Свидетель в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:48, контрольная работа

Описание работы

В системе трех ветвей государственной власти особое место принадлежит судебной власти, которая в условиях разделения властей играет особую роль в жизни государства и всего общества, в укреплении демократии и законности. Полное и последовательное применение концепции разделения властей предполагает повышение авторитета судебной власти, восстановление и утверждение престижа власти, защиту, в конечном счете, в полной мере прав, свобод и законных интересов человека. Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.

Содержание работы

1. Введение

2. Основная часть.

2.1. Понятие, признаки судебной власти

2.2. Принципы осуществления правосудия

2.3. Органы судейского сообщества России

3. Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 37.32 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

1. Введение

 

2. Основная часть.

 

2.1. Понятие, признаки судебной  власти

 

2.2. Принципы осуществления  правосудия

 

2.3. Органы судейского  сообщества России

 

3. Заключение

 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

1. Введение

В системе трех ветвей государственной  власти особое место принадлежит  судебной власти, которая в условиях разделения властей играет особую роль в жизни государства и всего  общества, в укреплении демократии и законности. Полное и последовательное применение концепции разделения властей  предполагает повышение авторитета судебной власти, восстановление и  утверждение престижа власти, защиту, в конечном счете, в полной мере прав, свобод и законных интересов человека. Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества. Актуальность проблем судебной власти обусловлена, прежде всего, той ролью, которая возлагается на эту ветвь власти в правовом государстве. Судебная власть должна обеспечить защиту прав граждан и права в целом от любых правонарушающих действий и решений, от кого бы они не исходили, в том числе от должностных лиц, обладающих властными полномочиями, и от государства в целом, и тем самым обеспечить господство права.

Цель данной контрольной  работы:

1. принципы осуществления  правосудия;

 

3. органы судейского сообщества  России.

 

2. Основная часть

 

 

2.1. Понятие, признаки судебной  власти 

1.Принципы осуществления  правосудия

Принципы правосудия - общие  руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны организации  и деятельности органов, осуществляющих правосудие - судов.

Принципы правосудия определяют смысл и содержание всех законодательных  норм, регламентирующих порядок организации  и деятельности судов, характеризуют  средства и способы, с помощью  которых выполняются стоящие  перед судами задачи. В случае возникновения  коллизии правовых норм, пробелов в  законодательстве, регламентирующем порядок  судоустройства и судопроизводства, противоречия отдельных норм принципам  осуществления правосудия всегда следует  применять нормы - принципы, поскольку  именно они имеют руководящее  значение и определяют смысл любого закона.

Принципы правосудия реализуются  не самопроизвольно, а в процессе организации и деятельности органов, осуществляющих правосудие, - судов.

Принципы правосудия носят  императивный характер и содержат предписания, обязательные для всех граждан, должностных  лиц и органов, вовлеченных в  судоустройственную и судопроизводственную деятельность.  В основе принципов правосудия лежат положения международно - правовых актов, определяющих стандарты в области организации и деятельности судов, а также прав личности, вовлеченной в орбиту судопроизводства (Всеобщей Декларации прав человека, международного Пакта о гражданских и политических правах, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.). Конституция РФ, ориентируясь на международно - правовые стандарты, закрепила в качестве принципов основные положения, определяющие наиболее важные черты организации деятельности судебных органов и порядок осуществления правосудия. Большинство принципов правосудия закрепления Конституцией РФ (презумпция невинности (ст. 49), осуществление правосудия только судом (ст.118), состязательность (ст.122), обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 48) и др.) или же непосредственно вытекают из смысла Основного закона (законность, обеспечение законности, компетенции и беспристрастности суда и др.).

Принципы правосудия находят  свое отражение и в законодательстве о судебной системе, статусе судей, отраслевом процессуальном законодательстве. Судебная реформа, активно реализуемая в последние годы и имеющая своей целью укрепление судебной власти и повышение авторитета суда, наполняет принципы правосудия, закрепленные в Конституции РФ, новым демократическим содержанием11 Правоохранительные органы: Учебник / Под ред. Н. А. Петуховой и Г. Н.Загорского. М., 2003, с. 45..

Отраслевые нормы, дублируя конституционные положения, конкретизируют их содержание, детализируют их и устанавливают  законодательный механизм их реализации.

Принципы правосудия могут  быть условно классифицированы по содержанию. Исходя из того, определяют ли принципы порядок судопроизводства либо порядок  организации и деятельности организации  и деятельности органов и лиц, осуществляющих правосудие, все принципы могут быть разделены на две группы:

1. судоустройственные принципы (осуществление правосудия только судом, самостоятельность суда и независимость судей, равенство все перед судом и т.д.);

2. судопроизводственные (презумпция  невиновности, обеспечение подозреваемому  и обвиняемому права на защиту  и т.д). Каждый из принципов правосудия представляет собой самостоятельное правовое положение, определяющее одну или несколько сторон деятельности судов. Однако это не означает, что принципы правосудия полностью автономны и независимы друг от друга. Принципы правосудия составляют такую целостную систему, которая представляет собой совокупность этих принципов, взятых в их взаимосвязи, определяющих сущность и содержание правовых норм и институтов, регламентированных рамками единого правового поля. В системе принципов правосудия есть такие, которые играют главенствующую роль и определяют смысл и значение других принципов (законность, равенство всех перед законом и судом), и те, которые определяют содержание отдельных правовых институтов (презумпция невиновности, участие граждан в отправлении правосудия.

1.1 При прекращении уголовного дела существенное значение имеет вопрос о реабилитации лица, привлечённого в качестве обвиняемого. Реабилитация лица» привлечённого к уголовной ответственности, наступает при прекращении дела не по всем основаниям, а только по некоторым из них. В силу требований ч. 4 ст. 133 УПК право на реабилитацию не возникает у лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по не реабилитирующим основаниям, т.е. не исключающим их вину в совершённых преступлениях. При прекращении дела по основаниям, которые не снимают обвинения и не исключают вину, законодатель предоставляет обвиняемому или его родственникам право требовать продолжения производства по делу в целях реабилитации данного лица. Кроме уголовно-правовых последствий, прекращение дела связано и с гражданско-правовыми, т.е. с решением вопроса о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, о судьбе гражданского иска. Лицу разъясняется, что прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон не является реабилитирующим, и если обвиняемый признал свою вину, то в дальнейшем к нему может быть предъявлен гражданский иск, поэтому же основанию и факт признания им вины может быть использован против него в гражданском процессе. Не исключено наступление и других неблагоприятных последствий - увольнение с государственной службы, привлечение к дисциплинарной или материальной ответственности. Право окончательного разрешения гражданского иска (в форме отказа или удовлетворения исковых требований) принадлежит суду и производится им в порядке уголовного или гражданского судопроизводства (ст. 299 УПК). При прекращении уголовного дела на предварительном следствии (дознавателем или следователем) гражданский иск не разрешается. Правильное разрешение вопроса о гражданском иске при прекращении дела или вынесении приговора должно способствовать защите законных прав потерпевшего, обвиняемого, гражданского истца и ответчика. К числу процессуальных последствий прекращения уголовного дела следует относить невозможность в последующем привлечения к уголовной ответственности за те же действия лица, на которое подана жалоба. О практике рассмотрения судами жалоб и дел о преступлениях, предусмотренных ст. 112 ч. 1 ст. 130 и ст. 131 УК РСФСР: Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25 сент. 1979 г. №4 // Сб. постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РФ по уголовным делам. М.: Изд. "Спарк", 2004. С. 124. Научно-практическое пособие по применению УПК РФ. С. 241. В связи с этим судам следует в каждом случае разъяснять потерпевшим положение ст. 27 УПК. Процессуальными последствиями прекращения уголовных дел также является отмена мер процессуального принуждения и разрешение вопроса о судьбе вещественных доказательств. В соответствии с ч. 4 ст. 29 УПК если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер. Причины и условия, способствовавшие совершению преступления, могут относиться как к событию преступления, так и к личности преступника, условиям его жизни. При прекращении уголовного дела независимо от его основания необходимо проанализировать все выявленные в ходе расследования обстоятельства, которые способствовали или могут в будущем способствовать совершению преступления, чтобы определить, какие конкретные меры по их устранению следует принять. Таким образом, прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон влечёт ряд существенных последствий. В целях недопущения нарушения конституционных прав (доступ к правосудию, право на защиту) в ходе производства по делу правоприменитель должен разъяснять сторонам не только права, в частности право подсудимого возражать против прекращения уголовного дела по реабилитирующему основанию, но и правовые последствия прекращения уголовного дела по такому основанию. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 25 сент., 2002 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ, 2003. №5. С. 7-8; Об отказе в принятии к рассмотрению запроса мирового судьи судебного участка №29 Карымского района Читинской области о проверке конституционности положений статей 217, 225 и 476 УПК РФ: Определение Конституционного Суда РФ от 8 апр. 2004 №152-0 // Справочная правовая система КонсультантПлюс; По делу о проверке конституционности ст. 265 УК РФ в связи с жалобой гражданина А.А. Шевякова: Постановление Конституционного Суда РФ от 25 апр. 2001 г. №б-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2001.№5. С. 24-30.

Отказ в прекращении уголовного дела в связи с примирением  сторон в тех случаях, если ранее  в отношении лица уже прекращалось уголовное дело по не реабилитирующему основанию, можно причислять к числу  негативных последствий прекращения  уголовного дела, в том числе и  в случае примирения сторон. Таким образом, по смыслу закона при прекращении уголовного дела по основанию, при котором требуется согласие обвиняемого, последнему необходимо разъяснять правовые последствия такого решения. В противном случае право на защиту будет грубо нарушено.

Тема.2 Основания и производство следственных действий ограничивающих конституционные права и свободы граждан

2.1 Порядок производства  осмотра, выемки, обыска

Следственный осмотр представляет собой непосредственное обнаружение, восприятие и исследование следователем объектов, имеющих значение для дела, их признаков, свойств, состояния и  взаиморасположения. Это - самостоятельное  следственное действие. Имея некоторые  сходные черты с другими следственными  действиями (например, со следственным экспериментом, экспертизой, обыском), оно в то же время принципиально  отличается от них как по процессуальной природе, так и по тактике проведения. Сущность осмотра заключается в том, что следователь сам непосредственно, с помощью своих органов чувств, убеждается в существовании и характере фактов, имеющих доказательственное значение. При производстве следственного осмотра применяются самые различные методы познания. Осмотр это не только наблюдение, но и производство различных измерений и вычислений, и сравнение наблюдаемых объектов как между собой, так и с другими объектами и явлениями, и экспериментирование с исследуемыми объектами, и, наконец, описание и запечатление иными методами всего того, что обнаружено и выявлено следователем и другими участниками осмотра. Широко применяются при следственном осмотре и специальные методы криминалистики, особенно технико-криминалистические методы работы со следами и другими вещественными доказательствами.

Цели следственного осмотра, как их определяет закон, заключаются:

а) в обнаружении следов преступления и других вещественных доказательств;

б) в выяснении обстановки происшествия;

в) в выяснении иных обстоятельств, имеющих значение для дела. ст. 176 УПК РФ.

Таким образом, прежде всего  задачи следственного осмотра заключаются  в собирании и исследовании доказательств. На основе собранных в процессе осмотра  доказательств, следователь выдвигает  версии о характере расследуемого  события и его участниках, о  месте нахождения преступника, похищенного  имущества и других объектов, имеющих  доказательственное значение, о последствиях преступления и др. Кроме того, при  производстве следственного осмотра  преследуется цель установить обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. Во многих случаях следственный осмотр является средством получения таких  фактических данных, которые иным путем не могут попасть к следователю. Каждый из видов следственного осмотра имеет свои специфические особенности, определяющие тактику его проведения. Однако существует ряд положений процессуального и тактического характера, общих для всех видов следственного осмотра. Значение следственного осмотра в процессе расследования исключительно велико. В процессе осмотра обнаруживается и исследуется значительная часть важнейших следов преступления и преступника и иных вещественных доказательств. Результаты осмотра, особенно такого его вида, как осмотр места происшествия, позволяют следователю правильно определить направление расследования, составить представление о механизме расследуемого события, о личности преступника. От качества проведенного следственного осмотра во многих случаях зависит успех расследования.

Существуют следующие  виды следственного осмотра:

- осмотр места происшествия;

- наружный осмотр трупа  на месте его обнаружения;

- эксгумация трупа;

- осмотр предметов;

- осмотр документов;

- осмотр животных;

- осмотр участков местности  и помещений, не являющихся  местом происшествия.

Особым видом следственного  осмотра является освидетельствование, то есть осмотр человека. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка. Выемка производится в порядке, установленном статьей 182 УПК РФ.

Выемка - это следственное действие, согласно ст. 183 УПК РФ заключающееся  в изъятии определенных предметов  и документов, имеющих значение для  уголовного дела, местонахождение которых точно известно. Многие специалисты считают выемку разновидностью обыска.

Профессор О.Я.Баев считает, что гносеологически и во многом процессуально выемка представляет собой лишь разновидность обыска. Об этом свидетельствуют, во-первых, единые цели данных действий. В соответствии со ст. 183 УПК РФ выемка производится для изъятия в сущности тех же объектов, на обнаружение которых направлен и обыск, но с оговоркой, что в этом случае следователь знает, какие именно предметы и документы должны быть обнаружены при выемке, и ему точно известно, где и у кого они находятся. Во-вторых, закон прямо указывает, что выемка производится в процессуальном режиме обыска (ч.2 ст.183 УПК РФ; следовательно, на нее распространяются все процессуально-тактические приемы и рекомендации, сформулированные законом для обыска). В-третьих, наконец, предусмотренная ч. 5 этой же статьи УПК РФ возможность принудительного производства выемки во многом практически нивелирует тактические различия выемки и обыска. Баев, О.Я. Тактика уголовного преследования и профессиональной защиты от него. Следственная тактика: Научно-практическое пособие. / - М., 2003. - С. 140-141.

Эти точки зрения не разделяет  ряд ученых, отводя выемке место  самостоятельного следственного действия. Отмечается, что процедура выемки имеет много общего с процедурой обыска. Обыск и выемка - схожие по ряду присущих им свойств, но, тем не менее, самостоятельные следственные действия, различающиеся целью, основанием и порядком проведения.

Существуют следующие  отличия выемки от обыска:

 

1. При обыске подлежащие  изъятию объекты, как правило,  известны ориентировочно. Задача  выемки - изъять вполне определенные  предметы или документы.

Информация о работе Свидетель в уголовном процессе