Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:43, контрольная работа
Земля является важнейшим для человечества объектом материального мира. Не будь земли – не было бы и человечества со всеми его проблемами. Человеческий гений изобретет невиданные ранее средства, которые устареют, на их смену придут более гениально придуманные средства, которые тоже будут морально устаревать и заменяться новыми гениальными изобретениями. Однако всегда самым гениальным явлением будет земля, и ее морально не состарит никакой промежуток времени.
Введение……………………………………………………………..2
Формы земельной собственности по законодательству Республики Беларусь………………………………………………………3
Земельные сервитуты………………………………………...6
Задача……………………………………………………….....8
Литература………………………………………………………….10
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине
«Земельное право»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Земля является важнейшим для человечества объектом материального мира. Не будь земли – не было бы и человечества со всеми его проблемами. Человеческий гений изобретет невиданные ранее средства, которые устареют, на их смену придут более гениально придуманные средства, которые тоже будут морально устаревать и заменяться новыми гениальными изобретениями. Однако всегда самым гениальным явлением будет земля, и ее морально не состарит никакой промежуток времени.
Понятие
права собственности на землю.
Право собственности на землю как юридическая
категория представляет собой закрепление
нормами права экономических отношений
земельной собственности, то есть отношений
по присвоению и хозяйственному использованию
земли.
В объективном значении - как правовой институт - право собственности на землю есть совокупность правовых норм, которые регулируют отношения по владению, пользованию и распоряжению землей как объектом хозяйственной эксплуатации.
Институт права собственности на землю является основополагающим земельно-правовым институтом, так как лежащие в его основе отношения земельной собственности определяют характер земельного строя. В тоже время отношения собственности на землю неотделимы от отношений собственности вообще - на другие природные объекты, движимые и недвижимые вещи.
Поэтому
право собственности на землю
формируется как комплексный
правовой институт, за счет норм различных
отраслей права - конституционного, административного,
гражданского, земельного. Так, конституционные
нормы (ст.13 Конституции Республики
Беларусь) определяют приоритет государственной
собственности на землю. Нормы административного
права (Закон Республики Беларусь “О
местном управлении и самоуправлении”)
устанавливают полномочия органов
местного управления по распоряжению
находящимися в их ведении землями.
Гражданское право определяет правовую
природу права собственности на землю,
пределы оборотоспособности земли, закрепляет
множественность форм собственности на
землю, содержание правомочий собственника
и способы их защиты, то есть механизм
рыночного оборота земли.
Земельное право закрепляет механизм
регулирования отношений земельной собственности
с учетом особенностей земли как природной
и социальной ценности. Этот механизм
предусматривает ограничения права собственности
на землю в целях сохранения и рационального
использования земли как национального
достояния.
Право
собственности на землю в субъективном
смысле представляет собой закрепленную
за собственником возможность
Формы
и виды права собственности на
землю.
Правовые нормы о праве собственности
на землю реализуются через принадлежность
земли конкретным субъектам этого права,
то есть через формы и виды права собственности
на все земли в пределах Республики Беларусь.
Гражданское
законодательство относит право
собственности на землю к числу
вещных прав (ст. 262 ГК), независимо от формы
собственности, в которой это
право выступает. Признание права
собственности на землю вещным правом
обеспечивает юридическое равноправие
различных форм собственности в
гражданском обороте, способствует
более широкому вовлечению земель,
находящихся в государственной
собственности, в гражданский оборот,
предоставляет всем собственникам
земли равную защиту их прав в соответствии
с гражданским
Как основной поземельный титул право
собственности на землю в соответствии
со ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о
земле выступает в двух формах: государственной
и частной.
Право
государственной собственности
на землю составляет основу земельного
строя Республики Беларусь. Право
государственной собственности
на земли сельскохозяйственного
назначения закреплено на конституционном
уровне. Значительная часть земель
находится только в собственности
государства и в рыночном обороте
не участвует.
Право частной собственности на землю
возникло в процессе проведения земельной
реформы, одной из задач которой была ликвидация
монополии государственной собственности
на землю. Правовой механизм реализации
этого права начал формироваться после
принятия постановления Верховного Совета
Республики Беларусь от 1 октября 1991 года
“О признании права частной собственности
на землю на территории Республики Беларусь”.
Как субъективное право частная собственность
на землю существует в двух видах:
• право частной собственности юридических лиц;
• право частной собственности граждан Республики Беларусь.
Самостоятельным
видом права собственности на
землю в настоящее время
По
составу участников право собственности
на землю может выступать в
виде индивидуальной и общей собственности
на землю.
При индивидуальной собственности земля
находится в собственности одного субъекта
- физического или юридического лица, иностранного
государства, Республики Беларусь.
Земля может принадлежать на праве общей (совместной или долевой) собственности нескольким собственникам независимо от форм собственности (ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о земле). Право общей собственности на землю возникает по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (Гл. 16 ГК) и с учетом требований о делимости и неделимости земельного участка (ст.17 Кодекса Республики Беларусь о земле).
Термин «сервитут» (от лат. servitus) означает буквально «рабство вещи», служение ее, то есть такое состояние, при котором вещь служит не только своему собственнику, но и обслуживает экономические интересы другого лица. Сущность земельного сервитута заключается, таким образом, в том, что это есть всегда право на чужую вещь. В Республике Беларусь сервитут обрел полноценные «права гражданства» с принятием Гражданского кодекса 1998 года. Именно с этого момента начался этап действительного возрождения сервитутного права. Наряду с правами собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения земельным участком, постоянного пользования земельным участком, земельный сервитут отнесен к вещным правам (подп. 4 п. 1 ст. 217 ГК).
Земельный сервитут как вещное право обладает рядом особенностей.
Во-первых, он, как и право собственности, в отличие от обязательственного права носит абсолютный характер, то есть может быть противопоставлен всем другим лицам, не имеющим на имущество, являющееся объектом сервитута, других, более предпочтительных, с точки зрения закона, прав.
Во-вторых, сервитут следует за имуществом, являющимся его объектом. На этот счет законодатель в п. 2 ст. 217 ГК сформулировал правило: «Переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество». Каких-либо изъятий из перечня «иных вещных прав» не сделано, следовательно, приведенное выше право следования, как оно иначе называется, органично присуще сервитуту.
Наконец, в-третьих, сервитут, как вещное право, обладает самостоятельной защитой (ст. 286 ГК).
Понятие сервитута приведено в п. 1 ст. 268 ГК: собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях — и от собственника другого земельного участка (далее — соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Хотя законодатель и употребил в начале текста обобщающий термин «недвижимое имущество» (расшифровав в скобках, что под этим следует понимать земельный участок, другую недвижимость), фактически в статье дано определение чисто земельного сервитута.
Поскольку в п. 6 ст. 268 ГК предусмотрено, что применительно к правилам, установленным п. 1 — 5 указанной статьи, сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком, то можно дать следующее общее определение сервитута, используя в том числе определение - сервитут представляет собой строго определенные правомочия граждан и юридических лиц по ограниченному использованию чужого недвижимого имущества для конкретных хозяйственных и потребительских нужд, установленные законом, договором с собственником этого имущества либо решением суда.
Приведенное выше легальное определение сервитута позволяет судить о его двойственной природе.
С одной стороны, земельный сервитут выступает как вещное право, суть которого заключается в ограниченном пользовании чужим объектом недвижимости.
С другой стороны, земельный сервитут - это обременение объекта недвижимости, в отношении которого сервитут установлен, в пользу другого субъекта (пользователя).
Из содержания ст. 268 ГК следует, что сервитут может устанавливаться как в частных (одного или нескольких лиц), так и в публичных интересах.
В качестве сервитуария, т.е. лица, в интересах которого сервитут установлен, могут выступать как граждане, так и юридические лица. Цель установления сервитута значения не имеет: сервитут может быть установлен не только для удовлетворения бытовых, семейных потребностей гражданина, но и для надлежащего осуществления субъектом хозяйствования (индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом) своей деятельности.
ДРСУ самовольно заняло 16 га пашни и 4 га сенокосных земель колхоза. Из них 5 га пашни выведено из сельхоз оборота вследствии загрязнения нефтепродуктами и повреждения транспортными средствами. В ходе расследования этого нарушения выявлено, что ДРСУ уничтожило часть посевов многолетних трав. Колхоз обратился к начальнику ДРСУ с требованием о возмещении причинённого ущерба.
-Что вам известно о
-Где и как должен быть
Решение.
Возмещение землепользователям убытков, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества, ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельных сервитутов
Согласно, данной статьи возмещению в полном объеме подлежат убытки причиненные
1. изъятием или временным занятием земельных участков;
2. сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества;
3. ограничением (обременением) прав на земельные участки;
4. установлением земельных сервитутов.
Основанием для возмещения убытков
собственникам земельных
а) соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;
б) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;
в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;
г) решение суда.
Информация о работе Формы земельной собственности по законодательству Республики Беларусь