Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 08:12, контрольная работа
Правоприменительное усмотрение – это предусмотренная правом возможность правоприменительного органа (правоприменителя) субъективного выбора наиболее оптимального правоприменительного решения.
Правоприменительное усмотрение возможно только в рамках закона. Оно допускается в качестве способа преодоления пробелов в законодательстве, средства применения правового предписания, сформулированного в тексте нормативного акта в виде абстрактного понятия, при наличии оценочных понятий и в некоторых иных случаях.
Усмотрение органа уголовного преследования как самостоятельное уголовно-процессуальное решение в уголовном процессе Республики Беларусь.
Примеры, судебно-следственная практика.
Теоретические и практические аспекты ……..………………………….. 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..…………………….. 17
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЗАДАНИЕ № 15
Усмотрение органа уголовного
преследования как
Примеры, судебно-следственная практика.
Теоретические и практические аспекты ……..………………………….. 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..…………………….. 17
ЗАДАНИЕ № 15
Усмотрение
органа уголовного преследования как
самостоятельное уголовно-
Составной частью формирования правового государства является перестройка деятельности правоохранительных органов, включая органы внутренних дел.
Основное содержание их профессиональной деятельности составляет правоприменение; в 90% случаев правовая норма закрепляет определенный порядок совершения органом уголовного преследования конкретных процессуальных действий, однако дознавателю, следователю в ряде случаев предоставляется возможность действовать по своему усмотрению.
Правоприменительное усмотрение – это предусмотренная правом возможность правоприменительного органа (правоприменителя) субъективного выбора наиболее оптимального правоприменительного решения.
Правоприменительное усмотрение возможно только в рамках закона. Оно допускается в качестве способа преодоления пробелов в законодательстве, средства применения правового предписания, сформулированного в тексте нормативного акта в виде абстрактного понятия, при наличии оценочных понятий и в некоторых иных случаях. Кроме того, использование такого правоприменительного средства связано с обеспечением требования целесообразности правоприменительного решения.
Усмотрение – главный элемент внутреннего убеждения.
Дознаватель, следователь должны использовать своё усмотрение здраво, разумно, справедливо и мотивированно.
Необходимым условием и компонентом процесса правоприменения, и усмотрения в частности, является толкование норм права. Практическим работникам органа уголовного преследования необходимо знать теорию этого вопроса и уметь применять ее в своей профессиональной деятельности. Поэтому разработка общетеоретических аспектов толкования норм права для органов внутренних дел представляет собой определенный научный и практический интерес.
Как уже говорилось выше, законодатель не может регламентировать каждый шаг правоприменителя в конкретной жизненной ситуации, иначе уголовно-процессуальный закон станет громоздким, нефункциональным и потеряет свою динамичность.
Известно, что попытки урегулировать частные случаи не уменьшают, а значительно увеличивают число правовых пробелов и противоречий.
Ключом в сложном
механизме отношений
В научной литературе наблюдается подчас настороженное отношение к усмотрению как объекту изучения.
В какой-то мере это связано со свойствами усмотрения, в частности, опасностью произвола, которую оно в себе таит.
Вопросы разграничения понятий «усмотрение» и «произвол» возникли достаточно давно и небезосновательно.
Византийский император Юстиниан отмечал, что «люди, которые прежде вели судебные разбирательства, хотя и существовали многочисленные законы, использовали в судах лишь немногие из них либо из-за отсутствия книг, которые они не могли приобрести, либо из-за самого незнания их, так что судебные дела разбирались более волею судей, нежели авторитетом закона».
В условиях существования так называемого «полицейского государства» термины «произвол» и «усмотрение» рассматривались как синонимы. И только в период становления правовых государств эти явления стали противопоставляться друг другу, а затем проблема усмотрения была обозначена в иной плоскости.
Неоднозначное отношение к усмотрению (когда речь идет о правоприменении) отмечается не только в научных кругах.
Высказываемые опасения оправданны, действительно, в ряде случаев трудно провести грань между усмотрением правоприменителя и произволом. Но это, как представляется, и есть главный аргумент в пользу необходимости глубокого изучения рассматриваемого явления, всех его форм, критериев, в том числе пределов, удерживающих усмотрение в правовом пространстве.
Проблема процессуальной самостоятельности следователя является одной из самых актуальных проблем в науке и на практике.
Важность обеспечения процессуальной самостоятельности следователя большинством авторов не ставится под сомнение.
Более того, очень модной
в последнее время стала тема
о воссоздании института «
Деятельность по применению
права совершается в
Правоведом П.А Лупинской отмечается, что наряду с нормами абсолютно-определенными закон включает и нормы с относительно-определенной гипотезой и диспозицией. Эти нормы, регулирующие принятие ряда процессуальных решений, дают возможность учесть конкретные обстоятельства данного случая и выбрать применительно к ним один из перечисленных в законе или вытекающих из закона вариантов решения. При выборе такого рода решений закон оставляет больший или меньший простор усмотрению лиц, принимающих решение.
Отмечая высокую социальную ценность формальной определенности права, П.А. Лупинская обращает внимание, что необходимость и полезность формализации права имеет определенные границы, пределы, обусловленные необходимостью учитывать особенности конкретной обстановки, своеобразия ситуации. Законодатель определяет общие условия, те границы, в которых правоприменительный орган может проявить известное «усмотрение» в выборе решения.
Примером относительно-
Для правильного и одновременно эффективного применения данной нормы суд, прокурор, следователь, лицо, производящее дознание, должны в каждом конкретном случае решить, имеются ли "достаточные основания" для избрания соответствующей меры пресечения, т.е. наличествуют ли условия, указанные в норме права. Решение же этого вопроса невозможно без использования данных о том, есть ли у обвиняемого место жительства, постоянное место работы, преступные связи, о его моральных качествах и др.
В уголовно-процессуальном законодательстве имеется ряд норм права, содержащих относительно-определенные диспозиции. Так, согласно ч.1 ст. 219 УПК Республики Беларусь «по решению следователя при допросе обвиняемого, подозреваемого, свидетеля или потерпевшего может быть применена звукозапись». Формулируя нормы права с такой диспозицией, законодатель предоставляет следователю (дознавателю) свободу выбора в том, какие следственные действия или их комплекс проводить, в какой последовательности, что, в конечном счете, зависит от характера конкретного уголовного дела.
Вместе с тем, в ряде
случаев предусматривается
Представляется, что возможность усмотрения субъекта правоприменения законодатель предполагает, закрепляя в административном и уголовно-процессуальном праве относительно-определенные и альтернативные санкции.
В УПК особого внимания требуют те статьи, содержание которых изначально обусловливает и необходимость социологического способа толкования, и соответственно этому усмотрение субъектов правоприменения в правоохранительной сфере.
Если проанализировать содержание статей УПК Республики Беларусь, регламентирующих отношение к производству следственных действий, то обращают на себя внимание такие оценочные понятия, как «при наличии достаточных оснований полагать», «в исключительных случаях», «в случае необходимости», «по усмотрению» и т.д.
Свобода усмотрения правоприменителя интерпретируется как творческая, интеллектуально-волевая деятельность компетентного субъекта, в процессе которой окончательно формируется его нравственно-правовая позиция по рассматриваемому делу.
По поводу возможности усмотрения в правоприменении в литературе существуют диаметрально противоположные позиции.
Так, ее противники считают, что усмотрение – следствие несовершенства законодательной техники, оно не соответствует исторической перспективе развития уголовно политики и принципу законности.
Несколько половинчатую позицию в этом вопросе занимает правовед В.М. Манохин, который полагает, что «поскольку усмотрение существует и действует как юридическое явление и останется в качестве такого впредь, оно должно получить в законодательстве и в правоприменительной деятельности право гражданства. Его нельзя прятать каучуковыми формулировками: при необходимости, в исключительных случаях, при целесообразности и т.п.».
В этой связи следует согласиться с позицией тех ученых, которые подчеркивают, что «правда, нередко происходит замена оценочных понятий исчерпывающим регулированием в нормативных актах, но это только тенденция, так как полное устранение оценочных категорий невозможно, да и не всегда нужно».
Напротив, сторонники усмотрения в
процессе правоприменения обосновывают
его необходимость и
В этой связи В.В. Лазарев пишет, что закон всеобщ, а применение закона – творческая деятельность. Поэтому остаются относительно широкий возможности для привнесения направленности субъектов правоприменения по делу и, в особенности, в процессе его рассмотрения. Эти возможности по мнению автора, весьма значительны в случаях конкретизации права, преодоления пробелов в праве, решения вопроса при значительном усмотрении правоприменителя. Соглашаясь с тем, что правовая регламентация означает строгое регулирование процессуальной деятельности и ею ограничивается свобода деятельности судебно-следственных работников, В.В. Лазарев подчеркивает: это не значит, что последние не свободны в своих волеизъявлениях, а так же в выборе средств реализации собственной деятельности, ее более рациональной и эффективной организации. Такая свобода реальна, выражается в широком применении тактических приемов и комплексов, комбинаций и вместе с тем, по мнению автора, осуществляется в рамках требования закона, подчинена его принципам и не может простираться далее оперирования требованиями и порядком деятельности уже сформулированными в законе.
Подобной позиции
Действительно, принцип
законности, строгая регламентация
правового поведения должностны
Правовая регламентация
поступков должностных лиц