Правовые основы и организация прокурорского надзора за исполнением законов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 08:23, контрольная работа

Описание работы

Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

Файлы: 1 файл

Прокурорский надзор.docx

— 70.09 Кб (Скачать файл)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Прокурорский  надзор»

на тему: Правовые основы и организация прокурорского надзора за исполнением законов

Хабаровск 2009

Оглавление

1. Сущность, предмет и  задачи прокурорского надзора  за исполнением законов администрациями  органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

2. Полномочия прокурора  при осуществлении надзора за  соблюдением законности в стадии  исполнения приговоров

3. Организация работы по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

4. Особенности надзора  за законностью исполнения наказаний в виде лишения свободы

5. Особенности надзора  за законностью исполнения наказаний,  не связанных с изоляцией осужденного  от общества

6. Особенности надзора  за исполнением законов администрациями  мест содержания задержанных  и заключенных под стражу

Задача

Список использованных источников

1. Сущность, предмет  и задачи прокурорского надзора  за исполнением законов администрациями  органов и учреждений, исполняющих  наказание, и назначаемые судом  меры принудительного характера,  администрациями мест содержания  задержанных и заключенных под  стражу

Надзор за исполнением  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказание  и применяющих назначаемые судом  меры принудительного характера, администрациями  мест содержания задержанных и заключенных  под стражу выделен в ст. 1 Закона о прокуратуре в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры.

Выделение этого надзора  в самостоятельное направление  обусловлено важностью обеспечения  прав и свобод граждан, отбывающих наказание, а также лиц, подозреваемых и  обвиняемых в совершении преступлений, в случае их задержания или заключения под стражу.

Гарантией предупреждения и  своевременного устранения нарушений  прав и интересов задержанных, арестованных и осужденных, лиц, находящихся по решению суда в психиатрических  стационарах, является проведение прокурором проверок в учреждениях и органах, где они содержатся, систематически, независимо от наличия данных о нарушениях законности.

Администрации органов и  учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного  характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под  стражу обязаны выполнять постановления  и требования прокурора относительно соблюдения правил отбывания наказания  и порядка содержания под стражей, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством, Федеральным законом  от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под  стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и  иными законодательными актами. Нарушения законности устраняются сразу после их обнаружения.

Средствами прокурорского  надзора обеспечивается исполнение не только прав осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам медицинского характера, задержанных и арестованных, предусмотренных законодательством  РФ, но и требований, касающихся защиты прав человека в сфере борьбы с преступностью, содержащихся в международных актах.

Задачи рассматриваемого направления прокурорского надзора определены в приказе Генерального прокурора РФ от 5 августа 2003 г. № 27 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых в следственных изоляторах». Прокурорам предписывается при проверках состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих минимальнымстандартным правилам обращения с заключенными.

Требуется организовать жесткий контроль за фактическим устранением выявленных нарушений законности, не оставлять без реагирования факты неисполнения администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов предписаний прокуратуры.

Прокурорский надзор должен быть направлен на то, чтобы содержание задержанных и арестованных лиц  в исправительных и иных учреждениях  и органах, исполняющих наказание, и меры принудительного характера, назначаемые судом, осуществлялось в соответствии с предусмотренными основаниями и с соблюдением  установленного порядка, условий содержания, обеспечения прав и обязанностей этих лиц.

Ст. 32 Закона о прокуратуре определяет предмет надзора. К нему относятся: во-первых, законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание, и меры принудительного характера, назначаемые судом; во-вторых, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; в-третьих, законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Под законностью нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных, иных органах и учреждениях,исполняющих наказание, и меры принудительного характера, назначаемые судом, в более широком смысле следует понимать: законность помещения в эти места,учреждения и органы; законность содержания в них; соблюдение сроков содержания; законность освобождения.

В указанные места, учреждения и органы могут помещаться лишь те лица, в отношении которых имеется  соответствующий документ (протокол, постановление,приговор), причем каждая категория лиц должна помещаться лишь в определенные именно для ее содержания место, учреждение либо орган.

В Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых  и обвиняемых в совершении преступлений» (ч. 1 ст. 5) предусмотрен в качестве основания содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, протокол задержания, составленный в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.

Из этого же Закона (ч. 2 ст. 5) следует, что основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресеченияприменено заключение под стражу, является судебное решение. В соответствии со ст. 29 УПК РФ только суд правомочен принимать решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Основанием отбывания  уголовного наказания является приговор суда, вступивший в законную силу.

Принудительные меры медицинского характера в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших  общественно опасные деяния, применяются  по определению суда.

Федеральным законом от 15 декабря 1996 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР в связи с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации» в УПК РСФСР внесено дополнение, предусматривающее освобождение судом несовершеннолетнего от наказания с направлением в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение. Помещение несовершеннолетнего в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение, не будучи уголовным наказанием, является самостоятельной принудительной мерой воспитательного воздействия, допускаемой только при освобождении несовершеннолетнего от наказания при совершении им преступления средней тяжести1.

При проверке сроков содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых прокурор руководствуется положением УПК РФ, определяющим эти сроки, а также требованием ст. 13 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», строго регламентирующим срок нахождения подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания в случаях их перевода туда из следственных изоляторов.

Проверяя соблюдение сроков нахождения лиц в исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание, и меры принудительного  характера, назначаемые судом, прокурор учитывает сроки, указанные в приговорах и определениях судов.

При решении вопроса о  законности освобождения от отбывания  наказания прокурор проверяет наличие  предусмотренных законом оснований  для освобождения (ст. 172УИК РФ). К таким основаниям, кроме отбытия срока наказания, назначенного судом, относятся: отмена приговора суда с прекращением дела производством; условно-досрочное освобождение от отбывания наказания; замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания; помилование или амнистия; тяжелая болезнь или инвалидность; иные основания, предусмотренные законом.

Отнесение к предмету прокурорского  надзора соблюдения прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, свидетельствует об усилении в современных условиях правозащитной функции прокуратуры. Эти лица остаются гражданами РФ и наделены правами и обязанностями, предусмотренными Конституцией РФ, с отдельными ограничениями, строго регламентированными законодательством.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами  и несут обязанности, которые установлены международными договорами, подписанными Российской Федерацией, законодательством РФ о правовом положениииностранных граждан и лиц без гражданства с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.

В настоящее время в РФ при реформировании уголовно-исполнительного законодательства большое внимание уделяется его приведению в соответствие с общепризнанными международными нормами. Российское государство как правопреемник СССР является участником многочисленных международных договоров. Оно признает ряд резолюций и решений международных организаций по вопросам обращения с лицами, содержащимися под стражей или в заключении. В числе таких важных международных документов следует назвать: Всеобщую декларацию прав человека (1948); Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), непосредственно регламентирующие права и обязанности осужденных; Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979); Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989) и др.

В принятой 22 ноября 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации провозглашен приоритет международных норм, относящихся  к правам человека, перед законами России. Это положение закреплено в Конституции РФ (ч. 1 ст. 17), согласно которой признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это положение нашло отражение и в новом Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (ч. 2 ст. 5), принятом 25 декабря 1996 г.

Правовой статус подозреваемых и обвиняемых определен в ст. 6 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; правовое положение осужденных предусмотрено в гл. 2 УИК РФ (ст. 10—15); права лиц, помещенных в психиатрический стационар по решению суда о применении принудительных мер медицинского характера, записаны в ст. 37 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Составной частью предмета прокурорского надзора является соблюдение обязанностей задержанными, заключенными под стражу, осужденными и лицами, подвергнутыми мерам принудительного характера.

Основные обязанности  лиц, находящихся в местах содержания задержанных и местах предварительного заключения, предусмотрены ст. 36 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Основные обязанности  осужденных определены в ст. 11 УИК РФ. На них возлагается исполнять установленные законодательством России обязанности граждан РФ, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены. Осужденные обязаны также неуклонно соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Порядок исполнения обязанностей этих лиц, вытекающих из требований законов, регламентированы в ведомственных нормативных актах, основными из которых являются Правила внутреннего распорядка соответствующих учреждений. В них, например, предусмотрено, что осужденные обязаны соблюдать распорядок дня, установленный в учреждении, бережно относиться к имуществу и т.д. Следует иметь в виду и такой нормативный акт, как Положение об отряде осужденных исправительного учреждения, утвержденный Приказом Министерства юстиции РФ от 25 марта 2003 г. № 69.

К предмету прокурорского  надзора закон относит также соблюдение порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера.

Порядок и условия содержания лиц, находящихся в местах содержания задержанных и местах предварительного заключения, регламентируются указанным  Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и  обвиняемых в совершении преступлений». В соответствии со ст. 15 этого Закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. В ст. 16 Закона определен внутренний распорядок в местах содержания под стражей. В гл. 2 Закона имеются нормы, определяющие порядок обеспечения прав подозреваемых и обвиняемых. Глава 3 (ст. 32—48) определяет порядок обеспечения изоляции и предотвращения правонарушений в местах содержания под стражей.

Информация о работе Правовые основы и организация прокурорского надзора за исполнением законов