбирательстве; 
лишение правосудия обвинительных черт; 
определение жестких критериев допустимости доказательств и введение практики правил своевременного исключения недопустимых доказательств; 
расширение прав сторон по собиранию и приобщению доказательств. 
Судебную реформу как одно из направлений формирования правового государства нельзя понимать узко, как относящуюся только к положению и деятельности суда или к отдельным частным поправкам и дополнениям действующего законодательства. Это коренное преобразование всей организации государственных органов, ведущих уголовный процесс, это существенные изменения в принципах и порядке судопроизводства, положении личности в уголовном процессе. 
Усиление судебного контроля за соблюдением конституционных прав и свобод граждан на предварительном следствии означает, что только по решению суда должны быть возможны арест, заключение под стражу, обыск, выемка почтово-телеграфной корреспонденции, прослушивание телефонных разговоров. 
Концепция судебной реформы была положена в основу разработки УПК, принятого Государственной Думой 22 ноября 2001 г. В нем воплощаются принципы судопроизводства, изложенные в Конституции РФ и международно-правовых документах, в том числе усиление судебного контроля за законностью действий и решений, принятых в ходе предварительного расследования, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, особенно в досудебных стадиях, равноправие и состязательность сторон в суде <*>. Кодекс введен в действие с 1 июля 2002 г., за исключением положений, для которых Федеральным законом "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" установлены иные сроки и порядок введения в действие <**>. 
-------------------------------- 
<*> См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2001. 4 янв.; О ходе подготовки УПК РФ см.: Крашенинников П., Мизулина Е. Предисловие к Комментарию к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М., 2004. 
<**> СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4924; 2002. N 22. Ст. 2028.


Информация о работе Понятие уголовного судопроизводства