Прокурор в досудебном производстве по уголовному делу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших средств борьбы с преступностью являются уголовно-правовые меры, возникновение и развитие которых связано с реакцией общества и государства на преступления, т.е. правонарушения против личности, общества или государства, признаваемые государственной властью наиболее опасными и запрещенные уголовным законом под угрозой наказания.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………. 3
§ 1. Прокурор как участник уголовного процесса………………………………...6
§ 2. Прокурор в ходе досудебного производства по уголовному делу……...….10
§ 3. Полномочия прокурора в досудебном производстве по новому УПК…….15
Заключение……..…………………………………………………………………..21
Список литературы………..………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

53907.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Тихоокеанский институт политики и  права

 

 

Кафедра уголовного права

 

 

 

 

 

 

 

 

Прокурор в досудебном производстве

по уголовному делу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа студентки группы Ю-6

Усовой Валерии Викторовны

Научный руководитель – Колбанова  И.Н.

 

Дата защиты_________________________

 

Оценка _____________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток

2004

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

Введение……………………………………………………………………………. 3

§ 1. Прокурор как участник уголовного процесса………………………………...6

§ 2. Прокурор в ходе досудебного  производства по уголовному делу……...….10

§ 3. Полномочия прокурора в досудебном производстве по новому УПК…….15

Заключение……..…………………………………………………………………..21

Список  литературы………..………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из важнейших средств борьбы с преступностью являются уголовно-правовые меры, возникновение и развитие которых  связано с реакцией общества и  государства на преступления, т.е. правонарушения против личности, общества или государства, признаваемые государственной властью наиболее опасными и запрещенные уголовным законом под угрозой наказания.

Для обеспечения задач, стоящих перед уголовным правом, существует уголовно-процессуальное право и регулируемый им уголовный процесс, который, как и уголовно-процессуальное право, детерминирован уголовным правом.

Среди специальных мер, направленных на борьбу с преступностью, важное место  занимают уголовно-процессуальные меры, которые в рамках конкретного уголовного дела направлены на раскрытие преступления и установление лиц, его совершивших, осуществление в отношении этих лиц уголовного преследования, установление их виновности и применение к ним в строгом соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательствами наказания либо освобождение от ответственности.

Уголовно-процессуальным правом, как  и любой другой отраслью права, регулируется определенная область общественных отношений. С получением сообщения о готовящемся или совершенном преступлении у должностных лиц, ответственных за его рассмотрение и последующее производство по уголовному делу, возникают фактические отношения с другими субъектами; должностными лицами, представителями организаций, гражданами. Эти отношения возникают, развиваются и прекращаются на протяжении всего производства по уголовному делу, а также при исполнении принятых по нему решений. На их регулирование, прежде всего, и направлены нормы уголовно-процессуального права. В них установлены права и обязанности субъектов правовых отношений, реализация которых осуществляется путем совершения тех или иных действий, либо воздержания от них. Следовательно, уголовно-процессуальные действия составляют содержание уголовно-процессуальных отношений (уголовного процесса).

Деятельность различных субъектов  уголовного-процесса - это сумма  отдельных разрозненных и разобщенных  действий. Напротив, они представляют собой "звенья одной цепи", систему  взаимосвязанных и последовательно  проводимых процессуальных действий (возбуждение уголовного дела, проведение следственных действий по собиранию доказательств, привлечение лица в качестве обвиняемого, допрос обвиняемого и т.п.).

Следовательно, уголовный процесс - это установленная уголовно-процессуальным законом и основанная на конституционных принципах система отношений, ответственных за ведение уголовных дел государственных органов между собой, с гражданами и другими субъектами в связи с выполнением задач уголовного судопроизводства.1

Характе6рными особенностями деятельности государственных органов в сфере судопроизводства являются:

во-первых, строго определенный круг субъектов - суд, судья, прокурор, следователь, начальник следственного отдела, дознаватель, орган дознания,

во- вторых, установление ее форм, методов и средств нормами уголовно-процессуального закона.

Основным источником уголовно-процессуального  права является уголовно-процессуальный закон. В настоящее время в  РФ действует УПК РФ, принятый 22 ноября 2001 г. и одобренный СФ 5 декабря 2001 г., подписанный Президентом РФ 18 декабря 2001 г. (Федеральный закон № 174-ФЗ). За исключением некоторых положений УПК РФ вступил в силу с 1 июля 2002 года, «сменив» УПК РСФСР 1960 г., который действовал с 1 января 1961 г., ___________________________________

1 Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция"/Под ред. В.П. Божьева. 3-еизд.,испр. и доп. - М.: Спартак ,2002. С.7-8.

претерпев с того времени  около 50 изменений и дополнений. Федеральный закон от 18 декабря 2001 года № 177-ФЗ «О введении в действие УПК РФ» с изменениями и дополнениями от 29 мая 2002 года (ФЗ-59) определяет порядок действия УПК РФ, например, ст.10 Закона установила иной срок вступления в силу ст.29 УПК и иных связанных с ней норм, касающихся передачи судам в ходе досудебного производства полномочий по разрешению производства следственных действий, затрагивающих конституционные права граждан – например, на производство обыска в жилище – с 1 января 2004 года, а до этого времени решения по этим вопросам принимает прокурор; или ст.7 Закона – относительно рассмотрения уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции с 1 января 2004 года, с сохранением (при определенных условиях) в составе суда народных заседателей; или ст.8 Закона – относительно действия суда с участием присяжных заседателей – с 1 января 2003 года в тех регионах, где они не были созданы.

Новый УПК состоит  из 473 статей, размещенных в 5 частях, состоящих из 18 разделов, которые, в свою очередь, состоят из 55 глав. Нумерация частей, разделов, глав и статей традиционно является сквозной.

УПК РФ принципиально  изменил положение прокурора  в судебном производстве. Существенно  изменились полномочия прокурора и  в сфере дознания и предварительного следствия. Например, появилось принципиально новое положение о том, что уголовное дело публичного обвинения возбуждается следователем, дознавателем с согласия прокурора (ст. 146 УПК РФ). Наука доказала, практика закрепила положение, что материалы предварительного следствия и дознания составляют основу деятельности суда. Издавна известно, что правильное отправление правосудия в значительной мере зависит от того, насколько доброкачественно и полно проведено предварительное расследование.

В заключение следует подчеркнуть, что с ведение в действие УПК РФ на прокурора дополнительно возлагается огромный объем работы и, соответственно, ответственности. Ведь законодатель ввел в УПК требование о возбуждении уголовного дела с согласия прокурора в целях усиления роли прокурорского надзора именно в начальной стадии расследования - при возбуждении уголовного дела, чтобы исключить необоснованное возбуждение уголовных дел. Тем самым прокурору предоставлена возможность пресечь нарушения закона в самом зародыше.

Выше сказанное, подтверждает актуальность темы, рассматриваемой в курсовой работе.

Структура работы построена таким  образом, чтобы раскрыть тему курсовой работы, а именно: в первом параграфе  рассматривается понятие прокурора  как участника уголовного судопроизводства, во втором - полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу, третий параграф посвящен  полномочиям прокурора в досудебном производстве по новому УПК РФ.

 

§ 1. Прокурор как  участник уголовного процесса.

 

Участники уголовного судопроизводства (уголовного процесса) по-разному вовлекаются в сферу уголовно-процессуальных отношений: одни - в силу должностных обязанностей (суд, судья, прокурор, следователь, дознаватель); другие - посредством реализации своих субъективных прав (потерпевший, гражданский истец, их законные представители); третьи - по воле должностных лиц (подозреваемый, обвиняемый, свидетель, понятой и др.); четвертые - путем исполнения поручения, полученного от иного субъекта (защитник, представитель и т.п.).

Участники уголовного судопроизводства - это лица, наделенные сообразно  их процессуальному положению уголовно-процессуальным законом правами и обязанностями. Все они вступают в уголовно-процессуальные отношения с другими участниками (субъектами) уголовно-процессуальных отношений.

Участники уголовного процесса могут быть классифицированы по различным  признакам. Наиболее предпочтительным представляется такой подход, при  котором учитываются: цель участия  субъекта в процессе, направление  его деятельности, связь последней с задачами уголовного процесса, отношение к результатам производства по уголовному делу. С учетом этого УПК выделяет следующие группы участников уголовного судопроизводства:

1) суд; 

2) участники уголовного  судопроизводства со стороны  обвинения;

3) участники уголовного  судопроизводства со стороны  защиты;

4) иные участники уголовного  судопроизводства.2

Прокурор - наделенный властными  полномочиями участник уголовного __________________________________

2 Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция"/Под ред. В.П. Божьева. 3-изд.,испр. и доп. - М.: Спартак ,2002. С.117.

судопроизводства, который может  вступать в уголовно-процессуальные отношения во всех стадиях судопроизводства. УПК определяет прокурора как должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч.1 ст.37).

Самим термином "прокурор" УПК  обозначает круг должностных лиц  прокуратуры в лице Генерального прокурора РФ и подчиненных ему  прокуроров, их заместителей и помощников, участвующих в уголовном судопроизводстве (п.31 ст. 5 УПК РФ).

Наиболее широкими полномочиями Федеральный  закон "О прокуратуре Российской Федерации" и УПК РФ наделяют прокурора  на досудебных этапах уголовного судопроизводства - в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.

Определяя основные направления деятельности прокурора в указанной сфере, Закон о прокуратуре констатирует, что прокурор осуществляет:

а) надзор за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие;

б) уголовное преследование в  соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством  Российской Федерации;

в) координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью3 (ч.2 ст.1).

Формулируя предмет надзора прокурора на досудебных этапах уголовного судопроизводства, Закон о прокуратуре включает в него (глава 3. Закона):

- соблюдение прав и свобод  человека и гражданина;

- установленный порядок разрешения  заявлений и сообщений о совершенных  и готовящихся преступлениях;

____________________________________

3 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" -2-е изд. - М.: Ось-89, 2002. - С.4

- проведение расследования;

- законность решений, принимаемых  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное следствие.

Рассмотрение вопросов деятельности прокурора применительно к сфере  оперативно-розыскной деятельности в связи с уголовно-процессуальной деятельностью обусловлено рядом  обстоятельств. Во-первых, оперативно-розыскные  меры нередко применяются во взаимодействии (например, при привлечении к работе следственной группы должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность) с мерами процессуальными (следственными).

Во-вторых, основаниями  для проведения оперативно-розыскных мероприятий могут быть поручения следователя или указания прокурора (п.5 ч.2 ст. 157 УПК, п.3.ч.1 ст.7 ФЗ "Об опреративно-розыскной деятельности"). В-третьих, оперативно-розыскные действия подчас предшествуют уголовно-процессуальным (ст.143 УПК, п.1 ч.2 ст.7 Закона об ОРД). Все это позволяет сделать вывод, что для следователя (как, впрочем, и для суда) совсем не безразлично соблюден ли закон при проведении оперативно-розыскных мероприятиях, не нарушены ли при этом права граждан. Поэтому результаты прокурорского надзора за действиями органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, могут оказать влияние на ход и результаты расследования.

Особенностью уголовно-процессуальных отношений является их обусловленность  в конечном итоге необходимостью применения норм уголовного права. Поэтому, осуществляя надзор за правильностью применения норм уголовно-процессуального права, прокурор, будучи субъектом уголовно-процессуальных отношений, проверяет правильность применения положений УК РФ следователями и органами дознания.

Прокуратура наделена функцией расследования  преступлений. Согласно Закону о прокуратуре  она осуществляет уголовное преследование  по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законом к  ее компетенции (п.1 ч.2 и п.2 ч.3 ст. 151). Однако, осуществляя надзор за исполнением законов следователями других органов предварительного расследования (ФСБ, МВД, ФСНП), прокурор обладает такими же полномочиями.

Генеральный прокурор РФ 18 июня 1997 г. издал приказ №31 "Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием.". В нем он потребовал обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности, безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения по делу.4

Информация о работе Прокурор в досудебном производстве по уголовному делу