Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 14:34, реферат
Предметом же являются: психологические признаки и свойства преступника, различные методики разработки психологического портрета, его содержание, а также практика составления.
Мною были поставлены следующие цели:
1) рассмотреть, что в научной литературе понимается под «психологическим портретом преступника», и в каких случаях его эффективно можно использовать;
2) рассмотреть психологические особенности личности преступника, выяснить, что влияет на формирование такой личности;
3) рассмотреть и проанализировать подходы в составлении психологического портрета преступника;
Введение………………………………………………………………….3-4
Глава I. Понятие и виды психологического портрета преступника
1. История исследований………………………………………………….....…5-9
2. Понятие и виды психологического портрета преступника…………...….9-12
3. Психологические особенности личности серийного преступника…….12-18
4. Криминалистический, психиатрический и психологический подходы к выявлению признаков неустановленного преступника……………….18-22
Глава II. Методические аспекты разработки психологического портрета преступника………………………………………………………………..23-26
2.Тактика осмотра места происшествия…………………………………..27-28
3.Прогнозирование места совершения преступления…………………..28-31
4. Временной фактор в анализе серийных преступлений……………….31-33
5. Психологические приемы реконструкции признаков виновного по следам и обстоятельствам происшествия……………………………………………..33-39
Глава III Апробирование методики составления психологического портрета преступника по нераскрытому уголовному делу………………………….40-
Прогнозирование места совершения преступления.
Для сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих розыск и задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений по сексуальным мотивам, наибольший интерес представляет вопрос о том, где и когда можно задержать преступника при попытке совершения очередного нападения.
Несмотря на то, что место совершения преступления является как бы произвольным, заданным самим маршрутом жертвы, следует отметить, что в сознании преступника место преступления и требования к нему выбраны заранее. И если жертва не окажется там, то преступления может и не быть. Мест, удовлетворяющих требованиям преступника, немного. Уже после первого преступления можно охарактеризовать предпочитаемые места преступлений. Поэтому возможно и необходимо определить подобные места на местности и взять их под наблюдение. Преступник обязательно "обходит" территорию, нередко возвращается на место преступления.
Предпочитаемые места преступления и прилегающие территории определяются по следующим критериям:
Эти условия индивидуальны и, как правило, остаются неизменными. Наиболее стабильной характеристикой места преступления является определение "открытое (парки, лесопарки) – закрытое (лифты, подвалы и т.п.)" пространство, которое имеет для преступника принципиальное значение.
Практика показала, что для того, чтобы достоверно описать критерии выбора места преступления, требуется в среднем 5-6 таких мест, хотя приемлемые результаты возможны и при анализе меньшего количества мест.
Преступления с целью изнасилования или убийства по сексуальным мотивам наиболее часто происходят: в лифтах многоэтажных домов, в подъездах, на лестничных площадках, в скверах, в строящихся или заброшенных зданиях.
Прогнозирование места совершения возможного очередного преступления включает в себя, во-первых, определение границ территории, на которой наиболее реально проявление активности серийного преступника; во-вторых, определение конкретных участков территории, где следует сосредоточить оперативно-розыскные мероприятия.32
В условиях крупного населенного пункта возможны три варианта географии мест нападений:
а) на всей территории города;
б) на ограниченной территории;
в) имеются несколько мест нападений, сгруппированных на нескольких (2-4) ограниченных пространствах.
В третьем варианте для каждого из отдельных районов определяются собственные границы. А затем центр окружности каждого из выделенных районов принимается за самостоятельную точку. Полученные точки берутся за основу для построения схемы всей территории района действия преступника.
Однако в условиях крупных городов, где хорошо развита транспортная сеть, за центр фигуры, образующейся от соединения точек, более правильно брать станцию метро, электрички, автобусов откуда предположительно приезжает преступник для совершения нападений.
После выделения всего района действий преступника необходимо конкретизировать и обозначить те места, где наиболее вероятно его появление и где соответственно следует, прежде всего, организовывать оперативно-поисковые мероприятия по задержанию.
При анализе места совершения нападения важно учесть особенности освещенности, возможность подъезда транспорта и другие обстоятельства.
Сопоставив маршрут движения с аналогичными данными, полученными в отношении других жертв, представляется возможным вероятностно определить место, где преступник может вновь предпринять попытку войти в контакт с потенциальной жертвой. При этом важно получить данные о маршруте передвижения жертвы во времени. Сопоставление маршрутов с учетом времени важно, поскольку место выхода на преступление, время нападения на жертву чаще всего являются постоянными.
При отсутствии каких-либо данных о маршрутах преступника следует сделать заключение о возможных способах его передвижений, отметив следующее:
а) вероятные пути прибытия в данный район и отхода;
б) место, с которого преступник выслеживал жертву, маршрут его передвижения. Необходимо учитывать, что места нападений и выслеживания жертв специально выбираются преступниками так, чтобы обеспечить максимальное количество потенциальных жертв. Это могут быть остановки транспорта, пути следования после работы или учебы, магазины.
Наряду с местом преступления существует место начала преступления. Мест выслеживания жертвы может быть несколько. Последние в отличие от места совершения преступления более стабильны как по своим характеристикам, так и в географическом отношении.
Чтобы определить место (или места) выслеживания жертв необходимо знать, где в последний раз видели потерпевших, изучить маршрут их движения. Сопоставив маршруты движения жертв, можно прогнозировать место, где преступник может вновь предпринять попытку войти в контакт с очередной жертвой.
В то же время возможны ситуации, когда преступник устраивается на соответствующую работу (парикмахерская, ателье, бассейн, баня), где он может беспрепятственно выбирать очередную жертву, т.е. действует стационарно.33
Временной фактор в анализе серийных преступлений.
Практика показала, что преступник удаляется от исходной точки (станции, остановки) приблизительно на одно и то же расстояние во всех случаях нападений. И если попытаться понять, почему преступник совершает преступления на одинаковом расстоянии от исходной точки, то оказывается, что одинаковым является не расстояние, а время. Преступник как бы определяет время, которое он намерен выделить для выхода (поиска) на место. Обычно это 5-15 минут ходьбы или езды.
Время совершения нападений не является чем-то случайным, оно несет достаточно много информации о преступнике, особенно если удается выявить закономерности в его выборе последним.
Закономерность выбора времени совершения преступления определяется по двум направлениям:
а) времени суток нападения.
б) периодичности совершения нападений (в какие дни, месяцы и т.д.)
Эти позиции не связаны друг с другом и решаются по отдельности.
На выбор времени суток совершения преступления влияет вероятность появления жертвы в месте, подходящем для нападения. На периодичность совершения преступлений влияют характер и уровень нереализованных потребностей преступника, что в свою очередь зависит от погодных условий, времени года, фазы Луны, режима работы, учебы и т.д. Обобщенные данные показывают, что нападения с целью изнасилования в крупных городах совершаются преимущественно в 11, 14, 19 часов и 22 часа. Примечательно, что после 22 часов число нападений по сексуальным мотивам незначительное, хотя среди населения указанное время считается наиболее опасным в этом плане.
Пики роста числа нападений по сексуальным мотивам оказались обусловлены прежде всего появлением на улице одновременно наибольшего количества потенциальных жертв. 14-15 часов – время окончания занятий в школах, 16-17 часов – окончание занятий в группах продленного дня, училищах, институтах, 18-19 часов – окончание работы, 22 часа – возвращение с вечерних гуляний, из гостей.
Важно не время само по себе, а то, чем обусловлен выбор именно этого времени для нападений.
Исследуя проблему временного фактора уже совершенных преступлений в целях увязки с ним намеченных мероприятий по захвату преступника, важно учитывать, совершены ли преступления серии в одно и то же время суток, или в разное, насколько отличаются временные моменты сравниваемых преступлений, не "увязаны" ли они с началом или временем окончания учебы в местных учебных заведениях, работы предприятий и организаций, обеденными перерывами, временем проведения музыкально-зрелищных мероприятий и другими событиями культурной, профессиональной, иной социальной жизнедеятельности в регионе.
Проводя изучение времени нападений преступника важно обратить внимание на то, в какой день недели совершались нападения и чем он примечателен для данной территории.
Наличие или отсутствие выходных, праздничных дней в числе дней недели, выбираемых для совершения нападений, указывает на семейное положение преступника, степень его привязанности к семье, наличие последней.34
Следующим важным моментом, характеризующим время совершения преступления, являются погодные условия. На криминальную активность серийных сексуальных преступников влияет не столько сама погода, сколько изменение атмосферного давления. Для большинства преступников сезоном наибольшей сексуальной активности является весна. Затем в ряду убывания активности стоит осень. Меньше всего нападений зимой, что вообще не трудно объяснить.
Психологические приемы реконструкции признаков виновного по следам и обстоятельствам происшествия.
В рамках идентификации личности виновного целесообразно использовать психологические приемы, которые нашли в психологии свое теоретическое обоснование и оправданность практического применения. К таким приемам относятся: рефлексия, эмпатия, стереотипизация, имитация.35
Прием рефлексии предполагает мысленно ставить себя на место другого человека в целях понимания и прогнозирования его реакций на те или иные ситуационные воздействия. Так, следователь должен поставить себя на место преступника, понять ход его мыслей на каждом этапе преступления, в ходе ее развития и завершения. Например, почему преступник выбрал тот, а не иной, как казалось бы, более удачный маршрут для ухода с места происшествия.
Следующий психологический прием – эмпатия, то есть эмоциональное сопереживание. Помимо того, что работнику правоохранительных органов надо прочувствовать то, что пережил преступник, ему еще надо и влиться в переживания жертвы. Он должен понять как могла повести себя жертва и представить реакцию преступника на нее.
Прием стереотипизации. Он позволяет осуществить перенос на анализируемую ситуацию преступления ранее выявленных закономерностей в виде сопряжения типичных способов поведения в виде сопряжения типичных способов поведения при совершении преступлений с побудительными мотивами и свойствами личности субъекта преступления, а также возможными иными признаками виновного лица. Стереотипизация всегда предполагает использование приема индивидуализации работника правоохранительных органов выявлению индивидуальных, не типичных особенностей личности, проявившихся в преступной деятельности и поведении виновного. Выявление каких-либо отклонений в каждой конкретной ситуации могут помочь в определении свойств личности, природе их возникновения. Хотелось бы отметить, что указанные способы дополняют друг друга, повышая достоверность получаемой информации.
Прием имитации должен использоваться работником следствия для реконструирования физических действий с использованием вышеперечисленных приемов, которые здесь выступают способом, орудием восстановления тех сложных процессов психики, которые ускользают при попытки сымитировать «на прямую», то есть без учета субъективного состояния и свойств преступника в момент реализации им тех или иных действий, что дает возможность увязать его личностные характеристики на разных уровнях.36
1) Эмоционально-волевой уровень личности. Обнаруживает себя в пределах от импульсивности до эмоциональной холодности, расчетливости, что может свидетельствовать об эмоциональной устойчивости, сниженной или повышенной толерантности к фрустрирующим нагрузкам, ригидности.
2) Социально-психологический уровень личности проявляется в характеристиках социализации (социальной адаптации). Здесь показательным фактором будет выступать форма и способ контактов личности с другими, обнаруживая себя в пределах от резких нарушений в системе контактов до повышенной контактности (в крайних проявлениях: замкнутый, хмурый – авантюрный, инфантильный).
3) На уровне «Я-концепция». (отношение к себе, к окружающим, к труду, к материальным и духовным ценностям) психические процессы тесно связаны с составом и структурой системы ценностей в личности. Например, эмоции проявляются как отношение к реальным возможностям реализации этих ценностей. Блокада реализации ведущих в личности ценностей ведет к специфической эмоциональной напряженности, накоплению негатива, превращая «заблокированные ценности» в доминантную потребность. Зачастую такая потребность приводит к девиантному поведению, которое служит способом удовлетворения потребности.
Хотелось бы отметить, что психологические приемы сами по себе не принесут желаемого результата, если не использовать стратегию их применения. Поиск портретного сходства методом идентификации возможно вести как от реконструированной внешней деятельности во всем многообразии ее проявлений, так и от внутреннего содержания личности виновного. Указанные пути анализа дополняют друг друга. Здесь мы видим задачу в том, чтобы достичь единства внешней и внутренней жизни портретного образа на всех уровнях личности.
Итак, первый вариант: «Поиск от внешних проявлений». Он представляется более предпочтительным. Психологи утверждают, что психические процессы и состояния откликаются в мышечных реакциях. Однако существует и обратный процесс, то есть мышечная деятельность человека будет влиять на его психику. В рамках этого «обратного» процесса работник правоохранительных органов идет от реконструированной внешней деятельности к поиску соответствующей внутренней логики действий, к внутреннему плану. При этом имитация поведения преступника предполагает использование вышеуказанных психологических приемов. Причем, наблюдая собственное поведение, мы видим ситуацию еще и как бы изнутри, так как наше восприятие направлено на существенные особенности ситуации, на содержащиеся в ней указания, возможности, соблазны и опасности, вообще, на все то, что определяет наш поступок.37