Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:27, доклад
Задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК). Суть этой меры заключается в кратковременном лишении свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, в целях выяснения его личности, причастности к преступлению и решения вопроса о применении к нему меры пресечения - как правило, заключения под стражу.
Основанием для задержания кого-либо по подозрению в совершении преступления должны быть конкретные обстоятельства, перечисленные в ч. 1 ст. 91 УПК.
Задержание подозреваемого. Понятие и сущность. Цели и условия задержания. Основания задержания. Характеристика оснований задержания. Мотивы задержания.
Задержание подозреваемого
- мера процессуального принуждения,
применяемая органом дознания, дознавателем,
следователем или прокурором на срок
не более 48 часов с момента фактического
задержания лица по подозрению в совершении
преступления (п. 11 ст. 5 УПК). Суть этой
меры заключается в кратковременном
лишении свободы лица, подозреваемого
в совершении преступления, в целях
выяснения его личности, причастности
к преступлению и решения вопроса
о применении к нему меры пресечения
- как правило, заключения под стражу.
Основанием для задержания кого-либо по
подозрению в совершении преступления
должны быть конкретные обстоятельства,
перечисленные в ч. 1 ст. 91 УПК. К ним отнесены
следующие случаи:
1) когда лицо застигнуто при совершении
преступления или непосредственно после
его совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут
на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или его одежде, при
нем или в его жилище будут обнаружены
явные следы преступления.
Такого рода обстоятельства нередко вполне
справедливо именуют "явными основаниями"
для подозрения лица в совершении преступления.
Задержание возможно также при наличии
иных данных, дающих основание подозревать
лицо в совершении преступления (ч. 2 ст.
91 УПК). Данными подобного рода служат
нередко, в частности, полученные из достаточно
надежных источников результаты оперативно-розыскной
деятельности, по которым можно сделать
предположение о совершении конкретным
лицом преступления. Но задержание на
основании таких данных допускается лишь
в том случае, если:
а) подозреваемый пытался скрыться;
б) он не имеет постоянного места жительства;
в) не установлена его личность;
г) прокурором, а также следователем или
дознавателем с согласия прокурора в суд
направлено ходатайство об избрании в
отношении указанного лица меры пресечения
в виде заключения под стражу.
Непременным условием для применения
задержания по любому из названных в законе
оснований является наличие данных о том,
что задерживаемое лицо подозревается
в совершении преступления, за которое
может быть назначено наказание в виде
лишения свободы.
Задержание подозреваемого носит неотложный,
экстренный характер и применяется к лицу,
которое еще не является обвиняемым. Поэтому
срок его строго ограничен - он не может
превышать 48 часов*(203). Цели применения данной меры
процессуального принуждения во многом
совпадают с целями применения мер пресечения:
они заключаются в намерении органов и
должностных лиц, ведущих производство
по уголовному делу, пресечь возможность
подозреваемому скрыться, совершить новое
преступление, помешать расследованию
и т.п. Вместе с тем задержание подозреваемого
имеет и свои, самостоятельные цели. Предназначение
данной меры состоит в том, чтобы при строжайшем
соблюдении конституционного права каждого
на свободу и личную неприкосновенность
и непременном учете того, что задержанным
по подозрению в совершении преступления
по воле случая может оказаться и невиновный,
позволить органам расследования и прокурору
в экстренных случаях решить вопрос о
применении к задержанному в законном
порядке необходимой меры пресечения
либо о его освобождении и снятии с него
подозрения. На все это отводится органам
расследования и прокурору 48 часов - краткий
срок, который в случаях применения к подозреваемому
мер пресечения, не требующих судебного
решения, как правило, никто продлить не
вправе.
Только при рассмотрении вопроса об избрании
в отношении задержанного подозреваемого
меры пресечения в виде заключения под
стражу или домашнего ареста судья вправе
принять решение о продлении срока задержания.
Оно допускается (при условии признания
судом задержания законным и обоснованным)
не более чем на 72 часа с момента вынесения
судебного решения по ходатайству одной
из сторон для представления ею дополнительных
доказательств обоснованности или необоснованности
избрания меры пресечения в виде заключения
под стражу. В постановлении о продлении
срока задержания указываются дата и время,
до которых продлевается срок задержания.
(п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК).
Другими словами, срок задержания подозреваемого
и в случае его продления судьей в целом
ограничен - он не должен превышать в общей
сложности 120 часов*(204).
Поскольку задержание имеет неотложный
характер и является одной из форм лишения
свободы передвижения лица, подозреваемого
в совершении преступления, то в ст. 92 УПК
установлен сравнительно строгий порядок
применения данной меры. После доставления
подозреваемого в орган дознания, к следователю
или прокурору в течение не более 3 часов
должен быть составлен протокол задержания
и разъяснены подозреваемому его права,
предусмотренные ст. 46 УПК .Протокол задержания
служит основанием для водворения задержанного
в изолятор временного содержания (ИВС).
На практике такое водворение почти всегда
сопровождается личным обыском задержанного.
Обыск проводится в соответствии с требованиями
ст. 93 и 184 УПК, но без вынесения судьей
специального постановления об этом. Результаты
обыска отражаются в протоколе задержания
подозреваемого (приложение 28 к ст. 476 УПК).
О произведенном задержании ст. 96 УПК обязывает
орган дознания, дознавателя или следователя
сообщить прокурору в письменном виде
до истечения 12 часов с момента задержания
подозреваемого. Не позднее 12 часов с момента
задержания подозреваемого должен быть
уведомлен кто-либо из его близких родственников,
а при их отсутствии - других родственников
или предоставлена возможность такого
уведомления самому подозреваемому. При
задержании военнослужащего об этом уведомляется
командование соответствующей воинской
части. О задержании гражданина или подданного
другого государства до истечения 12 часов
с момента задержания уведомляется посольство
или консульство соответствующего государстваь(205).
При необходимости сохранения в интересах
предварительного расследования в тайне
факта задержания уведомление с санкции
прокурора может не производиться. При
задержании несовершеннолетнего, однако,
уведомление должно быть осуществлено
в любом случае.
Если у задержанного остались без присмотра
и помощи несовершеннолетние дети, другие
иждивенцы либо престарелые родители,
нуждающиеся в постороннем уходе, то дознаватель,
следователь или прокурор обязаны принять
меры по их передаче на попечение соответствующих
родственников или других лиц либо поместить
в соответствующие детские или социальные
учреждения. Должны быть также приняты
меры по обеспечению сохранности имущества
и жилища задержанного. О принятых мерах
уведомляется задержанный.
Задержанный подозреваемый, как отмечалось
выше должен быть допрошен не позднее
24 часов с момента его фактического задержания.
Четко в УПК регламентированы также основания
и порядок освобождения задержанного
из-под стражи. Он подлежит освобождению
по постановлению дознавателя, следователя
или прокурора, если:
не подтвердилось подозрение в совершении
преступления;
отсутствуют основания применения к нему
меры пресечения в виде заключения под
стражу;
задержание было произведено с нарушением
требований ст. 91 УПК.
Подозреваемый подлежит освобождению
и по истечении 48 часов с момента задержания,
если в отношении его не была избрана мера
пресечения в виде заключения под стражу
либо суд не отложил окончательное принятие
решения в порядке, установленном п. 3 ч.
7 ст. 108 УПК. Решение о таком освобождении
принимает непосредственно начальник
места содержания задержанного в случае
неполучения соответствующего постановления
судьи (ч. 3 ст. 94 УПК и ст. 50 Федерального
закона "О содержании под стражей подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступлений"
от 15 июля 1995 г.(206)).
При освобождении подозреваемого из-под
стражи ему выдается справка, в которой
указываются, кем он был задержан, дата,
время, место и основания задержания, дата,
время и основания освобождения.
В соответствии с положениями ст. 125 УПК
решение о задержании может быть обжаловано
в суд по месту производства предварительного
расследования .
Для некоторых категорий лиц в УПК предусмотрен
особый порядок задержания. В соответствии
со ст. 449 он установлен в отношении членов
Совета Федерации, депутатов Государственной
Думы, судей, прокуроров, Председателя
Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов
Счетной палаты РФ, Уполномоченного по
правам человека в РФ, Президента РФ, прекратившего
исполнение своих полномочий. Специфика
такого порядка заключается в том, что
при наличии оснований и условий, предусмотренных
ст. 91 УПК, перечисленные лица могут быть
подвергнуты рассматриваемой мере процессуального
принуждения лишь в случае задержания
на месте совершения ими преступления.
Во всех остальных случаях любое из этих
лиц, задержанное по подозрению в совершении
преступления, после установления его
личности подлежит немедленному освобождению.
При характеристике задержания как меры
процессуального принуждения, применяемой
при производстве по уголовным делам,
важно иметь в виду, что правоприменительной
практике известны другие разновидности
задержания.
Широкое распространение имеет, например,
задержание, именуемое административным.
Такого рода задержание, осуществляемое
в связи с производством по делам об административных
проступках, в соответствии со ст. 27.5 КоАП
не должно превышать 3 часа с момента доставления
в орган, осуществивший задержание, либо
с момента вытрезвления лица, задержанного
в нетрезвом виде. В исключительных случаях
(они перечислены в ч. 2 и 3 той же статьи
КоАП) допускается административные задержание
на срок до 48 часов.
Допускается также задержание на срок
до 48 часов осужденных, злостно уклоняющихся
от отбывания наказания в виде обязательных
работ. Этот срок может быть продлен судом
до 30 суток (ч. 2 ст. 30 УИК) в порядке, предусмотренном
в УПК для рассмотрения вопросов, связанных
с исполнением наказания .