Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 12:13, курсовая работа
Необоснованный отказ от применения средств стадии предварительного расследования часто подрывает принцип неотвратимости ответственности, создает возможность не изобличенным преступникам совершать новые, подчас более жестокие преступления, вовлекать в них других лиц. Подобные нарушения закона подрывают авторитет государственных органов. По этой и иным причинам следует уделить особое внимание стадии предварительного расследования.
Введение 2
Глава 1. Предварительное расследование, как самостоятельная стадия процесса. 4
1.1. Понятие, значение и виды предварительного расследования. 4
1.2. Предварительное следствие. Общая характеристика. 14
1.3. Дознание и его формы. 22
Глава 2. Общие условия предварительного расследования. 33
2.1. Понятие и значение общих условий предварительного расследования уголовных дел. 33
2.2. Система общих условий предварительного расследования и характеристика их видов. 35
Заключение 41
Список использованных источников: 42
Основной формой
расследования преступлений
Дознание имеет два вида, которые различаются
в зависимости от подследственности уголовного дела:
Помимо дознания и предварительного следствия уголовно-процессуальный закон предусматривает протокольную форму досудебной подготовки материалов (ст.ст. 414-417,419 УПК). Протокольная форма, по нашему мнению, является самостоятельным процессуальным институтом и не может рассматриваться как разновидность дознания или предварительного следствия. Предварительное расследование по делам о преступлениях, перечисленных в ст. 414 УПК, в форме дознания или предварительного следствия производится лишь в специально предусмотренных законом случаях (ст. 416 УПК).
По делам частного обвинения дознание и предварительное следствие проводятся в исключительных случаях, когда это признают необходимым прокурор или суд (ст.27, 126 УПК).
Четко разграничивая
подследственность и
● оказание помощи следователю при производстве отдельных следственных действий;
● выполнение органами дознания отдельных поручений следователя;
● создание следственно-оперативных групп (СОГ), в которые включаются следователи и оперативные работники для расследования наиболее сложных и объемных дел;
● обмен информацией по расследуемым делам; проведение совместных служебных совещаний и т.д.
На основе взаимодействия следователей с органами дознания должны решаться вопросы обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей, других участников процесса, если имеется информация о попытках оказать на них давление или угрозах в их адрес. В соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" следователи, лица, производящие дознание, и прокуроры подлежат государственной защите при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество в связи с их, служебной деятельностью (СЗ РФ 1995 № 17). Вопросы обеспечения безопасности должны решаться во взаимодействии лица, в производстве которого находится уголовное дело, с оперативными службами органов дознания и соответствующими государственными органами, обеспечивающими безопасность. Вся деятельность органов дознания и предварительного следствия протекает в строго установленном уголовно-процессуальным законом порядке с обязательным составлением в письменном виде соответствующих процессуальных актов (документов), основными из которых являются постановления, протоколы, обвинительное заключение.
Предварительное следствие в уголовном
судопроизводстве РФ - одна из форм предварительного
расследования преступлений, осуществляемая специально
созданными для этого органами предварительного
следствия - следователями прокуратуры, следователями органов
внутренних дел, следователями органов
федеральной службы безопасности, следователями федеральных
органов налоговой полиции (ст. 125 УПК).
Предварительное следствие - это
процессуальная, т.е. урегулированная
уголовно-процессуальным законо
В Прокуратуре, Министерстве внутренних дел (МВД), Федеральной службе безопасности (ФСБ) и Федеральной службе налоговой полиции (ФСНП) созданы следственные аппараты, т.е. специализированные структурные подразделения, основной функцией которых является расследование преступлений. По штатному расписанию в этих подразделениях предусмотрены должности следователей (старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам), т.е. специалистов, непосредственно осуществляющих предварительное следствие. Систему органов предварительного следствия составляют, таким образом, следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ и ФСНП.
Единство этой системы определяется уголовно-процессуальным законом, которым руководствуются все следователи, а также единым прокурорским надзором и судебным контролем за деятельностью следователей независимо от их ведомственной принадлежности.
Концепцией судебной реформы
в Российской Федерации (Ведомости Съезда
народных депутатов РСФСР и Верховного
Совета РСФСР. 1991. № 44) предусмотрено
создание единого следственного аппарата,
организационно отделенного, как от прокуратуры,
так и от МВД и ФСБ. Это может быть следственный
комитет, имеющий статус самостоятельного
ведомства, или институт следственных судей в судебном ведомстве.
Однако идея создания единого следственного
аппарата до настоящего времени остается
не реализованной. Более того, в 1995 г. в федеральных,
органах налоговой полиции на базе подразделений дознания этого ведомства создан
новый следственный аппарат (СЗ РФ, 1995, № 51). Представляется, что
такое решение не вписывается в положения
Концепции о создании единого следственного
аппарата. Следственные аппараты строятся
по территориальному или территориально-
Расследование преступлений
для органов предварительного следствия
является главной функцией, содержание
которой состоит в быстром и полном
раскрытии преступлений, своевременном привлечении
к законной ответственности лиц, виновных
в их совершении, выявлении причин и условий,
способствующих преступлениям, и принятии
мер к их устранению. С учётом того, что
выполнение данной функции может быть
сопряжено с посягательствами на безопасность
следователей, в целях создания надлежащих
условий для борьбы с преступностью Федеральный закон
"О государственной защите судей, должностных
лиц правоохранительных и контролирующих
органов" (СЗ РФ. 1995. № 17) установил систему
мер государственной защиты жизни, здоровья
и имущества следователей и близких
им лиц. Предварительное следствие является
основной формой расследования преступлений,
предусматривающей наиболее полные гарантии соблюдения прав и
законных интересов личности на досудебных
стадиях уголовного
процесса. К подследственности
следователей отнесены наиболее сложные
дела и все дела о преступлениях, совершенных
несовершеннолетними, лицами, которые
в силу своих физических или психических
недостатков не могут сами осуществить
свое право на защиту, а также об общественно
опасных деяниях невменяемых.
По делам, не требующим
Гарантируя объективность
Предварительное следствие
▬ производство следственных действий (осмотр, допрос, опознание, следственный эксперимент и др.);
▬ применение мер процессуального принуждения;
▬ привлечение лица в качестве обвиняемого;
▬ допуск к участию в деле защитника, законного представителя, гражданского истца и других субъектов уголовного процесса;
▬ ознакомление участников с материалами законченного производства при окончании предварительного следствия и т.д.
Постановления следователя,
Данные предварительного следствия
могут быть преданы гласности лишь с разрешения
следователя или прокурора и в том объеме,
в каком они признают это возможным. В
необходимых случаях следователь предупреждает свидетелей, потерпевшего, гражданского
истца, гражданского ответчика, защитника,
эксперта, специалиста, переводчика, понятых и других лиц, присутствующих
при производстве следственных
действий, о недопустимости
разглашения без его разрешения данных
предварительного следствия. От указанных
лиц отбирается подписка с предупреждением об ответственности
по ст. 310 УК РФ. В случае, когда обвиняемый
скрылся, или по иным причинам не установлено
его местопребывания, а также в случае
психического или иного тяжкого заболевания
обвиняемого, установленного врачом, работающим
в медицинском учреждении, или не установления
лица, подлежащего привлечению в качестве
обвиняемого, предварительное следствие
приостанавливается. До приостановления
предварительного следствия следователь
обязан выполнить все следственные
действия.
Предварительное
следствие по уголовным
делам должно быть закончено
не позднее чем в двухмесячный срок. В
этот срок включается время со дня возбуждения уголовного
дела и до момента направления
прокурору дела с обвинительным заключением
или постановлением о передаче дела в
суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных
мер медицинского характера либо до прекращения
или приостановления производства по
делу. Установленный законом срок предварительного
следствия может быть продлен районным,
городским прокурором, военным прокурором
гарнизона, объединения, соединения и
приравненных к ним прокурорами - до трех
месяцев. По делам, расследование которых
представляет особую сложность, прокурор
субъекта РФ, военный прокурор округа,
группы войск, флота, Ракетных войск стратегического
назначения, Федеральной пограничной
службы РФ и приравненные к ним прокуроры
или их заместители могут продлить срок
предварительного следствия - до шести
месяцев. Дальнейшее продление может быть
произведено только в исключительных
случаях Генеральным прокурором РФ или
его заместителем. При возвращении судом
дела для производства дополнительного
следствия, а также при возобновлении
приостановленного или прекращенного
дела срок дополнительного следствия
устанавливается прокурором, осуществляющим
надзор за следствием, в пределах до одного
месяца с момента принятия дела к производству.
Дальнейшее продление срока производится
на общих основаниях. В случае необходимости
продления срока следователь обязан составить
об этом мотивированное постановление
и представить его соответствующему прокурору
до истечения срока предварительного
следствия. Время ознакомления обвиняемого
и его защитника с материалами уголовного
дела при исчислении срока
следствия не учитывается.
Помимо прокурорского
надзора за деятельностью
следователя осуществляется ведомственный
контроль со стороны начальника следственного
отдела, под которым имеется в виду начальник
следственного комитета, управления, службы,
отдела, отделения, группы органов
внутренних дел, органов федеральной
службы безопасности, федеральных
органов налоговой полиции и его заместители,
действующие в пределах своей компетенции. Начальник следственного
отдела осуществляет контроль за своевременностью
действий следователей по раскрытию и
предупреждению преступлений, принимает
меры к наиболее полному, всестороннему
и объективному производству предварительного
следствия. Он наделен правом проверять уголовные
дела, давать указания следователю
о производстве предварительного следствия,
о привлечении в качестве обвиняемого,
квалификации преступления и объеме обвинения,
о направлении дела, о производстве отдельных следственных
действий, передавать дело от
одного следователя другому, поручать
расследование дела нескольким следователям.
Указания начальника следственного отдела
по уголовному
делу даются следователю
в письменной форме и обязательны для
исполнения. Обжалование полученных указаний
прокурору не приостанавливает их, исполнения
за исключением указаний о привлечении
в качестве обвиняемого, о квалификации
преступления и объеме обвинения, о направлении
дела в суд или о прекращении дела. Указания
прокурора по уголовным
делам, данные в соответствии
с законом, обязательны для начальника
следственного отдела. Обжалование этих
указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает
их исполнения.
Информация о работе Предварительное расследование (понятие и общие условия)