Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:10, контрольная работа
Цель данной работы состоит в раскрытии видов иммунитетов предусмотренных законодателем, а так же тех условий при наличии которых возникает необходимость в их предоставлении.
Введение
1 Понятие уголовно-правового иммунитета
1.2 Социальные причины появления уголовно-правового иммунитета
2. Виды иммунитетов в российском уголовном праве
Заключение
Список использованной литературы
Исходя из анализа российского законодательства и норм международного права, можно выделить следующие виды иммунитетов в современном уголовном праве России:
- дипломатический;
Дипломатический иммунитет является ныне одним из основных институтов международного права.
Нарушение иммунитета представителей иностранного государства рассматривается как причинение ущерба его существенным интересам. Оно способно осложнить отношения государств и тем самым нанести ущерб и интересам принимающего государства.
В прошлом обычно ссылались
на концепцию
Лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, не находятся вне территории страны пребывания и не "изъяты" полностью из ее юрисдикции. Упомянутая Конвенция закрепила норму, согласно которой такие лица "обязаны уважать законы и постановления государства пребывания" (ч.1 ст.41). Следовательно, нормы права страны пребывания являются для них обязательными. Однако "юрисдикция принуждения" исключается: в отношении таких лиц нельзя возбудить уголовное дело, они не могут предстать перед судом в качестве обвиняемых и подвергнуться наказанию.
Основным международным актом по этому вопросу является упоминавшаяся Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года5, ратифицированная СССР в 1964 году6 и сохраняющая силу для России. Велика и роль внутригосударственных норм - от законов до ведомственных актов. Основным из них является Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 года7, отражающее принципы Венской конвенции8.
- консульский;
Консул - должностное лицо одного государства, находящееся на территории другого государства в целях защиты прав и интересов своих граждан и организаций. Его отличие от дипломатического представителя в том, что он не представляет политические интересы государства. На данном основании зачастую употребляют термин "консульское учреждение", а не "представительство". Этим объясняется и то, что консульский иммунитет по сравнению с дипломатическим ограничен. Основным актом, определяющим консульский иммунитет, является Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года. СССР присоединился к Конвенции в 1989 году. Число ее участников превышает 100 государств. В России сохраняют силу Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 года9 и Консульский устав СССР 1976 года.
Государство пребывания должно
предоставить все возможности для
выполнения консульским учреждением
своих функций и принять
Неприкосновенность
Иммунитет консульских должностных лиц от уголовной юрисдикции состоит в том, что они не подлежат юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершаемых при выполнении консульских функций. Они могут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению только на основании постановления компетентного судебного органа в случае совершения тяжких преступлений. В остальных же случаях могут быть лишены свободы только на основе вступившего в силу приговора суда.
В случае возбуждения против консульского должностного лица уголовного дела оно обязано явиться в компетентные органы по вызову. При аресте или предварительном заключении членов консульского персонала или возбуждении против них уголовного дела через дипломатические каналы об этом незамедлительно уведомляется МИД.
Работники консульского учреждения вызываются в качестве свидетелей при производстве следственных действий и не могут отказываться от дачи показаний. Исключение составляют случаи, когда речь идет о вопросах, связанных с выполнением ими своих функций, либо при предоставлении связанных с этими функциями документов. Они не обязаны также давать показания, разъясняющие законодательство своего государства.
Работник консульского учреждения пользуется иммунитетом с момента вступления на территорию государства пребывания, а также в период следования транзитом через третье государство.
Кроме штатных, существуют еще и внештатные консулы. Последние назначаются обычно из числа авторитетных местных граждан. Почетные консулы иммунитетом от уголовной юрисдикции не пользуются.
В порядке правопреемства Россия получила около 60 консульских договоров. Значительная их часть предусматривает распространение на консулов дипломатического иммунитета в большем или меньшим объеме, вплоть до полного.
Так, согласно Консульской конвенции с Польшей 1971 года "личность консульского должностного лица и сотрудника консульства неприкосновенна. Они не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме" (ст.14). Консульская конвенция с США 1964 года предоставляет должностным лицам и сотрудникам консульских учреждений иммунитет в отношении уголовной, но не гражданской юрисдикции (ст.19).
- персонала международных организаций;
Он достаточно полно определяется уставами организаций, многосторонними конвенциями и двусторонними соглашениями организаций со страной пребывания. Немалую роль играют и обычные нормы международного права. Защите персонала международных организаций от преступлений посвящена Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года10.
Помещения и архивы организации неприкосновенны. Доступ в них местных властей возможен лишь с разрешения высшего должностного лица организации.
Высшие должностные лица организации и члены их семей пользуются полным дипломатическим иммунитетом. Что же касается других должностных лиц международных организаций, то они пользуются ограниченным иммунитетом - не несут уголовной ответственности за действия, совершенные в качестве должностных лиц.
Иммунитет постоянных представительств государств при международных организациях и их персонала регулируется Венской конвенцией 1975 года. Однако Конвенция эта до сих пор не вступила в силу. Тем не менее содержащиеся в ней положения об иммунитете от уголовной юрисдикции отражают нормы обычного международного права. Подробно анализировать этот вид иммунитета нет смысла, поскольку у постоянных представительств и их персонала он идентичен иммунитету дипломатических представительств, а у делегаций такой же, как у специальных миссий.
- депутатский (парламентский);
Неприкосновенность личности, выражающееся в невозможности быть подвергнутым аресту, кроме как по постановлению суда или с санкции прокурора, - гарантированное Конституцией РФ11 право каждого человека. Парламентариев, как особых субъектов строго ограниченных законом правоотношений, мандат наделяет дополнительными правовыми гарантиями12. Так, статьей 98 Конституции РФ закреплена парламентская неприкосновенность (депутатский иммунитет), существующая в парламентах всех стран мира. По своему содержанию это - гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкосновенности личности, обусловленная необходимостью защиты особого статуса парламентария как чл на представительного и законодательного органа13, обеспечения его независимости от любых органов исполнительной власти.
Таким образом, смысл парламентской
неприкосновенности состоит в основном
в обеспечении свободы
Итак, парламентская
а) неприкосновенность как особый порядок ответственности за правонарушения, не связанные с депутатской деятельностью (личная неприкосновенность);
б) неприкосновенность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы как недопустимость их ответственности за свою политическую деятельность при реализации депутатских полномочий в Федеральном Собрании, территориальном избирательном округе и др. (политическая неприкосновенность)14.
Согласно статье 98 в соотнесении со ст. 22-25 Конституции РФ15 личная неприкосновенность парламентария не ограничивается его неприкосновенностью как субъекта, но и распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, переписку. Это означает, что не могут быть произведены такие процессуальные меры, как обыск помещения, выемка (изъятие) определенных предметов, досмотр вещей, принадлежащих депутату.
Полный объем
а) привлекать его к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
б) задерживать, арестовывать, подвергать обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;
в) подвергать личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
- судей Российской Федерации;
Служебный судейский иммунитет выражается прежде всего в том, что судья не может быть привлечен к какой-либо юридической ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта. Наложение на судью дисциплинарного взыскания (предупреждения, досрочного прекращения полномочий) может осуществляться лишь особым органом самого судейского сообщества — квалификационной коллегией судей. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается соответствующей судебной коллегией по представлению Генерального прокурора РФ (ст. 121, 16 Закона РФ от 26.06.92 № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»17).
- свидетельский;
Уголовно-процессуальный кодекс РФ наделяет свидетельским иммунитетом:
- потерпевшего (п.3 ч.2 ст.42),
- гражданского истца (п.7 ч.4 ст.44);
- представителей потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика (ч.3 ст.45);
- подозреваемого (п.2 ч.4 ст.46);
- обвиняемого (п.3 ч.4 ст.47);
- гражданского ответчика (п.4 ч.2 ст.54);
-
представителя гражданского
- свидетеля (п.1 ч.4 ст.56).
В соответствии с п.2 ст.56 УПК РФ не подлежат допросу в качестве свидетелей:
- судья, присяжный заседатель;
-
адвокат, защитник
- священнослужитель;
-
член Совета Федерации,
В юридической литературе всех субъектов обладающих свидетельским иммунитетом условно разделяют на две группы.
Первая группа – это лица, которые могут отказаться от дачи показаний, но могут и не воспользоваться своим правом (свидетели, потерпевшие, которые могут отказаться свидетельствовать против себя, своих близких родственников, - п.1 ч.4 ст.56 УПК РФ; лица, обладающие правом дипломатической неприкосновенности, - ч.2 ст.3 УПК РФ; члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, которые без их согласия не могут быть допрошены об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий, - п.5 ч.3 ст.56 УПК РФ).
Вторая группа – это те лица, которые в соответствии с законом не могут допрашиваться в качестве свидетелей по поводу некоторых обстоятельств либо вообще давать показания по делу (судья, присяжный заседатель, защитник подозреваемого, обвиняемого, адвокат, священнослужитель - пп.1-4 ч.3 ст.56 УПК РФ; потерпевший или свидетель, который в силу своего психического или физического состояния, установленного заключением экспертизы, не способен правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания, - ч.4 ст.195, п.4 ст.196 УПК РФ).
По способу законодательного закрепления иммунитеты в уголовном праве можно условно разделить на:
- предусмотренные в международном праве (дипломатический; персонала международных организаций; консульский; лиц, находящихся под международной защитой)18;
- предусмотренные во внутригосударственном законодательстве (президента РФ; депутатов; судей; должностных лиц; свидетельский и ряд иных иммунитетов).
Наконец, по сфере действия выделяются иммунитеты:
- общеуголовные - распространяются в отношении любого совершенного преступления; (пожалуй, за исключением дипломатического в ч. 4 ст. 11 УК19) не нашли отражения в действующем УК.