Содержание
Введение
- Принципы организации и деятельности
прокуратуры
- Процессуальный статус прокурора
- Прокурор в стадии возбуждения уголовного
дела
- Полномочия прокурора на дознании и предварительном
следствии
- Участие прокурора в судебном следствии
- Надзор прокурора за исполнением законов
органами дознания и предварительного
следствия
Заключение
Список использованной литературы и
нормативно правовых актов
Введение
Прокуратура РФ играет важную
роль в охране и защите прав и свобод граждан,
интересов общества и государства, укреплении
законности и правопорядка, способствуя
становлению и развитию демократического
правового государства.
Осуществляя государственный надзор
за исполнением законов на всей территории
РФ, органы прокуратуры в Центре и на местах
принимают меры, направленные на обеспечение
единства законности и незыблемости правопорядка,
устранение нарушений законности и привлечение
виновных к ответственности, восстановление
нарушенных прав граждан, предприятий,
учреждений, организаций.
Полномочия, организация и порядок деятельности
прокуратуры определяются Федеральным
законом РФ от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре
Российской Федерации", (далее - Закон
о прокуратуре). В Законе нашли отражение
и развитие конституционные положения
(принципы) о прокуратуре, установленные
ст. 129 Конституции. По существу, это новый
закон о прокуратуре, в нем определены
все стороны организации и деятельности
прокуратуры.
Согласно ст. 1 указанного Закона прокуратура
осуществляет от имени Российской Федерации
надзор за исполнением действующих на
территории РФ законов. Работу по надзору,
т.е. по выявлению и устранению нарушений
закона, восстановлению нарушенных прав,
прокуратура выполняет в целях обеспечения
верховенства закона, единства, соблюдения
и укрепления законности, защиты прав
и свобод человека и гражданина, а также
охраняемых законом интересов общества
и государства.
В более сжатом виде, целями прокурорской
деятельности в уголовном судопроизводстве,
являются: 1) обеспечение верховенства
закона; 2) обеспечение единства и укрепления
законности; 3) защита прав и свобод человека
и гражданина; 4) защита охраняемых законом
интересов общества и государства1.
Исходя из общих целей
прокурорской деятельности и с учетом
специфики уголовного судопроизводства,
перед прокурором в этой области деятельности,
законодателем поставлены следующие задачи:
на него как на должностное лицо в пределах
его компетенции, установленной уголовно-процессуальным
законодательством, возлагается осуществление
от имени государства уголовного преследования
и надзор за процессуальной деятельностью
органов дознания и органов предварительного
следствия2.
Осуществляя уголовное
преследование от имени государства, прокурор
тем самым является его полномочным представителем
в области уголовного судопроизводства.
При этом прокурор, исполняя возложенные
на него Законом полномочия, обязан не
только защищать интересы общества и государства,
но и обеспечивать законность в деятельности
других должностных лиц, также наделенных
полномочиями на уголовное преследование.
А это связано не столько с необходимостью
вести уголовное преследование, сколько
с потребностью исключить при этом нарушения
права и свобод человека и гражданина,
вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства.
Исходя из этого, в моей
работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание
принципов организации и деятельности
прокуратуры;
- показать роль, функции,
полномочия прокурора при осуществлении
уголовного преследования;
- показать значение и задачи
прокурорского надзора за процессуальной
деятельностью органов дознания и органов
предварительного следствия, и раскрыть
полномочия прокурора в уголовном процессе.
Объектом исследования
моей работы являются нормы федерального
закона о прокуратуре и уголовно-процессуального
законодательства РФ, регламентирующие
деятельность прокурора по обеспечению
законности и защиты интересов общества
в уголовном судопроизводстве.
Предметом исследования
являются - полномочия прокурора в уголовном
судопроизводстве; понятие, сущность,
значение уголовного преследования и
прокурорского надзора за процессуальной
деятельностью органов дознания и органов
предварительного следствия.
- Принципы организации и деятельности
прокуратуры
По своему назначению, принципам организации
и деятельности, формам и методам работы
прокуратура РФ занимает в системе государственной
власти Российской Федерации самостоятельное
место. Это специфический орган государственной
власти, что позволяет ей успешно осуществлять
возложенные на нее Конституцией РФ и
Законом о прокуратуре, задачи и функции
по обеспечению законности и правопорядка
в государстве.
Принципами организации и деятельности
органов прокуратуры являются централизация,
независимость, законность и гласность3.
В соответствии с конституционным положением
о том, что прокуратура РФ составляет единую
централизованную систему с подчинением
нижестоящих прокуроров вышестоящим и
Генеральному прокурору России в разделе
II Закона определены система и организация
прокуратуры РФ. Установлены принципы,
нормы, гарантирующие органам прокуратуры
активно, беспрепятственно и независимо
от других органов осуществлять свою деятельность
по надзору за исполнением законов, укреплению
законности и правопорядка.
Принцип централизации органов прокуратуры
означает, что эти органы составляют единую
централизованную систему, возглавляемую
Генеральным прокурором РФ.
Систему прокуратуры России составляют
Генеральная прокуратура Российской Федерации,
прокуратуры субъектов Федерации и приравненные
к ним прокуратуры, прокуратуры городов
и районов, другие территориальные, а также
военные и иные специализированные прокуратуры.
Создание и деятельность органов прокуратуры,
не входящих в единую систему прокуратуры
России, не допускается.
Единство системы органов прокуратуры
находит свое выражение в том, что все
прокуроры наделены одинаковыми по характеру
полномочиями, за исключением отдельных
случаев, определенных законом. Каждый
прокурор действует от имени всей системы
прокурорских органов, имеет право и обязан
принять предусмотренные законом меры
для выявления и устранения любого нарушения
закона. Едины также формы, методы и акты
прокурорского реагирования на нарушения
закона (проверки, протесты, представления,
постановления). Решения прокурора, принятые
в соответствии с законом и в пределах
своей компетенции, имеют одинаковую юридическую
силу и обязательны к исполнению надлежащими
органами и должностными лицами. В пределах
своей компетенции прокуроры вправе приносить
протесты на судебные решения и приговоры.
Вышестоящий прокурор может поручить
нижестоящему прокурору выполнение отдельных
своих обязанностей (кроме специально
оговоренных в законе) и вместе с тем вправе
взять на себя осуществление обязанностей
нижестоящего прокурора4.
Централизация системы органов прокуратуры
выражается, прежде всего, в том, что все
нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящему
и Генеральному прокурору РФ (подчинение
по "вертикали"). Генеральный прокурор
руководит всей системой органов прокуратуры,
в пределах своей компетенции назначает
и освобождает от должности прокуроров,
следователей и других работников прокуратуры,
издает обязательные для исполнения всеми
работниками органов и учреждений прокуратуры
приказы, указания, распоряжения и инструкции.
Прокуроры субъектов Федерации руководят
деятельностью нижестоящих прокуратур,
издают приказы, указания, распоряжения,
обязательные для исполнения всеми подчиненными
работниками. Прокуроры субъектов Федерации
подчинены и подотчетны Генеральному
прокурору, а нижестоящие прокуроры подчинены
и подотчетны вышестоящим прокурорам
и Генеральному прокурору. Правом руководства
подчиненными работниками наделены и
нижестоящие прокуроры. Перед прокурорами,
назначаемыми в соответствии с Конституцией
РФ, стоят общие, единые для всей прокурорской
системы задачи.
Назначение Генерального прокурора РФ
на должность и освобождение его от должности
Советом Федерации Федерального Собрания
по представлению Президента РФ указывают
на особую государственную значимость
должности Генерального прокурора и возглавляемой
им системы органов прокуратуры, призванных
осуществлять надзор за исполнением законов
на всей территории РФ.
Назначение прокуроров субъектов РФ
Генеральным прокурором по согласованию
с этими субъектами (согласно ст. 129 Конституции),
а именно с органами государственной власти
субъектов Федерации (ст. 13 Закона о прокуратуре),
с одной стороны, подтверждает уже изложенное
конституционное положение о единстве
и централизации системы прокуратуры
России, а с другой - отражает специфику
России как федеративного государства,
определенную Конституцией известную
самостоятельность субъектов Федерации,
указывает на необходимость учета их интересов
в данном вопросе. Государственную власть
в субъектах РФ осуществляют образуемые
ими органы государственной власти5. Сложилась разнообразная
система органов государственной власти
в субъектах Федерации. Вопрос о том, с
каким из этих органов должно согласовываться
назначение прокуроров субъектов Федерации,
подлежит разрешению в практической деятельности
Генерального прокурора.
Принцип независимости в организации
и деятельности прокуратуры состоит в
том, что ее органы осуществляют свои полномочия
независимо от федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов РФ, органов местного самоуправления,
общественных объединений и в строгом
соответствии с действующими на территории
РФ законами, действуют гласно, информируют
органы государственной власти Федерации
и субъектов Федерации, органы местного
самоуправления, а также население о состоянии
законности6.
Недопустимо вмешательство в осуществление
прокурорского надзора: воздействие в
какой-либо форме федеральных органов
государственной власти, органов государственной
власти субъектов Федерации, органов местного
самоуправления, общественных объединений,
средств массовой информации, их представителей,
а также должностных лиц на прокурора
или следователя с целью повлиять на принимаемые
ими решения или воспрепятствование в
какой-либо форме их деятельности влечет
за собой установленную законом ответственность7.
Чтобы оградить независимость функционирования
органов прокуратуры, закон запрещает
прокурорам и следователям быть членами
выборных и иных органов, образуемых органами
государственной власти и органами местного
самоуправления. Прокурорские работники
не могут являться членами общественных
объединений, преследующих политические
цели, и принимать участие в их деятельности.
Создание и деятельность общественных
объединений, преследующих политические
цели, и их организаций в органах и учреждениях
прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной
деятельности не связаны решениями общественных
объединений. Прокурорские работники
не вправе совмещать свою основную деятельность
с иной оплачиваемой или безвозмездной
деятельностью, кроме преподавательской,
научной и творческой.8
Принцип законности означает,
что органы прокуратуры осуществляют
свои функции в строгом соответствии с
действующими на территории РФ законами.
Принцип гласности в организации и деятельности
прокуратуры выражается в оповещении
в печати о назначении прокуроров, о которых
идет речь в Конституции РФ, в обязанности
информирования федеральных органов власти,
органов власти субъектов РФ и органов
местного самоуправления, а также населения
о состоянии законности. Органы прокуратуры
обязаны действовать гласно в той мере,
в какой это не противоречит требованиям
федеральных законов об охране прав и
свобод граждан, а также законодательства
о государственной и иной специально охраняемой
законом тайте.
Генеральный прокурор РФ не подотчетен
палатам Федерального Собрания и Президенту
РФ. Генеральный прокурор
ежегодно представляет палатам Федерального
Собрания и Президенту доклад о состоянии
законности и правопорядка в РФ и о проделанной
работе по их укреплению9.
Стоит отметить, что изложенные положения
Закона о прокуратуре отражают и развивают
конституционные принципы организации
прокуратуры как специфического самостоятельного
органа государственной власти Российской
Федерации. По сравнению с ранее действовавшим
Законом о прокуратуре новый закон, восприняв
его позитивные нормы, отличается от прежнего
многими принципиально новыми положениями,
применение которых, несомненно, будет
способствовать повышению роли прокуратуры
в укреплении законности и правопорядка.
Согласно Генеральная прокуратура РФ
в пределах своей компетенции осуществляет
прямые связи с соответствующими органами
других государств и международными организациями,
сотрудничает с ними, заключает соглашения
по вопросам правовой помощи и борьбы
с преступностью, участвует в разработке
международных договоров РФ10. Осуществление Генеральной прокуратурой России этих
полномочий имеет важное значение для
повышения эффективности деятельности
прокуратуры по укреплению законности
и правопорядка, усиления ее роли в борьбе
с преступностью в Российском государстве.
2. Процессуальный статус прокурора
2.1 Прокурор в стадии возбуждения
уголовного дела
В настоящее время возбуждение
уголовного дела - это первоначальная
стадия уголовного судопроизводства,
в ходе которой происходит получение,
регистрация, проверка сообщения о преступлении,
а в зависимости от результатов проверки
содержания решение о возбуждении уголовного
дела или об отказе в его возбуждении.
В соответствии с положениями
действующего уголовно - процессуального
законодательства и теории российского
уголовного процесса стадия возбуждения
уголовного дела охватывает деятельность
органа дознания, дознавателя, следователя,
прокурора с момента поступления сообщения
о преступлении до вынесения процессуального
решения о возбуждении уголовного дела
или отказе в возбуждении дела.