Контрольная работа по дисциплине: «Земельное право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 13:59, контрольная работа

Описание работы

1.Конституционные основы земельного права.
2. Организационно-правовой механизм использования и охраны земель.

Файлы: 1 файл

Земельное право.docx

— 40.11 Кб (Скачать файл)

Краснодарский государственный университет культуры и искусств

Факультет права и юридической защиты культуры

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Земельное право »

Вариант 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила

студентка 3 курса

 ЗФО ЮФЗ-бак/11

Мкртчян А.С.

 

                                        Краснодар 2014г.

Содержание

Введение

1. Конституционные основы  земельного права.

2. Организационно-правовой  механизм использования и охраны  земель.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           Правовые и конституционные основы земельного права РФ имеют особое место в сфере правового регулирования земельно-правовых отношений, что в первую очередь обусловлено особенностями самого объекта регулирования, а также назначением Конституции нашей страны, как особого инструмента регулирования вопросов публичных и частных интересов в сфере собственности на землю и пользование земельными участками. Конституционные основы земельного права обязательно необходимо рассматривать только с основными принципами Конституции Российской Федерации, так как только в данном случае данные основы можно полностью понять и определить. Иными словами, рассмотрение вопроса о конституционных основах земельного права требует системного подхода, что даст возможность выявить особенности реализации существующих в настоящее время принципов в сфере землепользования и земельно-правовых отношений.

            Реализация конституционных принципов в сфере земельно-правовых отношений имеет некоторые определенные особенности, основополагающим можно назвать принцип приоритета свобод и прав человека и гражданина, так как права и свободы человека в нашей стране являются высшей ценностью. Защита и соблюдение всех прав гражданина, в том числе, и его права на землю, является непосредственной обязанностью государства, а это означает, что граждане Российской Федерации имеют равные права на приобретение земельного участка, то есть права доступа к земле. Кроме этого в земельных отношениях существует принцип свободного выбора права на землю, закрепленного за любым гражданином нашей страны, гарантии государства в соблюдении и обеспечении земельных прав граждан РФ.

           Проблема правовой охраны земель не возникает сама по себе. В результате использования земель в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и как пространственного операционного базиса возникает необходимость их охраны от нерационального, неправильного использования. Причиной организации мер по охране земель является объективная необходимость устранения негативных последствий, возникающих в результате использования земельных ресурсов. Если земли не используются, как, впрочем, и любые иные природные ресурсы, то они не нуждаются в охране, поскольку такая проблема вообще не встает. 
           Правовая охрана земель представляет собой соблюдение в первую очередь правил рационального их использования. Установленный в земельном законодательстве порядок использования земель предполагает их сохранение, восстановление и улучшение. 
Правовая охрана земель — институт земельного права. В него включаются правовые нормы, регулирующие вопросы обеспечения сохранения и повышения плодородия почв, предотвращения их истощения, загрязнения и разрушения, а также охраны земель, используемых в качестве пространственно-территориального базиса. 
            Использование земель оказывает в ряде случаев неблагоприятное воздействие не только непосредственно на состояние земель, но и на другие объекты природы: воды, леса, недра, животный и растительный мир, атмосферный воздух. Целями правовой охраны земель являются не только обеспечение сохранения благоприятного состояния земель, но и сопредельных с ними природных объектов, всей окружающей среды в целом.

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1. Конституционные основы земельного права.

Конституционные основы земельного права – это положения, содержащиеся в Конституции, закрепляющие основы регулирования земельных отношений.

Выделяют 3 группы таких норм:

1) положения, которые определяют правовой режим земельных участков (ст. 9 Конституции; ст. 36 Конституции РФ, в соответствии с которой земельные участки могут находиться в различных формах собственности);

2) нормы, определяющие предметы ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ: к совместному ведению отнесены вопросы разграничения государственной собственности на землю; управление, распоряжение федеральной собственности на землю осуществляет Правительство РФ; в совместном ведении находятся вопросы владения, пользования и распоряжения земель);

3) конституционные положения, устанавливающие права граждан на землю (ст. 36 ч. 1 – граждане и их объединения могут иметь в частной собственности земельные участки; ст. 35 – каждый может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственником которого он является; никто не может быть лишен имущества, кроме как по решению суда; принудительное изъятие имущества допускается только при равноценном возмещении).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организационно-правовой механизм использования и охраны земель.

 

2.1. Понятие и структура правового механизма в сфере использования и охраны земель

          Правовой механизм государственного регулирования земельных отношений включает источники земельного права, земельно-правовые нормы и земельные правоотношения.

 Источники права представляют  собой внешнюю форму выражения  правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя  становится обязательной для  исполнения. Наиболее распространенная  форма источника права - нормативные  правовые акты уполномоченных  органов государства, устанавливающие (санкционирующие) правовые нормы, рассчитанные  на многократное применение при  регулировании соответствующих  общественных отношений. Под источниками  земельного права, понимаются нормативные  правовые акты, принятые уполномоченными  органами и содержащие правовые  нормы, регулирующие земельные отношения. В зависимости от субъекта, уполномоченного  государством на издание таких  актов, они подразделяются на  акты органов государственной  власти и акты органов местного  самоуправления.

 Занимая ведущее место  среди нормативных актов, регулирующих  земельные отношения, акты органов  государственной власти подразделяются  по вертикали на федеральные  акты Российской Федерации и  акты субъектов Российской

 Федерации, а по горизонтали - на законы и иные нормативные  правовые акты.  Все законы  и иные нормативные правовые  акты находятся между собой  в строго иерархической соподчиненности.

  Наряду с нормативными  правовыми актами земельного  законодательства к источникам  земельного права относят также  акты других отраслей законодательства, если они содержат правовые нормы, затрагивающие земельные отношения.

 Тесная естественная  взаимосвязь земли и других  природных ресурсов (недр, вод, лесов, окружающей природной среды в  целом) предопределяет наличие норм, регулирующих отношения, связанные  с землей, в источниках таких  отраслей права, как водное, лесное, горное, природоохранительное.

 Правовые нормы, так  или иначе связанные с регулированием  земельных отношений, содержатся  также в источниках административного  и уголовного права, предусматривающих  соответствующие виды земельных  административных и уголовных  правонарушений и меры ответственности  за них; гражданского права, содержащего  общие положения о возмещении  вреда и регулировании сделок  с землей как недвижимым имуществом; жилищного права, предусматривающего  право граждан на получение  земельного участка под жилищное  строительство и их обязанность  использовать участок по назначению.

 Особое место среди  источников земельного права  занимают акты, которые сами по  себе не имеют юридической  силы, но приобретают ее в результате  утверждения в установленном  порядке правомочными органами  государства. Это могут быть международные  договоры, касающиеся земельных  отношений, заключенные в установленном  порядке и ратифицированные и  утвержденные компетентным государственным  органом, а также договоры, заключенные  РФ с субъектами Федерации.

 К этой же группе  источников земельного права  относятся утвержденные в установленном  порядке компетентными органами  государства типовые договоры, а  также имеющие вспомогательное  значение (и позволяющие раскрыть  содержание земельно-правовых норм) санитарные нормы и правила (предусматривающие  требования по охране земель  и почв при проектировании, строительстве, эксплуатации объектов), государственные  стандарты, определяющие требования  к состоянию земель, и т. п.

 Обладая высшей юридической  силой по отношению ко всем  иным источникам права, Конституция  РФ занимает центральное место  среди них. Ее нормы составляют  основу источников земельного  права и являются отправной  юридической базой для определения  основных направлений развития  всего земельного законодательства.

 В Конституции РФ  содержатся нормы, специально направленные  на регулирование земельных отношений.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.1

Конституция закрепила такие основополагающие положения земельного права, как введение частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю и другие природные ресурсы, право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами при условии, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

 Важную группу конституционных  положений, действующих в области  земельного права, составляют положения, связанные с разграничением предметов  ведения (полномочий) между федеральными  органами государственной власти  и органами государственной власти  субъектов Федерации по вопросу  о государственной собственности. В соответствии с Конституцией  РФ к совместному ведению РФ  и субъектов Федерации отнесено  разграничение государственной  собственности (ст. 72), признание федеральной  собственности и управление ею (ст. 71).

 Отраслевые законодательные  источники земельного права подразделяются  на кодифицированные законодательные  акты (Земельный кодекс РФ, земельные кодексы республик), а также иные законы РФ и субъектов Федерации.

 

2.2. Защита прав на землю

 

Защита земельных прав осуществляется способами, установленными ЗК РФ, гражданским законодательством и другими федеральными законами, путем признания земельных прав, установления запрета на вмешательство в деятельность субъектов земельных прав со стороны государства и третьих лиц, за исключением случаев нарушения земельного законодательства; установления в законе исчерпывающего перечня случаев прекращения или ограничения земельных прав государством; установления в законе гарантий защиты земельных прав в случае нарушения или ограничения государством.

В соответствии с конституционными положениями, в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. При этом каждый может защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется путем:

- признания права;

- восстановления положения, существовавшего до нарушения  права, и пресечения действий, нарушающих  право или создающих угрозу  его нарушения;

-  признания оспоримой  сделки недействительной и применения  последствий ее недействительности, применения последствий недействительности  ничтожной сделки;

-  признания недействительным  акта государственного органа  или органа местного самоуправления;

-  самозащиты права;

- присуждения к исполнению  обязанности в натуре;

- возмещения убытков;

- взыскания неустойки;

- компенсации морального  вреда;

- прекращения или изменения  правоотношения;

- неприменения судом акта  государственного органа, органа  местного самоуправления, противоречащего  закону.

Статья 60 Земельного кодекса РФ закрепляет положение о том, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:

1. признания судом недействительным  акта исполнительного органа  государственной власти или акта  органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение  права на земельный участок;

2. самовольного занятия  земельного участка;

3. в иных предусмотренных  федеральными законами случаях.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:

1. признания недействительными  в судебном порядке в соответствии  со ст. 61 Земельного кодекса РФ  не соответствующих законодательству  актов исполнительных органов  государственной власти или актов  органов местного самоуправления;

2. приостановления исполнения  не соответствующих законодательству  актов исполнительных органов  государственной власти или актов  органов местного самоуправления;

3. приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого  строительства, разработки месторождений  полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения  агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных  работ в порядке, установленном  Правительством РФ;

4. восстановления положения, существовавшего до нарушения  права, и пресечения действий, нарушающих  право или создающих угрозу  его нарушения.

Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным. При этом убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти, подлежат возмещению исполнительным органом государственной власти, издавшим такой акт.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: «Земельное право»