После принятия Общих начал землепользования
и землеустройства 1928 г. законодательство
РСФСР базировалось на законодательстве
Союза ССР, направленном на упрочение
земельно-правового строя, сложившегося
в результате принятия Общих начал 1928
г. Среди нормативных правовых актов, направленных
на защиту права землепользования колхозов,
важную роль сыграл Примерный устав сельскохозяйственной
артели, утвержденный СНК СССР и Президиумом
ЦИК СССР 1 марта 1930 г. В ст. 2 и 3 Устава было
записано, что земли, закрепленные за колхозом,
составляют единый массив, который не
должен уменьшаться. На обеспечение устойчивого
землепользования колхозов было направлено
и Постановление ЦИК и СНК СССР от 3 сентября
1932 г. «О создании устойчивого землепользования
колхозов».
В период индустриализации, требовавшей
новых земельных территорий для промышленности
и строительства городов, которые отводились
для этих целей в основном за счет сельскохозяйственных
земель, ВЦИК и СНК СССР 4 марта 1929 г. приняли
специальное Положение об изъятии земель
для государственных и общественных надобностей,
допускавшее изъятие участков лишь необходимого
размера и обязывающее предприятия, учреждения
и организации, которым передавались земли,
возместить вызванные изъятием земель
убытки. В тот же период принимаются акты,
посвященные правовому режиму несельскохозяйственных
земель: Положение о землях, предоставленных
транспорту, от 7 февраля 1933 г., Постановление
ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1933 г. «О составлении
и утверждении проектов планировки и социалистической
реконструкции городов и других населенных
мест».
В послевоенный период активизируется
работа по кодификации земельного законодательства
и издаются нормативные акты, направленные,
как и прежде, на обеспечение рационального
использования и охраны сельскохозяйственных
земель. Что касается первого направления,
то в июле 1946 г. Совет Министров СССР принял
решение возобновить прерванную войной
работу по подготовке проекта Основ землепользования
СССР. К 1948 г. такой проект был разработан
и опубликован для широкого обсуждения.
Однако на рассмотрение законодательных
органов он вынесен не был. Затем началась
работа по подготовке проекта Основ земельного
законодательства Союза ССР и союзных
республик, первый вариант которых был
подготовлен в 1957 г. Для дальнейшей работы
над проектом этого закона в 1960 г. создается
представительная комиссия из практических
работников и ученых. Работа над проектом
Основ земельного законодательства завершается
к концу 1968 г. 13 декабря этого года данный
закон принимается Верховным Советом
СССР и вводится в действие с 1 июля 1969
г. От Общих начал землепользования и землеустройства
1928 г. Основы земельного законодательства
отличались тем, что они содержали больше
земельно-правовых институтов. Что же
касается сути земельно-правового строя,
основанного на праве собственности на
землю исключительно государства, то Основы
целиком и полностью восприняли и укрепили
это основополагающее полоскание.
На базе и в развитие Основ земельного
законодательства Союза ССР и союзных
республик в течение 1970—1971 гг. во всех
союзных республиках, в том числе и в РСФСР,
принимаются земельные кодексы. Земельный
кодекс РСФСР 1970 г. действовал до 1990 г.,
когда под влиянием экономических реформ
и, в частности, земельной начинает изменяться
и земельное законодательство. 28 февраля
1990 г. были приняты Основы Союза ССР и союзных
республик «О земле», которые, хотя кардинально
и не реформировали земельно-правовой
строй России, но внесли в него ряд существенных
изменений, связанных в первую очередь
с началом аграрной реформы и возникновением
крестьянских (фермерских) хозяйств. Существенное
изменение земельно-правового статуса
колхозов и совхозов заключалось в том,
что их члены (работники) при желании создать
крестьянское (фермерское) хозяйство получили
право на земельные участки из состава
земель сельскохозяйственных организаций.
Принципиально новыми положениями данного
закона стали введение платности землепользования
и нового вещного права на земельные участки
для граждан — права пожизненного наследуемого
владения как прообраза права частной
собственности на землю.
3. Современная земельная
реформа.
Первые правовые акты
земельной реформы были приняты
еще бывшим Союзом ССР. Верховный
Совет СССР в апреле 1990 г. принял
Основы законодательства о земле.
Однако в те времена шла
острейшая дискуссия: нужно или
не нужно вводить частную собственность
на землю.
Основы законодательства
о земле не ввели право частной
собственности на землю. Но Основы
ввели новшество — пожизненное
наследуемое владение землей. Это
еще не право собственности
на землю, но уже одно правомочие
как собственника: Основы закрепили
передачу земельного участка
по наследству. Основы ввели еще
одно право на землю — право
аренды земли. 22 ноября 1990 г. был принят
Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском)
хозяйстве" и 23 ноября 1990 г. Закон
РСФСР "О земельной реформе".
В них было впервые в России
закреплено право частной собственности
на землю, причем индивидуальной,
коллективно-долевой и коллективной
совместной. У хозяйств изымалась
часть земли для создания в
каждом районе фонда земли
для наделения фермерских хозяйств.
Был определен порядок выдела
земельной доли и имущественного
пая колхозников и работников
совхозов.
Это было сделано
на основе ст. 12 бывшей Конституции
РСФСР 1978 г., в которую в 1990 г. были
внесены изменения и было предусмотрено
право частной собственности граждан
на землю. Но это право было очень ограниченным,
неполным: собственник земельного участка
не мог отчуждать его ни в какой форме
(продать, подарить и т.д.) в течение 10 лет,
т. е. был установлен общий 10-летний мораторий
на распоряжение землей.
Было предусмотрено
создание крестьянских (фермерских)
хозяйств. Они стали создаваться
путем выделения колхозников
и работников совхозов со своей
земельной долей и имущественным
паем.
В 1990—1991 гг. велась разработка
нового Земельного кодекса. 25 апреля
1991 г. он был принят. Это — основной
земельный законодательный акт,
в котором урегулированы, по существу,
все земельные общественные отношения
нового земельного строя.
Но Кодекс не мог
выйти за рамки Конституции, в
которой был установлен 10-летний
мораторий на продажу (передачу)
земельных участков. Свободно разрешалась
только купля-продажа земли государством
у граждан и, наоборот, гражданами
у государства.
Серьезнейшей новизной
и революционным завоеванием
ЗК РСФСР явилось установление
судебного разрешения всех земельных
споров. Раньше они рассматривались
только в административном порядке
(до этого суды рассматривали
лишь один спор — о пользовании
земельным участком его собственниками
в городе).
Президент Российской
Федерации решил регулировать
ход реформы своими Указами. 27
декабря 1991 г. Президент Российской
Федерации принял Указ "О неотложных
мерах по осуществлению земельной
реформы'". Указ установил продажу
(передачу в собственность) колхозниками
и работниками совхозов своих
земельных долей:
— при выходе на пенсию (по старости или
инвалидности);
— при переселении в другую местность;
— при передаче в собственность по наследованию;
— при внесении вырученных средств в
местную перерабатывающую промышленность.
Колхозники, работники
совхозов получили право продавать
свои участки другим работникам
совхозов или колхозникам либо
лицам, вступающим в члены колхоза
или поступающим на работу
в совхоз.
Таким образом, права
указанных граждан на продажу
земельных участков были расширены
по сравнению с Конституцией
и ЗК РСФСР.
Из названных положений
Указа исходило и постановление
Правительства Российской Федерации
от 29 декабря 1991 года о реорганизации
колхозов и совхозов, в котором
предписывалось колхозам и совхозам
перерегистрироваться в новые
формы хозяйствования (АО, товарищества,
кооперативы и др.). Это противоречило
Конституции и ЗК РСФСР, но
Конституционный Суд не отреагировал
на это. Реформа продолжилась.
Законодательными актами
Верховного Совета Российской
Федерации регулировались и регулируются
плата за землю (Закон от 11 октября
1991 г. с дополнениями и изменениями);
залог земли (Закон от 29 мая 1992 г.)
и ряд других. Признано необходимым
принять закон об ипотеке.
Законодательный орган
— Верховный Совет Российской
Федерации, со своей стороны, принимал
законы, направленные на дальнейшее
расширение права частной собственности
на землю. В Конституцию РФ (ст.
12) были внесены дополнение и изменение
которыми разрешалась свободная купля-продажа
земельных участков гражданами в четырех
случаях — для ведения:
— личного подсобного хозяйства;
— садоводства;
— дачного строительства;
— индивидуального жилищного строительства.
Конституция и Закон
не позволяли регулировать земельные
отношения с учетом требований
земельной реформы. Поэтому Президент
Российской Федерации стал регулировать
их в указном порядке.
Указом Президента Российской Федерации
о регулирований земельных отношений
и развитии аграрной реформы от 27 октября
1993 г. было установлено, что земля — имущество,
недвижимость; все сделки с землей должны
регулироваться гражданским правом, с
учетом земельного и экологического законодательства.
Земельное законодательство в указанной
части должно соответствовать ГК РФ.
24 декабря 1993 г. Президент Российской
Федерации принял Указ № 2228 о
приведении законодательства Российской
Федерации в соответствие с
Конституцией РФ. Он отменил часть
ЗК РСФСР, ряд статей Закона
о крестьянском (фермерском) хозяйстве,
Закон об аграрной реформе, 8 статей
Закона о зерне.
В соответствии с Указом Президента Российской
Федерации "Об основных положениях
Государственной программы приватизации
государственных и муниципальных предприятий
в Российской Федерации после 1 июля 1994
г." продолжалась приватизация земель.
В основных положениях содержатся два
раздела "4" и "4 10", специально
посвященные приватизации этих земель,
их купле-продаже при приватизации предприятий.
В сферу сделок с землей включились органы
Госкомимущества.
Еще более важное значение имеет Указ
Президента Российской Федерации "О
реализации конституционных прав граждан
на землю" от 7 марта 1996 г. Он еще более
расширяет земельную реформу. Указом предусмотрены
важные меры по закреплению прав граждан
на земельные участки и доли и на свободное
распоряжение ими в самых различных формах
для развития сельскохозяйственного производства,
свободного выхода для организаций фермерских
хозяйств; не ограничиваются размеры приусадебных
участков; предоставлено право на получение
земли специалистам сельского хозяйства;
предусмотрено право местных органов
власти выкупа у крестьян земельных долей
для перепродажи их другим лицам, желающим
вести сельскохозяйственное производство,
и т. д.
Заключение.
Для истории нашей страны, ее внутреннего
развития был более свойствен путь эволюционного
движения, хотя она сотрясалась не раз
и такими взрывами, как разинщина или пугачевщина.
Однако только в XX веке происходят одна
за другой мощные революции, коренным
образом преобразующие облик как нашей
страны, так и всего мира. На протяжении
веков и тысячелетий менялись государства
и правовые системы на территории нашей
страны. Под влиянием внутренних и внешних
факторов они возникали и погибали. Не
раз в тяжком положении оказывалась и
Русь. Но после страшных испытаний она
вновь поднималась, отстаивая и свое право
на существование и неся освобождение
другим народам. В наше время страна переживает
опять острый кризис.
К середине 90-х гг. сложилась
многоуровневая система земельного законодательства:
собственно российские законы и президентские
указы, часто противоречащие друг другу,
Основы гражданского законодательства
СССР 1991 г., действовавшие в указанных
пределах, ГК РСФСР 1964 г., продолжавший
действовать в частях, не противоречащих
законам и указам, с одной стороны, и Основам,
с другой, а также все остальные подзаконные
акты. Такое состояние законодательства
осложнило и запутало правоприменительную
деятельность, стало тормозом на пути
дальнейших преобразований и требовало
создания единого кодифицированного акта.
В связи с принятием в 1993 г.
Конституции Российской Федерации, многие
положения Земельного кодекса 1991г. устарели
и были признаны недействующими. Все это
обусловило необходимость разработки
нового Земельного кодекса Российской
Федерации.
Список литературы.
1. История отечественного государства
и права. Учебник для вузов/ Под
ред. О. И. Чистякова. Ч.1.,Ч.2. М., 1996г.
2. Земельное право. Учебник для
вузов./ Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2000г.