История земельных отношений в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Так важно сегодня оглянуться в наше историческое прошлое, чтобы, возможно, именно там найти ответ на насущные вопросы о земельных ресурсах. Исключительная сложность задачи реформирования земельных отношений объективно заставляет и нас обращаться к тем периодам развития отечества, которые в этом отношении были для России переломными, проходили под знаком социально - экономических реформ.

Содержание работы

Введение
Глава I. Общие положения
Глава II. История развития кадастра в России с IX до XVIII века
Глава III. Генеральное межевание земель России в XVIII веке
Глава IV. Земельная реформа 1861 г. (отмена крепостного права)
Глава V. Столыпинская реформа
Глава VI. Учет земель в годы Советской власти
Глава VII. Земельные отношения на современном этапе
Заключение
Приложения
Список литературы

Файлы: 1 файл

1.rtf

— 422.13 Кб (Скачать файл)

О правах крестьян, вышедших из крепостной зависимости.

О правах личных и по состоянию.

21. На крестьян, вышедших из крепостной зависимости, распространяются общия постановления законов гражданских о правах и обязанностях семейственных.

На сем основании, для вступления крестьян в брак и распоряжения в их семейственных делах, не требуется дозволения помещиков.

22. Крестьяне, как отдельно, так и целыми обществами, могут входить, на основании общих постановлений, во всякие, законом дозволенные, договоры, обязательства и подряды:

1) с частными лицами, по взаимному с ними согласию, без ограничения суммы с той и другой стороны;

2) с казною: без уплаты гильдейских пошлин только по предметам крестьянской промышленности и по содержанию оброчных статей и почтовых лошадей, а со взятием установленнаго на торговлю свидетельства или с внесением соответствующей суммы - по всякому роду дел, на общем для свободных сельских обывателей основании (Св. Зак. 18577 г. Т. X, ч. I Зак. Гражд. Кн. IV, Раздел III).

23. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право, наравне с другими свободными сельскими обывателями и с соблюдением установленных в общих законах и в сем Положении правил:

1) производить свободную торговлю, предоставленную крестьянам, без взятия торговых свидетельств и без платежа пошлин (Св. Зак. 1857 г., Т. ХI, ч. 2 Уст. Торг, стт. 295 - 298, 349 - 356 и 358);

2) открывать и содержать, на законном основании, фабрики и разныя промышленныя, торговыя и ремесленныя заведения (Св. Зак. 1857 г., Т. ХI, ч. 2 Уст. Торг, стт. 335 и 349 - 356 и Уст. Фабр. ст. 48);

3) записываться в цехи, производить ремесла в своих селениях и продавать свои изделия как в селениях, так и в городах (Св. Зак. 1857 г., Т. ХI, ч. 2 Уст. Торг, ст. 356);

4) вступать в гильдии, торговые разряды и соответствующие оным подряды (Св. Зак. 1857 г., Т. ХI, ч. 2 Уст. Торг, стт. 234, 238 - 244 и 251 - 255).

Примечание. Правила об открытии вновь разнаго рода промышленных заведений в усадьбах, еще не выкупленных крестьянами, излагаются в Местных Положениях.

25. Крестьяне не могут быть подвергаемы никакому наказанию иначе, как по судебному приговору или по законному распоряжению поставленных под ними правительственных и общественных властей.

2б. Крестьяне, в тяжбах и спорах между собою, могут разбираться судебным порядком. Независимо от сего, они могут обращаться для разбирательства к помещику, на земле коего они водворены, если сам помещик и обе тяжущиеся стороны на сие согласны. В сем случае на решение помещика жалобы не допускаются, и решение это приводится в исполнение.

27. В тех случаях, когда крестьяне, как отдельно, так и от всего общества, уполномочивают на ходатайство по их делам помещиков, на землях коих они водворены, доверенности этого рода пишутся на простой бумаге и свидетельствуются Мировым Посредником, установленным для того порядком.

28. Помещику предоставляется, для защиты крестьян, водворенных на его земле, присутствовать, буде пожелает, и без особаго на то от них уполномочия, при следствиях, производимых над крестьянами по делам о проступках и преступлениях, или к коим они прикосновенны, и пользоваться при сем правами, указанными Св. Зак. 1857 года: Т. ХV кн. 2 судопр. Угол. в ст.ст. 152 и 153-й; Т. II ч. I Прил. к Общ. Губ. Учр. ст. 4013 (примеч.) и по 4-му Прод. № 2 Учр.Суд. Следов. ст. 24; также получать по сим делам справки в Уездных и Губернских учреждениях той губернии, где сии крестьяне жительствуют.

29. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, как свободные сельские обыватели, получают также следующие права по состоянию:

1) на основании правил, в сем Положении изложенных, участвовать на сходах в составлении мирских приговоров и в общественных выборах; равно отправлять по выборам общественныя должности, установленныя законом;

2) перечисляться в другия сословия и общества, по правилам, в сем Положении изложенным, а равно, по собственному желанию, поступать в военную службу и наниматься в рекруты, на общем для сельских о6ывателей основании;

3) отлучаться от места жительства, с соблюдением правил, установленных общими законами и настоящим Положением;

4) отдавать детей своих в общия учебныя заведения и поступать на службу по учебной, ученой и межевой частям, на основании правил, установленных на сей пред- мет для свободных податных сословий, по увольнительным свидетельствам, с исключением из податнаго оклада (Св. Зак. 1857 г. Т. III, Уст. о Служ. от Прав., стт. 60 - 63, 69, 73 - 75, 77 и 81; Т. V, Уст. о Под. стт. 316 - 320, и т. Х, ч. 3, Зак. Меж. ст. 267 и по Прод. III, № 1 примеч. к ст. 271).

30. Крестьяне не могут быть лишены прав состояния, или ограничены в сих правах иначе, как по суду или по приговору общества, утвержденному порядком, установленым в сем Положении.

О правах по имуществу.

31. По обнародовании сего Положения крестьянам оставляется их усадебная оседлость, впредь до приобретения ими оной в собственность, на правилах, определенных в Положении о выкупе крестьянами усадебной оседлости и о содействии Правительства к приобретению ими в со6ственность полевых угодий. Все движимое имущество крестьян, как-то: домашний и рабочий скот, земледельческия орудия и пр., на основании существующих постановлений, принадлежит вполне крестьянам; мирские денежные капиталы и мирские же хлебные запасы составляют собственность крестьянскаго общества.

32. Земли, дома и вообще недвижимыя имущества, приобретенныя крестьянами в прежнее время, на имя их помещиков, укрепляются за крестьянами или их наследниками окончательно, по утверждении за ними сих имуществ самими помещиками, или решением мироваго учреждения, на основании особых правил, при сем приложенных.

33. Каждый крестьянин может приобретать в собственность недвижимыя и движимыя имущества, а также отчуждать оныя, отдавать их в залог и вообще распоряжаться ими, с соблюдением общих узаконений, установленных на сей предмет для свободных сельских обывателей.

34. Сельское общество может также, на основании общих законов, приобретать в собственность движимыя и недвижимыя имущества. Землями, приобретенными в собственность независимо от своего надела, общество может распоряжаться по своему усмотрению, разделять их между хозяевами, и предоставлять каждому участок в частную собственность, или оставлять сии земли в общем владении всех домохозяев.

35. Право на участие в общем владении собственностью, приобретенною обществом, каждый крестьянин отдельно может уступить постороннему лицу не иначе, как с согласия мира.

З6. Каждый член сельского общества может требовать, чтобы из состава земли, приобретенной в общественную собственность, был ему выделен в частную собственность участок, соразмерный с долею его участия в приобретении сей земли. Если такой выдел окажется неудобным или невозможным, то обществу предоставляется удовлетворить крестьянина, желающего выделиться, деньгами по взаимному соглашению или по оценке.

37. Приобретенными в собственность на основании 11 и 12-й статей сего Положения, землями крестьянскаго надела и выкупленными усадьбами, крестьяне пользуются и распоряжаются, как своим достоянием на правилах, изложенных в предыдущих статьях (33, 34, 35 и 36), с соблюдением тех условий, на основании коих усадьбы и земли приобретены, и во всяком случае с тем ограничением, что в продолжение первых девяти лет, со времени утверждения сего Положения, означенныя земли не могут быть отчуждаемы или закладываемы посторонним лицам, не принадлежащим к обществу; но переуступка и отдача в залог таких земель членам того же сельского общества не воспрещается.

Примечание. О порядке пользования и распоряжения землями крестьянскаго надела, которые будут приобретены крестьянами в собственность с пособием от Правительства, излагаются подробныя правила в положении о выкупе крестьянами усадебной оседлости и о содействии Правительства к приобретению ими в собственность полевых угодий.

38. В порядке наследования имуществом крестьянам дозволяется руководствоваться местными своими обычаями.

39. Имущество, оставшееся после крестьян, умерших без наследников (выморочное), поступает в пользу того сельского общества, в пределах коего имущество сие находится.

Об устройстве сельских обществ и волостей и общественного их управления.

Об образовании сельских обществ и волостей.

40. Сельское общество составляется из крестьян, водворенных на земле одного помещика: оно может состоять либо из целаго селения (села или деревни), либо из одной части разнопоместного селения, либо из нескольких мелких, по возможности смежных и, во всяком случае, ближайших между собой поселков (как-то: выселков, починков, хуторов, застенков, односелий, или отдельных дворов и т.п.), пользующихся всеми угодьями, или некоторыми из них сообща, или же имеющих другия общия хозяйственныя выгоды.

42. Волости образуются из состоящих в одном уезде и, по возможности, смежных, сельских обществ. При соединении в волости сельския общества не раздробляются.

43. Для волости полагается наименьшее число жителей около трех сот ревизских мужескаго пола душ, наибольшее около двух тысяч. Наибольшее разстояние отдаленнейших селений волости от средоточия управления оной полагается около двенадцати верст.

Примечание. В тех местностях, где, по малому населению не найдется, на определенном в этой статье протяжении, 300 душ крестьян, или где, наоборот, на незначительном разстоянии сосредоточено население свыше 2000 душ, допускаются отступления от вышеуказаннаго правила, с разрешения начальников губерний.

Приложение 4. Законодательные акты столыпинской реформы.

МАРТА 4.

ИМЕННОЙ ВЫСОЧАЙШИЙ УКАЗ, ДАННЫЙ СЕНАТУ.

(Собр. Узак. 1906 г. марта 7, отд. 1, ст. 307, П.С.З., и. ХХVI, 27478).

Об у ч р е ж д е н и и:

а) комитета по землеустроительным делам при главном управлении землеустройства и земледелия и

б) губернских и уездных землеустроительных комиссий и об упразднении комитета по земельным делам.

В целях оказания помощи Крестьянскому банку в выполнении возложенных на него Манифестом нашим от 3 ноября 1905 года (26071) задач по облегчению покупки крестьянами земель, признали мы за благо образовать особые губернские и уездные комиссии, с сосредоточением общего направления их деятельности в учреждаемом при главном управлении землеустройства и земледелия комитете по землеустроительным делам. На обязанность сих комиссий мы возлагаем также содействие населению к устранению в установленном законом порядке недостатков существующего землевладения и землепользования, сообразно особым условиям отдельных местностей. Объединяя в сих комиссиях правительственных чинов и общественных деятелей, и ныне уже к участию в этом деле призванных, а также представителей от сельского населения, мы ожидаем, что совместными трудами всех местных сил будут постепенно облегчены насущные нужды сельского населения при непременном сохранении законных прав частных владельцев.

Вследствие чего п о в е л е в а е м:

I. Для содействия Крестьянскому банку в покупке и продаже земли нуждающимся в ней крестьянам учредить губернские и уездные землеустроительные комиссии на нижеследующих главных основаниях:

1) Уездные землеустроительные комиссии состоят, под председательством уездного предводителя дворянства, из председателя уездной земской управы, заменяющего председателя комиссии в случае его отсутствия, лица, назначенного главным управлением землеустройства и земледелия в качестве непременного члена комиссии, уездного члена окружного суда или председателя съезда мировых судей, члена от удельного ведомства в уездах, где имеются удельные земли, податного инспектора и земского начальника или соответствующего должностного лица, к району которых относятся подлежащие обсуждению вопросы, трех членов по избранию от уездного земского собрания и трех представителей от крестьян, назначаемых по жребию из числа кандидатов, избираемых волостными сходами уезда.

2) Губернские землеустроительные комиссии образуются, под председательством губернатора, из губернского предводителя дворянства, председателя губернской земской управы, лица, назначенного главным управлением землеустройства и земледелия в качестве непременного члена комиссии, управляющего казенною палатою, управляющих местными отделениями Крестьянского и Дворянского банков или заменяющих их лиц, одного из членов окружного суда губернского города по назначению суда, одного из непременных членов губернского или губернского по крестьянским делам присутствия, управляющего удельным округом или его заместителя в губерниях, где имеются удельные имущества, и шести членов, избираемых губернским земским собранием, в том числе трех местных крестьян, владеющих надельной землей.

3) В губерниях, где введено управление земским хозяйством, члены губернских и уездных землеустроительных комиссий, избираемые губернскими и уездными земскими собраниями (ст.ст. 1 и 2), заменяются членами, избранными в том же числе из местных землевладельцев и крестьян губернскими и уездными комитетами по делам земского хозяйства, по принадлежности, а в губерниях, где не имеется ни земских учреждений, ни управления земским хозяйством, упомянутые члены приглашаются председателями комиссий.

4) В обязанность уездных землеустроительных комиссий вменяется выяснение положения крестьянского землевладения для содействия Крестьянскому банку в его операциях по данному уезду. В частности, упомянутым комиссиям поручается обсуждение вопросов о целесообразности приобретения банком предлагаемых к покупке имений и о порядке ликвидации их, установление степени нужды крестьян в продаваемой земле и содействие к выяснению ее действительной стоимости, а равно посредничество между продавцами ее и покупателями крестьянами и помощь им в сношениях с банком и в выполнении необходимых формальностей.

Информация о работе История земельных отношений в России