Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:48, контрольная работа
В системе трех ветвей государственной власти особое место принадлежит судебной власти, которая в условиях разделения властей играет особую роль в жизни государства и всего общества, в укреплении демократии и законности. Полное и последовательное применение концепции разделения властей предполагает повышение авторитета судебной власти, восстановление и утверждение престижа власти, защиту, в конечном счете, в полной мере прав, свобод и законных интересов человека. Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.
1. Введение
2. Основная часть.
2.1. Понятие, признаки судебной власти
2.2. Принципы осуществления правосудия
2.3. Органы судейского сообщества России
3. Заключение
Список используемой литературы
Содержание:
1. Введение
2. Основная часть.
2.1. Понятие, признаки судебной власти
2.2. Принципы осуществления правосудия
2.3. Органы судейского сообщества России
3. Заключение
Список используемой литературы
1. Введение
В системе трех ветвей государственной власти особое место принадлежит судебной власти, которая в условиях разделения властей играет особую роль в жизни государства и всего общества, в укреплении демократии и законности. Полное и последовательное применение концепции разделения властей предполагает повышение авторитета судебной власти, восстановление и утверждение престижа власти, защиту, в конечном счете, в полной мере прав, свобод и законных интересов человека. Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества. Актуальность проблем судебной власти обусловлена, прежде всего, той ролью, которая возлагается на эту ветвь власти в правовом государстве. Судебная власть должна обеспечить защиту прав граждан и права в целом от любых правонарушающих действий и решений, от кого бы они не исходили, в том числе от должностных лиц, обладающих властными полномочиями, и от государства в целом, и тем самым обеспечить господство права.
Цель данной контрольной работы:
1. принципы осуществления правосудия;
3. органы судейского сообщества России.
2. Основная часть
2.1. Понятие, признаки судебной власти
1.Принципы осуществления правосудия
Принципы правосудия - общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны организации и деятельности органов, осуществляющих правосудие - судов.
Принципы правосудия определяют смысл и содержание всех законодательных норм, регламентирующих порядок организации и деятельности судов, характеризуют средства и способы, с помощью которых выполняются стоящие перед судами задачи. В случае возникновения коллизии правовых норм, пробелов в законодательстве, регламентирующем порядок судоустройства и судопроизводства, противоречия отдельных норм принципам осуществления правосудия всегда следует применять нормы - принципы, поскольку именно они имеют руководящее значение и определяют смысл любого закона.
Принципы правосудия реализуются не самопроизвольно, а в процессе организации и деятельности органов, осуществляющих правосудие, - судов.
Принципы правосудия носят императивный характер и содержат предписания, обязательные для всех граждан, должностных лиц и органов, вовлеченных в судоустройственную и судопроизводственную деятельность. В основе принципов правосудия лежат положения международно - правовых актов, определяющих стандарты в области организации и деятельности судов, а также прав личности, вовлеченной в орбиту судопроизводства (Всеобщей Декларации прав человека, международного Пакта о гражданских и политических правах, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.). Конституция РФ, ориентируясь на международно - правовые стандарты, закрепила в качестве принципов основные положения, определяющие наиболее важные черты организации деятельности судебных органов и порядок осуществления правосудия. Большинство принципов правосудия закрепления Конституцией РФ (презумпция невинности (ст. 49), осуществление правосудия только судом (ст.118), состязательность (ст.122), обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 48) и др.) или же непосредственно вытекают из смысла Основного закона (законность, обеспечение законности, компетенции и беспристрастности суда и др.).
Принципы правосудия находят свое отражение и в законодательстве о судебной системе, статусе судей, отраслевом процессуальном законодательстве. Судебная реформа, активно реализуемая в последние годы и имеющая своей целью укрепление судебной власти и повышение авторитета суда, наполняет принципы правосудия, закрепленные в Конституции РФ, новым демократическим содержанием11 Правоохранительные органы: Учебник / Под ред. Н. А. Петуховой и Г. Н.Загорского. М., 2003, с. 45..
Отраслевые нормы, дублируя конституционные положения, конкретизируют их содержание, детализируют их и устанавливают законодательный механизм их реализации.
Принципы правосудия могут быть условно классифицированы по содержанию. Исходя из того, определяют ли принципы порядок судопроизводства либо порядок организации и деятельности организации и деятельности органов и лиц, осуществляющих правосудие, все принципы могут быть разделены на две группы:
1. судоустройственные принципы (осуществление правосудия только судом, самостоятельность суда и независимость судей, равенство все перед судом и т.д.);
2. судопроизводственные (презумпция невиновности, обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту и т.д). Каждый из принципов правосудия представляет собой самостоятельное правовое положение, определяющее одну или несколько сторон деятельности судов. Однако это не означает, что принципы правосудия полностью автономны и независимы друг от друга. Принципы правосудия составляют такую целостную систему, которая представляет собой совокупность этих принципов, взятых в их взаимосвязи, определяющих сущность и содержание правовых норм и институтов, регламентированных рамками единого правового поля. В системе принципов правосудия есть такие, которые играют главенствующую роль и определяют смысл и значение других принципов (законность, равенство всех перед законом и судом), и те, которые определяют содержание отдельных правовых институтов (презумпция невиновности, участие граждан в отправлении правосудия.
1.1 При прекращении уголовного дела существенное значение имеет вопрос о реабилитации лица, привлечённого в качестве обвиняемого. Реабилитация лица» привлечённого к уголовной ответственности, наступает при прекращении дела не по всем основаниям, а только по некоторым из них. В силу требований ч. 4 ст. 133 УПК право на реабилитацию не возникает у лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по не реабилитирующим основаниям, т.е. не исключающим их вину в совершённых преступлениях. При прекращении дела по основаниям, которые не снимают обвинения и не исключают вину, законодатель предоставляет обвиняемому или его родственникам право требовать продолжения производства по делу в целях реабилитации данного лица. Кроме уголовно-правовых последствий, прекращение дела связано и с гражданско-правовыми, т.е. с решением вопроса о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, о судьбе гражданского иска. Лицу разъясняется, что прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон не является реабилитирующим, и если обвиняемый признал свою вину, то в дальнейшем к нему может быть предъявлен гражданский иск, поэтому же основанию и факт признания им вины может быть использован против него в гражданском процессе. Не исключено наступление и других неблагоприятных последствий - увольнение с государственной службы, привлечение к дисциплинарной или материальной ответственности. Право окончательного разрешения гражданского иска (в форме отказа или удовлетворения исковых требований) принадлежит суду и производится им в порядке уголовного или гражданского судопроизводства (ст. 299 УПК). При прекращении уголовного дела на предварительном следствии (дознавателем или следователем) гражданский иск не разрешается. Правильное разрешение вопроса о гражданском иске при прекращении дела или вынесении приговора должно способствовать защите законных прав потерпевшего, обвиняемого, гражданского истца и ответчика. К числу процессуальных последствий прекращения уголовного дела следует относить невозможность в последующем привлечения к уголовной ответственности за те же действия лица, на которое подана жалоба. О практике рассмотрения судами жалоб и дел о преступлениях, предусмотренных ст. 112 ч. 1 ст. 130 и ст. 131 УК РСФСР: Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25 сент. 1979 г. №4 // Сб. постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РФ по уголовным делам. М.: Изд. "Спарк", 2004. С. 124. Научно-практическое пособие по применению УПК РФ. С. 241. В связи с этим судам следует в каждом случае разъяснять потерпевшим положение ст. 27 УПК. Процессуальными последствиями прекращения уголовных дел также является отмена мер процессуального принуждения и разрешение вопроса о судьбе вещественных доказательств. В соответствии с ч. 4 ст. 29 УПК если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер. Причины и условия, способствовавшие совершению преступления, могут относиться как к событию преступления, так и к личности преступника, условиям его жизни. При прекращении уголовного дела независимо от его основания необходимо проанализировать все выявленные в ходе расследования обстоятельства, которые способствовали или могут в будущем способствовать совершению преступления, чтобы определить, какие конкретные меры по их устранению следует принять. Таким образом, прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон влечёт ряд существенных последствий. В целях недопущения нарушения конституционных прав (доступ к правосудию, право на защиту) в ходе производства по делу правоприменитель должен разъяснять сторонам не только права, в частности право подсудимого возражать против прекращения уголовного дела по реабилитирующему основанию, но и правовые последствия прекращения уголовного дела по такому основанию. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 25 сент., 2002 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ, 2003. №5. С. 7-8; Об отказе в принятии к рассмотрению запроса мирового судьи судебного участка №29 Карымского района Читинской области о проверке конституционности положений статей 217, 225 и 476 УПК РФ: Определение Конституционного Суда РФ от 8 апр. 2004 №152-0 // Справочная правовая система КонсультантПлюс; По делу о проверке конституционности ст. 265 УК РФ в связи с жалобой гражданина А.А. Шевякова: Постановление Конституционного Суда РФ от 25 апр. 2001 г. №б-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2001.№5. С. 24-30.
Отказ в прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон в тех случаях, если ранее в отношении лица уже прекращалось уголовное дело по не реабилитирующему основанию, можно причислять к числу негативных последствий прекращения уголовного дела, в том числе и в случае примирения сторон. Таким образом, по смыслу закона при прекращении уголовного дела по основанию, при котором требуется согласие обвиняемого, последнему необходимо разъяснять правовые последствия такого решения. В противном случае право на защиту будет грубо нарушено.
Тема.2 Основания и производство следственных действий ограничивающих конституционные права и свободы граждан
2.1 Порядок производства осмотра, выемки, обыска
Следственный осмотр представляет
собой непосредственное обнаружение,
восприятие и исследование следователем
объектов, имеющих значение для дела,
их признаков, свойств, состояния и
взаиморасположения. Это - самостоятельное
следственное действие. Имея некоторые
сходные черты с другими
Цели следственного осмотра, как их определяет закон, заключаются:
а) в обнаружении следов преступления и других вещественных доказательств;
б) в выяснении обстановки происшествия;
в) в выяснении иных обстоятельств, имеющих значение для дела. ст. 176 УПК РФ.
Таким образом, прежде всего
задачи следственного осмотра
Существуют следующие виды следственного осмотра:
- осмотр места происшествия;
- наружный осмотр трупа на месте его обнаружения;
- эксгумация трупа;
- осмотр предметов;
- осмотр документов;
- осмотр животных;
- осмотр участков местности и помещений, не являющихся местом происшествия.
Особым видом следственного осмотра является освидетельствование, то есть осмотр человека. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка. Выемка производится в порядке, установленном статьей 182 УПК РФ.
Выемка - это следственное действие, согласно ст. 183 УПК РФ заключающееся в изъятии определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, местонахождение которых точно известно. Многие специалисты считают выемку разновидностью обыска.
Профессор О.Я.Баев считает, что гносеологически и во многом процессуально выемка представляет собой лишь разновидность обыска. Об этом свидетельствуют, во-первых, единые цели данных действий. В соответствии со ст. 183 УПК РФ выемка производится для изъятия в сущности тех же объектов, на обнаружение которых направлен и обыск, но с оговоркой, что в этом случае следователь знает, какие именно предметы и документы должны быть обнаружены при выемке, и ему точно известно, где и у кого они находятся. Во-вторых, закон прямо указывает, что выемка производится в процессуальном режиме обыска (ч.2 ст.183 УПК РФ; следовательно, на нее распространяются все процессуально-тактические приемы и рекомендации, сформулированные законом для обыска). В-третьих, наконец, предусмотренная ч. 5 этой же статьи УПК РФ возможность принудительного производства выемки во многом практически нивелирует тактические различия выемки и обыска. Баев, О.Я. Тактика уголовного преследования и профессиональной защиты от него. Следственная тактика: Научно-практическое пособие. / - М., 2003. - С. 140-141.
Эти точки зрения не разделяет ряд ученых, отводя выемке место самостоятельного следственного действия. Отмечается, что процедура выемки имеет много общего с процедурой обыска. Обыск и выемка - схожие по ряду присущих им свойств, но, тем не менее, самостоятельные следственные действия, различающиеся целью, основанием и порядком проведения.
Существуют следующие отличия выемки от обыска:
1. При обыске подлежащие изъятию объекты, как правило, известны ориентировочно. Задача выемки - изъять вполне определенные предметы или документы.