Задачи Следственного комитета в системе правоохранительных органов и его роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 01:00, реферат

Описание работы

Следственный комитет Российской федерации начал свою деятельность 15 января 2011 года и является государственным следственным органом в России, образованным вместо Следственного комитета при прокуратуре РФ.
Мной, будучи курсантом 5 курса, юридического факультета была пройдена практика в следственном отделе по г. Анапа Следственного управления Следственного комитета РФ по Краснодарскому краю, без соответствующего ее оформления с целью закрепления и углубления знаний, полученных в процессе теоретического обучения, приобретения необходимых умений, навыков и опыта работы по специальности.

Содержание работы

Введение.
Задачи Следственного комитета в системе правоохранительных органов и его роль;
Структура Следственного комитета
Порядок возбуждения уголовного дела;
Предварительное расследование и иные процессуальные действия;
Заключение;

Файлы: 1 файл

СК РФ.docx

— 32.32 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение.

  1. Задачи Следственного комитета в системе правоохранительных органов и его роль;
  2. Структура Следственного комитета
  3. Порядок возбуждения уголовного дела;
  4. Предварительное расследование и иные процессуальные действия;

Заключение;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Следственный комитет Российской федерации начал свою деятельность 15 января 2011 года и является государственным  следственным органом в России, образованным вместо Следственного комитета при  прокуратуре РФ.

Мной, будучи курсантом 5 курса, юридического факультета была пройдена практика в следственном отделе по г. Анапа Следственного управления Следственного комитета РФ по Краснодарскому краю, без соответствующего ее оформления с целью закрепления и углубления знаний, полученных в процессе теоретического обучения, приобретения необходимых умений, навыков и опыта работы по специальности.  

Данную практику я проходил в качестве помощника заместителя руководителя следственного отдела. Период прохождения практики – с 15.07.2013 года по 15.12.2013 года.

За время прохождения практики я ознакомился с деятельностью Следственного комитета, изучил нормативно-правовые акты, инструкции и положения, которые регулируют внутренний распорядок, структуру, порядок организации и полномочия органов Следственного комитета.

В период прохождения практики, мной были обнаружены недостатки, которые, на мой взгляд, негативно сказываются на организационно-правовой деятельности Следственного комитета. Об этих недостатках мной будет изложено в данной работе.

Задачи Следственного комитета в системе правоохранительных органов и его роль

Согласно ФЗ № 403 «О Следственном комитете в Российской Федерации» от 28 декабря 2010 г. (в ред. от 25.11.2013 г.) Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной  власти, он полностью отделен от органов прокуратуры. Он действует гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне. Следственный комитет информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также население о результатах следственной деятельности.

 

Основными задачами Следственного  комитета являются:

  1. Оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  2. Обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
  3. Осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;
  4. организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
  5. осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
  6. разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
  7. совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
  8. определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

 

Структура следственного  комитета

Структура Следственного комитета также регулируется ФЗ «О Следственном комитете в РФ». В частности, сам  Следственный комитет подразделяется на Главное военное следственное управление (включает в себя Военные  следственные управления по военным  округам, флотам, ракетным войскам стратегического  назначения и Военные следственные отделы по объединениям, соединениям  и гарнизонам) и Следственные управления и следственные отделы по федеральным  округам. Последние подразделяются на специализированные следственные управления (которые образуют специализированные следственные отделы на правах районных) и следственные управления по субъектам  РФ (включают в себя следственные отделы по районам и городам). Председателем  Следственного комитета является генерал-полковник  юстиции Быстрыкин А.И. (назначен Указом Президента РФ от 14 января 2011 года № 39), его заместителями: Нырков Ю.М., Пискарев В.И., Сорочкин А.С., Леоненко Е.Е., Карнаухов Б.М..

В структуру Центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации входят:

- Главное следственное управление;

- Главное военное следственное  управление;

- Главное управление процессуального  контроля;

- Главное организационно-инспекторское  управление;

- Главное управление криминалистики;

- Главное управление обеспечения  деятельности Следственного комитета  Российской Федерации;

- Главное следственное управление  по Северо-Кавказскому федеральному округу;

- Следственное управление по  Центральному федеральному округу;

- Следственное управление по  Северо-Западному федеральному округу;

- Следственное управление по  Приволжскому федеральному округу;

- Следственное управление по  Уральскому федеральному округу;

- Следственное управление по  Сибирскому федеральному округу;

- Следственное управление по  Дальневосточному федеральному  округу;

- Следственное управление по  Южному федеральному округу;

- Управление кадров;

- Правовое управление;

- Управление взаимодействия со  средствами массовой информации;

- Управление международно-правового  сотрудничества;

- Управление по рассмотрению  обращений граждан и документационному  обеспечению;

- Управление по защите государственной  тайны;

- Управление физической защиты;

- Отдел процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федеральных округах.

Штатная численность Следственного  комитета - 21 156 сотрудников, штатная  численность военных следственных органов СК — 2 034 сотрудников.

Следственный отдел по г. Анапа СУ СК РФ по КК расположен по адресу: г. Анапа, ул. Стаханова, 13. Данный следственный отдел осуществляет свою деятельность на территории Анапского района. В штате СО по г. Анапа находится 11 сотрудников. Из них – руководитель следственного отдела, два его заместителя, три следователя по особо важным делам, три старших следователя, сотрудник канцелярии и водитель. Также, в соответствии с положениями вышеуказанного ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», в целях обеспечения общественного порядка, в следственном отделе ежедневно находится на постовой службе сотрудник полиции.

График работы сотрудников Следственного комитета, согласно уставу длится с 09.00 до 18.00, однако следователи зачастую остаются на рабочем месте до поздней ночи, что приходилось неоднократно делать и мне. Также, согласно указаниям председателя СК РФ, в каждом отделе следственного органа круглосуточно должен находиться дежурный следователь, с целью незамедлительного выезда на место происшествия и регистрации совершенных преступлений.

До поздней ночи следователи  вынуждены задерживаться на работе в связи с большим количеством  уголовных дел, находящихся в  производстве у каждого следователя. Как правило, у каждого следователя в производстве находится не менее 7 уголовных дел, а также не мене 5 материалов проверок сообщений о преступлении, при этом у каждого из указанных материалов есть установленные сроки рассмотрения или расследования, в которые следователь обязан уложиться или же продлить сроки следствия или проверки сообщения о преступлении у вышестоящего руководства. Пропуск процессуальных сроков строго наказывается путем дисциплинарного взыскания или лишения премии, в связи с чем, следователям не остается ничего иного, как работать в свое личное время во избежание негативных последствий.

 

Порядок возбуждения уголовного дела

 

В ходе прохождения практики, мной был изучен порядок возбуждения уголовного дела, а также основные стадии его расследования. Так как практику я проходил у заместителя руководителя следственного отдела, который осуществляет контроль за ходом расследования всех уголовных дел в Следственном отделе по г. Анапа, мне пришлось ознакомиться со многими материалами уголовных дел, неоднократно выезжать на места происшествий, присутствовать во время проведения судебно-медицинской экспертизы в морге, отвечать на обращения граждан, составлять процессуальные документы (постановления, протоколы осмотров, допросов, сопроводительные письма и т.д.), а также помогать в работе другим следователям по их просьбе.

Прием, регистрация и проверка сообщений  о преступлениях в следственном отделе происходит на основании Инструкции «О едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации», утвержденной приказом № 14 от 7 сентября 2007 года.

Прием сообщений о преступлениях  и их оформление осуществляются дежурными  следователями следственного органа Следственного комитета круглосуточно, причем отсутствие дежурного следователя  не является основанием для отказа в приеме заявления или обращения  – оно принимается и регистрируется присутствующими сотрудниками.

Заявление о преступлении может  быть сделано заявителем, прибывшим  в следственный отдел, в устной или письменной форме.

Устное сообщение о преступлении на основании ч. 3 ст. 141 УПК РФ вносится в протокол, который подписывается заявителем и сотрудником следственного отдела, принявшим заявление. При этом протокол должен содержать данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность, причем заявитель в обязательном порядке предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ (в протоколе производится соответствующая отметка с подписью заявителя). Если заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление на основании ч. 5 ст. 141 УПК РФ оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления в порядке, установленном ст. 143 УПК РФ. Также заявителю разъясняется право на подачу письменного заявления.

Письменное заявление о преступлении может быть направлено заявителем также  почтовой, телеграфной, факсимильной связью или иным другим видом связи. Оно  должно быть подписано заявителем и  содержать сведения о нем (ФИО, адрес, телефон, паспортные данные). Заявление  о явке с повинной может быть сделано  в произвольном виде, в устной или  в письменной форме. Принятое устное заявление вносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК РФ.

Также сообщение о преступлении может быть передано в следственный отдел из органов внутренних дел. При этом выносится постановление  о направлении материалов дела по подследственности и составляется сопроводительное письмо.

Сотрудник следственного отдела, принявший  заявление, выдает заявителю под  роспись талон-уведомление о принятии сообщения и указывает в нем  свои данные, а также дату и время  принятия заявления. На самом заявлении  проставляется входящий номер, оно  регистрируется в журнале учета  сообщений о преступлениях. После  чего заявление направляется заместителю  руководителя, который передает его  следователю. Принятое сообщение принимается  к производству и регистрируется в КРСП, о чем пишется рапорт об обнаружении признаков преступления и выносится постановление о принятии к производству.

Следователь проводит проверку в порядке  ст.ст.144-145 Уголовно-процессуального  кодекса РФ и принимает решение  в срок не позднее 3 суток со дня  поступления сообщения, причем по решению  руководителя срок проверки может быть продлен на 3, на 10 или на 30 суток, путем вынесения постановления о возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока проверки сообщения о преступлении.

Информация о работе Задачи Следственного комитета в системе правоохранительных органов и его роль