Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:34, контрольная работа
Система управления сельским хозяйством имеет многоуровневую структуру и включает: республиканский, региональный (областной) и местный (районный) уровни. Первый уровень представлен органами общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся: Национальное собрание Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь. Существенную роль в регулировании аграрных отношений играет Президент Республики Беларусь.
Охарактеризуйте систему и компетенцию органов государственного управления и регулирования сельского хозяйства и АПК …………….
Охарактеризуйте понятие и особенности правового регулирования селекционной деятельности……………………..……………………….
Задача………………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра государственного права
Контрольная работа
По дисциплине «Аграрное право»
Вариант 3
Выполнила:
Студентка 4-го курса
Специальности «правоведение»
Группа 722-з
Страх Е.О.
Проверил преподаватель:
К.ю.н, доцент Манкевич И.П.
Минск,2011
СОДЕРЖАНИЕ
1. Охарактеризуйте систему и компетенцию органов государственного управления и регулирования сельского хозяйства и АПК ……………. 2. Охарактеризуйте понятие и особенности правового регулирования селекционной деятельности……………………..…………………… 3. Задача……………………………………………………………… Список использованных источников………………………………………. |
3
7 11 16 |
1. Охарактеризуйте систему и компетенцию органов государственного управления и регулирования сельского хозяйства и АПК
Система управления сельским хозяйством имеет многоуровневую структуру и включает: республиканский, региональный (областной) и местный (районный) уровни. Первый уровень представлен органами общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся: Национальное собрание Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь. Существенную роль в регулировании аграрных отношений играет Президент Республики Беларусь. Органы специальной компетенции можно разделить на отраслевые (Министерство сельского хозяйства и продовольствия) и функциональные, которые осуществляют регулирование лишь отдельных видов общественных отношений, складывающихся в сфере сельскохозяйственной деятельности и, как правило, по согласованию с органом отраслевой компетенции (например, Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство труда и социальной защиты и др.).
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (далее — Минсельхозпрод) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Минсельхозпрод в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, другими законами, декретами, указами, распоряжениями Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь и Положением [5].
Главными задачами Минсельхозпрода являются:
- проведение единой государственной политики в сфере сельскохозяйственного производства, регулирование и координация деятельности республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов в этой сфере;
- совершенствование экономической политики и методов хозяйствования в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
- создание условий для комплексного развития агропромышленного производства, приватизации, развития всех форм собственности;
- обеспечение внедрения достижений науки и техники в производство;
- осуществление мероприятий по повышению экономического воздействия на эффективность сельскохозяйственного производства и отраслей промышленности, занимающихся переработкой сельскохозяйственного сырья;
- создание условий для увеличения ресурсов продовольствия и сельскохозяйственного сырья, улучшения снабжения населения республики продуктами питания;
- повышение эффективности и конкурентоспособности экспорта, развитие товаропроводящей сети предприятий отрасли за рубежом;
- привлечение инвестиций, в том числе иностранных, для проведения технического перевооружения и модернизации производств организаций, занимающихся переработкой сельскохозяйственного сырья;
- обеспечение выполнения основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, в том числе экспорта, импорта и сальдо внешней торговли организациями, подчиненными Минсельхозпроду.
Минсельхозпрод в соответствии с возложенными на него главными задачами:
- в пределах действующего законодательства Республики Беларусь координирует развитие деятельности сельскохозяйственных, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье и обслуживающих сельское хозяйство организаций, независимо от форм собственности рыбохозяйственную деятельность республиканских органов государственного управления, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, путем использования своих прав и экономических рычагов; в установленном порядке осуществляет экономические реформы;
- обеспечивает изучение рынка сельскохозяйственной продукции и средств для ее производства, разрабатывает предложения по насыщению его продовольствием и сельскохозяйственным сырьем, организует работу по воспроизводству рыбы и водных беспозвоночных, сохранению и восстановлению среды их обитания;
- взаимодействует с местными исполнительными и распорядительными органами в решении экономических, социальных и других вопросов, принимает совместно с ними меры по совершенствованию развития сельскохозяйственного производства и отраслей, занимающихся переработкой сельскохозяйственного сырья и обслуживанием сельского хозяйства, ведением рыболовного хозяйства, а также согласовывает в установленном порядке положения о комитетах по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкомов;
- принимает участие в разработке и реализации государственных программ, а также направлений развития экономики на перспективу;
- обеспечивает проведение финансово-кредитной и ценовой политики;
- осуществляет правовое обеспечение и координацию нормотворческой деятельности организаций, находящихся в его подчинении, разрабатывает по поручению Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и по собственной инициативе проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, обобщает практику применения законодательства Республики Беларусь и согласовывает в установленном порядке проекты нормативных правовых актов, международных договоров Республики Беларусь по вопросам, относящимся к компетенции Минсельхозпрода;
- в установленном законодательством порядке осуществляет руководство подчиненными организациями, принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации указанных организаций, утверждении их уставов, а также осуществляет в соответствии с законодательством управление принадлежащими Республике Беларусь и переданными в управление Минсельхозпрода акциями (долями в уставном фонде) юридических лиц негосударственной формы собственности согласно приложению; определяет основные направления научно-технического развития сельского хозяйства и отраслей, занимающихся переработкой сельскохозяйственного сырья и обслуживанием сельского хозяйства, и пути их реализации; оказывает содействие организациям, находящимся в подчинении Министерства, в вопросах развития изобретательства и рационализации и т.д.
2. Охарактеризуйте понятие и особенности правового регулирования селекционной деятельности
В юридической научной и учебной литературе не сложилось единого и четкого понятия «селекционная деятельность». Она рассматривается как совокупность приемов и действий по целенаправленному изменению и созданию новых биологических объектов, имеет целью создание новых сортов растений и пород животных и трансформацию имеющихся сортов и пород для повышения их качественных и количественных характеристик.
С позиции структуры аграрного права селекционную деятельность предложено рассматривать как институт селекционного права, представляющий собой группу правовых норм, направленных на правовое обеспечение научно-технического прогресса в сельском хозяйстве. Не оспаривая целевое содержание селекционной деятельности и направленность правового ее регулирования, уместно отметить, что в этих определениях селекционная деятельность в правовом аспекте сужена до рамок правовой охраны селекционных достижений.
Однако селекционную деятельность правильнее рассматривать в более широком плане как по целям и масштабам, так и по сфере правового регулирования. И с этой позиции селекционная деятельность — комплексный объект правового регулирования, включающий в себя не только создание селекционных достижений, но и их внедрение в производство через элитное семеноводство, племенное животноводство, генно-инженерную деятельность, которые неразрывно связаны между собой.
Большое значение для комплексного регулирования аграрных отношений имеют правовые нормы, включенные в законодательство других отраслей права. Совокупность таких норм, составляющую гл. 64 ГК [3], необходимо знать прежде всего в процессе изучения курса «Аграрное право», так как селекционная деятельность в широком ее понимании является фундаментом, первоосновой всего сельского хозяйства, где бы оно ни велось — в крупных сельскохозяйственных организациях или в личном подсобном хозяйстве, в коллективном садоводстве или в огородничестве. А главное — вся деятельность по реализации норм гл. 64 ГК регулируется актами аграрного законодательства, не только носящими процессуальный и организационно-правовой характер, но и содержащими нормы материального права.
В соответствии со ст. 1003 ГК права на новые сорта растений и новые породы животных (селекционные достижения) охраняются при условии выдачи патента. Селекционным достижением в растениеводстве признается сорт растения, полученный искусственным путем или путем отбора и имеющий один или несколько существенных признаков, которые отличают его от существующих сортов растений. Селекционным достижением в животноводстве признается порода, то есть целостная многочисленная группа животных общего происхождения, созданная человеком и имеющая генеалогическую структуру и свойства, которые позволяют отличить ее от иных пород животных этого же вида, и количественно достаточная для размножения в качестве одной породы [3].
Статья 1004 ГК закрепляет, что автор селекционного достижения вправе определить его название, которое должно отвечать требованиям, установленным законодательством о селекционных достижениях, и подлежит одобрению государственным органом, ведающим испытанием и охраной селекционных достижений.
При производстве, воспроизводстве, предложении к продаже, продаже и иных видах сбыта охраняемых селекционных достижений применение зарегистрированных для них названий обязательно. Присвоение произведенным и (или) продаваемым семенам, племенному материалу названия, отличающегося от зарегистрированного, не допускается.
Присвоение названия зарегистрированного селекционного достижения не относящимся к нему произведенным и (или) продаваемым семенам и племенному материалу является нарушением прав патентообладателя и селекционера.
Обладателю патента на селекционное достижение принадлежит исключительное право на использование этого достижения в пределах, установленных законом.
Действие патента на селекционное достижение начинается со дня регистрации достижения в государственном реестре охраняемых селекционных достижений и выдачи патента и продолжается в течение двадцати лет.
Законом могут быть установлены более длительные сроки действия патента для отдельных видов селекционных достижений.
Патент выдается автору селекционного достижения. Если селекционное достижение является служебным, т. е. получено работником (его автором) в порядке выполнения своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, то последнему принадлежит исключительное право на селекционное достижение, когда договором не предусмотрено иное. Такое же правило действует и в случае, когда селекционное достижение создано, выведено или выявлено по заказу. В таких случаях автор селекционного достижения (работник) имеет право на получение от нанимателя вознаграждения за использование его селекционного достижения в размере и на условиях, определенных по соглашению между ними.
В качестве объектов интеллектуальных прав на селекционные достижения законодательством закрепляются сорта растений и породы животных, которые зарегистрированы в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, и даются понятия и юридические их характеристики. Это очень важно, поскольку в законах о семенах и племенном животноводстве, а также в связанных с ними иных нормативных правовых актах, эти понятия не раскрываются.
Действующим законодательством установлены следующие критерии охраноспособности (признаки) селекционного достижения: новизна, отличимость, однородность, стабильность.