Возбуждение уголовного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 12:32, контрольная работа

Описание работы

Возбуждение уголовного дела как составная часть досудебного производства в российском уголовном процессе представляет собой урегулированную законом деятельность по получению и оформлению информации о преступлении, в необходимых случаях - по проверке наличия в данной информации оснований для начала предварительного расследования, а также по принятию решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

Содержание работы

1.Возбуждение уголовного дела: понятие, поводы и основания, процессуальный порядок………………………………………………………
2. Прекращение уголовного дела следователем: основания и порядок…….
3. Приостановление и возобновление предварительного следствия………..
Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Уголовный процесс.docx

— 47.85 Кб (Скачать файл)

 

 

Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей,

 экономики и права»  в  г. Красноярске

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

 

по дисциплине:

Уголовный процесс


 

 

 на тему:

Вариант №7


 

 

 

 

   

Студент

заочного

отделения

   

                                         (очно-заочного, заочного)

   

курс

3

группа

Б013В-3

   

 

Корнейчук Александр Михайлович

   

(фамилия, имя, отчество)

     
   

Проверил:

 
   

(ф.и.о)

     
   

(ученая степень, звание)


 

Дата

   
     

Группа

   

 

г. Красноярск

              

   2014 год

 

Содержание

   

1.Возбуждение уголовного дела: понятие, поводы и основания, процессуальный  порядок………………………………………………………

2. Прекращение уголовного  дела следователем: основания и  порядок…….

3. Приостановление и возобновление  предварительного следствия………..

Список используемой литературы…………………………………………….

 

3

9

15

20

   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Возбуждение уголовного дела: понятие, поводы и основания, процессуальный порядок

Возбуждение уголовного дела как составная часть досудебного производства в российском уголовном процессе представляет собой урегулированную законом деятельность по получению и оформлению информации о преступлении, в необходимых случаях - по проверке наличия в данной информации оснований для начала предварительного расследования, а также по принятию решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела. Именно стадия возбуждения дела приводит механизм уголовного процесса в движение, создает правовую основу для выполнения процессуальных действий в последующих стадиях, то есть служит "точкой отсчета" начала действия специфического режима уголовно-процессуального регулирования. Задачей этой стадии досудебного производства является установление наличия или отсутствия условий (предпосылок), необходимых для возбуждения уголовного дела. Органы дознания, следователь и прокурор обязаны, с одной стороны, реагировать на каждый факт обнаружения признаков преступления, а с другой - не допускать необоснованного возбуждения уголовного судопроизводства.

Поводы к возбуждению уголовного дела

Поводы к возбуждению уголовного дела - это те установленные законом источники, из которых полномочные органы государства или должностные лица получают информацию о совершенном или готовящемся преступлении и которые обязывают их принять решение приступить к производству по уголовному делу.

Согласно ст.140 УПК РФ1 поводами к возбуждению уголовного дела являются:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном  или готовящемся преступлении, полученное  из иных источников;

4) постановление прокурора  о направлении соответствующих  материалов в орган предварительного  расследования для решения вопроса  об уголовном преследовании.

По делам частного и частно-публичного обвинения поводом к возбуждению уголовного дела может служить заявление самого потерпевшего, за исключением случаев, когда преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами (ч.2-4 ст.20 УПК РФ).

Заявление о преступлении - наиболее распространенный на практике повод к возбуждению уголовного дела. Заявление о преступлении - это сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, сопровождаемое просьбой о привлечении лица к уголовной ответственность. Официальное уведомление дознавателя, органа дознания, следователя о преступлении, не содержащее просьбы. Заявление о преступлении может исходить как от частного, так и от должностного лица. В частности, как заявление о преступлении расценивается обращение руководителя коммерческой организации с просьбой о привлечении к уголовной ответственности лица за преступление против интересов службы в коммерческой организации.

Заявления и сообщения о преступлении принимаются круглосуточно органами и должностными лицами, определенными п.7-10 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях2, утвержденного совместным приказом от 29.12.2005 года Генеральной прокуратуры №39, МВД России №1070, МЧС России №1021, Министерства юстиций РФ №253, Федеральной службы безопасности РФ №780, Министерства экономического развития России №353.

В соответствии со ст.141 УПК заявления могут быть сделаны в устном или письменном виде. Устные заявления граждан заносятся в протокол, который должен содержать следующие сведения:

место и время принятия заявления;

должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы лица, принявшего заявление;

данные о заявителе;

отметка о разъяснении заявителю ответственности за ложный донос по ст.306 УК РФ, которая удостоверяется подписью заявителя;

изложение от первого лица содержания заявления;

отметка о том, что протокол прочитан заявителем и записан с его слов правильно, а также подписи заявителя и должностного лица, принявшего заявление.

Письменное заявление и сообщение, поступившее от физического лица, должно содержать полные сведения о конкретном лице (Ф.И.О., место жительства, место работы, другие данные), позволяющие установить с ним контакт органу или должностному лицу, получившему заявление (сообщение). Письменное заявление и сообщение, поступившее от юридического лица должно содержать реквизиты данного юридического лица, соответствующие его учредительным документам, а также сведения о его фактическом местонахождении и контактном телефоне.

Сообщения о преступлениях могут также исходить от должностных лиц и представителей органов государственной власти, обладающих единоличными контрольными или представительскими полномочиями: уполномоченный по правам человека, государственные инспектора Санэпидемнадзора, Госгортехнадзора, охот - и рыбнадзора, ревизоры, главные бухгалтеры и т.п. Так, медицинские учреждения обязаны немедленно сообщать в органы милиции о случаях доставления в них лиц с наличием телесных повреждений, когда есть основания полагать об их насильственном характере. Руководители государственных предприятий обязаны сообщать о совершенных хищениях и недостачах, о нарушениях техники безопасности, повлекших несчастные случаи на производстве.

Заявления и обращения, не содержащие личной подписи лица, его личных данных, согласно п.7 ст.141 УПК РФ, признаются анонимными и не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела. Заявителю должна быть разъяснена ответственность за заведомо ложный донос по ст.306 УК РФ3, о чем делается отметка в протоколе заявления (ч.2 ст.141 УПК РФ).

Сообщения учреждений, предприятий, организаций и должностных лиц подаются в письменной форме и должны содержать необходимые сведения о совершенном или готовящемся преступлении.

Явка с повинной как повод к возбуждению дела состоит в сообщении, сделанном органу дознания, следователю, прокурору или суду лицом о совершении им преступления (ст.142 УПК РФ). В случае явки с повинной устанавливается личность явившегося и составляется протокол, в котором подробно излагается сделанное заявление. Если в заявлении указаны конкретные факты преступления, совершенного явившимся с повинной, то это служит поводом к возбуждению уголовного дела. Явка с повинной, равно как и чистосердечное раскаяние, а также активное способствование раскрытию преступления являются обстоятельствами, смягчающими ответственность (п. "и" ст.61 УК РФ). Вместе с тем полученное признание подлежит тщательной проверке и критической оценке, поскольку оно может быть в действительности вынужденным, ложным и даже спровоцированным.

Еще один вид поводов к возбуждению уголовного дела, названный в ст.140 УПК РФ, - сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученные из иных источников. К иным источникам, в частности, относятся непосредственное обнаружение прокурором, следователем или дознавателем признаков преступления, статьи, заметки и письма, опубликованные в печати, интервью и любые другие публикации в периодической печати, содержащие сведения о готовящихся или совершенных преступлениях, заявления, сделанные в других средствах массовой информации. Непосредственным обнаружением признаков преступления следует считать факты выявления кем-либо из названных лиц в процессе осуществления служебной деятельности сведений об обстоятельствах, указывающих на совершение или подготовку к совершению уголовно наказуемых деяний, если ранее они не располагали заявлением (сообщением) или другим источником информации о преступлении, которое можно отнести к поводам, предусмотренным п 1 и 2 ч.1 ст.140. Например, по находящемуся в производстве следователя делу ему стало известно о совершении другого преступления, не связанного с тем, которое составляет предмет данного производства, либо признаки преступления обнаружены в ходе проведения оперативно-розыскных мер органом дознания. Согласно ст.11 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" 4 результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела. Приведенный перечень поводов к возбуждению уголовного дела является исчерпывающим, и каждый из них именуется законным поводом. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Порядок возбуждения уголовного дела

При наличии повода и основания для возбуждения уголовного дела орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа или следователь в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным законом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление (ч.1 ст.146 УПК)

В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

1) дата, время и место  его вынесения;

2) кем оно вынесено;

3) повод и основание  для возбуждения уголовного дела;

4) пункт, часть, статья  Уголовного кодекса Российской  Федерации, на основании которых  возбуждается уголовное дело. Структурно  постановление состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. Во вводной части постановления указываются время и место его составления, кем оно вынесено (фамилия, инициалы, должность, звание или классный чин). В описательной и резолютивной частях приводится повод и кратко описывается фабула совершенного или подготавливаемого преступления, статья уголовного закона, по признакам которого возбуждается уголовное дело, дальнейшее его направление.

Постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), соответствующие протоколы и постановления. Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки. О решении прокурора следователь, дознаватель в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Уголовное дело возбуждается как по факту совершения преступления, так и в отношении конкретного лица. В последнем случае уголовное дело возбуждается, когда фактические данные преступления органически связаны с конкретным лицом (неуплата алиментов, взятка, злоупотребление служебным положением и т.д.). Лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, с момента возбуждения уголовного дела приобретает статус подозреваемого, должно быть допрошено не позднее 24 часов с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, за исключением случаев, когда место его нахождения не установлено.

В случае, когда решение о возбуждении было принято преждевременно, по недостаточно проверенному материалу и имеется возможность провести дополнительные проверочные действия, прокурор возвращает материалы для дополнительной проверки, с тем чтобы собрать достаточные данные для возбуждения уголовного дела или обоснованно отказать в этом.

 

2. Понятие  и основания прекращения уголовного  дела.

От прекращения уголовного дела, т.е. всего досудебного производства, следует отличать прекращение уголовного преследования, т.е. производства в отношении конкретного лица, подозреваемого или обвиняемого в преступлении, иначе говоря, уголовно-процессуальной функции, выражающейся в выдвижении и обосновании подозрения и обвинения, инкриминируемого конкретному лицу. Согласно ч. 3 ст. 24 УПК РФ прекращение уголовного дела влечет одновременное прекращение уголовного преследования, но не всякое прекращение уголовного преследования влечет за собой полное прекращение всего дела. Так, если по делу обвиняется несколько лиц, а основания для прекращения установлены только в отношении одного из них, прекращение уголовного преследования в отношении данного обвиняемого не означает полного прекращения следственного производства по уголовному делу, которое в обычном порядке продолжается в отношении остальных обвиняемых.

Информация о работе Возбуждение уголовного дела