Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:43, курсовая работа
Цель исследования: изучить методы прокурорского надзора за законностью судебных постановлений ,а также рассмотреть полномочия прокурора при осуществления надзора за законностью, а также надзор за законностью не вступивших в законную силу постановлений суда и др. Задачи:
дать понятие прокурорского надзора за осуществлением надзора за законностью;
Раскрыть полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью;
Рассмотреть надзор за законность не вступивших в законную силу постановлений суда.
Рассмотреть организацию работы по надзору за законность судебных постановлений и др.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ……………………………………………………………………...5
1.1 Полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью
судебных постановлений, а также их исполнение…………………………………9
1.2. Надзор за законность не вступивших в законную силу постановлений суда………………………………………………………………………………………..10
ГЛАВА II. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ………………………………….13
2.1. Проверка прокурором постановлений суда, вступивших в законную силу. (Приостановления исполнения, надзорный протест, возобновление дел)…………..15
2.2. Организация работы по надзору за законностью судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении в различных звеньях прокуратуры……………………………………………………………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Глава I. Прокурорский
надзор за законностью судебных постановлений……………………………………………
1.1 Полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью
судебных постановлений, а также их исполнение…………………………………9
1.2. Надзор за законность не вступивших
в законную силу постановлений суда……………………………………………………………………
Глава II. Надзор за соблюдением законодательства при исполнении судебных постановлений………………………………….13
2.1. Проверка прокурором постановлений суда, вступивших в законную силу. (Приостановления исполнения, надзорный протест, возобновление дел)…………..15
2.2. Организация работы
по надзору за законностью
судебных постановлений, а
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Конституция Республики Беларусь
установила, что права и свободы человека
и гражданина обеспечиваются правосудием,
каждый обвиняемый в совершении преступления
считается невиновным, пока его виновность
не будет доказана в предусмотренном федеральным
законом порядке и установлена вступившим
в законную силу приговором суда. С учетом
важности стадии уголовного судопроизводства,
особенно для защиты прав и свобод человека
и гражданина, закон не мог не предусмотреть
участия в ней представителя государства.
Таким представителем, согласно закону,
является прокурор.
Участие прокурора
в рассмотрении уголовных дел в судах
- важнейшая отрасль прокурорского надзора.
Исходя из положений
Конституции Республики Беларусь, Закона
Республики Беларусь «О прокуратуре Республики
Беларусь», Уголовно-процессуальным кодекса
Республики Беларусь, прокурор выполняет
в судебных стадиях уголовного судопроизводства
две важнейшие задачи:
1) осуществляя уголовное преследование
в суде, выступает в качестве государственного
обвинителя;
2) являясь представителем прокуратуры,
осуществляет в пределах своей компетенции
надзорные функции.
Для выполнения
названных функций в прокуратуре имеются
соответствующие структурные подразделения.
В Генеральной
прокуратуре Республики Беларусь — Управление
по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении
уголовных дел судами, которое организует
и контролирует работу нижестоящих прокуратур.
В прокуратурах субъекта Республики Беларусь
— соответствующие управления и отделы.
В районных прокуратурах — заместители,
старшие помощники и помощники районных
прокуроров занимаются непосредственной
работой по участию в рассмотрении судом
уголовных дел.
Прокуроры осуществляют надзор за законностью судебных решений, вынесенных общими и хозяйственными судами первой, кассационной и надзорной инстанций, а также вынесенных хозяйственными судами апелляционной инстанции.
Прокурор, участвующий в судебном заседании, установив нарушения закона, обязан принять меры к их устранению путем заявления возражений, подлежащих занесению по его требованию в протокол судебного заседания, либо путем принесения протеста.
Прокуроры, осуществляющие надзор в этой отрасли руководствуются законом и своим внутренним убеждением, основанным на исследовании всех обстоятельств дела. Прокурор пользуется процессуальной самостоятельностью и вправе определить свою позицию по любому вопросу, связанному с производством по делу. Никто, в том числе и вышестоящий прокурор, не может навязать прокурору, участвующему в судебном заседании, свою точку зрения, требовать, чтобы он высказал в суде мнение, противоречащее его внутреннему убеждению. Это является одной из важнейших гарантий независимости и объективности прокурора, участвующего в судебном заседании. Вместе с тем протест прокурора на решение, приговор, определение, постановление суда может быть отозван вышестоящим прокурором до начала рассмотрения протеста судом. Право вышестоящего прокурора отменить или изменить решение нижестоящего прокурора в том случае, если оно противоречит закону, обеспечивает единообразное понимание и применение закона.
Объект исследования: прокурорский надзор за законностью судебных постановлений.
Цель исследования: изучить методы прокурорского надзора за законностью судебных постановлений ,а также рассмотреть полномочия прокурора при осуществления надзора за законностью, а также надзор за законностью не вступивших в законную силу постановлений суда и др.
Задачи:
дать понятие прокурорского надзора за осуществлением надзора за законностью;
Раскрыть полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью;
Рассмотреть надзор за законность не вступивших в законную силу постановлений суда.
Рассмотреть организацию работы по надзору за законность судебных постановлений и др.
Структура работы включает введение, основную часть, заключение и список литературы.
Глава I. Прокурорский надзор за законностью судебных постановлений.
Надзор за соответствием
закону судебных постановлений, а также
за соблюдением законодательства при
их исполнении - это отрасль прокурорского надзора, в которой осуществляется
деятельность прокурора, направленная
на обеспечение законности и обоснованности
судебных постановлений всех судебных
инстанций по уголовным, гражданским,
хозяйственным делам и делам об административных
правонарушениях, а также за соблюдением
законодательства при их исполнении.
Прокуроры осуществляют
надзор за соответствием закону судебных
постановлений, вынесенных общими и хозяйственными
судами первой, кассационной и надзорной
инстанций, а также вынесенных хозяйственными
судами апелляционной инстанции.[5; 127]
Правовую основу
прокурорского надзора за соответствием
закону судебных постановлений и за соблюдением
законодательства при их исполнении составляют:
1)Конституция Республики Беларусь;
2)Закон «О прокуратуре Республики
Беларусь»;
3)Уголовно-процессуальный кодекс
Республики Беларусь;
4)Гражданский процессуальный кодекс
Республики Беларусь;
5)Хозяйственный процессуальный
кодекс Республики Беларусь;
6)Процессуально-исполнительный
кодекс Республики Беларусь об административных
правонарушениях;
7)приказ Генерального прокурора
Республики Беларусь от 31 марта 2006 г. №
6 «О реализации прокурорами полномочий
в хозяйственном судопроизводстве» (с
изменениями, внесенными приказами от
13 июня 2008 г. № 18; от 15 декабря 2008 г. № 75);
8)приказ Генерального прокурора
Республики Беларусь от 6 сентября 2007 г.
№ 32 «Об организации прокурорского надзора
за исполнением законов при ведении административного
процесса»;
9)приказ Генерального прокурора
Республики Беларусь от 26 августа 2008 г,
№ 52 «Об организации поддержания государственного
обвинения и повышения эффективности
надзора за соответствием закону судебных
решений по уголовным делам» (с изменениями,
внесенными приказом от 15 декабря 2008 г.
№ 75);
10)постановление Пленума Высшего
Хозяйственного Суда Республики Беларусь
от 28 октября 2005 г. № 22 «Об участии прокурора
в хозяйственном судопроизводстве»;
11)иные акты законодательства,
в том числе международные договоры Республики
Беларусь.
Сущность прокурорского
надзора в указанной отрасли заключается
в обеспечении законности при судебном
разбирательстве дел, принятии мер к своевременной
отмене в установленном порядке незаконных
и необоснованных приговоров, решений,
определений и постановлений судебных
органов, устранении нарушений законодательства
при исполнении судебных постановлений.
Прокурор, участвующий
в судебном заседании, установив нарушения
закона, обязан принять меры к их устранению
путем заявления возражений, подлежащих
занесению по его требованию в протокол
судебного заседания, либо путем принесения
протеста.
Прокуроры,
осуществляющие надзор в этой отрасли,
руководствуются законом и своим внутренним
убеждением, основанным на исследовании
всех обстоятельств дела. Прокурор пользуется
процессуальной самостоятельностью и
вправе определить свою позицию по любому
вопросу, связанному с производством по
делу. Никто, в том числе и вышестоящий
прокурор, не может навязать прокурору,
участвующему в судебном заседании, свою
точку зрения, требовать, чтобы он высказал
в суде мнение, противоречащее его внутреннему
убеждению. Это является одной из важнейших
гарантий независимости и объективности
прокурора, участвующего в судебном заседании.
Вместе с тем протест прокурора на приговор,
решение, определение, постановление суда
может быть отозван вышестоящим прокурором
до начала рассмотрения протеста судом.
Право вышестоящего прокурора отменить
или изменить решение нижестоящего прокурора
в том случае, если оно противоречит закону,
обеспечивает единообразное понимание
и применение закона. Конкретные задачи
прокурорского надзора в этой отрасли
обусловлены требованиями укрепления
законности в области правосудия и особым
положением суда в системе государственных
органов.
Задачами прокурорского
надзора в этой отрасли является обеспечение:
1)защиты конституционных прав
и свобод граждан, интересов общества
и государства;
2)защиты прав и законных интересов
участников хозяйственной деятельности,
укрепления законности и предупреждения
правонарушений в экономической сфере;
3)законности при осуществлении
правосудия по уголовным, гражданским,
хозяйственным делам и делам об административных
правонарушениях;
4)соблюдения законодательства
при исполнении приговоров, решений, определений,
постановлений суда.
Объектом надзора является
то, на что он направлен. Исходя из этого
объектом прокурорского надзора в этой
отрасли являются:
1)законность и обоснованность
приговоров, решений, определений и постановлений
суда;
2)исполнение законов участниками
судебного заседания при рассмотрении
судами уголовных, гражданских, хозяйственных
дел, а также дел об административных правонарушениях;
3)соблюдение законодательства
при исполнении судебных постановлений.
Таким образом,
прокурорский надзор направлен не только
на обеспечение законности и обоснованности
вынесенных судами приговоров, решений,
определений, постановлений, соблюдения
законодательства при исполнении судебных
постановлений, но и на обеспечение точного
и единообразного исполнения норм материального
и процессуального права составом суда
и всеми участниками судебного заседания.
Участники уголовного,
гражданского, хозяйственного судопроизводства,
защищающие свои интересы, либо их представители,
защищающие эти интересы от их имени, могут
реагировать на нарушения закона, допущенные
в судебном заседании, но могут и не делать
этого. Закон не обязывает их к этому. Реагируя
на допускаемые в судебном заседании нарушения
закона, они действуют в защиту собственных
или представляемых интересов. Прокурор
же действует в судебном заседании от
имени государства. Поэтому он не только
вправе, но и обязан принять меры к устранению
нарушений закона, независимо от того,
кем они допущены: судом, гражданским истцом,
гражданским ответчиком, представителями,
защитником, обвиняемым, потерпевшим,
другими участниками гражданского, хозяйственного,
уголовного судопроизводства. В частности,
в соответствии со ст. 23 ГПК прокурор обязан
на всех стадиях гражданского судопроизводства
принимать предусмотренные законом меры
к устранению любых нарушений закона,
от кого бы эти нарушения ни исходили.
Согласно ч. 6 ст. 34 УПК прокурор, участвуя
в судебном заседании в качестве государственного
обвинителя, вправе протестовать против
действий другой стороны, возражать против
необоснованных или представляющихся
ему неправильными по другим основаниям
действий председательствующего, требовать
внесения в протокол судебного заседания
возражений на указанные действия и записей
об обстоятельствах, которые, по его мнению,
должны быть отмечены. По смыслу закона,
прокурор, также как и в гражданском судопроизводстве,
на всех стадиях уголовного и хозяйственного
судопроизводства обязан принимать предусмотренные
законом меры к устранению любых нарушений
закона, от кого бы эти нарушения ни исходили.
Своим участием в судебном заседании прокурор
способствует обеспечению соблюдения
прав и законных интересов участников
процесса, точному исполнению процессуального
законодательства.[8;29]
Прокурор, действуя
в судебном заседании в соответствии с
требованиями закона, не может оставить
без реагирования любые нарушения закона
судом и другими участниками судебного
заседания. Суд также наделен правом контролировать
законность действий прокурора в судебном
заседании и реагировать в установленном
законом порядке на любые действия прокурора,
которые признает незаконными и нарушающими
правила правосудия. Это обусловливает
процессуальное положение прокурора в
судебном заседании и свидетельствует
о том, что функция надзора отделена от
функции правосудия, осуществляемой только
судом.
Если нарушение
закона не было устранено в процессе судебного
заседания, прокурор обязан принести протест
на незаконный или необоснованный судебный
акт.
Прокурор не наделен
правом отменять или изменять незаконные
или необоснованные судебные акты. Заключение
прокурора и высказанные им мнения по
возникающим во время судебного заседания
вопросам не обязательны для суда, рассматривающего
дело. Они учитываются судом лишь в меру
их обоснованности. Прокурор не вправе
также давать указания суду о выполнении
каких-либо действий. Таким правом обладают
вышестоящие судебные органы.
В ст. 32 Закона
«О прокуратуре Республики Беларусь»
указано, что предметом надзора за соответствием
закону судебных постановлений, а также
за соблюдением законодательства при
их исполнении являются соответствие
закону приговоров, решений, определений
и постановлений судов (судей) по уголовным,
гражданским делам, делам, связанным с
осуществлением предпринимательской
и иной хозяйственной (экономической)
деятельности, по делам об административных
правонарушениях, а также соответствие
законодательству правовых актов и решений
(действий) органов и должностных лиц,
осуществляющих исполнение судебных постановлений
и иных актов, подлежащих исполнению.
Вместе с тем следует
отметить, что предметом надзора являются
не законность и обоснованность приговоров,
решений, определений и постановлений
судов, соответствие законодательству
правовых актов и решений (действий) органов
и должностных лиц, осуществляющих исполнение
судебных постановлений и иных актов,
подлежащих исполнению, а сами эти судебные
акты, правовые акты органов и должностных
лиц, осуществляющих исполнение судебных
постановлений и иных актов, подлежащих
исполнению, которые должны соответствовать
закону, а также действия участников судебных
заседаний и лиц, исполняющих судебные
постановления. Поэтому предметом надзора
в этой отрасли являются:
1) приговоры, решения, определения
и постановления общих и хозяйственных
судов;
2) акты, выносимые органами и должностными
лицами при исполнении судебных постановлений;
3) действия участников судебного
заседания.
4) действия должностных лиц при
осуществлении исполнительного производства
по уголовным, гражданским, хозяйственным
делам и делам об административных правонарушениях.
Таким образом, полномочия
прокуроров при осуществлении надзора
за соответствием закону судебных постановлений
и за соблюдением законодательства при
их исполнении определены уголовно-процессуальным,
гражданским процессуальным, хозяйственным
процессуальным и процессуально-исполнительным
законодательством об административных
правонарушениях.
В соответствии
с указанным законодательством прокуpop
в пределах своей компетенции вправе,
а в случаях, предусмотренных законом,
и обязан участвовать в судебном разбирательстве
дел по первой инстанции, в кассационном
и надзорном порядке, давать заключения
по гражданским делам; в случаях и в порядке,
установленных законом, приносить частные»
кассационные и надзорные протесты на
приговоры, решения, определения и постановления
суда; направлять в суд заключения по уголовным
делам и представления по гражданским
и хозяйственным делам о пересмотре по
вновь открывшимся обстоятельствам судебных
постановлений; истребовать из суда любое
дело (группу дел), по которому приговор,
решение, определение или постановление
вступили в законную силу, и приносить
протест в порядке надзора либо, если это
выходит за пределы его компетенции, обращаться
с представлением к вышестоящему прокурору
о принесении протеста; отзывать принесенный
им протест на приговор, решение, определение
или постановление суда до начала рассмотрения
протеста судом; проверять законность
исполнения приговоров, решений, определений
и постановлений по уголовным и гражданским
делам, делам об административных правонарушениях.[11;85]
Согласно Хозяйственному
процессуальному кодексу прокурор вправе
также приносить апелляционные протесты
на решения хозяйственных судов.
Свои полномочия в уголовном, гражданском,
хозяйственном и процессуально-исполнительном
судопроизводстве об административных
правонарушениях прокурор осуществляет
независимо от каких бы то ни было органов
и должностных лиц, подчиняясь закону
и руководствуясь указаниями Генерального
прокурора Республики Беларусь.
К числу правовых
актов, способствующих устранению нарушений
законодательства, допущенных при рассмотрении
судами уголовных, гражданских, хозяйственных
дел и дел об административных правонарушениях
относятся: заявления, ходатайства, заключения,
протесты и представления прокуроров.
Указанные правовые средства прокурорского
реагирования на установленные нарушения
процессуального законодательства органически
взаимосвязаны.[9;111]
В соответствии со ст. 370 УПК,
ст. 399 ГПК, ст. 267 ХПК, ст. 12.2 Процессуально-исполнительного
кодекса Республики Беларусь об административных
правонарушениях (далее ПИКоАП) приговоры,
решения, определения, постановления судов
первой инстанции, не вступившие в законную
силу, могут быть в установленные законом
сроки опротестованы прокурором и обжалованы
участниками судебного разбирательства,
указанными в этих нормах.
Прокурор обязан в течение кассационного
срока (по хозяйственным делам — апелляционного
срока) проверить все дела, рассмотренные
судом как с участием прокурора, так и
без его участия, и опротестовать судебные
постановления, которые не соответствуют
или противоречат закону. Прокурор не
может оставить без кассационного опротестования
ни одного незаконного иди необоснованного
постановления суда.
Прокуроры осуществляет
надзор за законностью и обоснованностью
не вступивших в законную силу судебных
постановлений по уголовным, гражданским,
хозяйственным делам, делам об административных
правонарушениях в пределах их компетенции.[14;87]
В ч. 3 ст. 370 УПК указано,
что право принесения кассационных протестов
принадлежит прокурору, участвовавшему
в рассмотрении дела в качестве государственного
обвинителя. Генеральный прокурор Республики
Беларусь, Прокуроры областей, городов,
районов, приравненные к род прокуроры
и их заместители в пределах своей компетенции
вправе опротестовать приговор независимо
от участия в судебном разбирательстве
уголовного дела.
Аналогично решается
вопрос о кассационном опротестовании
судебных решений, вынесенных по первой
Инстанции в гражданском судопроизводстве.
Согласно ч. 3 ст. 399 ГПК кассационный протест
вправе принести прокурор или заместитель
прокурора независимо от того, [участвовал
ли он в данном деле. Помощники прокуроров,
прокуроры управлений и отделов могут
приносить протесты на решение только
по делам, в рассмотрении которых они участвовали.
Вместе с тем несколько
по иному разрешен вопрос об опротестовании
прокурором решений хозяйственного суда.
В ч. 2 ст. 267 ХПК указано, что прокурор, принимавший
участие в рассмотрении дела, вправе принести
апелляционный протест на решение хозяйственного
суда первой инстанции в целях защиты
государственных и общественных интересов
независимо от обжалования его сторонами
и иными лицами, участвующими в деле, а
также лицами, не привлеченными к участию
в деле, чьи права и законные интересы
нарушены судебным постановлением, и их
согласия на принесение протеста. Как
видно из содержания этой нормы, прокуроры,
их заместители, не принимавшие участие
в рассмотрении деда хозяйственным судом,
не вправе приносить апелляционные протесты.
В то же время Пленум
Высшего Хозяйственного Суда в постановлении
от 28 октября 2005 г. № 22 «Об участии прокурора
в хозяйственном судопроизводстве» разъяснил,
что в случае, если в судебном разбирательстве
участвовал прокурор на основании переданных
ему полномочий прокурором, предъявившим
иск (заявление), хозяйственным судам следует
учитывать, что право апелляционного опротестования
принадлежит как прокурору, предъявившему
иск (заявление), так и прокурору, участвовавшему
в заседании суда первой инстанции. Другие
прокуроры, в том числе вышестоящие, правом
апелляционного опротестования судебных
постановлений хозяйственного суда первой
инстанции не обладают. Условием принесения
прокурором, принимавшим участие в рассмотрении
дела, апелляционного протеста на решение
хозяйственного суда первой инстанции
в целях защиты интересов юридических
лиц, не имеющих в уставном фонде доли
государственной собственности, а также
в целях защиты интересов индивидуальных
предпринимателей или граждан является
письменное заявление указанных лиц, подтверждающее
их согласие на принесение такого протеста.
В п. 7 ч. 2 ст. 2.15,ч.
2 ст. 12.1, ч. 1 ст. 12.2 ПИКоАП не указано, какие
прокуроры вправе приносить протесты
на постановление по делу об административном
правонарушении, не вступившее в законную
силу. Представляется, что по смыслу закона
протесты вправе приносить прокурорские
работники, участвовавшие в рассмотрении
дела об административном правонарушении,
а также прокуроры и их заместители, независимо
от того, участвовали ли они в данном деле.[11;65]
Срок, в течение
которого может быть принесен протест,
ограничен законом. В соответствии с ч.
1 ст. 374 УПК кассационные протесты на приговор
суда первой инстанции могут быть поданы
в течение десяти суток со дня провозглашения
приговора, а в отношении обвиняемого,
содержащегося под стражей, — в тот же
срок со дня вручения ему копии приговора.
Согласно ст. 410 ГПК кассационный протест
может быть принесен в течение десяти
дней со дня вынесения судом решения или
вручения кассатору по его требованию
этого решения с мотивировочной частью.
В ч. 1 ст. 269 ХП К указано, что апелляционный
протест может быть подан в течение пятнадцати
дней после принятия хозяйственным судом
первой инстанции обжалуемого судебного
постановления, если иное не предусмотрено
этим Кодексом. В соответствии с ч. 1 ст.
12.4 ПИКоАП протест на постановление по
делу об административном правонарушении
может быть подан в течение десяти суток
со дня объявления лицу, привлекаемому
к административной ответственности,
постановления о наложении административного
взыскания, со дня вручения или получения
копии постановления, за исключением протеста
на постановление о наложении административного
взыскания в виде административного ареста
либо депортации, который может быть принесен
е течение пяти суток.
Протест, принесенный
по истечении кассационного (апелляционной))
срока, оставляется судом без рассмотрения
и возвращается прокурору, принесшему
протест.
Если срок принесения
протеста пропущен по уважительной причине
(несвоевременное изготовление протекала
судебного заседания, задержка с рассмотрением
замечаний на протокол, болезнь или командировка
прокурора и т.п.), он может быть восстановлен
судом, постановившим решение, по ходатайству
прокурора (ст. 375 УПК, ст. 154 ГПК, ст. 269 ХПК,
ст. 12.5 ПИКоАП).
Согласно ч. 5 ст.
373 УПК, ч. 2 ст. 416 ГПК, ч. 1 ст. 272 ХПК прокурор,
принесший протест, вправе отозвать его
с рассмотрения кассационной (апелляционной)
инстанцией. Это может быть сделано до
начала судебного заседания. ПИКоАП не
предусмотрен отзыв прокурором протеста.
Вели прокурор в ходе судебного заседания
при пересмотре в кассационном (апелляционном)
порядке уголовных, гражданских и хозяйственных
дел убеждается в необоснованности принесенного
протеста, он не вправе его отозвать и
протест подлежит рассмотрению кассационной
(апелляционной) инстанцией.
Основания и порядок
пересмотра не вступивших в законную силу
приговоров, решений, определений, постановлений
по уголовным, гражданским, хозяйственным
делам и делам об административных правонарушениях
установлены соответственно в ст.ст. 370-398
УПК, ст.ст. 399-435 ГПК, ст.ст. 267-299 ХПК, ст.ст.
12.1—12,10 ПИКоАП.
Информация о работе Прокурорский надзор за законностью судебных постановлений