Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 12:32, контрольная работа
Описание работы
Возбуждение уголовного дела как составная часть досудебного производства в российском уголовном процессе представляет собой урегулированную законом деятельность по получению и оформлению информации о преступлении, в необходимых случаях - по проверке наличия в данной информации оснований для начала предварительного расследования, а также по принятию решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.
Содержание работы
1.Возбуждение уголовного дела: понятие, поводы и основания, процессуальный порядок……………………………………………………… 2. Прекращение уголовного дела следователем: основания и порядок……. 3. Приостановление и возобновление предварительного следствия……….. Список используемой литературы…………………………
Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский
институт внешнеэкономических связей,
экономики и права»
в г. Красноярске
Контрольная работа
по дисциплине:
Уголовный процесс
на тему:
Вариант
№7
Студент
заочного
отделения
(очно-заочного, заочного)
курс
3
группа
Б013В-3
Корнейчук Александр
Михайлович
(фамилия, имя, отчество)
Проверил:
(ф.и.о)
(ученая степень, звание)
Дата
Группа
г.
Красноярск
2014 год
Содержание
1.Возбуждение уголовного дела: понятие,
поводы и основания, процессуальный
порядок………………………………………………………
2. Прекращение уголовного
дела следователем: основания и
порядок…….
3. Приостановление и возобновление
предварительного следствия………..
Список используемой литературы…………………………………………….
3
9
15
20
1. Возбуждение уголовного дела: понятие,
поводы и основания, процессуальный порядок
Возбуждение уголовного дела
как составная часть досудебного производства
в российском уголовном процессе представляет
собой урегулированную законом деятельность
по получению и оформлению информации
о преступлении, в необходимых случаях
- по проверке наличия в данной информации
оснований для начала предварительного
расследования, а также по принятию решения
о возбуждении или отказе в возбуждении
уголовного дела. Именно стадия возбуждения
дела приводит механизм уголовного процесса
в движение, создает правовую основу для
выполнения процессуальных действий в
последующих стадиях, то есть служит "точкой
отсчета" начала действия специфического
режима уголовно-процессуального регулирования.
Задачей этой стадии досудебного производства
является установление наличия или отсутствия
условий (предпосылок), необходимых для
возбуждения уголовного дела. Органы дознания,
следователь и прокурор обязаны, с одной
стороны, реагировать на каждый факт обнаружения
признаков преступления, а с другой - не
допускать необоснованного возбуждения
уголовного судопроизводства.
Поводы к возбуждению уголовного
дела
Поводы к возбуждению уголовного
дела - это те установленные законом источники,
из которых полномочные органы государства
или должностные лица получают информацию
о совершенном или готовящемся преступлении
и которые обязывают их принять решение
приступить к производству по уголовному
делу.
Согласно ст.140 УПК РФ1 поводами к возбуждению уголовного
дела являются:
1) заявление о преступлении;
2) явка с повинной;
3) сообщение о совершенном
или готовящемся преступлении, полученное
из иных источников;
4) постановление прокурора
о направлении соответствующих
материалов в орган предварительного
расследования для решения вопроса
об уголовном преследовании.
По делам частного и частно-публичного
обвинения поводом к возбуждению уголовного
дела может служить заявление самого потерпевшего,
за исключением случаев, когда преступление
совершено в отношении лица, находящегося
в зависимом или по иным причинам не способного
самостоятельно воспользоваться принадлежащими
ему правами (ч.2-4 ст.20 УПК РФ).
Заявление о преступлении
- наиболее распространенный на практике
повод к возбуждению уголовного дела.
Заявление о преступлении - это сообщение
о совершенном или готовящемся преступлении,
сопровождаемое просьбой о привлечении
лица к уголовной ответственность. Официальное
уведомление дознавателя, органа дознания,
следователя о преступлении, не содержащее
просьбы. Заявление о преступлении может
исходить как от частного, так и от должностного
лица. В частности, как заявление о преступлении
расценивается обращение руководителя
коммерческой организации с просьбой
о привлечении к уголовной ответственности
лица за преступление против интересов
службы в коммерческой организации.
Заявления и сообщения о преступлении
принимаются круглосуточно органами и
должностными лицами, определенными п.7-10
Типового положения о едином порядке организации
приема, регистрации и проверки сообщений
о преступлениях2, утвержденного совместным
приказом от 29.12.2005 года Генеральной прокуратуры
№39, МВД России №1070, МЧС России №1021, Министерства
юстиций РФ №253, Федеральной службы безопасности
РФ №780, Министерства экономического развития
России №353.
В соответствии со ст.141 УПК
заявления могут быть сделаны в устном
или письменном виде. Устные заявления
граждан заносятся в протокол, который
должен содержать следующие сведения:
место и время принятия заявления;
должность, классный чин или
звание, фамилия и инициалы лица, принявшего
заявление;
данные о заявителе;
отметка о разъяснении заявителю
ответственности за ложный донос по ст.306
УК РФ, которая удостоверяется подписью
заявителя;
изложение от первого лица
содержания заявления;
отметка о том, что протокол
прочитан заявителем и записан с его слов
правильно, а также подписи заявителя
и должностного лица, принявшего заявление.
Письменное заявление и сообщение,
поступившее от физического лица, должно
содержать полные сведения о конкретном
лице (Ф.И.О., место жительства, место работы,
другие данные), позволяющие установить
с ним контакт органу или должностному
лицу, получившему заявление (сообщение).
Письменное заявление и сообщение, поступившее
от юридического лица должно содержать
реквизиты данного юридического лица,
соответствующие его учредительным документам,
а также сведения о его фактическом местонахождении
и контактном телефоне.
Сообщения о преступлениях
могут также исходить от должностных лиц
и представителей органов государственной
власти, обладающих единоличными контрольными
или представительскими полномочиями:
уполномоченный по правам человека, государственные
инспектора Санэпидемнадзора, Госгортехнадзора,
охот - и рыбнадзора, ревизоры, главные
бухгалтеры и т.п. Так, медицинские учреждения
обязаны немедленно сообщать в органы
милиции о случаях доставления в них лиц
с наличием телесных повреждений, когда
есть основания полагать об их насильственном
характере. Руководители государственных
предприятий обязаны сообщать о совершенных
хищениях и недостачах, о нарушениях техники
безопасности, повлекших несчастные случаи
на производстве.
Заявления и обращения, не
содержащие личной подписи лица, его личных
данных, согласно п.7 ст.141 УПК РФ, признаются
анонимными и не могут служить поводом
для возбуждения уголовного дела. Заявителю
должна быть разъяснена ответственность
за заведомо ложный донос по ст.306 УК РФ3, о чем делается отметка в
протоколе заявления (ч.2 ст.141 УПК РФ).
Сообщения учреждений, предприятий,
организаций и должностных лиц подаются
в письменной форме и должны содержать
необходимые сведения о совершенном или
готовящемся преступлении.
Явка с повинной как повод
к возбуждению дела состоит в сообщении,
сделанном органу дознания, следователю,
прокурору или суду лицом о совершении
им преступления (ст.142 УПК РФ). В случае
явки с повинной устанавливается личность
явившегося и составляется протокол, в
котором подробно излагается сделанное
заявление. Если в заявлении указаны конкретные
факты преступления, совершенного явившимся
с повинной, то это служит поводом к возбуждению
уголовного дела. Явка с повинной, равно
как и чистосердечное раскаяние, а также
активное способствование раскрытию преступления
являются обстоятельствами, смягчающими
ответственность (п. "и" ст.61 УК РФ).
Вместе с тем полученное признание подлежит
тщательной проверке и критической оценке,
поскольку оно может быть в действительности
вынужденным, ложным и даже спровоцированным.
Еще один вид поводов к возбуждению
уголовного дела, названный в ст.140 УПК
РФ, - сообщения о совершенном или готовящемся
преступлении, полученные из иных источников.
К иным источникам, в частности, относятся
непосредственное обнаружение прокурором,
следователем или дознавателем признаков
преступления, статьи, заметки и письма,
опубликованные в печати, интервью и любые
другие публикации в периодической печати,
содержащие сведения о готовящихся или
совершенных преступлениях, заявления,
сделанные в других средствах массовой
информации. Непосредственным обнаружением
признаков преступления следует считать
факты выявления кем-либо из названных
лиц в процессе осуществления служебной
деятельности сведений об обстоятельствах,
указывающих на совершение или подготовку
к совершению уголовно наказуемых деяний,
если ранее они не располагали заявлением
(сообщением) или другим источником информации
о преступлении, которое можно отнести
к поводам, предусмотренным п 1 и 2 ч.1 ст.140.
Например, по находящемуся в производстве
следователя делу ему стало известно о
совершении другого преступления, не связанного
с тем, которое составляет предмет данного
производства, либо признаки преступления
обнаружены в ходе проведения оперативно-розыскных
мер органом дознания. Согласно ст.11 ФЗ
"Об оперативно-розыскной деятельности" 4 результаты оперативно-розыскной
деятельности могут служить поводом и
основанием для возбуждения уголовного
дела. Приведенный перечень поводов к
возбуждению уголовного дела является
исчерпывающим, и каждый из них именуется
законным поводом. Основанием для возбуждения
уголовного дела является наличие достаточных
данных, указывающих на признаки преступления.
Порядок возбуждения уголовного
дела
При наличии повода и основания
для возбуждения уголовного дела орган
дознания, дознаватель, руководитель следственного
органа или следователь в пределах компетенции,
установленной уголовно-процессуальным
законом, возбуждают уголовное дело, о
чем выносится соответствующее постановление
(ч.1 ст.146 УПК)
В постановлении о возбуждении
уголовного дела указываются:
1) дата, время и место
его вынесения;
2) кем оно вынесено;
3) повод и основание
для возбуждения уголовного дела;
4) пункт, часть, статья
Уголовного кодекса Российской
Федерации, на основании которых
возбуждается уголовное дело. Структурно
постановление состоит из вводной,
описательной и резолютивной частей. Во
вводной части постановления указываются
время и место его составления, кем оно
вынесено (фамилия, инициалы, должность,
звание или классный чин). В описательной
и резолютивной частях приводится повод
и кратко описывается фабула совершенного
или подготавливаемого преступления,
статья уголовного закона, по признакам
которого возбуждается уголовное дело,
дальнейшее его направление.
Постановление следователя,
дознавателя о возбуждении уголовного
дела незамедлительно направляется прокурору.
К постановлению прилагаются материалы
проверки сообщения о преступлении, а
в случае производства отдельных следственных
действий по закреплению следов преступления
и установлению лица, его совершившего
(осмотр места происшествия, освидетельствование,
назначение судебной экспертизы), соответствующие
протоколы и постановления. Прокурор,
получив постановление, незамедлительно
дает согласие на возбуждение уголовного
дела либо выносит постановление об отказе
в даче согласия на возбуждение уголовного
дела или о возвращении материалов для
дополнительной проверки. О решении прокурора
следователь, дознаватель в тот же день
уведомляет заявителя, а также лицо, в
отношении которого возбуждено уголовное
дело.
Уголовное дело возбуждается
как по факту совершения преступления,
так и в отношении конкретного лица. В
последнем случае уголовное дело возбуждается,
когда фактические данные преступления
органически связаны с конкретным лицом
(неуплата алиментов, взятка, злоупотребление
служебным положением и т.д.). Лицо, в отношении
которого возбуждено уголовное дело, с
момента возбуждения уголовного дела
приобретает статус подозреваемого, должно
быть допрошено не позднее 24 часов с момента
вынесения постановления о возбуждении
уголовного дела, за исключением случаев,
когда место его нахождения не установлено.
В случае, когда решение о
возбуждении было принято преждевременно,
по недостаточно проверенному материалу
и имеется возможность провести дополнительные
проверочные действия, прокурор возвращает
материалы для дополнительной проверки,
с тем чтобы собрать достаточные данные
для возбуждения уголовного дела или обоснованно
отказать в этом.
2. Понятие
и основания прекращения уголовного
дела.
От прекращения уголовного
дела, т.е. всего досудебного производства,
следует отличать прекращение уголовного
преследования, т.е. производства в отношении
конкретного лица, подозреваемого или
обвиняемого в преступлении, иначе говоря,
уголовно-процессуальной функции, выражающейся
в выдвижении и обосновании подозрения
и обвинения, инкриминируемого конкретному
лицу. Согласно ч. 3 ст. 24 УПК РФ прекращение
уголовного дела влечет одновременное
прекращение уголовного преследования,
но не всякое прекращение уголовного преследования
влечет за собой полное прекращение всего
дела. Так, если по делу обвиняется несколько
лиц, а основания для прекращения установлены
только в отношении одного из них, прекращение
уголовного преследования в отношении
данного обвиняемого не означает полного
прекращения следственного производства
по уголовному делу, которое в обычном
порядке продолжается в отношении остальных
обвиняемых.