Классификация источников земельного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 16:46, контрольная работа

Описание работы

Под источниками права понимаются различные способы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Уполномоченные органы государства, через наиболее распространенную форму источника права – нормативные правовые акты, устанавливают (санкционируют) правовые нормы, рассчитанные на многократное применение при регулировании земельных отношений.

Содержание работы

§1. Понятие источников земельного права…………………………..3
§2. Классификация источников земельного права…………………..7
2.1 По юридической силе…………………………………………...…7
2.2 По территории действия………………………………………..….9
2.3 По характеру правового регулирования………………….……..10
2.4 По предмету регулирования………………………………….….11
§3. Судебная практика………………………………………………..13
Список использованной литературы…………………………….….14

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство морского и речного транспорта.docx

— 42.52 Кб (Скачать файл)

 

 

                  Федеральное агентство морского и речного транспорта

                       Федеральное бюджетное образовательное  учреждение

                                    высшего профессионального образования

                      Волжская государственная академия водного транспорта

 

                                               Отделение заочного обучения  

 

                         Кафедра Государственно-правовых дисциплин

 

 

                                      

 

                                   КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

                                          «Земельное право»

 

 

 

 

          Тема: «Классификация источников земельного права»

 

       

 

 

 

 

 

                                       

                                         Выполнила: студентка 1-го высшего

                                                                           профессионального образования 

                                                                                           группы

                                                                                           Рассадина Н.А  

                                                                   

                                              Проверил: преподаватель Николаев В.Г.

 

 

                                 

 

                                

                                    Нижний Новгород

                                              2014г.

Содержание

 

 

§1. Понятие источников земельного права…………………………..3

§2. Классификация источников земельного права…………………..7

2.1 По юридической силе…………………………………………...…7

2.2 По территории действия………………………………………..….9

2.3 По характеру правового регулирования………………….……..10

2.4 По предмету регулирования………………………………….….11

§3. Судебная практика………………………………………………..13

Список использованной литературы…………………………….….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                §1. Понятие источников земельного права

 

Под источниками права понимаются различные способы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Уполномоченные органы государства, через наиболее распространенную форму источника права – нормативные правовые акты, устанавливают (санкционируют) правовые нормы, рассчитанные на многократное применение при регулировании земельных отношений.

Каждый источник права обладает такими признаками, как:

  1. Документальная форма закрепления. Нормы земельного права содержатся в соответствующих нормативно-правовых актах.
  2. Особая форма документа, предусмотренная законом или не противоречащая ему. Так, Федеральное Собрание Российской Федерации принимает законы; Правительство Российской Федерации принимает постановления и распоряжения; органы местного самоуправления принимают решения, а местная администрация – постановления и распоряжения; руководители органов и структурных подразделений местной администрации издают приказы;
  3. Соответствие органа или должностного лица в принятии правового акта действующему законодательству. Например, если областное законодательное собрание вынесет решение об установлении принципов платы за землю, то оно превысит свои полномочия, поскольку этот вопрос находится в ведении Российской Федерации;
  4. Наличие в нормативном акте правовых норм. Так, если решением органа местного самоуправления тому или иному предприятию будет предписано устранить нарушения земельного законодательства, то данное решение не будет нормативным в силу индивидуальности и разовости данного предписания; в то же время, если данный орган примет решение по вопросам организации ведения земельно-кадастрового учета в своем регионе, то содержание этого решения, рассчитанное на многократное применение, будет иметь нормативный характер.1

Основным нормативным актом, определяющим конституционные основы земельных отношений, является Конституция Российской Федерации, в которой выделяют две группы норм:

  1. нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения (ст. 9, 36 Конституции Российской Федерации);
  2. иные статьи Конституции Российской Федерации опосредованно регулируют земельные отношения (ст. 42, 58, 2, 17, 18, 45).2

Кодифицированным нормативным актом, регулирующим земельные отношения, является Земельный кодекс Российской Федерации. В конце октября 2001 г. принят и вступил в силу Земельный кодекс Российской Федерации.3 24 июля 2002 г. принят Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»4, который призван обеспечить реализацию конституционных норм о частной собственности на землю, а также упорядочить отношения в сфере государственного управления земельными ресурсами в части распоряжения землями приоритетных категорий, которыми являются земли сельскохозяйственного назначения.

Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются нормами гражданско-правовых актов (Гражданский кодекс Российской Федерации). В гл. 17 Гражданского кодекса Российской Федерации5 предлагаются нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения. Земля и прочно связанные с ней объекты объявлены недвижимым имуществом.

Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются и земельно-правовыми нормативными актами: указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

К источникам земельного права относятся акты других отраслей законодательства. Взаимосвязь земли и других природных ресурсов – недр, лесов, вод, окружающей природной среды в целом – предопределяет наличие норм, которые регулируют отношения, связанные с землей, в источниках водного, лесного, горного, природоохранительного права.

Правовые нормы, связанные с регулированием земельных правоотношений, содержатся в источниках административного и уголовного права – меры ответственности за совершение земельных правонарушений; жилищного права – нормы о праве граждан на получение земельного участка под жилищное строительство и др.

Особое место среди источников земельного права занимают международные двусторонние договоры, касающиеся земельных отношений, заключенные в установленном порядке или утвержденные компетентным государственным органом Российской Федерации, договоры, заключенные Российской Федерации с ее субъектами.

К этой же группе относятся типовые договоры, позволяющие раскрыть содержание земельно-правовых норм, различные санитарные нормы и правила.

Не являются источниками земельного права правовые акты индивидуального значения, т. е. акты применения права (решение местной администрации, адресованное конкретному гражданину либо организации). Не рассматриваются также принимаемые Пленумом Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда Российской Федерации постановления, содержащие руководящие разъяснения судам по вопросам применения земельного законодательства и разрешения земельных споров.6

   

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  §2. Классификация источников земельного права

 2.1 По юридической силе

1) законы

2) подзаконные акты

В строго юридическом значении закон – это такой нормативный правовой акт, который принят в особом порядке высшим представительным органом государственной власти – Федеральным Собранием, его палатами – Советом Федерации и Государственной Думой. Эти нормативные акты принимаются по важнейшим, основным вопросам жизни государства, в том числе по проблемам регулирования земельных отношений, и обладают высшей юридической силой по отношению к актам иных государственных органов, в том числе законодательных актов субъектов Федерации.

По юридической силе правовых норм законы можно разделить на два вида: конституционные и федеральные (обычные).

 К конституционным законам относятся Конституция Российской Федерации, конституции республик, входящих в состав Российской Федерации (- «Конституция Республики Башкортостан» от 24.12.1993 № ВС-22/15 (ред. от 28.06.2012)7; - «Конституция Республики Бурятия» от 22.02.1994 (ред. от 06.05.2013)8 и т.д.), а также законы, изменяющие и дополняющие те или иные положения Конституции.

 Обычные федеральные  законы издаются на основе  и в развитие конституционных. Отличие федеральных конституционных законов от обычных состоит в том, что первые принимаются большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов депутатов Государственной Думы (ст. 108 Конституции Российской Федерации)9. Обычные законы принимаются простым большинством голосов, то есть, чтобы закон был принят, за него должно быть подано 50% голосов плюс один голос от общего числа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации. 

Среди относящихся к земельному праву федеральных законов России можно также отметить такие, как: - основным является Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ЗК РФ)10, в котором особое место отводится регулированию охраны земли, закрепляется система правовых норм, устанавливающих право собственности на землю, освещаются вопросы приобретения прав на землю. В ЗК РФ отражены особенности совершения сделок купли-продажи земли, определен правовой режим различных категорий земель и т. п.; - Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. – М.: Проспект, 201411; - «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04. 2006, действующая редакция от 01.01.2014)12; - «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ (действующая редакция от 30.12.2013)13; - «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.11.2006, действующая редакция от 01.02.2014)14; - «Градостроительный кодекс РФ» от 29.12.2004 № 190-ФЗ (действующая редакция от 01.01.2014)15; - Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О землеустройстве»16; - Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"17; - Федеральный закон от 27.07.2002 №101-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»18; - Федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ (ред. от 28.11.2011) «О мелиорации земель»19 и тд.

Нормативные правовые акты, именуемые подзаконными, должны издаваться на основе законов, во исполнение их и не противоречить им. Это – указы Президента Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации»)20, постановления и распоряжения Правительства, положения, указания, приказы и инструкции министерств, комитетов, ведомств, а также решения, постановления и распоряжения местных органов власти и управления по вопросам земельного права.21

 

 

2.2 По территории  действия

1)  акты федерального уровня  – Конституция, Федеральные конституционные  законы, Федеральные законы, Указы  Президента, Международные договоры.

2) акты субъектов Российской Федерации (региональные) – Уставы и Конституции субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации.

3) местные (акты органов местного  самоуправления)

4) локальные правовые акты (например, Устав предприятия и др.).

 

2.3 По характеру правового регулирования 

1) материальные нормативные  правовые акты

2) процессуальные нормативные  правовые акты

Нормативные правовые акты материального характера – это акты, содержащие материальные земельно-правовые нормы, которые устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений (Федеральные законы «О государственном земельном кадастре», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и др.).

Акты процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере охраны и использования земель.

 Материальные нормы  земельного права могут быть  реализованы только посредством  осуществления последовательного  ряда определенных действий, которые  и регулируются процессуальными  актами.

 К актам процессуального  характера относятся, например, Гражданский  процессуальный кодекс Российской Федерации; Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации; Положение об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. и др. Необходимо отметить, что материальные и процессуальные нормы в области охраны и использования земель часто предусматриваются в одних и тех же нормативных правовых актах (например, в Земельном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «О землеустройстве» и других актах).22

Информация о работе Классификация источников земельного права