Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 11:03, реферат
В результате судебно-правовых реформ, основные направления которых были определены в выступлениях главы государства, в стране создана целостная судебная система, осуществлена либерализация уголовных наказаний, совершенствован процессуальный порядок рассмотрения дел в судах. Эти и другие меры дали положительные результаты и оказали существенное влияние на усиление защиты прав и интересов человека
Введение.
1. Общие положения и классификация мер пресечения. Основания и порядок их применения
2. Основания применения меры пресечения в виде заключения под стражу
3. Заключение под стражу
Список литературы.
4. Мера пресечения может
быть применена к надлежащему
субъекту, а именно к лицу, достигшему
возраста уголовной
В законе закреплены особые правила принятия судебного решения о заключении под стражу некоторых категорий лиц в связи с характером выполняемых ими ответственных государственных функций. Так, мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена в отношении:
1) депутата Законодательной
палаты и члена Сената Олий
Мажлиса Республики Узбекистан -
с согласия соответствующей
2) Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) - с согласия палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
3) депутата Жокаргы Кенеса
Республики Каракалпакстан, депутата
областного, Ташкентского городского,
районного и городского
4) судьи Конституционного
суда Республики Узбекистан - с
согласия Конституционного
5) прокурора и следователя
прокуратуры - с согласия Генерального
прокурора Республики
Необходимо иметь в
виду, что в соответствии со статьей
5 Закона Республики Узбекистан «Об
Уполномоченном Олий Мажлиса по правам
человека (омбудсмане)» в случае
досрочного освобождения от должности
Уполномоченного, до избрания нового Уполномоченного
его обязанности исполняет
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов» привод, задержание или арест адвоката могут производиться с санкции Генерального прокурора Республики Узбекистан, прокурора Республики Каракалпакстан, прокурора области, города Ташкента и приравненных к ним прокуроров.
Законодателем в названный закон изменения и дополнения не внесены. Однако исходя из принципа приоритета последнего принятого закона, нам представляется, что при внесении ходатайства в суд о применении в отношении адвоката меры пресечения в виде заключения под стражу должно быть получено согласие одного из выше указанных прокуроров или же ходатайство о применении указанной меры пресечения должно быть внесено в суд одним из них.
Неприкосновенность личности
обвиняемого гарантируется
Виды мер пресечения и их классификация. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан содержит исчерпывающий перечень мер пресечения. К ним относятся:
1) подписка о надлежащем поведении;
2) личное поручительство,
3) поручительство общественного объединения или коллектива;
4) залог;
5) заключение под стражу;
6) отдача несовершеннолетнего под присмотр;
7) наблюдение командования за поведением военнослужащего.
При разрешении вопроса о
необходимости применить меру пресечения,
а так же избрании той или иной
из них, дознаватель, следователь, прокурор,
суд (судья) учитывают помимо обстоятельств,
которые могут послужить
Избранная мера пресечения должна быть соразмерна тем целям, которые ставятся при избрании меры пресечения конкретному подозреваемому или обвиняемому. Поэтому закон дает возможность выбора мер пресечения указывая их виды от менее к более строгим (ст. 237 УПК).
Существует ряд классификаций мер пресечения.
1) Все меры пресечения можно разделить на две группы в зависимости от круга лиц, к которым они могут быть применены: этообщие меры пресечения, которые могут быть применены к любому подозреваемому или обвиняемому, и специальные, применяемые к отдельным субъектам (военнослужащим и несовершеннолетним). К общим относятся: подписка о надлежащем поведении; личное поручительство, поручительство общественного объединения или коллектива; заключение под стражу. К специальным - отдача несовершеннолетнего под присмотр и наблюдение командования за поведением военнослужащего.
Общие меры пресечения отличаются от специальных тем, что они могут применяться ко всем обвиняемым или подозреваемым, вне зависимости от наличия специального субъекта, рода занятий, возраста.
2) Вторая классификация
мер пресечения основывается
на характере ограниченных
Здесь можно выделить четыре группы: меры пресечения, связанные с:
а) лишением свободы (заключение под стражу),
б) ограничением свободы
передвижения (подписка о надлежащем
поведении, отдача несовершеннолетнего
под присмотр, наблюдение командования
за поведением военнослужащего). При
применении одной из указанных мер
пресечения в отношении лица он уже
ограничен в свободе
в) ограничением имущественных прав (залог);
г) гарантией третьих лиц (личное поручительство, поручительство общественного объединения или коллектива).
3) Возможна классификация мер пресечения в зависимости от целей их применения. Все меры можно подразделить на две группы:
а) ограничительные (заключение под стражу, подписка о надлежащем поведении, отдача несовершеннолетнего под присмотр, наблюдение командования за поведением военнослужащего);
б) предупредительные (залог, личное поручительство, поручительство общественного объединения или коллектива). Отличие этих групп мер пресечения заключается в том, что предупредительные меры ни в чем не ограничивают правомерного поведения лица, в отношении которого избрана мера пресечения, а ограничительные в большей или меньшей мере ограничивают его поведение.
4) Классификация мер пресечения
в зависимости от сроков, на
которые они могут быть
5) В связи с принятием
Закона Республики Узбекистан
«О внесении изменений и
Таким образом, мы видим, что
классификация мер уголовно-
2. Основания применения меры пресечения в виде заключения под стражу
Процессуальный порядок
применения, изменения и отмены мер
уголовно-процессуального
Применение мер пресечений в той или иной мере ограничивают права и свободы граждан. Учитывая это обстоятельство, необходимо строго соблюдать требования их индивидуализации при применении и выборе меры пресечения, которые выражены в виде оснований, предусмотренных законом, применения меры пресечения. Применение той или иной меры пресечения должно быть основано на оправданности её применения в строгом соответствии с целями, установленными законом, и только в тех случаях, когда эти цели обусловлены материалами уголовного дела с учетом особенностей конкретной меры пресечения Трунов И.Л., Трунова Л.К. Меры пресечения в уголовном процессе. - СПб: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. - С. 84..
Особую актуальность вышеуказанное
положение приобретает при
Заключение под стражу, как и любая другая мера пресечения, имеет строго целевое назначение. С 1 января 2008 года эта мера пресечения в уголовном процессе применяется по судебному решению. Мера пресечения в виде заключения под стражу отменяется, когда в ней отпадает дальнейшая необходимость, или заменяется на более мягкую, когда это вызывается обстоятельствами дела.
Что же понимается под основаниями
применения меры пресечения в виде
заключения под стражу? Отметим, что
основания применения меры пресечения
в виде заключения под стражу индивидуализируют
применение указанной меры пресечения,
и выступают гарантом правильного
избрания и применения соответствующего
закону и не выходящего за рамки
законности и обоснованности ограничения
прав личности в уголовном процессе.
Статья 236 Уголовно-процессуального
кодекса разделяет понятие
Основанием же избрания меры
пресечения в виде содержания под
стражей может быть обоснованное
предположение, что обвиняемый, подсудимый
скроется от дознания, предварительного
следствия и суда по причине одной
лишь опасности совершенного преступления,
предусмотренного в частях четвертой
и пятой статьи 15 Уголовного кодекса
(тяжких и особо тяжких преступлений).
Приведенный перечень оснований
применения меры пресечения в виде
заключения под стражу направлены на
определение границ ее применения и
охрану прав и свобод граждан от
произвольного применения меры пресечения
со стороны государственных
Анализ статьи 236 УПК должен иметь глубокий характер, который позволяет сделать выводы, во-первых, о взаимосвязанности целей и оснований применения меры пресечения. При этом наличие обстоятельств, указанных в виде целей и оснований, должны иметь место и быть надлежащим образом доказаны. Только при этом условии мера пресечения в виде заключения под стражу может быть справедливо, законно и обоснованно применена в отношении задержанного подозреваемого или обвиняемого.
Во-вторых, следует шире толковать понятие оснований применения меры пресечения в виде заключения под стражу. Это понятие включает в себя совокупность действий и умозаключения:
- установление факта совершения преступления;
- установление конкретного
лица, в отношении которого в
предусмотренной законом форме
и порядке вынесено
- наличие в уголовном
деле достаточных
Сложность состоит в том, что необходимо делать предположения не о том, что имеет место в действительности, а о том, что может произойти, а может и не произойти. Помощь в этом может представить информация, полученная в ходе расследования, и прямо указывающая на то, что обвиняемый намеревается скрыться от следствия и суда, воспрепятствовать производству по уголовному делу и т.п. Наличие данных, указывающих на отсутствие у задержанного подозреваемого и обвиняемого постоянного места жительства, то, что после совершения преступления какое-то время скрывался от правоохранительных органов, а также степень тяжести и характер опасности совершенного преступления способствуют формированию решения применения меры пресечения.
Информация о работе Заключение под стражу как вид меры пресечения