Понятие уголовно-правового иммунитета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:10, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в раскрытии видов иммунитетов предусмотренных законодателем, а так же тех условий при наличии которых возникает необходимость в их предоставлении.

Содержание работы

Введение
1 Понятие уголовно-правового иммунитета
1.2 Социальные причины появления уголовно-правового иммунитета
2. Виды иммунитетов в российском уголовном праве
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

иммунитеты в уголовном процессе.docx

— 53.53 Кб (Скачать файл)

Исходя из анализа российского  законодательства и норм международного права, можно выделить следующие виды иммунитетов в современном уголовном праве России:

- дипломатический;

Дипломатический иммунитет  является ныне одним из основных институтов международного права.

Нарушение иммунитета представителей иностранного государства рассматривается как причинение ущерба его существенным интересам. Оно способно осложнить отношения государств и тем самым нанести ущерб и интересам принимающего государства.

В прошлом обычно ссылались  на концепцию экстерриториальности, согласно которой дипломатическое  представительство является частью территории представляемого государства. Однако на самом деле территория дипломатического представительства отнюдь не исключается из территории страны пребывания и тем более не является частью территории представляемой страны. Ни здание представительства, ни его территория не изымаются из состава страны пребывания. Их изъятие из местной юрисдикции носит ограниченный, функциональный характер. В Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года4 говорится: "Государство пребывания должно предоставлять все возможности для выполнения функций представительства" (ст.25).

Лица, пользующиеся дипломатическим  иммунитетом, не находятся вне территории страны пребывания и не "изъяты" полностью из ее юрисдикции. Упомянутая Конвенция закрепила норму, согласно которой такие лица "обязаны уважать законы и постановления государства пребывания" (ч.1 ст.41). Следовательно, нормы права страны пребывания являются для них обязательными. Однако "юрисдикция принуждения" исключается: в отношении таких лиц нельзя возбудить уголовное дело, они не могут предстать перед судом в качестве обвиняемых и подвергнуться наказанию.

Основным международным  актом по этому вопросу является упоминавшаяся Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года5, ратифицированная СССР в 1964 году6 и сохраняющая силу для России. Велика и роль внутригосударственных норм - от законов до ведомственных актов. Основным из них является Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 года7, отражающее принципы Венской конвенции8.

 

- консульский;

Консул - должностное лицо одного государства, находящееся на территории другого государства в целях защиты прав и интересов своих граждан и организаций. Его отличие от дипломатического представителя в том, что он не представляет политические интересы государства. На данном основании зачастую употребляют термин "консульское учреждение", а не "представительство". Этим объясняется и то, что консульский иммунитет по сравнению с дипломатическим ограничен. Основным актом, определяющим консульский иммунитет, является Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года. СССР присоединился к Конвенции в 1989 году. Число ее участников превышает 100 государств. В России сохраняют силу Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 года9 и Консульский устав СССР 1976 года.

Государство пребывания должно предоставить все возможности для  выполнения консульским учреждением  своих функций и принять необходимые меры для обеспечения его безопасности.

Неприкосновенность консульских  помещений состоит в следующем: власти государства пребывания не могут  без разрешения консула вступать в часть консульского помещения, которая используется исключительно  в служебных целях. Консульские архивы и корреспонденция неприкосновенны, независимо от места их нахождения.

Иммунитет консульских должностных  лиц от уголовной юрисдикции состоит  в том, что они не подлежат юрисдикции государства пребывания в отношении  действий, совершаемых при выполнении консульских функций. Они могут  быть подвергнуты аресту или предварительному заключению только на основании постановления  компетентного судебного органа в случае совершения тяжких преступлений. В остальных же случаях могут быть лишены свободы только на основе вступившего в силу приговора суда.

В случае возбуждения против консульского должностного лица уголовного дела оно обязано явиться в компетентные органы по вызову. При аресте или предварительном заключении членов консульского персонала или возбуждении против них уголовного дела через дипломатические каналы об этом незамедлительно уведомляется МИД.

Работники консульского учреждения вызываются в качестве свидетелей при производстве следственных действий и не могут отказываться от дачи показаний. Исключение составляют случаи, когда речь идет о вопросах, связанных с выполнением ими своих функций, либо при предоставлении связанных с этими функциями документов. Они не обязаны также давать показания, разъясняющие законодательство своего государства.

Работник консульского учреждения пользуется иммунитетом с момента вступления на территорию государства пребывания, а также в период следования транзитом через третье государство.

Кроме штатных, существуют еще и внештатные консулы. Последние назначаются обычно из числа авторитетных местных граждан. Почетные консулы иммунитетом от уголовной юрисдикции не пользуются.

В порядке правопреемства Россия получила около 60 консульских  договоров. Значительная их часть предусматривает распространение на консулов дипломатического иммунитета в большем или меньшим объеме, вплоть до полного.

Так, согласно Консульской  конвенции с Польшей 1971 года "личность консульского должностного лица и сотрудника консульства неприкосновенна. Они не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме" (ст.14). Консульская конвенция с США 1964 года предоставляет должностным лицам и сотрудникам консульских учреждений иммунитет в отношении уголовной, но не гражданской юрисдикции (ст.19).

- персонала международных организаций;

Он достаточно полно определяется уставами организаций, многосторонними конвенциями и двусторонними соглашениями организаций со страной пребывания. Немалую роль играют и обычные нормы международного права. Защите персонала международных организаций от преступлений посвящена Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года10.

Помещения и архивы организации  неприкосновенны. Доступ в них местных властей возможен лишь с разрешения высшего должностного лица организации.

Высшие должностные лица организации и члены их семей  пользуются полным дипломатическим  иммунитетом. Что же касается других должностных лиц международных организаций, то они пользуются ограниченным иммунитетом - не несут уголовной ответственности за действия, совершенные в качестве должностных лиц.

Иммунитет постоянных представительств государств при международных организациях и их персонала регулируется Венской конвенцией 1975 года. Однако Конвенция эта до сих пор не вступила в силу. Тем не менее содержащиеся в ней положения об иммунитете от уголовной юрисдикции отражают нормы обычного международного права. Подробно анализировать этот вид иммунитета нет смысла, поскольку у постоянных представительств и их персонала он идентичен иммунитету дипломатических представительств, а у делегаций такой же, как у специальных миссий.

- депутатский (парламентский);

Неприкосновенность личности, выражающееся в невозможности быть подвергнутым аресту, кроме как по постановлению суда или с санкции  прокурора, - гарантированное Конституцией РФ11 право каждого человека. Парламентариев, как особых субъектов строго ограниченных законом правоотношений, мандат наделяет дополнительными правовыми гарантиями12. Так, статьей 98 Конституции РФ закреплена парламентская неприкосновенность (депутатский иммунитет), существующая в парламентах всех стран мира. По своему содержанию это - гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкосновенности личности, обусловленная необходимостью защиты особого статуса парламентария как чл на представительного и законодательного органа13, обеспечения его независимости от любых органов исполнительной власти.

Таким образом, смысл парламентской  неприкосновенности состоит в основном в обеспечении свободы политической деятельности парламентария, в предоставлении возможности свободно выражать свое мнение при осуществлении им государственных функций, в гарантировании от попыток преследования за политические убеждения и политическую деятельность.

Итак, парламентская неприкосновенность может рассматриваться в двух аспектах:

а) неприкосновенность как  особый порядок ответственности  за правонарушения, не связанные с депутатской деятельностью (личная неприкосновенность);

б) неприкосновенность члена  Совета Федерации и депутата Государственной Думы как недопустимость их ответственности за свою политическую деятельность при реализации депутатских полномочий в Федеральном Собрании, территориальном избирательном округе и др. (политическая неприкосновенность)14.

Согласно статье 98 в соотнесении  со ст. 22-25 Конституции РФ15 личная неприкосновенность парламентария не ограничивается его неприкосновенностью как субъекта, но и распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, переписку. Это означает, что не могут быть произведены такие процессуальные меры, как обыск помещения, выемка (изъятие) определенных предметов, досмотр вещей, принадлежащих депутату.

Полный объем неприкосновенности членов Совета Федерации в целом  традиционен для большинства  парламентариев других стран мира и  базируется на трех важнейших составляющих, определяемых Федеральным законом от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации"16 как невозможность в отношении парламентария без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания:

а) привлекать его к уголовной  или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

б) задерживать, арестовывать, подвергать обыску (кроме случаев  задержания на месте преступления) или допросу;

в) подвергать личному досмотру, за исключением случаев, когда это  предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

- судей Российской Федерации;

Служебный судейский иммунитет  выражается прежде всего в том, что судья не может быть привлечен к какой-либо юридической ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта. Наложение на судью дисциплинарного взыскания (предупреждения, досрочного прекращения полномочий) может осуществляться лишь особым органом самого судейского сообщества — квалификационной коллегией судей. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается соответствующей судебной коллегией по представлению Генерального прокурора РФ (ст. 121, 16 Закона РФ от 26.06.92 № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»17).

- свидетельский;

Уголовно-процессуальный кодекс РФ наделяет свидетельским иммунитетом:

- потерпевшего (п.3 ч.2 ст.42),

- гражданского истца (п.7 ч.4 ст.44);

- представителей потерпевшего, гражданского  истца и гражданского ответчика (ч.3 ст.45);

- подозреваемого (п.2 ч.4 ст.46);

- обвиняемого (п.3 ч.4 ст.47);

- гражданского ответчика (п.4 ч.2 ст.54);

- представителя гражданского ответчика  (ч.2 ст.55);

- свидетеля (п.1 ч.4 ст.56).

В соответствии с п.2 ст.56 УПК РФ не подлежат допросу в качестве свидетелей:

- судья, присяжный заседатель;

- адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого;

- священнослужитель;

- член Совета Федерации, депутат  Государственной Думы.

В юридической литературе всех субъектов  обладающих свидетельским иммунитетом условно разделяют на две группы.

Первая группа – это лица, которые могут отказаться от дачи показаний, но могут и не воспользоваться своим правом (свидетели, потерпевшие, которые могут отказаться свидетельствовать против себя, своих близких родственников, - п.1 ч.4 ст.56 УПК РФ; лица, обладающие правом дипломатической неприкосновенности, - ч.2 ст.3 УПК РФ; члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, которые без их согласия не могут быть допрошены об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий, - п.5 ч.3 ст.56 УПК РФ).

Вторая группа – это те лица, которые в соответствии с законом не могут допрашиваться в качестве свидетелей по поводу некоторых обстоятельств либо вообще давать показания по делу (судья, присяжный заседатель, защитник подозреваемого, обвиняемого, адвокат, священнослужитель - пп.1-4 ч.3 ст.56 УПК РФ; потерпевший или свидетель, который в силу своего психического или физического состояния, установленного заключением экспертизы, не способен правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания, - ч.4 ст.195, п.4 ст.196 УПК РФ).

По способу законодательного закрепления иммунитеты в уголовном  праве можно условно разделить  на:

- предусмотренные в международном праве (дипломатический; персонала международных организаций; консульский; лиц, находящихся под международной защитой)18;

- предусмотренные во внутригосударственном законодательстве (президента РФ; депутатов; судей; должностных лиц; свидетельский и ряд иных иммунитетов).

Наконец, по сфере действия выделяются иммунитеты:

- общеуголовные - распространяются в отношении любого совершенного преступления;  (пожалуй, за исключением дипломатического в ч. 4 ст. 11 УК19) не нашли отражения в действующем УК.

Информация о работе Понятие уголовно-правового иммунитета