Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 21:33, реферат
Одним из проявлений суверенитета государства на своей территории является наличие высшего судебного органа, принимающего последнее, окончательное решение по подсудным ему делам и контролирующего деятельность всех нижестоящих судов является Верховный Суд (СТ. 44 Кодекса о судоустройстве и статусе судей). Осуществляя надзор за судебной деятельностью общих судов Верховный Суд обеспечивает не только исправление, но и предупреждение судебных ошибок, способствует единообразному пониманию и применению законов различными судами республики. Он не только унифицирует, но и, в известной мере, направляет судебную практику, давая судам указания, как следует правильно и наиболее эффективно применить определённые нормы права.
Верховный суд Республики Беларусь
Одним из проявлений суверенитета государства на своей территории является наличие высшего судебного органа, принимающего последнее, окончательное решение по подсудным ему делам и контролирующего деятельность всех нижестоящих судов является Верховный Суд (СТ. 44 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).
Особенности правового статуса Верховного Суда Республики Беларусь:
- осуществляет надзор
за судебной деятельностью
- является высшей надзорной
инстанцией в системе общих
судов, которая принимает
- даёт разъяснение по
вопросам применения
- вносит предложения в
Конституционный Суд
- рассматривает по первой
инстанции дела особой
- имеет также разветвлённую
по сравнению с другими общими
судами организационно-
-обеспечивает
Осуществляя надзор за судебной деятельностью общих судов Верховный Суд обеспечивает не только исправление, но и предупреждение судебных ошибок, способствует единообразному пониманию и применению законов различными судами республики. Он не только унифицирует, но и, в известной мере, направляет судебную практику, давая судам указания, как следует правильно и наиболее эффективно применить определённые нормы права.
Таким образом, надзор Верховного
Суда за судебной деятельностью нижестоящих
органов правосудия является важной
организационной гарантией
В то же время, несмотря на свой статус высшего судебного органа, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь Верховный Суд не обладает правом законодательной инициативы.
Состав Верховного Суда Республики Беларусь
Верховный Суд Республики
Беларусь состоит из Председателя Суда,
первого заместителя и
- судебной коллегии по гражданским делам;
- судебной коллегии по уголовным делам;
- Военной коллегии;
- судебной коллегии по
делам интеллектуальной
- Президиума;
-Пленума.
Количественный состав судей Верховного Суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда.
Судьи Верховного Суда должны иметь стаж работы в должности не менее пяти лет. Последнее условие не относится к судьям судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности, которые могут не иметь высшего юридического образования. В этом случае они должны обладать высшим техническим или естественнонаучным образованием и стажем работы в области патентоведения не менее пяти лет. На таких судей Верховного Суда не распространяются общие требования, установленные для кандидатов на должность судьи общего суда о сдаче квалификационного экзамена и прохождении специальной подготовки.
Судьи Верховного Суда назначаются Президентом с согласия Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда и исполняют свои обязанности бессрочно.
Количество народных заседателей для Верховного Суда составляет 10 человек на одного судью. Их подбор и составление списков народных заседателей осуществляется областными (Минским городским) исполнительными комитетами сроком на пять лет на основании списков граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата. Списки народных заседателей Верховного Суда утверждаются Президентом.
Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь
Судебные коллегии обеспечивают специализацию судей при рассмотрении дел. Они формируются из числа судей Верховного Суда и утверждаются его Пленумом по представлению Председателя Суда (ч.2 ст. 56 Кодекса о судоустройстве и статусе судей). При этом учитывается как желание самого судьи, так и стаж его работы, предшествующий опыт.
В настоящее время судебная коллегия по уголовным делам насчитывает 24 судьи, судебная коллегия по гражданским делам – 15, Вое6нная коллегия – 6, судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности – 7 судей. Такой различный количественный состав коллегии связан с объёмом их работы. Традиционно число гражданских дел, рассматриваемых Верховным Судом, меньше числа уголовных. Военная коллегия имеет дело лишь с небольшой категорией лиц, на которых распространяется статус военнослужащих. Судебная же коллегия по делам интеллектуальной собственности создана только в 2000 году и осуществляет правосудие в узкой, специфической сфере гражданского права.
В необходимых случаях
Судебные коллегии рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Только судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности действует как суд первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам (ч.1 ст. 57 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).
При необходимости Президентом
Республики Беларусь по представлению
Председателя Верховного Суда в Суде
могут образовываться кассационная
судебная коллегия и иные судебные
коллегии, апелляционная коллегия для
специализированного
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда рассматривает по первой инстанции дела:
- о преступлениях, совершённых
высшими должностными лицами
государства, депутатами
- подсудные нижестоящим судам
и переданные в данный суд
с согласия обвиняемого и его
защитника в целях обеспечения
объективности судебного
- подсудные нижестоящим судам
и принятые к производству
по собственной инициативе в
связи с их особой сложностью
либо особым общественным
На основании указанных
Судебная коллегия рассматривает уголовные дела по первой инстанции в составе судьи Верховного Суда, который является председательствующим, и двух народных заседателей, если мера наказания за совершение преступления превышает 10 лет лишения свободы или обвиняемый является несовершеннолетним. В противном случае дело слушается судьей Верховного Суда единолично.
Судебная коллегия по гражданским делам рассматривает по первой инстанции дела:
- по жалобам на отказ в
регистрации республиканских и
международных общественных
- по заявлениям о прекращении
деятельности таких
- по жалобам на отказ в
регистрации инициативной
- по жалобам на отказ в
регистрации политических
- по заявлениям о прекращении
деятельности политических
- по жалобам на решения
- по жалобам на отказ
- другие категории дел,
Верховный Суд вправе изъять любое гражданское дело из любого общего суда и принять его по своему производству в качестве суда первой инстанции (ст. 45 ГПК). Рассмотрение гражданских дел осуществляется судьёй Верховного Суда единолично.
В кассационном порядке судебные коллегии Верховного Суда рассматривают жалобы и протесты на приговоры, решения, определения и постановления областных (Минского городского) судов по уголовным и гражданским делам, не вступившие в законную силу.
В порядке надзора судебные коллегии рассматривают протесты на постановления президиумов областных (Минского городского) судов, а также на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления областных (Минского городского) судов по уголовным и гражданским делам, которые не были обжалованы в кассационном порядке в Верховный Суд (ч. 2 ст. 407 УПК; ч.2 ст. 440 ГПК).
Судебная коллегия по гражданским
делам осуществляет пересмотр решений,
определений и постановлений
по вновь открывшимся
Судебные коллегии рассматривают
дела в кассационном, надзорном порядке
и по вновь открывшимся
В судебных коллегиях Верховного Суда,
как и областных (Минском городском)
судах, создаются составы судей
для разрешения дел, поступающих
из определённых областей и г. Минска.
За каждым составом, в который входят
председатель и двое судей, закрепляется
конкретная область. Этот состав должен
обеспечить рассмотрение в кассационном
и надзорном порядке дел, поступивших
из своей области (зоны). Такой зональный
принцип распределения дел
Судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности начала свою работу в 2000 году. К полномочиям этой судебной коллегии отнесены дела по спорам, вытекающим из применения законодательства, регулирующего имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности, а также дела по жалобам на решения Апелляционного совета при патентном органе (ст. 45 и 359 ГПК). Коллегия действует как суд первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам и рассматривает дела в составе 3 судей (ч.1 ст. 26 ГПК).
Приговоры и решения Верховного
Суда по уголовным и гражданским
делам обжалованию и
Судебные коллегии Верховного Суда
по направлениям своей деятельности
изучают и обобщают судебную практику
общих судов, анализируют судебную
статистику, разрабатывают предложения
по совершенствованию
Руководство работой судебных коллегий осуществляют их председатели, которые входят в состав соответствующих коллегий и одновременно являются заместителями Председателя Верховного Суда.
Президиум Верховного Суда Республики Беларусь
Президиум Верховного Суда Республики Беларусь образуется в составе Председателя Верховного Суда, первого заместителя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда. Количественный и персональный состав Президиума утверждается Президентом по представлению Председателя Верховного Суда (ч. 1 и ч. 2 ст. 53 Кодекса о судоустройстве и статусе судей). В настоящее время в Президиуме насчитывается 15 членов. По приглашению Председателя Верховного Суда в заседаниях Президиума могут принимать участие судьи и работники аппаратов общих судов, а также иные лица(ч. 3 ст. 53 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).