Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:23, курсовая работа
Тема данной работы является актуальной в свете проведения судебной реформы и принятия нового уголовно-процессуального законодательства России. Суд присяжных — «суд народной совести», как называл его известный русский юрист А. Ф. Кони, является необходимым атрибутом демократического правового государства. Именно он олицетворяет в себе, как никакой другой институт, выражение народной воли.
Введение...............................................................................................................…3
1. Исторический аспект развития суда присяжных..................................................................................................................4
2. Формирование коллегии присяжных заседателей по УКП РФ......................................9
3. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей ………………...17
Заключение.............................................................................................................30
Библиография.........................................................................................................32
Оглавление:
Введение......................
1. Исторический
аспект развития суда присяжных
2. Формирование
коллегии присяжных
3. Особенности
производства в суде с
Заключение....................
Библиография..................
Введение
Тема данной работы является актуальной в свете проведения судебной реформы и принятия нового уголовно-процессуального законодательства России. Суд присяжных — «суд народной совести», как называл его известный русский юрист А. Ф. Кони, является необходимым атрибутом демократического правового государства. Именно он олицетворяет в себе, как никакой другой институт, выражение народной воли.
В настоящее время в юридической науке и печати продолжается жаркая дискуссия о целесообразности введения суда присяжных в России и о социальном значении вынесенных им вердиктов. В 2008 году исполнилось 15 лет со дня введения в современной России суда присяжных заседателей.
Сейчас суд присяжных действует во всех субъектах РФ.
В своей работе хотелось бы отразить особенности производства в суде присяжных и некоторые спорные теоретические вопросы.
1. Исторический аспект развития суда присяжных
Суд присяжных имеет древние исторические традиции. Считают, что он появился во Франции в 829 г.н.э. во времена правления Людовика Благочестивого. Затем он был перенесен в Англию при ее завоевании норманнами во главе с Вильгельмом I (1066 г.). Там он сохранился даже в эпоху Средневековья, когда на континенте Европы об этом суде не могло быть и речи (инквизиция и суд присяжных несовместимы). Расцвет суда присяжных связывают с буржуазно-демократическими революциями в Европе, Декларацией независимости США (1776 г.), распространением западноевропейской культуры на колонии и доминионы. Преобладала классическая форма суда присяжных (12 присяжных в отсутствии судьи решают вопрос о виновности подсудимого, а судья на основе вердикта присяжных дает деянию юридическую квалификацию и назначает наказание). Позже в некоторых странах появились смешанные формы, которые с большой натяжкой можно назвать судом присяжных. Так, в 1941 г. маршал Петэн, в сущности, ликвидировал суд присяжных во Франции, заменив его единой коллегией из трех судей и шести заседателей, решавших совместно все вопросы уголовного дела. В дальнейшем число присяжных в этой коллегии увеличивалось, а в настоящее время составляет девять (плюс один судья – председательствующий и два – асессора). В Германии в 1922 г. суд присяжных был образован в единую коллегию – суд ниффенов.
В России появление суда присяжных связано с судебной реформой 1864 г. Отказавшись от хаотичной системы сословных судов, судебные уставы ввели стройную систему судебных органов со строго очерченной компетенцией: параллельно действовала система мировых судов для рассмотрения малозначительных уголовных и гражданских дел, замыкавшаяся на уровне уезда, и система общих судебных установлений (окружные суды, охватывающие территорию нескольких уездов, и судебные палаты, юрисдикция которых распространялась на несколько губерний); венчал систему судебных органов Сенат – единственная в империи кассационная инстанция. Были провозглашены: равенство всех перед судом, независимость суда от администрации, несменяемость судей, гласность, состязательность, право обвиняемого на защиту, презумпция невиновности, оценка доказательств по внутреннему убеждению судьи. Учредились: институт судебных следователей, адвокатура, суд присяжных, реорганизовалась прокуратура. Несмотря на такое разнообразие нововведений, центральным институтом судебной реформы стал суд присяжных. Газеты, журналы того времени писали о разбирательствах дел в суде присяжных. Регулярно публиковались «Судебные драмы». Появилась целая плеяда судебных ораторов. Население с большим уважением и почтением стало относиться к суду. Вырос уровень правовой культуры народа. Полиция и крестьянин, фабрикант и мастеровой, дворянин и купец, сидя рядом на скамье присяжных и пользуясь одинаковыми правами при вынесении вердикта, ощущали свою самоценность и социальное равноправие. Это способствовало смягчению напряженности в обществе.1
Идея судебной реформы 1864 г. о постепенном распространении нового суда в России, кроме позитивного смысла, имело и негативные последствия. Началом практической реализации судебной реформы было открытие весной 1866 г. окружных судов в Петербурге и Москве. Саратовский окружной суд был, к примеру, открыт в 1871 г. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей приходило именно в окружных судах. Постепенное, планомерное распространение принципов и институтов уставов 1864 г. на губернии России продолжается до 1884 г. С середины 80-х годов прослеживается курс на свертывание реформаторской деятельности правительства, скрытие новых судов прекращается. Только после 14-летнего перерыва в 1898 г. вышел закон, распространивший суд присяжных на Астраханскую, Олонецкую, Оренбургскую, Уфимскую губернии. Кроме того, Государственная дума III Созыва в 1912 г. и Государственную думу IV Созыва в 1914 г. признавали «необходимость скорейшего введения суда присяжных» в других областях. Но в силу неспособности властей осуществить серьезные преобразования, а также обстоятельства военного времени принимаемые думой решения оставались лишь пожеланиями.
Суд присяжных на окраинах дореволюционной России так и не начал действовать.
Распространению судебной реформы в целом и суда присяжных в частности мешали не только экономические и организационные причины, но и несоответствие новых судебных порядков основан российской государственности того времени.
Судебная реформа 1864 г., по общему признанию современников и исследователей, была самой демократичной, наиболее последовательной в ряду преобразований II половины XIX века в России. В ходе ее практической реализации выявилось не соответствие нового суда основным институтом самодержавия. Независимость суда ограничивала власть императора! Несменяемость судей принципиально отличало их статус от положения иных государственных чиновников ведь в государстве незыблемо поддерживалась иерархическая подчиненность бюрократического аппарата. Равенство всех перед судом противоречило существовавшему в России сословному строю с его привилегиями и ограничениями.
По оценкам современников судебная реформа 1864 г. характеризовалась как «инородное тело в организме самодержавия».
Почти до 1890 г. вносятся дополнения, изменения и поправки, касающиеся суда присяжных. Но поправки касались не реформистского направления, а наоборот, суд приводился в соответствие с другими государственными институтами.2
Основные нормативные акты о суде присяжных, принятые в дополнение и изменение уставов 1864 г. были различного характера: об ограничении компетенции суда присяжных – закон от 9 мая 1878 г.; закон 28 апреля 1887 г., изменивший порядок формирования суда присяжных и др.
Но вскоре вместе с
другими судебными
К сожалению, в проводимых в наши дни преобразованиях, судебной реформе не отводится первоочередная роль, как в прошлом столетии. Недооценка суда, места и роли его в обществе и государстве уходит корнями в советское прошлое, когда суд не является ветвью государственной власти, самостоятельной и независимой от двух других ветвей.
Хотелось бы в этом вопросе коснуться немного и реформы суда 1993 г. Суды присяжных были учреждены в пяти субъектах федерации с 1 ноября 1993 г. и еще в четырех субъектах с 1 января 1994 г. Некоторые юристы утверждали, что суды присяжных в России учреждены в порядке эксперимента. Но в самом законе от 16 июля 1993 г. об эксперименте ничего не сказано. Данный вопрос снят Конституцией РФ, принятый на референдуме 12 декабря 1993 г., где суд присяжных фигурирует в качестве постоянного, а не экспериментального судебного установления (ст.20, 47, п.6 Заключительных и переходных положений). Суд присяжных заседателей предусмотрен ст. 5 и 8 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» от 23 октября 1996 г. и ст. 10, 15, 28 Федерального конституционного закона «О военных судах РФ».
На мой взгляд, реформа 1993 г. подходит к своему логическому завершению. Суд присяжных сейчас действует во всех субъектах РФ, за исключением Чеченской Республики, где он должен быть введен с 1 января 2007 года, в соответствии с Уголовно–процессуальным кодексом и Федеральным законом «О введении в действие уголовно–процессуального кодекса РФ» от 22 ноября 2001 г. (ст.8)3
Подводя итог изложенному хотелось бы подчеркнуть, что суд присяжных зародился во Франции и нашел свое распространение в ряде других государств. В России он появился благодаря преобразованиям 1864 г. и возродился вследствие судебной реформы 1993 года. Судебная современная концепция в РФ отводит суду присяжных центральную роль в демократизации уголовной юстиции, рассматривая его как институт, призванный стимулировать состязательность процесса, «подтянуть» следствие, повысить уровень правовой культуры населения и развить чувство уважения и почтения к суду у народа.
2. Формирование
коллегии присяжных
С принятием УПК РФ уголовное судопроизводство в России приобрело охранительный характер. Подозреваемый и обвиняемый получили большой объем прав на защиту. Одним из таких прав является право обвиняемого на рассмотрение его дела коллегий в составе двенадцати присяжных заседателей. Уголовное дело подлежит рассмотрению судам присяжных при наличии нескольких условий: 1) это должно быть дело согласно ч.3 ст. 31 УПК к подсудности верховного суда республики, краевого, областного и равных им судов; 2) обвиняемым должно быть заявлено ходатайство о рассмотрении уголовного дела именно таким составом суда. Ходатайство должно быть заявлено в процессе ознакомления обвиняемого по завершении предварительного расследования с материалами уголовного дела или до вынесения судей постановления по итогам предварительного слушания по делу. В ряде случаев подсудимому выгодно, чтобы его дело рассматривалось без присяжных (например, по этническим соображениям, из опасений излишней строгости присяжных при рассмотрении дел о половых преступлениях, ввиду принадлежности подсудимого и присяжных к разным слоям общества и т.п.). Это чисто российское разумное правило, не известное другим правовым системам.
Подготовительная часть судебного заседания с участием присяжных заседателей, как и любого иного судебного заседания, начинается с объявления председательствующим судебного заседания открытым и включает в себя выполнений действий, которые предусмотрены гл. 36 УПК, устанавливающий общие правила проведения этого этапа судебного разбирательства. По завершении этих действий, включая разрешение вопроса возможности слушания дела в отсутствие появившихся участников судопроизводства, судья приступает к специфической именно для суда присяжных части судебного разбирательства - формированию коллегии присяжных, которое производится в закрытом судебном заседании.
Формирование коллегии присяжных является важной частью такого судебного разбирательства. Поэтому представляется необходимым подробно рассмотреть процесс формирования скамьи присяжных заседателей.
Формирование скамьи присяжных – сложная процедура, включающая в себя организационные (составление списков присяжных, приглашение их в судебном заседании), так и профессиональные меры (выявление судьей объективности и непредвзятости при рассмотрении данного дела у приглашенных в суд присяжных заседателей, заявление присяжными самоотводов, использование сторонами права на мотивированный и безмотивный отвод присяжных заседателей).
Многие сравнивают суд присяжных с обществом, считая что в идеале суд присяжных - это умственная модель нашего общества. В присяжные заседатели граждане попадают на основе случайной выборки (ч. 1 ст. 326 УПК), независимо от социального статуса, национальной принадлежности, пола, образования и т.д. Законодатель заботится о том, чтобы в присяжные попадали те граждане, которым можно доверять выполнение этой обязанности. Отсюда требование гражданской зрелости (25-летний возраст), дееспособности, отсутствие судимости. Препятствиями к участию в суде в качестве присяжного заседателя могут служить неправильное восприятие происходящего в ходе судебного разбирательства (незнание языка на котором ведется судопроизводство; немые; слепые; глухие), состояние здоровья (инвалидность, возраст свыше 60-ти лет), профессиональный долг, другие основания, перечень которых в законе не являются исчерпывающим и которые судья признает уважительными (ст. 80 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»). Такие минимальные требования к присяжному содержит законодательство и других стран, например, США и в английском законе «О присяжных», 1974 год. Однако этот минимальный набор требований нередко дополняется специальными цензами. Например, в штате Нью-Йорк присяжными могут быть граждане США, являющиеся собственниками или супругами собственника имущества стоимостью не менее 250 долларов. Устанавливался имущественный ценз и в российском дореволюционном законодательстве.
Требования к кандидатам в присяжные заседатели, указанные в Законе РСФСР «О судоустройстве РСФСР», во многом оправданы. Тем не менее, существуют ряд спорных проблем, не позволяющих говорить о безупречности формальных критериев отбора кандидата в присяжные заседатели. Например, тот факт, что лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, не могут быть присяжными заседателями - бесспорен. Однако существует категории граждан, которые состоят на учете психовнерологических и наркологических диспансерах, но некоторые из них в то время непризнанны недееспособными или ограниченно дееспособными. Гарантий, что такие лица всегда готовы к выполнению функций присяжных, нет. Доктор юридических наук, К. Гуценко, в том случае предполагает пойти по пути исключения из списков присяжных лиц, стоящих на учете в наркологических или психовнерологических диспансерах. Это лишь одна проблема, а существует ряд таких. Если указанные вопросы разрешены не будут, это может отрицательно повлиять не только на процесс формирования скамьи присяжных, но и не обеспечить хотя бы минимальную эффективность их деятельности.4