Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 10:36, реферат
Законодательные акты Республики Беларусь, прежде всего УК, УПК, ГК, КоБС, ТК, специально выделяют разделы и статьи, регламентирующие особое положение детей и несовершеннолетних, специальную защиту их прав и интересов как при расследовании и судебном рассмотрении дел с их участием или затрагивающих их интересы, так и при рассмотрении семейных, наследственных, жилищных и трудовых вопросов, положения и взаимоотношений в семье. Задачи органов прокуратуры состоят в том, чтобы, используя положения по осуществлению надзора заточным и единообразным исполнением законов, обеспечить гарантии прав и законных интересов несовершенно летних, улучшить работу по борьбе с преступностью и правонарушения ми, выявлять и укреплять причины и условия, им способствующие, добиваться возвращения к честной трудовой жизни каждого оступившегося подростка.
1. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних
1.1 Сущность, задачи и предмет надзора за исполнением законов о несовершеннолетних
1.2 Прокурорский надзор за законностью задержания и привлечения к ответственности несовершеннолетних
1.3 Надзор прокурора за исполнением законов при применении к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия
1.4 Прокурорский надзор за законностью деятельности специализированных учреждений, обеспечивающих исправление несовершеннолетних
1.5 Участие прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел несовершеннолетних
1.6 Надзор прокурора за исполнением законов в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних
1.7 Надзор прокурора за исполнением законов об образовании и о труде несовершеннолетних. Полномочия прокурора по охране прав и законных интересов несовершеннолетних
Список использованных источников
Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних
Содержание
1. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних 1.1 Сущность, задачи
и предмет надзора за 1.2 Прокурорский надзор за законностью задержания и привлечения к ответственности несовершеннолетних 1.3 Надзор прокурора
за исполнением законов при
применении к 1.4 Прокурорский
надзор за законностью 1.5 Участие прокурора
в судебном разбирательстве 1.6 Надзор прокурора
за исполнением законов в 1.7 Надзор прокурора
за исполнением законов об
образовании и о труде Список использованных источников
1. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних
1.1 Сущность,
задачи и предмет надзора за
исполнением законов о Необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних обусловлена, в первую очередь, их физической и умственной незрелостью, а также вытекающей из этого потребностью в охране и заботе, обеспечении условий для нормального развития и образования. Правам несовершеннолетних посвящены ст. 25 и 26 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). 20 ноября 1989 г. Генеральной ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка3. Ратифицировав данную Конвенцию 28 января 1990 г., Республика Беларусь приняла обязательства по приведению своего законодательства о правовом положении несовершеннолетних в соответствие с нормами международного права. Основные положения о правах несовершеннолетних закреплены в Конституции Республики Беларусь, а также в Законе Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка». Кроме того, права несовершеннолетних в сфере гражданских, семейных, трудовых отношений урегулированы специальными нормами соответственно гражданского, семейного и трудового права. Особую значимость имеют нормы административного и уголовного законодательства. К конституционным правам несовершеннолетних относятся: право па гражданство (ст. 10 Конституции), право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье (ст. 21), равенство перед законом (ст. 22), право на жизнь (ст. 24), право на свободу и неприкосновенность (ст. 25), презумпция невиновности (никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 26)), право на отказ от самообвинения (никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников (ст. 27)), право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе от посягательств на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (ст. 28), неприкосновенность жилища (ст. 29), свободу передвижения (ст. 30), свободу вероисповедания (ст. 31), право на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение (ст. 33), свободу собраний, митингов, шествий (ст. 35), право на свободу объединений (ст. 36), право на труд (ст. 42), право на отдых (ст. 43), на охрану здоровья (ст. 45), право на жилище (ст. 48), на образование (ст. 49). Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» определяет права и обязанности ребенка. При этом дополнительными гарантиями пользуются дети с определенными особенностями развития, а также оказавшиеся в неблагоприятных ситуациях. Действие закона распространяется на лиц моложе 18 лет. В настоящее время, когда решение социальных проблем по воспитанию молодежи является первоочередной задачей государственных и общественных органов, неизмеримо возросли возможности правового воздействия на воспитание и образование подрастающего поколения, его гражданское, трудовое и общественное становление. Важная роль в выполнении этих задач принадлежит органам прокуратуры. Законодательные
акты Республики Беларусь, прежде всего
УК, УПК, ГК, КоБС, ТК, специально выделяют
разделы и статьи, регламентирующие
особое положение детей и несовершенно Задачи органов прокуратуры состоят в том, чтобы, используя положения по осуществлению надзора заточным и единообразным исполнением законов, обеспечить гарантии прав и законных интересов несовершенно летних, улучшить работу по борьбе с преступностью и правонарушения ми, выявлять и укреплять причины и условия, им способствующие, добиваться возвращения к честной трудовой жизни каждого оступившегося подростка. Генеральным прокурором Республики Беларусь с учетом возможностей этого направления прокурорской деятельности 17 марта 2006 г. издан приказ № 3 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи». Это вызвано, во-первых, обстановкой, которая сложилась с исполнением законодательства, когда все еще превалирует правовой нигилизм, что особенно отрицательно сказывается на защите интересов несовершеннолетних. Во-вторых, социально-экономической обстановкой, которая сказывается на всех сферах жизни общества, прежде всего, отрицательно отражается на положении семей, которые зачастую не могут обеспечить нормальное воспитание и создание необходимых условий для роста и развития детей. Все это приводит к росту беспризорности и безнадзорности детей, упущениям в системе школьного образования, в результате чего допускаются существенные нарушения законов и интересов подрастающего поколения. В-третьих, такое положение приводит к падению в обществе основ морали и нравственности, а это сказывается на отношении к детям и на серьезных нарушениях их прав и интересов, что, в свою очередь, ведет, наряду с ростом общей преступности, к значительному росту преступности несовершеннолетних, причем нередко к совершению ими вместе со взрослыми, при их подстрекательстве, тяжких и опасных преступлений. Как показывает практика, такое положение является во многом результатом того, что органы государственной власти и управления, те ведомства, на которые законом возложены функции по охране прав и интересов несовершеннолетних, нормальному воспитанию детей и контроль о проведением законов в жизнь, не выполняют должным образом установленные законом обязанности, а иногда, не имея нужных экономических и финансовых возможностей, не ставят эти вопросы перед надлежащими инстанциями или используют выделенные на это средства не по назначению. Как следствие, возрастает число нарушении-законности, которые по многих случаях приводят к тяжким последствиям, к преступлениям как со стороны несовершеннолетних, так и в отношении их и их интересов. Такое положение требует особого внимания органов прокурорского надзора, для осуществления которого имеется достаточная правовая основа. В органах прокуратуры
для решения поставленных задач
и осуществления данного Генеральный прокурор Республики Беларусь обязывает обращать внимание на эти вопросы в деятельности всех отраслей прокурорского надзора: при надзоре за следствием и дознанием; при участии в рассмотрении дел судами и надзоре за законностью судебных постановлений; при надзоре за соблюдением законности в местах лишения свободы и в учреждениях, исполняющих наказание, не связанное с лишением свободы, и особенно в ходе проведения проверок исполнения законов о несовершеннолетних. Генеральный прокурор Республики Беларусь требует постоянно совершенствовать надзор за исполнением законодательства: - о профилактике
правонарушений среди - направленного
на предупреждение - направленного на обеспечение безопасности несовершеннолетних, защиту их права на жизнь, здоровье, а также на защиту от экономической и иной эксплуатации; - по борьбе с пьянством и наркоманией, добиваясь устранения причин и условий вовлечения в них подростков; - о занятости, трудоустройстве и охране труда несовершеннолетних. Систематически анализировать и проверять исполнение законодательства о труде, обучении и занятости подростков, придавая первостепенное значение реализации программы по обеспечению их занятости. Проверять исполнение решений органов исполнительной власти об установлении на предприятиях квот рабочих мест для несовершеннолетних. Усиливать надзор за исполнением законодательства центрами (бюро) занятости, а также за соблюдением законности в деятельности предприятий негосударственных форм собственности, использующих труд подростков; - о воспитании
детей в семьях и защите
их прав, максимально используя
правовые средства для - гарантирующего защиту детей и подростков, оказавшихся в неблагоприятных (экстремальных) ситуациях; - Закона Республики
Беларусь «О правах ребенка»,
подвергая тщательной проверке
каждый случай усыновления ( - Закона Республики Беларусь «Об образовании», сосредоточив внимание на исполнении учебными заведениями и органами образования воспитательных функций, а также на обеспечении права на получение обязательного базового образования . На органы прокуратуры возлагается надзор за исполнением Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Практика показывает, что наиболее распространены нарушения жилищных прав несовершеннолетних, их прав на неприкосновенность личности, трудовых прав, прав при приеме на работу и установлении порядка и режима рабочего времени, прав на образование. Известны многочисленные
факты нарушения порядка Имеют место многочисленные случаи нарушений процессуально установленного порядка при расследовании дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Генеральная прокуратура
обращает внимание на то, что прокуроры
часто организуют работу в отрыве
от реальных проблем, не используют имеющуюся
информацию, вследствие чего не всегда
реализуют предоставленные Предупреждение нарушений законов в отношении несовершеннолетних положительно влияет на динамику правонарушений с их стороны. Не менее важно и соблюдение законности в приемниках-распределителях, воспитательных колониях, а также при работе органов милиции по контролю за подростками, ведущими антиобщественный образ жизни, склонными к нарушениям. Особенно важно при этом выявлять лиц, склоняющих несовершеннолетних к совершению правонарушений и преступлений, являющихся организаторами и подстрекателями правонарушений. На органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением законов в деятельности инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей и специальных учебно-воспитательных учреждений для педагогически запущенных подростков. Следует отметить, что наиболее слабым звеном в деятельности органов прокуратуры является надзор за законностью и охрана средствами прокурорского воздействия прав детей, оставшихся без родителей. Проверки, проведенные прокурорами в последние годы в детских учреждениях, показывают, что в большинстве случаев условия содержания детей-сирот еще не соответствуют предъявляемым требованиям; имеют место несоблюдение лимита численности, неудовлетворительные бытовые условия, плохое питание и санитарное обслуживание, низкая организация досуга детей, невысокие требования к педагогическим кадрам и т.д. В этой сфере
прокурорский надзор должен быть особенно
строгим и взыскательным, так
как кроме прокуроров, таких детей,
по существу, защищать некому. Между
тем некоторые прокуроры Важная роль
в предупреждении нарушений закона
и в борьбе с безнадзорностью
несовершеннолетних принадлежит комиссиям
по делам несовершеннолетних. Надзор
за законностью решений комиссий,
деятельностью приемников-распр При и осуществлении надзора прокурорам необходимо в совершенстве знать требования нормативных правовых актов в сфере регулирования защиты прав детей и подростков, а также отраслевых приказов, распоряжений и указаний Генерального прокурора Республики Беларусь: - регулярно истребовать
в соответствии с Законом о
прокуратуре в пределах своей
компетенции от руководителей
соответствующих организаций и
учреждений необходимые - использовать
материалы прокурорских - с учетом
сведений о состоянии дел в
этой сфере, накопленного - при проведении
проверок прокурорам министерств и иных республиканских органов государственного управления; - органов местного
управления и самоуправления
по предупреждению комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, добиваясь, чтобы комиссии в полной мере осуществляли возложенные на них координационные и контрольные функции. Обеспечить участие прокуроров в заседаниях комиссий при рассмотрении вопросов общей профилактики и при обсуждении ходатайств о направлении несовершеннолетних в специальные воспитательные учреждения. Проверять состояние законности при постановке несовершеннолетних на учет в органах внутренних дел и проведении с ними профилактической работы, а также при применении мер административного воздействия; - приемников-распределителей
для несовершеннолетних, пресекая
факты необоснованного - специальных
учебно-воспитательных Принципиально
реагировать на выявленные нарушения
законности в деятельности должностных
лиц названных органов и 1.2 Прокурорский надзор за законностью задержания и привлечения к ответственности несовершеннолетних Из всех нарушений
законности, допускаемых Следователи ОВД, расследующие преступления несовершеннолетних, и прокуроры, осуществляющие надзор за законностью производства расследования, должны у читывать особенности правовой регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних, порядка производства расследования и судебного рассмотрения уголовных дел этой категории. При осуществлении надзора по делам несовершеннолетних в уголовном процессе прокуроры должны исходить из определенных методических правил, которые сформировались на основе требований уголовно-процессуального законодательства, Закона о прокуратуре, других законодательных актов, регламентирующих эти вопросы. К ним относятся: - надзор, особенно
при возбуждении уголовных дел, - соблюдение
требований о возрастных - особое внимание
должно уделяться наличию - при осуществлении
прокурором надзора за - необходимость
установления точного возраста
несовершеннолетнего, в том - постоянный надзор за соблюдением прав, предоставляемых несовершеннолетнему в части защиты его интересов особенно в случаях: а) задержания в качестве подозреваемого; б) предъявления обвинения; в) решения вопроса об избрании меры пресечения; г) о порядке допроса, в
частности, участие педагога, законного
представителя, а в необходимых
случаях — специалиста- При надзоре за соблюдением
следователем, органами милиции, органами,
осуществляющими оперативно- Прокурор должен хорошо знать
и постоянно изучать уголовное
дело, возбужденное в отношении а) обеспечить соблюдение законности; б) быть готовым принять участие в рассмотрении дела судом. Закон установил обязательное
участие прокурора при При осуществлении надзора за предварительным следствием, при участии в судебных заседаниях прокурор должен особое внимание уделять выяснению причин совершения преступлений, условий, способствующих этому, особенно со стороны организаций, учреждений, предприятий, которые должны осуществлять контроль или выполнять те или иные требования закона. Это, несомненно, поможет затем в предупреждении нарушений законов об охране прав и интересов несовершеннолетних, в предупреждении преступных проявлений с их стороны. 1.3 Надзор прокурора за исполнением законов при применении к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия Основания и порядок применения
судом в отношении Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — Закон от 31 мая 2003 г.) определен порядок помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения. Статьей 26 указанного Закона
предусмотрены основания и Осуществляя надзор за исполнением законов при применении к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия, прокурор следит за тем, чтобы соблюдался порядок направления в суд заявлений о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения, предусмотренный ст. 27 Закона от 31 мая 2003 г. В соответствии с Законом от 31 мая 2003 г. и в целях совершенствования деятельности инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Министерство внутренних дел Республики Беларусь приняло Инструкцию по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденную постановлением от 27 октября 2003 г. № 242. Инструкцией установлены порядок деятельности инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и осуществляемые ими функции. В предупреждении правонарушений несовершеннолетних участвуют все подразделения органов внутренних дел. Обеспечение мер по оказанию ими постоянного содействия инспекциям по делам несовершеннолетних в этой работе возлагается на заместителя министра внутренних дел - начальника милиции общественной безопасности и специальной милиции, начальников главных управлений (управлений) Министерства внутренних дел Республики Беларусь, начальников Главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов, управления внутренних дел на транспорте, начальников управлений (отделов) внутренних дел в районах, городах, отделов внутренних дел на транспорте. Контроль и надзор за деятельностью органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, установлены ст. 11 Закона от 31 мая 2003 г., в соответствии с которой государственные органы в пределах своей компетенции осуществляют контроль за деятельностью подведомственных органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в порядке, установленном законодательством. Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должностными лицами и гражданами осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в пределах их компетенции. 1.4 Прокурорский
надзор за законностью Важным участком работы прокурора
является надзор за законностью в
деятельности специальных учебно- Законом от 31 мая 2003 г. установлены
специальные учебно- К специальным учебно- В специальные учебно- - совершили общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь, но не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, были не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своих деяний; - осуждены с
применением принудительных Основанием для содержания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждениях является решение или приговор суда. Несовершеннолетние могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения до достижения ими возраста восемнадцати лет, но не более чем на два года. Срок их содержания в указанных учреждениях не может превышать максимального срока наказания, предусмотренного У головным кодексом Республики Беларусь за совершенные ими преступления. Пребывание несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных ил и лечебно-воспитательных учреждениях может быть досрочно прекращено не позже чем затри месяца до окончания текущего учебного года. В срок содержания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждениях засчитываются: - срок содержания под стражей и срок домашнего ареста несовершеннолетних; - срок нахождения
несовершеннолетних в В специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в этих учреждениях. Перечень таких заболеваний утверждается Правительством Республики Беларусь. Администрация
специальных учебно- - обеспечивает
специальные условия - информирует органы внутренних дел по месту нахождения указанных учреждений и по месту жительства несовершеннолетних о случаях их самовольного ухода и совместно с органами внутренних дел принимает меры по их обнаружению и возвращению в указанные учреждения; - направляет в комиссии по делам несовершеннолетних по месту жительства несовершеннолетних извещения о выпуске несовершеннолетних из указанных учреждений не позднее чем за один месяц до выпуска, а также характеристики несовершеннолетних и рекомендации о необходимости проведения с ними в дальнейшем индивидуальной профилактической работы и оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве; - проводит личный
досмотр несовершеннолетних, досмотр
их вещей, получаемых и - осуществляет функции, указанные в ст. 13 Закона от 31 мая 2003 г.; - осуществляет
иные полномочия по - подготавливает
совместно с комиссиями по
делам несовершеннолетних - перевода несовершеннолетних
в другие специальные учебно- - прекращения
пребывания несовершеннолетних
в указанных учреждениях до
истечения установленного - продления срока пребывания несовершеннолетних в указанных учреждениях в случае необходимости завершения их обучения. Примерные уставы специального учебно-воспитательного учреждения и специального лечебно-воспитательного учреждения утверждаются Правительством Республики Беларусь. Для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, предусмотрены специализированные учреждения. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, относятся детские социальные приюты и иные учреждения, предоставляющие услуги по социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних. В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние: - оставшиеся
без попечения родителей, - проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении; - заблудившиеся или подкинутые; - самовольно
оставившие семью, ушедшие из
детских интернатных учреждений - не имеющие места жительства; - оказавшиеся
в иной трудной жизненной Основаниями для помещения в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, являются: - личное обращение несовершеннолетнего; - заявление родителей,
усыновителей, опекунов или попечителей несов - направление органа, осуществляющего профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - судебное постановление,
постановление органа дознания,
следователя, прокурора в - акт оперативного дежурного органа внутренних дел о необходимости помещения несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации. Копия этого акта в течение пяти суток направляется в орган опеки и попечительства. В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, не могут быть помещены лица, находящиеся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также лица с явными признаками обострения психического заболевания. Несовершеннолетние помещаются в специализированные учреждения на время, необходимое для оказания им социальной помощи или их социальной реабилитации. Несовершеннолетние, добровольно обратившиеся в специализированные учреждения, имеют право покинуть их на основании личного заявления, если в период нахождения несовершеннолетних в этих учреждениях не возникли иные основания для помещения их в указанные специализированные учреждения. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации: - принимают участие
в выявлении и устранении - оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям, усыновителям, опекунам или попечителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы работы), жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи; - содержат несовершеннолетних,
помещенных в эти учреждения,
осуществляют их социальную - уведомляют
родителей, усыновителей, опекунов
или попечителей - содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей; - вызывают представителей
детских интернатных - приглашают
родителей, усыновителей, опекунов
или попечителей - изымают в
установленном порядке у - осуществляют
иные полномочия по Примерный устав специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, утверждается Правительством Республики Беларусь. В поле зрения прокурора постоянно должны находиться вопросы законности помещения и содержания несовершеннолетних в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, своевременности уведомления прокурора об этом, соблюдения требований ст. 22 Закона от 31 мая 2003 г. Приемники-распределители для несовершеннолетних: - обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений; - проводят индивидуальную
профилактическую работу с - доставляют несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения, а также осуществляют иные меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях. В приемники-распределители для несовершеннолетних могут быть помещены несовершеннолетние: - направляемые
по приговору суда или по
решению суда в специальные
учебно-воспитательные или - ожидающие рассмотрения
судом вопроса о помещении
их в специальные учебно- - самовольно
ушедшие из специальных учебно- - совершившие общественно
опасные деяния, предусмотренные
Уголовным кодексом Республики
Беларусь, но вследствие недостижения
возраста, с которого наступает
уголовная ответственность, - совершившие правонарушения,
влекущие административную Основаниями для помещения несовершеннолетних в приемники-распределители для несовершеннолетних являются приговор, решение или определение суда. В исключительных случаях несовершеннолетние могут быть помещены в приемники-распределители для несовершеннолетних на основании постановления начальника органа внутренних дел или его заместителя. В этом случае материалы на несовершеннолетних в течение трех суток после их помещения в приемники-распределители для несовершеннолетних представляются в суд для решения вопроса об их дальнейшем содержании или освобождении. Несовершеннолетние могут находиться в приемнике-распределителе для несовершеннолетних в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 дней, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства или не проживают постоянно на территории Республики Беларусь, — не более 60 дней. В исключительных случаях это время может быть продлено па основании определения суда на срок до 15 дней. Во время нахождения несовершеннолетнего в приемнике-распределителе для несовершеннолетних не входят: - период карантина в
приемнике-распределителе для - время болезни несовершеннолетнего, которая подтверждена документом организации здравоохранения и препятствует его возвращению в семью или направлению в соответствующее учреждение; - время рассмотрения жалобы или протеста прокурора «а приговор или решение суда о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение.
1.5 Участие прокурора
в судебном разбирательстве Участвуя в судебном разбирательстве уголовного дела, прокурор наряду с установлением обстоятельств совершенного преступления выясняет условия жизни и воспитания несовершеннолетнего в семье, школе, ПТУ, на производстве. Если преступление было совершено в состоянии опьянения или вследствие применения наркотических веществ, надлежит выяснить источники их поступления, когда и под влиянием кого несовершеннолетний приобщался к спиртному или наркотикам. При установлении фактов вовлечения подсудимого в пьянство прокурор заявляет ходатайство о привлечении виновных в этом к уголовной ответственности или о вынесении частных определений о применении к ним мер дисциплинарного или общественного воздействия. В судебном следствии выясняется вопрос о возможном вовлечении несовершеннолетнего в преступную деятельность взрослым подстрекателем, который остался неразоблаченным. По групповым делам прокурор выясняет роль каждого из подсудимых в совершении преступления. В обвинительной речи прокурору необходимо глубоко аргументировать возникновение преступного умысла у несовершеннолетнего, раскрыть обстоятельства, которые оказали влияние на формирование его личности. При изложении предложений о виде и мере уголовного наказания прокурору надлежит исходить из закона о том, чтобы в полной мере использовать возможности перевоспитания подростков, совершивших преступления, без изоляции от общества, прибегая к лишению свободы как к крайней мере. В отношении несовершеннолетних закон запрещает применять высшую меру наказания — смертную казнь, срок лишения свободы не может превышать 10 лет; нельзя применять в отношении них такую меру, как лишение свободы в виде заключения в тюрьму. При определенных условиях прокурор может поставить перед судом вопрос об отсрочке исполнения приговора. Если приговор
в отношении Если по делу будут установлены существенные нарушения уголовно-процессуального законодательства, прокурор дает заключение об отмене приговора и в отношении тех осужденных, которых это касается. Прокурору надлежит использовать полномочия кассационной инстанции по прекращению дела производством, применению закона о более мягком наказании и другие, чтобы при наличии к этому оснований предлагать суду принять соответствующее решение.
1.6 Надзор
прокурора за исполнением Воспитательно-трудовые
колонии (ВТК) для несовершеннолетних
хотя и входят в общую систему
исправительно-трудовых учреждений, однако
особенности физического В ВТК значительно сужен комплекс правоограничений и, наоборот, значительно расширена сфера по применению мер поощрений. Указанные обстоятельства вызывают необходимость строгого и постоянно действующего прокурорского надзора за исполнением законов в ВТК для несовершеннолетних. Меры воспитательно- От прокуроров, осуществляющих этот надзор, требуется знание не только действующего законодательства, регулирующего деятельность таких колоний, но и основ педагогики и психологии данной категории осужденных. Надзор в колониях для несовершеннолетних ведется в следующих направлениях: - за законностью содержания несовершеннолетних; - за соблюдением
законности в деятельности - за соблюдением условий и порядка содержания осужденных; - за организацией и состоянием медицинского обслуживания; - за организацией
и состоянием учебно- - за организацией
и соблюдением трудового Надзор за соблюдением законности в этих учреждениях обычно осуществляется путем ознакомления с приказами и распоряжениями администрации колонии и опротестования их в случаях противоречия закону, самостоятельного посещения колоний прокурором и проведения там периодических проверок; рассмотрения жалоб, заявлений и других сигналов и сведений о нарушениях законности, в особенности связанных с совершением тяжких преступлений, нарушением режима содержания, групповым побегом и фактами неповиновения распоряжениям администрации и т.п. В предмет надзора входит комплекс мероприятий, направленных на исправление и перевоспитание осужденных. Помимо мероприятий режимного характера сюда включаются: образование, профессионально-техническое, трудовое воспитание, культурно-массовая работа, индивидуальное воздействие на несовершеннолетнего. Прокурор следит за тем, чтобы строго соблюдались требования закона о правовом статусе осужденного; обеспечивались их права и законные интересы; чтобы осужденные несовершеннолетние не были ограничены в переписке с родными и близкими, могли иметь свидания, связываться с ними по телефону, пользоваться правом краткосрочного отпуска. Проверяя законность
и обоснованность наложения на осужденных
мер дисциплинарного Проверка обычно проводится на основании изучения личных дел подростков, содержащихся в колонии. Наряду с этим прокурор проверяет, не истекли срок пребывания в колонии осужденного, не содержатся ли совместно с несовершеннолетними взрослые заключенные, своевременно ли администрация ставит вопрос перед судом о переводе лиц, достигших совершеннолетия, в исправительно-трудовые колонии, за исключением случаев оставления в колониях воспитанников, достигших восемнадцати лет, по основаниям, предусмотренным законом, к примеру для завершения образования. В целях повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказания помощи администрации колонии при отрядах в воспитательной колонии из родителей и других родственников осужденных могут создаваться родительские комитеты, деятельность которых регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии. Главная деятельность родительских комитетов— оказание помощи начальникам отрядов и воспитателям в повышении эффективности воспитательного воздействия на осужденных. В исправлении
осужденных в воспитательных колониях,
а также в осуществлении В ходе проверки
также проверяется обоснованнос К лицу, осужденному к лишению права заниматься определенной деятельностью, исправительным работам, аресту или лишению свободы за преступление, совершенное в возрасте до восемнадцати лет, может быть применено условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 119 УК). Условно-досрочное освобождение от наказания может быть применено к осужденному лишь при его примерном поведении и добросовестном отношении к труду, учебе, доказывающих исправление. Условно-досрочное освобождение от наказания применяется после фактического отбытия: 1) не менее
одной трети срока наказания,
назначенного судом за 2) не менее
половины срока наказания, 3) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление, а также если лицо ранее осуждалось к лишению свободы за умышленное преступление. При рассмотрении в суде дел об условно-досрочном освобождении участие прокурора обязательно. Применяя условно-досрочное освобождение от наказания, суд может возложить на отдельных лиц, с их согласия, обязанность по наблюдению за условно-досрочно освобожденным в течение неотбытой части назначенного судом срока наказания и проведению с ним воспитательной работы. Принимая участие в судебном рассмотрении материалов о досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания, прокурор следит за тем, чтобы в судебном заседании участвовал осужденный, чья дальнейшая судьба решается, а также другие осужденные, должностные лица администрации колонии и воспитатели. Их участие в судебном заседании способствует суду принять законное и обоснованное решение о досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания и помимо этого повысить воспитательное значение этой весьма эффективной меры поощрения. Прокурор дает заключение в суде по этим делам, а также проверяет законность и обоснованность вынесенных судом определений об освобождении от наказания или об отказе в освобождении. В силу ст. 120 УК лицу, осужденному к исправительным работам, аресту или лишению свободы за преступление, совершенное в возрасте до восемнадцати лет, неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким наказанием. Замена неотбытой части наказания более мягким наказанием может быть применена к лицу, твердо вставшему на путь исправления, при его примерном поведении и добросовестном отношении к труду, учебе. Замена неотбытой части наказания более мягким наказанием применяется после фактического отбытия: 1) не менее
одной четверти срока 2) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за тяжкое преступление; 3) не менее
половины срока наказания, К лицу, которому наказание было заменено более мягким, условно-досрочное освобождение от наказания применяется по правилам, предусмотренным ст. 119 УК. С ходатайством об условно-досрочном освобождении от наказания и о замене неотбытой части наказания более мягким в суд обращается комиссия по делам несовершеннолетних совместно с органом, ведающим исполнением наказания. Проверяя соблюдение
законодательства об образовании, организацию
и состояние учебно- - сколько лиц из числа осужденных не имеют базового образования; - возможность
получения среднего - устав (положение)
учреждения образования - наличие необходимых
учебников и учебно- - условия для
самоподготовки учащихся, успеваемость,
посещаемость учащимися - условия обучения
несовершеннолетних с -участие органов управления образования в организации учебно-методической работы в колонии. В ходе проверки соблюдения законодательства об охране здоровья, организации и состояния медицинского обслуживания в воспитательно-трудовых колониях прокурор обращает внимание на следующие вопросы: - обеспеченность и контроль за медицинскими кадрами; - наличие необходимых
условий для проведения - соблюдение
медицинскими работниками - состояние заболеваемости
среди осужденных, ее динамика, причины
и принимаемые меры по - учет производственных
травм, кожных и других - учет осужденных,
нуждающихся в лечении от - учет осужденных
с хроническими заболеваниями,
их лечение и диетпитание, При проведении проверки соблюдения трудового законодательства, правил по охране труда и технике безопасности, вопросов по борьбе с травматизмом на производстве колонии в центре внимания прокурора должны быть следующие вопросы: - соблюдение требований гл. 20 ТК; - наличие инструкций
по охране труда, соблюдение
установленного порядка их - наличие должностных инструкций, соблюдение установленного порядка проверки знаний по охране труда и технике безопасности; - соблюдение
правил допуска к работе с
производственным - учет и регистрация
травматизма, несчастных - соответствие отчетности администрации колонии о травматизме фактическим данным, зарегистрированным медицинскими учреждениями; - регулярность
проверок колонии вышестоящими
организациями по - соблюдение установленного порядка оплаты труда осужденных (производственное обучение, производственная практика). При проверке деятельности комиссии по делам несовершеннолетних прокурором рассматриваются следующие вопросы: - проведение
проверок и условий содержания,
воспитания несовершеннолетних
в колонии. Принятые меры (осуществление
приема, рассмотрение обращений,
вынесение вопросов на - наличие согласия
КДН при подготовке обращений
в суд на условно-досрочное
освобождение от наказания, - наличие сообщений
о предстоящем освобождении за
три месяца. Сообщения КДН по
месту жительства При проверке деятельности
администрации воспитательно- - жалобы осужденных; - соблюдение лимита численности и нормы жилой площади (2,5 кв. м на одного осужденного); - соблюдение
законности при переводе - законность
содержания в ВТК осужденных,
которым исполнилось - законность
перемещения осужденных из - законность и обоснованность применения мер взыскания к осужденным (учет тяжести и характера проступка, личности осужденного). Соблюдение порядка применения мер взыскания. Применение мер взыскания, не предусмотренных законом, унижающих человеческое достоинство, нарушающих права осужденных; - исполнение администрацией колонии законов, решений суда о принудительном лечении от алкоголизма, наркомании, венерических заболеваний, своевременность такого лечения. Факты условно-досрочного, досрочного освобождения из колонии лиц, не окончивших полного курса принудительного лечения; - законность
и обоснованность внесения - законность
и обоснованность отказа - состояние работы
по предупреждению - изъятие у
осужденных запрещенных 1.7 Надзор
прокурора за исполнением Прокуроры имеющимися средствами охраняют права и законные интересы несовершеннолетних. Охрана осуществляется путей применения надзорных, гражданско-правовых, уголовно-правовых средств по обнаружению и устранению допущенных нарушений закона. Действующее законодательство
регулирует различные стороны формирования
личности несовершеннолетних: воспитание
в семье или детских учебно- В соответствии со ст. 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее — КоБС) родители осуществляют воспитание детей, попечительство над ними и их имуществом. Они обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе. В силу ст. 80 КоБС родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, а также если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами или если родители подали письменное заявление об отказе от ребенка. Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства. При отказе без уважительных причин взять ребенка из родильного дома (отделения) и других детских лечебно-профилактических и учебно-воспитательных учреждений, а также от лиц, у которых ребенок находится на воспитании, в обязательном порядке предъявляется иск о лишении родительских прав. При лишении родительских прав обоих родителей, а также одного родителя, если передача ребенка другому родителю нецелесообразна или невозможна, суд принимает решение о передаче ребенка на попечение органа опеки и попечительства. О принятом решении суд уведомляет государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту регистрации рождения ребенка. Лишение родительских прав является исключительной мерой для защиты прав и интересов детей. В силу ст. 32 Конституции Республики Беларусь дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей. При рассмотрении дел по спорам о лишении родительских прав прокурорам следует руководствоваться Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (подписана государствами — членами СНГ в Минске), КоБС, Законом Республики Беларусь «О правах ребенка», Положением об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1676, другими нормативными правовыми актами. Дела о лишении родительских прав рассматриваются в порядке искового производства с учетом особенностей, установленных для данной категории дел ГПК и КоБС. По общему правилу иск о лишении родительских прав предъявляется по месту жительства ответчика (ч. 1 ст. 46 ГПК), включая и случаи, когда одновременно с таким иском заявляются требования о взыскании алиментов. Подсудность дел, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, а также дел, по которым хотя бы одна из сторон проживает за пределами Республики Беларусь, определяется в соответствии со ст. 544,545 ГПК, если иное не предусмотрено международным соглашением. В частности, в соответствии со ст. 32 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (в редакции Протокола от 30 октября 1997 г.) суды Республики Беларусь компетентны рассматривать дела о лишении родительских прав, если родители и дети имеют постоянное совместное месте жительства в Республике Беларусь, а при отсутствии постоянного совместного места жительства родителей и детей - если ребенок является гражданином Республики Беларусь. Родители, лишенные родительских прав, утрачивают права, принадлежащие им в отношении детей, которые не приобрели полной дееспособности в связи с недостижением совершеннолетия, т.е. восемнадцати лет (право на воспитание, законное представительство и защит) интересов ребенка, истребование его от других лиц, дачу согласия на усыновление и т.д.). Не могут быть лишены родительских прав родители в отношении несовершеннолетних детей, которые до достижения восемнадцатилетнего возраста вступили в брак или объявлены полностью дееспособными (п. 2 ст.20ГК). Круг лиц, по заявлениям которых судами рассматриваются дела о лишении родительских прав, определен в ч. 1 ст. 81 КоБС. К ним относятся: один из родителей, указанный в качестве родителя в записи акта о рождении ребенка, независимо от того, проживает ли он вместе с ребенком; лица, заменяющие родителей: опекуны, попечители; прокурор; органы опеки и попечительства; комиссии (инспекции) по делам несовершеннолетних; государственные органы, учреждения и организации, на которые возложена обязанность по защите прав и интересов несовершеннолетних детей, в частности дома ребенка, школы-интернаты, детские доме, дома инвалидов, социально-педагогические центры для несовершеннолетних, детские социальные приюты и т.п. Лица, по заявлениям которых в интересах несовершеннолетних возбуждено дело, являются юридически заинтересованными в исходе дела и пользуются процессуальными правами, предусмотренными ст. 56 ГПК. Истцами по таким делам являются несовершеннолетние. Круг лиц, обладающих по закону правом на предъявление исков о лишении родительских прав, является исчерпывающим. В силу ч. 2ст. 80 КоБС
дела о лишении родительских прав
рассматриваются судом с Родители могут быть лишены родительских прав по основаниям, предусмотренным в ч. 1 ст. 80 КоБС, если установлено их виновное поведение. Данный перечень оснований — исчерпывающий. Каждое из них является самостоятельным для предъявления иска о лишении родителей или одного из них родительских прав. Однако это не исключает предъявление иска к одному или обоим родителям по нескольким основаниям. Осуждение родителя за совершение преступления, предусмотренного ст. 173 УК (вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение), может являться основанием для лишения родительских прав. Осуждение родителя за совершение иного преступления может влечь лишение родительских прав, если оно оказало вредное воздействие на детей. В силу ст. 243 ГПК в исковом заявлении о лишении родительских прав должно содержаться основание иска о лишении родителей или одного из них родительских прав. К заявлению
прилагаются: свидетельства или
копии свидетельств о рождении детей;
акты обследования условий жизни
детей; заключение органа опеки и попечительства, утвержденное
его руководителем; имеющие отношение
к рассматриваемому делу протоколы органов
внутренних дел, постановления следственных
органов, копии приговоров судов, письменное
заявление об отказе от ребенка, характеристики
родителей; если родители страдают хроническим
алкоголизмом или наркоманией - соответствующие
документы медицинских учреждений; сведения
о заработке или иных доходах ответчиков,
другие необходимые доказательства. При
проживании ребенка и ответчика на территории
разных административно- Прокуроры не должны оставлять без внимания выявленные при рассмотрении дел данной категории факты несвоевременного принятия органами опеки и попечительства мер к защите прав и охраняемых законом интересов детей, неправильного отношения к детям со стороны работников детских воспитательных учреждений, учебных заведений, а также родителей и реагировать на эти нарушения частными определениями. При установлении признаков преступления в действиях родителей и иных лиц, на воспитании которых находятся дети, суд сообщает об этом прокурору (ст. 325 ГПК). Прокуроры осуществляют
надзор за соблюдением требований закона
о трудоустройстве В соответствии со ст. 280 ТК на предприятиях устанавливается броня приема на работу и на производственное обучение молодежи, окончившей общеобразовательные школы, профессионально-технические училища, а также других лиц моложе восемнадцати лет. Районные и городские исполнительные комитеты утверждают планы трудоустройства молодежи, направляя их руководителям предприятий и учреждений. Отказ в приеме на работу и профессиональное обучение указанным лицам, направленным в счет брони, запрещается. Такой отказ может быть обжалован ими в суд. В случае отказа в приеме на работу прокурор направляет руководителю предприятия соответствующее предписание, подлежащее обязательному исполнению. Прокурорам надлежит осуществлять строгий надзор за соблюдением трудового законодательства о предоставлении несовершеннолетним определенных льгот: - запрещение
применения труда лиц моложе
восемнадцати лет на тяжелых
работах и на работах с - запрещаются
подъем и перемещение - с письменного
согласия одного из родителей
(усыновителей, попечителей) трудовой
договор может быть заключен
с лицом, достигшим - не является вредной для его здоровья и развития; - не наносит
ущерба посещаемости Перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом; - все лица
моложе восемнадцати лет - запрещается
привлекать работников моложе
восемнадцати лет к ночным
и сверхурочным работам, работа - трудовые отпуска
работникам моложе - для работников моложе восемнадцати лет нормы выработки устанавливаются исходя из норм выработки для взрослых работников пропорционально сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренного законодательством для данной категории работников. Для работников, принимаемых на работу по окончании общеобразовательных, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, курсов, прошедших обучение непосредственно на производстве, могут устанавливаться пониженные нормы выработки. Размеры пониженных норм и сроки их действия определяются в коллективном договоре; - заработная
плата работникам моложе - труд работников
моложе восемнадцати лет, - оплата труда
учащихся общеобразовательных, - расторжение
трудового договора с В системе органов
образования созданы и Прокурор осуществляет надзор затем, чтобы в эти специальные учебно-воспитательные учреждения несовершеннолетние направлялись только на основании решений комиссий по делам несовершеннолетних сроком до трех лет. Конкретный срок пребывания несовершеннолетнего в этом учебном заведении определяет комиссия. Учащиеся специальных
школ, достигшие 15 лет, но не доказавшие
своего исправления, по представлению
комиссии по делам несовершеннолетних
направляются в специальные профессионально- Прокуроры обязаны систематически и всесторонне проверять соблюдение законности в деятельности учебно-воспитательных учреждений, строго следить за тем, чтобы их работа с воспитанниками была эффективной. Особое внимание они должны обращать на трудовое и бытовое устройство лиц, освобождаемых из этих учреждений. Это требование вызвано тем, что многие несовершеннолетние, обучающиеся в специальных ПТУ, не имея родителей, после освобождения не могут определиться ни в трудоустройстве по приобретенной специальности, ни по месту жительства. В итоге они снова оказываются без надзора, совершают правонарушения и оказываются на скамье подсудимых.
Список использованных источников 1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Мн.: Амалфея, 2005. – 48 с. 2. Закон Республики
Беларусь «О прокуратуре 3. Закон Республики
Беларусь от 31 мая 2003 г. «Об
основах системы профилактики
безнадзорности и 4. Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка» с изм. и доп. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 5. Кеник А.А. Прокурорский надзор: учеб. пособие / А.А. Кеник. – Минск: Амалфея, 2008 г. – 576 с. 6. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: Учебник – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. |
Заказывайте: рефераты - 150 р. курсовые - 700 р. дипломы - 2500 р.
Оценить/Добавить комментарий:
Имя: | |
|
Оценка: |
Работы, похожие на Курсовая
работа: Прокурорский надзор за исполнением
законов о несовершеннолетних
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних