Введение
На основании
положений действующего в Республике
Беларусь Уголовно-процессуального
кодекса раскрываются основные
понятия уголовно-процессуального
права, рассматриваются принципы
уголовного судопроизводства и
его участники. Значительное место
отводится изучению мер процессуального
пресечения, изучению доказательств
и доказывания.
Уголовно-процессуальная деятельность
осуществляется в установленной законом
строгой последовательности и представляет
определенную систему. Характерными элементами
этой системы являются стадии уголовного
процесса – сменяющие друг друга этапы
процессуальной деятельности, отличающиеся
один от другого своими задачами, сроками,
кругом участников, процессуальной формой
и процессуальными решениями.
Уголовный процесс
- правовое понятие, связанное с представлениями
о правосудии, деятельности органов следствия,
дознания, прокуратуры по применению уголовного
права в случае совершения преступления.
Уголовный процесс в любом государстве
ведется на основании и по правилам, установленным
его законами, защищая существующий правопорядок
от преступных посягательств.
Правовое государство
призвано обеспечивать охрану от преступлений
прав и свобод личности, жизни, здоровья,
чести и достоинства, других благ граждан,
общества в целом, конституционного строя
государства.
Этому служит, в частности, уголовное право,
устанавливающее круг деяний, запрещаемых
под угрозой уголовного наказания, и виды
таких наказаний. Тем самым оно способствует
предупреждению преступлений. Но если
преступление совершилось, то необходимо
его раскрыть, найти виновного, выяснить
все, что надо знать для справедливого
наказания преступника, и в то же время
не допустить ошибочного обвинения и,
тем более, осуждения невиновного. Виновный
же должен быть наказан в строгом соответствии
с законом, характером и степенью его вины,
данными о личности.
Понятие уголовного
процесса
Преступления, как
наиболее опасный вид правонарушений,
причиняют личности, правам и
свободам человека и гражданина,
обществу, государству серьезный вред.
Это обязывает полномочные органы государства
принять все предусмотренные законом
меры для охраны прав и законных интересов
человека и гражданина, собственности,
общественного порядка и общественной
безопасности, окружающей среды, конституционного
строя Республики Беларусь от преступных
посягательств, обеспечения мира и безопасности
человечества, а также предупреждения
преступлений (ст. 21, 22, 25 Конституции РБ,
ст. 11 Уголовного кодекса РБ, ст. 2 Уголовно-процессуального
кодекса РБ.
Реализация этих
задач в уголовном судопроизводстве
достигается путем возбуждения
уголовного дела, уголовного преследования
лиц, совершивших преступление, обвинения
их перед судом, судебного рассмотрения
и разрешения дела, с тем чтобы
лицо, совершившее преступление, было
осуждено и подвергнуто справедливому
наказанию или, в соответствии
с законом, освобождено от ответственности
или наказания.
Уголовный процесс должен
ограждать невиновного от уголовного
преследования и осуждения, а в случае,
когда такое осуждение или преследование
имело место, обеспечивать реабилитацию
невиновного.
Деятельность по
расследованию, судебному рассмотрению
и разрешению уголовных дел
носит публично-правовой характер.
Быстрое раскрытие преступлений
и изобличение виновных предполагают
в предусмотренные законом сроки
установить обстоятельства происшедшего
преступления, выявить лицо, его
совершившее, собрать и проверить
доказательства виновности обвиняемого,
с тем, чтобы судебное разбирательство
и принятие судебного решения
по делу было максимально приближено
по времени к моменту совершения
преступления.
Обеспечение правильного
применения уголовного закона
достигается строжайшим соблюдением
и применением норм процессуального
закона в ходе производства
по делу. Лишь при соблюдении
этого условия обеспечивается
возможность подвергнуть виновного
справедливому наказанию, соответствующему
характеру и степени общественной
опасности преступления и личности
виновного, и оградить невиновного
от неосновательного привлечения
к уголовной ответственности
и осуждения, поскольку изобличить
и наказать действительно виновного
- значит не допустить привлечения
к ответственности и осуждения
невиновного.
Деятельность суда,
прокурора, руководителя следственного
органа, следователя, органа дознания,
дознавателей имеет определяющее
и организующее значение при
расследовании и судебном разбирательстве
уголовных дел. Государственные
органы и должностные лица
несут ответственность за законное
производство по уголовному делу, законность,
обоснованность, справедливость принимаемых
решений.
Деятельность государственных
органов и должностных лиц
не исчерпывает содержания уголовного
судопроизводства. Уголовно-процессуальная
деятельность слагается из системы
процессуальных действий, в которых
кроме органов государства (должностных
лиц) участвуют физические и юридические
лица, в том или ином процессуальном
качестве вовлекаемые в производство
по уголовному делу. Для этого
участия закон наделяет их
процессуальными правами или
обязывает к совершению конкретных
действий. В одних случаях они
совершают процессуальные действия
в силу предоставленных им
прав (возбуждают ходатайства, заявляют
отводы, представляют доказательства,
обжалуют действия и решения
государственных органов и т.
д.), в других –исполняют свои
обязанности (свидетель обязан дать
показания, обвиняемый обязан являться
по вызову следователя, суда и
др.).
Через действие
и решение лиц и органов, ведущих
производство по делу, физические
и юридические лица, участвующие
в деле, реализуют свои права (например,
следователь по ходатайству обвиняемого
или потерпевшего назначает проведение
экспертизы). Уголовно-процессуальная
деятельность - это система основанных
на законе действий, совершаемых как органами
государства, должностными лицами, так
и всеми участвующими в производстве по
делу физическими и юридическими лицами.
Уголовный
процесс – это регламентированная законом
деятельность органов предварительного
расследования, прокуратуры и суда по
возбуждению, расследованию, судебному
рассмотрению и разрешению уголовных
дел, а также всех участвующих в нем лиц,
которая осуществляется не иначе, как
в правовых отношениях, основанных на
законе. Таким образом, уголовный процесс
– это особый вид государственной деятельности,
имеющий указанную выше специфическую
направленность. Эта деятельность порождает
и осуществляется посредством урегулированных
уголовно-процессуальным правом отношений
(уголовно-процессуальных отношений) между
государственными органами (должностными
лицами) и иными субъектами процессуальной
деятельности.
Деятельность субъектов
уголовного процесса, исходя из выполняемых
ими задач, полномочий и целей, осуществляется
по определенным направлениям, которые
называют уголовно-процессуальными функциями.
Различают четыре функции:
1. Функция осуществления
правосудия характерна для суда. Суд, рассматривая
уголовное дело в судебном заседании,
решает, виновен человек или нет, применяет
наказание.
2. Функция обвинения
– это деятельность уполномоченных лиц
по доказыванию виновности лица и решения
вопроса о его ответственности. Различают
публичное, частно-публичное, обвинение,
осуществляемое прокурором, и частное
обвинение – потерпевшим.
3. Функция защиты – деятельность,
направленная на опровержение обвинения,
установления невиновности лица или смягчения
его ответственности. Эту функцию осуществляют
защитники, сами обвиняемые, их представители.
4. Функция предварительного
расследования заключается в досудебной
деятельности по соблюдению, проверке
и оценке доказательств в целях раскрытия
преступления, установления лица, его
совершившего.
Уголовный процесс защищает
гражданина, общество, государство от
преступных проявлений и тем самым охраняет
конституционные права и свободы гражданина.
Основное содержание уголовного процесса
– это основанная на законе и направленная
законом деятельность суда, прокуратуры,
органов предварительного расследования.
Задачи уголовного процесса,
изложенные в ст. 7 УПК Республики Беларусь,
рассматриваются в 2 аспектах: общесоциальном
и на уровне конкретных задач.
На общесоциальном уровне
уголовный процесс решает задачи по защите
от преступных посягательств личности,
ее прав, свобод и других благ; прав и законных
интересов юридических лиц; охрану существующего
правопорядка путем осуществления справедливого
правосудия, укрепления законности, предупреждения
совершения преступлений (т.е. профилактическая
работа).
Конкретные задачи состоят
в том, чтобы обеспечить всестороннее
и полное раскрытие преступлений, получение
достаточных доказательств для изобличения
виновного лица, правильное применение
уголовного закона и справедливое назначение
наказания.
Вся система уголовно-процессуальных
действий и каждое отдельное
действие производятся в предусмотренном
законом порядке. Порядок уголовного
судопроизводства устанавливается
Уголовно-процессуальным кодексом
(УПК), основанным на Конституции
РБ (ч. 1 ст. 1 УПК). Порядок уголовного судопроизводства,
установленный УПК, является обязательным
для судов, органов прокуратуры, органов
предварительного следствия, органов
дознания, а также иных участников уголовного
процесса (ч. 2 ст. 1 УПК). Соблюдение порядка
производства по уголовному делу обеспечивает
права, интересы и свободы лиц, участвующих
в деле, создает гарантии обоснованности
и справедливости принимаемых решений.
Таким образом, уголовное
судопроизводство – это осуществляемая
в установленном законом порядке деятельность
государственных органов, должностных
лиц и иных участников уголовного судопроизводства
по возбуждению, расследованию, рассмотрению
и разрешению уголовного дела, направленная
на достижение назначения уголовного
судопроизводства.
Источники уголовно-процессуального
права
Вся деятельность по реализации задач,
стоящих перед уголовным процессом, регламентируется
уголовно-процессуальным законом, содержащим
в себе соответствующие правовые нормы,
которые в совокупности составляют уголовно-процессуальное
право.
Уголовно-процессуальное право – это
отрасль права, представляющая собой систему
социально обусловленных правовых норм,
регулирующих деятельность органов дознания,
следствия, прокуратуры и суда при производстве
по материалам и уголовным делам, права
и обязанности физических и юридических
лиц, участвующих в уголовном процессе,
и возникающие в стадиях возбуждения,
расследования и разрешения уголовных
дел правоотношения.
В связи с принятием Уголовно-процессуального
кодекса 1999 года вопрос об источниках
уголовно-процессуального права получил
свое законодательное закрепление. В соответствии
со ст. 1 УПК, к ним относятся только законы,
перечень которых определен в Уголовно-процессуальном
кодексе.
Составной частью уголовно-правовой
процессуальной системы являются международно-правовые
акты – декларации, конвенции, договоры,
соглашения, закрепляющие общепризнанные
принципы и правовые нормы.
Главным источником уголовно-процессуального
права является Конституция Республики
Беларусь – Основной закон государства,
в котором определяются многие принципы
уголовного процесса, закрепляются гарантированные
ею свободы, права и обязанности граждан.
Уголовно-процессуальный кодекс Республики
Беларусь является кодифицированным источником
уголовно-процессуального права и представляет
собой систему норм, подробно регламентирующих
порядок и последовательность проведения
процессуальных действий.
Отдельные стороны уголовно-процессуальной
деятельности регламентируются и другими
республиканскими законами: «Об адвокатуре»,
«О прокуратуре Республики Беларусь»,
«О судоустройстве и статусе судей в
Республике Беларусь», «О милиции», «Об
обращениях граждан», «Об оперативно-розыскной
деятельности». Однако, исходя из названной
ст. 1 УПК, в настоящее время единым процессуальным
законом является именно Уголовно-процессуальный
кодекс.
Важное значение при применении Закона
имеют руководящие разъяснения Пленума
Верховного Суда Республики Беларусь
и акты Конституционного Суда Республики
Беларусь. Они обязательны для исполнения
органами, ведущими уголовный процесс;
они способствуют правильному пониманию
Закона другими органами и должностными
лицами, применяющими его. Однако они не
могут создавать новых норм права.
Немаловажное значение
имеют также Приказы Генерального прокурора
Республики Беларусь, Министерства внутренних
дел Республики Беларусь.
Понятие и классификация участников
уголовного процесса
Участники уголовного процесса – это
государственные органы, должностные
лица, граждане, юридические лица, участвующие
в уголовном процессе и наделенные для
этого определенными правами и обязанностями.
Белорусский законодатель воспринял
именно такой подход и в п. 49 ст. 6 УПК дал
достаточно большой перечень участников
уголовного процесса. В зависимости от
стоящих перед ними задач, интересов и
осуществляемых функций участники уголовного
процесса могут быть квалифицированы
следующим образом:
1. Государственные органы и должностные
лица, осуществляющие производство по
уголовному делу: суд, прокурор, начальник
следственного отдела, следователь, орган
дознания, дознаватель;
2. Лица, интересы которых затрагиваются
в уголовном процессе, т.е. заинтересованные
в исходе дела. Это обвиняемый, подозреваемый,
потерпевший, частный обвинитель, гражданский
истец, гражданский ответчик;