Предоставление социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

Статья 1 Конституции РФ гласит, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Однако одно лишь провозглашение страны правовым государством не делает его таковым.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа1.docx

— 41.70 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Самарский государственный  университет»

 

 

Юридический факультет

 

Кафедра гражданского и предпринимательского права

Специальность юриспруденция

 

Контрольная работа

По курсу: «Уголовный процесс РФ»

Вариант 4

 

 

Выполнил:

 

 

 

 

 

 

 

Тула, 2012

 

 

Введение

Статья 1 Конституции РФ гласит, что  «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления. Смысл правового  государства раскрывается в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права  и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –  обязанность государства». Однако одно лишь провозглашение страны правовым государством не делает его таковым. Формирование правового государства  это продолжительный процесс, причем действия по его формированию требуются  как со стороны государства, так  и со стороны населения.

Правовое государство это в  первую очередь социально ориентированное  государство.  В систему мер  осуществления социальной политики государства входит предоставление социального обеспечения со стороны  государства.

Граждане, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС, нуждаются  в особой поддержке. Необходимость  социальной защиты пострадавших людей, в результате Чернобыльской катастрофы, вызвало необходимость издания  специального нормативно-правового  акта, которым является Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС».

Основной  задачей данного Закона является «защита прав и интересов, а также  определение государственной политики в области социальной поддержки  граждан Российской Федерации, оказавшихся  в зоне влияния неблагоприятных  факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы».1

 

 

 

Предоставление социального  обеспечения

 

Право граждан на получение  льгот и компенсаций предусмотрено  ст. 3 Закона № 1244-1, которая устанавливает, что «гражданам Российской Федерации  гарантируются установленные настоящим  Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской  катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

При наличии  у гражданина Российской Федерации  права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные  настоящим Законом, по различным  основаниям ему возмещается вред, и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются  гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.

Если  гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки  по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и  меры социальной поддержки по иному  нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки  независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются  либо по настоящему Закону, либо по иному  нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством  Российской Федерации не предусмотрено  иное».

Одним из субъектов правоотношений по социальному обеспечению является гражданин (категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской  катастрофы, также перечислены в  ч.1 ст.13 Закона № 1244-1 от 15.05.1991), а другим - государство в лице его органов, наделенных государством соответствующими полномочиями. Отношения между субъектами носят алиментарный характер, причем обязанным предоставлять соответствующие виды обеспечения в виде льгот и компенсаций выступает государство. При этом пострадавший гражданин как физическое лицо (или его семья) является правопритязающей стороной, обладающей гарантированным правом на получение льгот и компенсаций, а государственный орган (например, муниципальное управление социальной защиты) - обязанной стороной, который не может отказать в назначении выплат компенсаций или предоставлении льгот, перечисленных в Законе.

В том случае, если радиационный ущерб причинен и (или), риск его причинения увеличился вследствие умысла потерпевшего, то в компенсациях и льготах потерпевшему должно быть отказано, либо размер их должен быть уменьшен по решению суда. И даже в случае неправомерного поведения гражданина, пострадавшего от чернобыльской катастрофы, государственный орган не имеет права в одностороннем порядке лишить его выплаты льгот и компенсаций, предусмотренных Законом. Отказ в выплате льгот и компенсаций решается в суде2.

Обеспечение по реализации правоотношений государство-чернобылец осуществляется за счет специальных  средств, предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете по различным  программам. Несмотря на экономические  трудности, государство ежегодно предусматривает  в федеральном бюджете на следующий  финансовый год выделение средств  на преодоление последствий чернобыльской  катастрофы, включающие выплату компенсаций  и льгот гражданам, подвергшимся воздействию радиации3.

Кроме того, финансирование идет как за счет других государственных  фондов: медицинского страхования и  пенсионного фонда, так и из федерального бюджета. На специальный характер этих средств указывает ст. 5 Закона N 1244-1: «Предусмотренные настоящим Законом  возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию  радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС, являются расходными обязательствами  Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Финансирование расходов по оплате услуг на доставку компенсаций  и других выплат, предусмотренных  настоящим Законом, производится за счет средств федерального бюджета  в пределах 1,5 процента выплаченных  сумм компенсаций и других выплат без учета налога на добавленную  стоимость.

Размеры выплат гражданам, установленные  настоящим Законом, за исключением  пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации».

Следует отметить, что указанные  выше признаки правоотношений по Закону № 1244-1 похожи на отношения по социальному  обеспечению. Тем не менее, правоотношения по данному Закону имеют и большие  отличия от норм социального обеспечения.

Правовые нормы социального  обеспечения в большинстве своем  содержат льготы и компенсации для  граждан, являющихся нетрудоспособными  по возрасту (дети, беременные женщины, пенсионеры и т.д.). В то же время  подавляющее число граждан, находившихся и находящихся в зоне радиационного  влияния вследствие аварии на Чернобыльской  АЭС, являются здоровыми и трудоспособными. Эвакуированные, переселенные, выехавшие  в добровольном порядке на другое место жительства и оставшиеся проживать  на прежнем месте чернобыльцы, в большинстве своем здоровы и трудоспособны по возрасту и продолжают трудиться на новом месте жительства либо по прежнему месту жительства.

Нормы Закона № 1244-1 содержат в себе льготы и компенсации для  граждан, как уже отмечалось, которые  являются в большинстве своем  трудоспособными. Льготы и компенсации  предоставляются трудоспособным гражданам, детям, не ставшим еще трудоспособными  по возрасту, трудоспособным пенсионерам  и другим категориям, указанным в  Законе № 1244-1, за радиационное воздействие  в прошлом (26 апреля 1986 г.), в настоящем времени, и за радиационный риск возможного возникновения в будущем времени вреда, причиненного радиационным воздействием. Ведь между моментом вредоносного воздействия радиоактивности на организм человека и наступившими в результате этого последствиями может пройти много времени, которое может исчисляться не только годами, но, если речь идет о генетическом ущербе, и десятилетиями4.

Правоотношения между  государством и пострадавшими гражданами в части возмещения вреда здоровью являются правоотношениями по возмещению обязательств, вытекающих из причинения вреда. Правоотношения, регулируемые нормами  права социального обеспечения  по предоставлению гражданам компенсаций  и льгот, вытекают из других юридических  фактов, таких как наступление  нетрудоспособности по возрасту или  болезнь, не связаны с радиационным воздействием.

Возмещение радиационного  вреда гражданам, пострадавшим от радиационного  воздействия вследствие аварии на Чернобыльской  АЭС вытекают из причинения вреда, нанесенного  как здоровью, так и имуществу  пострадавших граждан вследствие такого юридического факта, и производится путем:

- возмещения гражданам  материального ущерба за утраченное  имущество;

- возмещения вреда, причиненного  здоровью граждан;

- предоставления льгот  и компенсаций за причиненный  вред имуществу и здоровью, а  также за возможный риск наступления  вреда здоровью в будущем.

Если говорить об отличительных  особенностях норм возмещения радиационного  вреда от норм социального обеспечения, то объем и характер возмещаемого радиационного вреда, причиненного пострадавшим гражданам, по Закону № 1244-1 значительно больше, чем объем  и характер возмещаемого вреда (нерадиационного  или условно можно назвать  его обычным), предусмотренного ст. 1085 ГК РФ.

Перечень видов возмещения вреда, меры социальной поддержки, социальные гарантии, компенсации и льготы указаны  в ст. ст. 14 - 42 Закона № 1244-1. Указанные  гарантии, компенсации и льготы регулируются не только этим Законом, как уже отмечалось, но и другими федеральными законами и нормативными правовыми актами, их можно разделить на следующие  группы.

1. Компенсации и льготы, связанные с возмещением вреда,  имуществу и здоровью.

2. Жилищно-бытовые льготы.

3. Льготы, связанные с  трудовыми отношениями.

4. Социально-бытовые льготы.

5. Налоговые и кредитные  льготы.

6. Страховые льготы.

7. Пенсионные льготы.

8. Компенсации и льготы  детям и подросткам в возрасте  до 18 лет.

9. Льготы беременным женщинам.

Вред, причиненный гражданам  в результате аварии на Чернобыльской  АЭС, является радиационным, что следует, прежде всего, из самого названия Закона № 1244-1. Этот Закон распространяет свое действие на граждан, которым причинен радиационный вред имуществу и здоровью. Радиационный вред, причиненный чернобыльской  катастрофой, подпадает под понятие  радиационного вреда, данного в  Венской конвенции о гражданской  ответственности за ядерный ущерб  от 21 мая 1963 года, которую ратифицировала Российская Федерация.

Согласно подп. k) п. 1 ст. 1 Венской конвенции «ядерный ущерб» означает:

1) смерть или телесное повреждение;

2) потерю имущества или ущерб имуществу; и следующие по каждому подпункту в пределах, устанавливаемых законом компетентного суда:

3) экономические потери, возникающие в результате потерь или ущерба, упомянутых в подпункте «1» или «2», постольку, поскольку они не охватываются этими подпунктами, если их несет лицо, имеющее право на предъявление иска в отношении таких потерь или ущерба.

Примечание: Понятия «ядерный ущерб» и «радиационный вред»  являются тождественными;

4) затраты на меры по восстановлению окружающей среды, состояние которой ухудшилось, за исключением незначительного ухудшения, если такие меры фактически были приняты или должны быть приняты и постольку, поскольку это не охватывается подпунктом «2»;

5) потерю доходов, получаемых от экономического интереса в любом применении или использовании окружающей среды, в результате значительного ухудшения состояния этой среды и постольку, поскольку это не охвачено подпунктом «2»;

6) затраты на превентивные меры и стоимость дальнейших потерь или ущерба, причиненных такими мерами;

7) любые другие экономические потери помимо любых потерь, вызванных ухудшением состояния окружающей среды, если это допускается общим законом о гражданской ответственности компетентного суда, в случае подпунктов «1»-«5» и «7» выше в той мере, в какой потери или ущерб возникают в силу или являются результатом ионизирующего излучения, испускаемого любым источником излучения внутри ядерной установки или испускаемого ядерным топливом или радиоактивными продуктами, или отходами на ядерной установке, или ядерного материала, поступающего с ядерной установки, произведенного в ней или отправленного на нее, независимо от того, возникают ли они в силу радиоактивных свойств такого вещества или комбинации радиоактивных свойств с токсическими, взрывными или другими опасными свойствами такого вещества"5.

Форма возмещения радиационного  вреда (ядерного ущерба), причиненного вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС, в виде мер социальной поддержки, предоставления льгот и компенсаций, регулируемых различными отраслями  права Российской Федерации, соответствуют  международным нормам возмещения ядерного ущерба, указанным в ст. IX Венской  конвенции. Из смысла ст. IX Венской конвенции  следует, что возмещение ядерного ущерба включает в себя «системы страхования  здоровья, социального страхования, социального обеспечения возмещения при несчастных случаях на производстве или возмещения на случай профессиональных заболеваний включают возмещение на ядерный ущерб...»6.

Информация о работе Предоставление социального обеспечения