Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:01, контрольная работа
Актуальность темы курсовой работы «Основные экономические, социальные и культурные права и свободы граждан РФ: понятие, конституционное закрепление, содержание, реализация и их защита на примере Калужской области», состоит в том, что в различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов. Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIII вв., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер.
Введение 2
Экономические, социальные и культурные права и свободы 3
Экономические права человека 6
Социальные права человека 7
Культурные права человека 8
Конституционный суд РФ 9
Задачи КС как специализированного органа конституционного контроля: 9
Понятие и содержание права на свободу и личную неприкосновенность 14
Защита права на свободу и личную неприкосновенность человека в решениях Конституционного суда РФ 19
Заключение. 22
Практическая задача. 24
Список литературы. 25
Право
на образование гарантируется
Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.
В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.
Конституционный суд РФ – это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Возникновение КС прямо связано с проведением демократических реформ и воплощением в жизнь идей правового государства. Разделение властей, с одной стороны. - причина возникновения самостоятельного, независимого от законодательных и исполнительных органов власти органа конституционного контроля, а с другой - разделение властей не может эффективно реализоваться в отсутствие КС.
Институт конституционного контроля был учрежден 15 декабря 1990 г. внесением поправок в Конституцию РСФСР. 12 июля 1991 г. Съездом народных депутатов РСФСР утверждается Закон РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР", а в октябре 1991 г. формируется КС РФ в составе 13 судей (Закон предусматривал другое число - 15 судей).
Вскоре после того, как КС признал не соответствующим Конституции РСФСР Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", его деятельность была приостановлена.
В феврале 1995 г. КС возобновил свою работу в соответствии с ФКЗ РФ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", принятым ГД на основе новой Конституции РФ. Новый закон изменил порядок формирования КС и увеличил число его судей до 19.
КС осуществляет следующие функции:
КС - единственный судебный
орган, компетенция которого установлена
в Конституции РФ; его деятельность
связана не с применением правовых
норм, а с обеспечением соответствия
их Конституции РФ. Существо данной
деятельности составляет толкование норм
проверяемых актов и
19 судей разделены на 2 палаты.
Председатель КС, его заместитель и Судья-секретарь избираются на пленарном заседании КС из своего состава. Председатель руководит подготовкой пленарных заседаний КС, созывает их и председательствует на них, выносит на обсуждение вопросы, подлежащие рассмотрению на пленарных заседаниях и заседаниях палат, осуществляет общее руководство аппаратом КС, представляет на утверждение кандидатуры руководителей Секретариата КС и других подразделений аппарата, а также Положение о Секретариате КС и штатное расписание аппарата. Полномочия своего заместителя Председатель определяет сам. Судья-секретарь непосредственно руководит работой аппарата КС, организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний КС, доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые КС, информирует КС об их исполнении, организует информационное обеспечение судей.
Вопросы порядка определения
персонального состава палат
КС, распределения дел между ними,
определения очередности
Конституционное производство в КС осуществляется в двух организационно-правовых формах: пленарные заседания и заседания палат КС.
Конституционное судопроизводство происходит на основе общих для судопроизводства принципов независимости судей, коллегиальности рассмотрения и разрешения дел, государственного языка, гласности, устности и непрерывности производства по делу, состязательности и равноправия сторон.
Еще один принцип конституционного
судопроизводства, направленный на обеспечение
единства и согласованности решений
КС, выполняющих роль своеобразного
ориентира в трактовке
Поводом к началу рассмотрения
дела в КС является письменное обращение
управомоченного субъекта в форме
запроса, ходатайства или жалобы.
Запросом именуется обращение с
требованием о проверке конституционности
ФЗ, нормативных актов Президента
РФ, СФ, ГД, Правительства РФ; конституций
республик, уставов, а также законов
и иных нормативных актов субъектов
РФ, изданных по вопросам, относящимся
к ведению органов
Ходатайства - это обращения
с требованиями о разрешении споров
о компетенции между
КС не может по своему усмотрению начать проверку конституционности какого-либо нормативного акта или иное производство.
Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ нормативный акт или договор. Понятие "неопределенность" в данном случае означает убеждение заявителя в несоответствии оспариваемых им правовых положений Конституции РФ. Основание к рассмотрению дела составляет противоречие между позицией заявителя по вопросу о содержании конституционных норм и позицией высших органов государственной власти. Основанием к рассмотрению дела в КС может быть и противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, выдвижение ГД обвинения против Президента РФ. Предметом рассмотрения в КС могут быть указанные выше нормативные акты и договоры (в том числе международно-правовые).
Субъектами права на обращение в КС являются: Президент РФ, СФ, ГД, 5 членов СФ или депутатов ГД, Правительство РФ, ВС РФ. ВАС РФ. органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, граждане или их объединения, а также общие суды любой инстанции (ст. 125 Конституции РФ), Генеральный прокурор РФ и Уполномоченный по правам человека РФ.
Решения КС РФ подразделяются на три вида: постановление, направленное на разрешение дела по, существу, - им заканчивается производство по делам о конституционности нормативного акта или договора, по рассмотрению спора о компетенции, по толкованию положений Конституции РФ; итоговое решение по вопросу о соблюдении порядка выдвижения обвинения против Президента РФ именуется заключением: остальные решения оформляются определениями.
Особое мнение судьи не является составной частью решения КС и не имеет каких-либо правовых последствий. Оно содержит личную позицию судьи, несогласного с решением КС по существу. и подлежит опубликованию одновременно с решением КС по делу.
Решение КС является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Оно не может быть отменено ни самим КС, ни другими органами государственной власти.
Решение КС действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Однако после его вынесения образуется пробел в праве, который иногда невозможно восполнить непосредственным применением норм Конституции РФ. В этом случае законодатель обязан немедленно или в срок. установленный в постановлении КС, внести изменения в нормативный акт или договор в соответствии с правовой позицией КС.
В законе о КС говорится об ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решений КС. Однако данная норма не содержит никаких санкций: нет их пока и в федеральном законодательстве, к которому она отсылает. Этим частично объясняется недостаточное уважение к решениям КС как со стороны законодательных органов, так и органов, применяющих законы.
Понятие «свобода и личная
неприкосновенность», применяемое
в ч. 1 ст. 22 Конституции РФ («Каждый
имеет право на свободу и личную
неприкосновенность»), подразумевает
свободу в узком юридическом
смысле: не свободу в общем и
целом, которая раскрывается в совокупности
личных, политических и иных конституционных
свобод, а свободу от физического
или психического принуждения (физическая
и духовная неприкосновенность), свободу
действий и принятия решений, возможность
располагать собой и не находиться
под контролем, свободу человека
по своему усмотрению перемещаться в
пространстве (свобода перемещения).
Об этом же сказано п. 1 ст. 9 Международного
пакта о гражданских и
В историческом плане провозглашение права на свободу и личную неприкосновенность было направлено против произвольного ареста и содержания под стражей. Еще Великая хартия вольностей (1215г.) провозглашала: «Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его (его пэров) и по закону страны»6.