Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 21:53, курсовая работа
Любое производство по уголовному делу связано с принятием различного рода процессуального решения и совершаемых в соответствии с этими решениями процессуальных действий. В свою очередь, эти решения в той или иной степени затрагивают чьи-либо права и интересы, связанные с определенными ограничениями. Необходимость такого рода ограничений связано с самим ходом решаемых по делу задач уголовного судопроизводства (необходимость раскрытия преступления, подвергнуть к ответственности виновного и не допустить необоснованное наказание и т. д.)
Введение. 3
1. Лица, к которым могут применяться меры уголовно-процессуального принуждения. 4
2. Соблюдение законности при выборе оснований и условий применения мер уголовно-процессуального принуждения. 12
3. Регламентация пределов и порядка использования мер уголовно-процессуального принуждения в Конституции РФ и УПК РФ. 14
Заключение. 27
Список литературы. 29
Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, подозреваемому или обвиняемому и приводится в исполнение немедленно.
При отказе судьи в удовлетворении ходатайства повторное обращение в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица по тому же уголовному делу возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость заключения лица под стражу.
Когда вопрос об избрании в отношении подсудимого данной меры пресечения возникает в суде, то решение об этом принимает суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе.
Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение 3 суток со дня его вынесения. Суд кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее, чем через 3 суток со дня их поступления. Возможна также проверка законности и обоснованности такого постановления и в надзорном порядке.
Лицо, в производстве
которого находится уголовное дело,
обязано незамедлительно
Упомянутый выше Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» детально регламентирует принципы, основания, условия и порядок содержания лиц в местах предварительного заключения; права и обязанности заключенных, а также администрации мест предварительного заключения; основания и порядок освобождения заключенных и другие положения.7
Для избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу, как и для задержания, в отношении лиц, наделенных процессуальными привилегиями, тоже установлены особые правила, регламентируемые ст. 448 и 450 УПК. Коротко их суть можно свести к следующим двум положениям:
если возбуждение уголовного дела в отношении такого лица или привлечение его в качестве обвиняемого состоялось с соблюдением требований, установленных ст. 448 УПК, то заключение под стражу производится по общим правилам, которые изложены выше в настоящем параграфе, т.е. по судебному постановлению, принимаемому в порядке, предусмотренном ст. 108 УПК. Специфика заключается лишь в том, что такое постановление, как правило, не исполняется немедленно и автоматически. Для его реализации должны быть приняты дополнительные решения: скажем, постановление о заключении под стражу судьи общей юрисдикции может быть исполнено, если с этим согласится квалификационная коллегия судей соответствующего уровня (см. ч. 2 ст. 450 УПК);
если вопрос о заключении под стражу названного лица возникает, когда уголовное дело не возбуждалось непосредственно против него или когда еще не вынесено постановление о его привлечении в качестве обвиняемого, то при решении этого вопроса должны соблюдаться упомянутые требования, которые предусмотрены ст. 448 УПК.
Срок заключения под стражу при производстве предварительного расследования, как правило, не должен превышать двух месяцев (ч. 1 ст. 109).
В случае невозможности
закончить предварительное
Дальнейшее продление срока (до 12 месяцев) возможно только в отношении лица, обвиняемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, и только в случае особой сложности уголовного дела. Решение об этом может принять судья того же уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия прокурора субъекта РФ или приравненного к нему прокурора.
Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен до 18 месяцев лишь в исключительном случае в отношении лица, обвиняемого в совершении особо тяжкого преступления, судьей суда субъекта РФ или военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия Генерального прокурора РФ либо его заместителя.
Сроки содержания обвиняемых под стражей при расследовании уголовных дел при продлении их до 12 или тем более до 18 месяцев являются предельными. Их дальнейшее продление, как правило, не допускается.
Срок содержания под
стражей в период предварительного
следствия исчисляется с
Время, в течение которого
находящийся под стражей
Разрешить такого рода проблему, возникающую в ситуациях, когда время содержания обвиняемого под стражей грозит "зашкалить" за установленные законом предельные сроки в 12 или даже 18 месяцев, законодатель попытался введением трех твердых правил.
Во-первых, он обязал органы
расследования в таких случаях
предъявлять обвиняемому и его
защитнику материалы
Во-вторых, если вопреки
требованиям данного правила
материалы оконченного
В-третьих, для случаев, когда материалы дела обвиняемому и его защитнику были предоставлены не позднее 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, но, тем не менее, времени для полного ознакомления с этими материалами им все равно оказалось недостаточно, следователю с согласия прокурора субъекта РФ предоставлена еще одна, и последняя на сей раз, особо исключительная возможность не позднее, чем за 7 суток до истечения предельного срока содержания под стражей, возбудить ходатайство о продлении этого срока перед судом субъекта РФ или военным судом соответствующего уровня (ч. 7 ст. 109 УПК).
Судье при этом предоставлено право в течение не позднее, чем через 5 суток со дня получения ходатайства, разрешить продление срока содержания обвиняемого под стражей до момента окончания ознакомления им и его защитником с материалами уголовного дела либо в удовлетворении ходатайства следователя отказать и обвиняемого из-под стражи освободить.
В-четвертых, особое изъятие установлено для тех случаев, когда обвиняемый содержался под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о его выдаче, а также когда имеется необходимость в производстве предварительного расследования по делу такого обвиняемого. При установлении обстоятельств подобного рода судье дано право продлить срок содержания под стражей сверх предельного срока, но не более, чем на 6 месяцев (ч. 11 ст. 109 УПК).
К числу иных мер, как
уже было отмечено, обычно относят
меры процессуального принуждения,
посредством которых
Обязательство о явке, которое состоит в письменном обязательстве обвиняемого или подозреваемого, а также потерпевшего или свидетеля своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или в суд, а в случае перемены места жительства незамедлительно сообщать об этом. При этом указанным лицам разъясняются последствия нарушения обязательства, о чем делается соответствующая отметка в обязательстве (ст. 112 УПК).
Привод - осуществляемое по мотивированному постановлению органа расследования, прокурора или судьи (либо по определению суда) принудительное доставление лица к прокурору, органу расследования или в суд в случае неявки его по неуважительным причинам. Такой мере могут быть подвергнуты: обвиняемый, подозреваемый, свидетель или потерпевший (ч. 1 ст. 113 УПК). Привод производится органами дознания по поручению дознавателя, следователя, прокурора, а также судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов - по поручению суда. Он не может производиться в ночное время.
Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания (ч. 6 ст. 113 УПК).
Временное отстранение от должности (ст. 114 УПК) - мера, которая может применяться по решению суда к обвиняемому, являющемуся должностным лицом, в случаях, когда имеются обоснованные опасения, что обвиняемый может использовать свое должностное положение, чтобы помешать нормальному ходу расследования, продолжать преступную деятельность и т.п. Данная мера по своим целям близка к мерам пресечения.
При наличии указанных обоснованных опасений прокурор, а также следователь или дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении обвиняемого от должности или об отказе в этом. Постановление о временном отстранении обвиняемого от должности направляется по месту его работы.
В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор РФ направляет Президенту страны представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент в течение 48 часов с момента поступления представления издает указ о временном отстранении указанного лица от должности либо отказывает в этом.9
Временно отстраненный от должности обвиняемый имеет право на получение ежемесячного государственного пособия в размере 5 минимальных размеров оплаты труда (ч. 6 ст. 114 и п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК). В случае признания судом такого обвиняемого виновным в совершении преступления суммы, выплаченные ему в виде государственного пособия, могут быть взысканы с него как процессуальные издержки (ч. 1 ст. 132 УПК).
При отпадении оснований для применения данной меры она по постановлению прокурора, следователя или дознавателя подлежит отмене.
Наложение ареста на имущество (ст. 115 УПК) - мера, применяемая в целях обеспечения гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества. Этой мере может быть подвергнуто принадлежащее подозреваемому, обвиняемому или лицу, несущему по закону материальную ответственность за его действия, имущество, полученное в результате преступных действий либо нажитое преступным путем. Она состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу такого имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии такого имущества и передаче его на хранение.
При необходимости применения ареста имущества прокурор, а также дознаватель или следователь с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия. Суд рассматривает ходатайство в порядке, установленном ст. 165 УПК, и выносит мотивированное постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в нем.
Действия, осуществляемые во исполнение такого постановления, производятся с участием понятых и фиксируются в протоколе наложения ареста на имущество, составляемом согласно требованиям ст. 166 и 167 УПК. В этом же протоколе должны содержаться перечень арестованного имущества с детальным описанием особенностей каждого предмета, а также сведения об изъятии этого имущества и (или) о том, куда или кому оно передано на хранение.
После наложения ареста на принадлежащие подозреваемому или обвиняемому денежные средства и иные ценности, находящиеся на счете, во вкладе или на хранении в банках и иных кредитных организациях, операции по данному счету прекращаются полностью или частично в пределах денежных средств и иных ценностей, на которые наложен арест. Руководители банков и иных кредитных организаций обязаны предоставить информацию об этих денежных средствах и иных ценностях по запросу суда, а также прокурора либо следователя или дознавателя с согласия прокурора.