Аграрная политика России и зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение аграрной политики государства России и зарубежных стран. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятие, сущность аграрной политики государства;
- ознакомиться с осуществлением аграрной политики в России на современном этапе;
- выявить особенности аграрной политики зарубежных стран на примере Франции, Германии, Финляндии, Венгрии, США, Великобритании, Польши.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЁ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 5
1.1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКЕ – ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ 5
1.2. СИТУАЦИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ 8
1.3. АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ – СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЕ 12
2. АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 19
2.1. АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ 19
2.2. АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА ФИНЛЯНДИИ 21
2.3. АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ 23
2.4. АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА ПОЛЬШИ 25
2.5. АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА США 27
2.6. АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА ВЕНГРИИ 30
2.7. АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

Аграрная политика государства.docx

— 104.87 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение

 

В условиях перехода к рынку термин «аграрная политика» и «аграрная реформа» используют параллельно, однако в последнем случае понимается аграрная политика, осуществляемая в условиях адаптации данного сектора экономики страны к рынку. Основываясь на подотраслевом вычленении сфер влияния государства внутри АПК, выделяют собственно аграрную политику, политику в области переработки сельхозпродукции, агропродовольственную политику, политику в области научного обеспечения АПК и т.д. В отечественной практике, принимая во внимание комплексообразующее значение сельского хозяйства для АПК в целом, употребление термина «агарная политика» все чаще расширяется до понимания «политика в сфере агропромышленного производства».

Выработка аграрной политики должна быть основана на идентификации целей развития агропромышленного производства на данный период времени и государственной экономической политики. Детализация глобальной цели экономического развития страны достигается достижением целей отраслевых или функциональных подсистем аграрного сектора в совокупности, разрабатывается научно-обоснованная стратегия и тактика, конкретизированная в мероприятиях по ее реализации; устанавливаются сроки и критерии достижения промежуточных ориентиров. Аграрная политика является способом решения задач, стоящих перед государством в плане оптимизации масштабов и качественных параметров агропромышленного производства.

Базой для формирования аграрной политики должен быть анализ отрасли с точки зрения интенсивности или экстенсивности исторических путей развития, места отрасли в секторе реальной экономики; характера, уровня и видов конкуренции, как обязательного элемента рынка; системы ценообразования, финансирования, кредитования, страхования, налогообложения и множества других факторов, игнорирование хотя бы одного из которых может привести к недостижению целей экономического развития экономики любой страны в целом.

Поэтому изучение аграрной политики является актуальным в современных условиях.

Целью курсовой работы является изучение аграрной политики государства России и зарубежных стран. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть понятие, сущность  аграрной политики государства;

- ознакомиться с осуществлением аграрной политики в России на современном этапе;

- выявить особенности  аграрной политики зарубежных  стран на примере Франции, Германии, Финляндии, Венгрии, США, Великобритании, Польши.

Предметом исследования является аграрная политика государства, а объектом – органы осуществления аграрной политики в разных странах.

Методами исследования являются сравнение, сопоставление и анализ.

Курсовая работа состоит из оглавления, введения, основной части из двух глав с подпунктами, заключения и списка литературы.

 

 

 

1. Понятие, сущность аграрной политики и её осуществление в России на современном этапе

 

1.1. Представление об аграрной политике – понятие и сущность

Углубление специализации в отраслях народного хозяйства привело к более тесным взаимосвязям между ними. На базе обособленных видов промышленной и сельскохозяйственной деятельности произошло формирование единого агропромышленного комплекса, участники которого органически взаимосвязаны и ориентированы на единую конечную цель.

Агропромышленный комплекс представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, связанных с развитием сельского хозяйства, обслуживанием его производства и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя.

Главная задача агропромышленного комплекса состоит в максимальном удовлетворении потребностей населения в продуктах питания и товарах народного потребления. Агропромышленный комплекс России является крупнейшим народнохозяйственным комплексом. Он формировался как единое целое в середине семидесятых годов, когда были созданы материально-технические, научно-теоретические и социально-экономические предпосылки для объединения многочисленных отраслей народного хозяйства в единый комплекс.

Агропромышленный комплекс включает в себя три сферы. Первая сфера состоит из отраслей, которые обеспечивают агропромышленный комплекс средствами производства, а также отрасли, занятые производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства. В данную сферу входят отрасли и производства: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, продовольственное машиностроение, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений [3, c-55].

Производство продуктов питания является самым первым условием жизни людей всякого производства вообще. Этим характеризуется жизненно важная роль, которую выполняет сельское хозяйство в любом обществе. Обострение продовольственной проблемы обуславливает чрезвычайную актуальность развития сельского хозяйства, смежных с ним отраслей, развития аграрных отношений и аграрной политики.

Аграрная политика государства - это политика, направленная на динамичное и эффективное развитие не только сельскохозяйственного производства и других отраслей агробизнеса, но и обеспечения на этой основе роста жизненного уровня населения и общественного процесса в стране.

Выделение аграрной политики как относительно самостоятельной области в общей экономической политике государства обусловлено особенностями сельскохозяйственного производства, спецификой регулирования аграрных отношений. В аграрной политике большое внимание должно уделяться достижению более высоких конечных результатов производственной деятельности как в сельском хозяйстве, так и во всем агробизнесе, обеспечению стабильных темпов роста производства, повышению его эффективности и социальному развитию деревни.

По ходу объяснения аграрной политики несколько раз было упомянуто понятие «агробизнес», что означает все более полное вовлечение аграрного производства в общий механизм кругооборота общественного капитала. Он проявляется в разных сферах неодинаково: в сфере АПК - как подчинение промышленным капиталом аграрного производства; в сфере экономики в целом - как подчинение финансовым капиталом АПК [7, c-101].

Каждое государство осуществляет свою агарную политику в соответствии со своими методами и целями.

В аграрной политике государства выделяются следующие сегменты:

1. Земельная политика:

- правовое разрешение вопросов о полном или частичном праве собственности на землю, характере и способе его реализации;

- регламентация вопросов землепользования и оптимизация его структуры;

- регулирование процессов землеустройства, включая управление программами развития сельских регионов и ряд других направлений.

2. Финансовая политика:

- государственная поддержка системы кредитования аграрной сферы: виды и размеры кредитов, авансирования, система залога и поручительства;

- формированием доступности кредита: процентная ставка, сроки пользования и погашения;

- регулирование системы оперативного финансового обслуживания;

- формирование каналов и размеров бюджетного финансирования(субсидии, дотации, удешевление кредита, погашение обязательных страховых взносов и т.д.) и другие направления.

3. Социальная политика:

- политика формирование доходов, как результат участия в регулировании рынков земли, труда, капитала;

- обновление и развитие сельских территорий;

- развитие социальной инфраструктуры села, включающей консультативное обслуживание предпринимательской деятельности в агропромышленной сфере;

- социальные гарантии: система пенсионного обеспечение и страхования, здравоохранение и т.д.;

- экология.

4. Политика в области  формирования продовольственного  рынка:

- стабилизация внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции: участники, их поведение на рынке, ценообразование, налогообложение, замещение экспорта, поддержка залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией; разработка и осуществление целевых межотраслевых, отраслевых, товарных, функциональных и региональных программ и многое другое;

- регулирование поведения агентов на внешних рынках сельскохозяйственной продукции: условия экспорта, экспортный контингент и т.д.;

- ограничение свободы входа и выхода на отдельные рынки, регламентация на них предпринимательской деятельности в соответствии с целевыми установками и приоритетами секторальной политики, формирование антимонопольной политики и института банкротства и т.д.

В качестве цели аграрной реформы в странах с переходной экономикой объективно рассматривается создание рыночно ориентированного аграрного сектора экономики. Сегодня в рамках достижения поставленной цели, независимо от стартовых условий страны политиками и учеными обычно выделяются следующие задачи:

- структурная перестройка сектора, приватизация земли и реорганизация сельскохозяйственных производственных единиц;

- создание новой рыночной инфраструктуры сектора, приватизация в I и III сферах АПК, либерализация рынков;

- формирование адекватной продовольственной политики.

Степень разрешения этих задач свидетельствует о достижениях страны на пути аграрных реформ и стабилизации экономики. Для сравнения прогресса предлагаются различные методики, среди которых лидирует предложенная Мировым Банком. В соответствии с ней, на основе экспертных оценок, страны условно ранжируются в соответствии с продвинутостью реформ [5, c-90].

 

1.2. Ситуация в агропромышленном  комплексе России

На современном этапе развития России происходят значительные изменения в структуре и экономике АПК, связанные с процессом проведения аграрной реформы, направленной на создание условий для формирования различных форм собственности, развития земельного рынка, свободной конкуренции товаропроизводителей.

Проведенная в России аграрная реформа была направлена на формирование многообразных организационно-правовых форм собственности на землю и средства производства. В процессе становления многоукладной экономики важной проблемой является выбор научнообоснованных направлений в развитии различных форм хозяйствования на основе анализа и оценки региональных особенностей проведения земельной реформы [2, c-49].

Принятие закона «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и др. способствовали активизации процесса создания фермерских хозяйств.

Наряду с этим происходила реорганизация колхозов и совхозов в новые организационно-правовые формы, и осуществлялось перераспределение находящихся в пользовании предприятий земель и имущества, их приватизация.

Проведение аграрной реформы не повлияло существенно на снижение кризисных явлений в аграрной экономике. Проведенная в кратчайшие сроки приватизация и реорганизация крупнотоварного производства и развитие мелкотоварного сектора пока еще с примитивной технологией производства не может решить проблему внутреннего продовольственного рынка страны. Аграрная реформа проходила в условиях неблагоприятной социально-экономической ситуации в стране, при отсутствии сбалансированной ценовой, кредитно-финансовой и налоговой политики государства, при недостаточно экономически разработанных процессах реорганизации сельскохозяйственных предприятий. Реформа могла дать лучшие результаты на основе формирования и функционирования смешанной экономики, проводимой поэтапно.

В последние годы наблюдалось снижение инвестиций в агропромышленный комплекс по всем источникам финансирования. В 2001 г. они составляли 19,0% расходной части бюджета страны, в 2004 г. 9,0%, в 2009 г. 3,0%, а в 2008 г. 1,4%.

В структуре производства АПК доля сельского хозяйства снизилась на 10%, составив 43%, а доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте снизилась с 16,4 (2000 г.) до 7,5%(2009 г.). Наряду с этим заметно выросла доля отраслей пищевой промышленности до 31%, а капитальные вложения (в т.ч. иностранные инвестиции) в эту отрасль увеличились в 1,5 раза.

Начиная с 2001 года наблюдается снижение производства основных видов продукции сельского хозяйства. На уровень производства основных сельскохозяйственных культур повлияло как сокращение посевных площадей, так и снижение уровня урожайности. Общая посевная площадь уменьшилась на 8 %, в том числе: зерновых на 9 %, сахарной свеклы на 20%, льна-долгунца на 59 %. Снизилась урожайность основных сельскохозяйственных культур. Валовые сборы зерна сократились на 30 %, сахарной свеклы на 45 %, подсолнечника на 20 %, картофеля на 15 %.

В животноводстве также происходит постоянное снижение поголовья всех видов скота и его продуктивности. Только за последние годы поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 20%, коров на 9 %, свиней на 21 %, овец и коз на 33 %. По данным 2009 г., Россия по численности крупного рогатого скота находится на уровне 1970 года, свиней -- 1969 года, овец и коз -- 1956-57 годов. В результате, производство мяса на душу населения снизилось за последние пять лет с 68 до 46 кг (уровень 1976 г.), а молока с 376 до 216 л. (уровень 1966 г.).

По формам собственности сельскохозяйственные предприятия разделились следующим образом: государственная (Федеральная и субъектов Федерации) - 27%, муниципальная 3%, частная 65%, смешанная форма 5% (рис.1.).

Таким образом, основной формой собственности в сельскохозяйственном производстве стала частная собственность.

Рис.1. Доли форм собственности в общем объёме сельскохозяйственных предприятий России

Одним из существенных результатов нынешней аграрной реформы в России стало значительное увеличение доли хозяйств населения в сельскохозяйственном производстве, продовольственном обеспечении общества.

В 1999 г. доля продукции личных подсобных хозяйств и садово- огородных участков составляла 26% валовой продукции сельского хозяйства, в 2009 г. уже 59,8%. Такой рост был обусловлен как увеличением производства в хозяйствах населения, так и падением производства в крупных сельскохозяйственных предприятиях.

Доля хозяйств населения в производстве зерновых, технических и кормовых культур незначительна. Посевы этих культур сосредоточены на землях крупных предприятий. Доля же картофеля, овощей, плодов и ягод, производимых предприятиями мала и неуклонно снижается [8, c-112].

Информация о работе Аграрная политика России и зарубежных стран