Конституционно признанные формы собственности на землю в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 18:34, контрольная работа

Описание работы

Данная тема важна в экономике страны , что знание форм собственности на землю является базой для совершения сделок с землей, учета и регистрации. Невозможно оценивать экономическое положение страны, не зная сколько земельных ресурсов находится в государственной, муниципальной и частной собственностях.
В Российской Федерации идет тенденция к увеличению многообразия форм собственности на землю. До недавнего времени государственная собственность рассматривалась как единственно возможная форма собственности на землю. Сейчас идет процесс ликвидации государственной монополии на землю и утверждения многообразия форм собственности. Частная собственность на землю признается наряду с государственной. В России должны существовать все возможные варианты форм собственности на землю.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Земля как недвижимое имущество…………………………………………...4
Конституционно признанные формы собственности на землю в Российской Федерации………………………………………………………..5
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...18

Файлы: 1 файл

контроль. зем.право.docx

— 38.68 Кб (Скачать файл)

     Права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами. Осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, Российская Федерация не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

     Находящиеся в государственной собственности земельные участки закрепляются за государственными предприятиями и учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования либо передаются в аренду, либо в безвозмездное срочное пользование.

     Собственность на землю субъектов Российской Федерации. В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, либо те, которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Право собственности субъектов Российской Федерации возникает также на земельные участки:

     1) занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации;

     2)   предоставленные      органам     государственной     власти     субъектов

Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

     3)   отнесенные к землям особо охраняемых территорий регионального

значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов

Российской  Федерации в соответствии с федеральными  законами, землям

водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, землям фонда  перераспределения земель;

     4) занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации.

     Б) Муниципальная собственность возникает на те земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Так, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются. Право муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах Российской Федерации возникает при передаче земельных участков из собственности городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 19 ЗК РФ).

     Муниципальные образования могут приобретать земельные участки в собственность по основаниям, установленным гражданским законодательством.

     Право муниципальной собственности возникает на земельные участки, включенные в состав:

 1) земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, 
находящимися в муниципальной собственности;

 2) земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных 
пунктов, земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения: земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения: земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящиеся в муниципальной или в частной собственности, за исключением недвижимого имущества указанного в законе;

     3) земель запаса в границах муниципальных образований, если на них 
не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся для его приватизации в государственной собственности.

     В целях развития муниципальных образований Земельный кодекс РФ предусматривает возможность безвозмездной передачи земель, находящихся в государственной собственности, в собственность муниципальных образований, в том числе за пределами их границ (п. 3 ст. 19 ЗК РФ).

     Сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра.

В исключительном ведении  представительных органов местного самоуправления находится установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.

     Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г., в состав муниципальной собственности, помимо перечисленного в законе имущества, входят также муниципальные земли и другие природные ресурсы. Право собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

     Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения ставить условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.

     Муниципальной собственностью признаются также обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности городам и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Эти объекты используются только для муниципальных нужд.

     В) Частная земельная собственность. В Конституции РФ сказано: «Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю» (п. 1 ст. 36). Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (п.1 ст. 15 ЗК РФ).

     Пределы функционирования частной земельной собственности в России надо определять по субъектному составу, по кругу лиц, которым земельное законодательство разрешает приобретать земельные участки для личной или предпринимательской деятельности.

     Перечень лиц, имеющих право приобрести земельные участки в частную собственность, назван также в Указе Президента РФ «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» от 16 мая 1997 г. № 485. В нем установлено, что право приобретения в собственность земельных участков (долей земельных участков), на которых расположены ранее приватизированные здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства, в первую очередь имеют физические и юридические лица – собственники указанных объектов недвижимости. При этом объектом продажи в названном случае является земельный участок (доля земельного участка), ранее выделенный землевладельцу на правах постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или срочного пользования, в том числе аренды.

     При отсутствии документов, подтверждающих указанные права, земельный участок предоставляется в фактических границах, существовавших (существующих) под приватизированным предприятием - на дату утверждения плана приватизации; под объектами незавершенного строительства - на дату вступления в силу права собственности на объект.

     В собственности граждан и юридических лиц могут находиться помимо земельных участков, обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) - небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным законодательством Российской Федерации.

     Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и распоряжение этой растительностью осуществляется собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодательства о растительном мире.

     Г) Иные формы земельной собственности. Они названы в Конституции РФ как безымянные, «иные». И это правильно. Нельзя согласиться с отдельными авторами, которые утверждают, что упоминание об «иных формах собственности» является результатом недоразумения, которое может дать базу лишь для чисто умозрительных политэкономических построений, не имеющих реального юридического смысла.

     Записи в Конституции РФ нельзя считать недоразумением. Она - отражение политических и экономических реалий общества. Новые формы собственности могут появиться в будущем, поскольку экономика выше права. Уже сейчас раздаются голоса в регионах о признании права собственности на землю казачьих обществ, собственности на территории традиционного природопользования малых народов Севера. В литературе уже давно практикуется термин «индивидуальная» собственность как разновидность частной. А общая собственность (совместная и долевая) даже законодательно признана Гражданским кодексом РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Учитывая сложившийся опыт многих цивилизованных стран, реформирование земельных отношений в РФ необходимо осуществлять в первую очередь посредством принятия мер, обеспечивающих учет и защиту интересов всего общества по сохранению, воспроизводству и эффективному использованию земельных ресурсов. Одной из таких мер, является обеспечения многообразия форм собственности на землю в РФ.

     Основные формы собственности установлены Конституцией РФ:

- государственная,

- муниципальная,

- частная собственность.

     Необходимо отметить также, что допускается  существование и иных форм собственности, если они предусмотренных действующим законодательством.

     Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. До недавнего времени государственная собственность рассматривалась как единственно возможная форма собственности на землю. Сейчас идет процесс ликвидации государственной монополии на землю и утверждения многообразия форм собственности.

     Муниципальная собственность — это собственность муниципальных образований, т.е. городских или сельских поселений, муниципальных районов, городских округов либо внутригородских территорий городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

     Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Объектами частной собственности могут быть только земельные участки, т.е. участки поверхности земли с описанными и удостоверенными границами, не отнесенные к землям, ограниченным в обороте или изъятым из оборота в соответствии со ст. 27 ЗК РФ. Субъекты – граждане и юридические лица.

     Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

     Многообразие форм собственности на землю должно стать одним из основных инструментов проведения экономических преобразований в РФ. Такой подход расширяет права субъектов земельных отношений, дает гарантии собственникам земли, способствует эффективности использования земель.

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм. от 27.12.2009)

3. Земельный кодекс Российской Федерации (25 октября 2001 года № 136-ФЗ)

4. Федеральный закон от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»., ( ред. от 03.06.2006 г.)

5. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (ред. от 07.06.2013)

6.  Жариков Ю.Г., Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э.: Земельное право: учебник – М.: Юрайт-издат, 2003.

8. Старых Е.В. Земельное  право: Учебник для вузов –  М.: ЗАО «Юстицинфром», 2006.

9. Чубуков Г. В. Земельное  право России: Учебник – М.: Издательство  «Экзамен», 2003.

 

 

 

 


Информация о работе Конституционно признанные формы собственности на землю в Российской Федерации