Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2015 в 13:57, контрольная работа
1. Теоретический вопрос. Правовое регулирование охраны земель и платы за землю
2. Задачи
ВАРИАНТ № 3
Среди различных способов и методов охраны окружающей среды ведущим и результативным является установление Законом «Об охране окружающей среды» и обеспечение строгого исполнения требований по рациональному использованию природных ресурсов, их защита и охрана в процессе природопользования. Совокупность таких требований, норм, правил, регламентов, процедур и других установлений понимается нами как эколого-правовой режим природопользования. Разумеется, что эколого-правовой режим является элементом, составной частью более общего понятия правового режима природопользования. Поэтому изучение данной темы исследования является на сегодняшний день актуальным.
1.1. Понятие природопользования
и его регулирование
Под природопользованием понимается возможность использования человеком полезных свойств окружающей среды - экономических, экологических, культурных и оздоровительных. Формы природопользования следующие - общее и специальное природопользование1.
Общее природопользование даётся человеку от рождения - дышит, пьёт воду, на специальное природопользование требуется разрешение, оно регулируется законодательно по видам природных ресурсов: закон об атмосферном воздухе, о воде, о недрах, о природном мире и т.д.
Экологическая безопасность в РФ поддерживается определенными нормативно-правовыми документами, к числу которых относятся Конституция РФ, Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды». В соответствии с Федеральным законом РФ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» принципы экономики природопользования конкретизированы для хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, в следующих принципах2:
- соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечения благоприятных
- научно-обоснованного
- охраны, воспроизводства и
- ответственности органов
- платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде;
- независимости контроля в
- обязательности проведения
- соблюдения права каждого на
получение достоверной
- ответственности за нарушение
законодательства в области
- участия граждан, общественных
и иных некоммерческих
- международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
Приведенные законодательно-нормативные акты отражают только основные требования, на которые необходимо ориентироваться при оценке экологической безопасности. Основами обеспечения данных законов служат подзаконные нормативно-правовые акты -- санитарные нормы и правила, технические стандарты, ГОСТ, СНИП и др.), методические рекомендации и т.п. Таким образом, они регламентируют качество окружающей среды посредством нормативов при выполнении технических решений.
Источниками государственного регулирования природопользования на наднациональном уровне являются международные соглашения и конвенции, на национальном - законы, указы, акты, распоряжения и постановления.
Подразделения, регулирующие природоохранную деятельность, представлены в органах законодательной, исполнительной и судебной властей3.
В структурах исполнительных органов власти имеется значительное число органов, осуществляющих управление и контроль в различных областях природопользования. Природоохранные функции (в той или иной степени) выполняют:
- Министерство природных
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
- Федеральное агентство по
- Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы)
- Федеральная служба РФ по
гидрометеорологии и
- Федеральная служба
- Федеральная служба по
- Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство).
Основным органом является Министерство природных ресурсов и экологии РФ (МПР) осуществляет разработку и реализацию государственной политики в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты) и среду их обитания 4.
Минприроды России выполняет функции мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, охраны окружающей среды, в том числе особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации координирует деятельность подведомственных ему Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федерального агентства водных ресурсов и Федерального агентства по недропользованию.
На сегодняшний день экологические отчисления предприятий не покрывают даже десятой доли необходимых финансовых затрат на охрану окружающей среды.
Сложившуюся негативную ситуацию обуславливает: наличие слаборазвитой промышленности; маломощность предприятий, оснащенных устаревшим оборудованием и характеризующихся использованием ресурсоемких и природозагрязняющих технологий; низкая культура хозяйствования, систематическое нарушение природоохранных норм и требований, создающих угрозу ухудшения состояния здоровья населения.
В Российской Федерации экономические методы, определенные ст. 14 ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливают пределы экономического регулирования в области охраны окружающей среды через систему косвенных регуляторов. В свою очередь регуляторы являются частью тех мер при помощи, которых государство может оказывать влияние на природоохранную деятельность предприятий путем затрагивания их имущественных интересов, что приводит к пониманию зависимости между экономической выгодой и соблюдением экологических требований5.
В настоящее время экономический механизм в России реализуется посредством системы экологических платежей, включающих в себя природоресурсные платежи, плату за пользование природными ресурсами, а также плату за негативное воздействие на окружающую природную среду.
Задача 1:
Житель села Победа Хабаровского района Стрельников обратился с заявлением в администрацию села, в котором просил принять меры к землепользователю Горбенко. Посаженные им на границе земельного участка тополя достигли такой степени роста, что препятствуют проникновению солнечных лучей и сдерживают рост сельскохозяйственных растений на соседнем участке.
Глава администрации разъяснил заявителю, что распоряжение посевами и насаждениями на приусадебном участке принадлежит самому землепользователю (собственнику). Заявитель обратился в районную прокуратуру.
Дайте разъяснение по заявлению Стрельникова.
Задача 2:
Автотранспортное предприятие самовольно заняло 15 га пашни фермерского хозяйства. В результате часть угодий была загрязнена нефтепродуктами. Автотранспортное предприятие отказалось добровольно восстановить угодья и возмещать ущерб. Фермер обратился в арбитражный суд.
Определите подведомственность и разрешите дело.
1 Экология и экономика природопользования. Учебник для вузов / под ред. проф Гирусова. Э.В. и проф. Лопатина В.А. – М.: Юнити, 2013. – С. 16.
2 Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (в ред. от 24.11.2014 N 361-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 2. - Ст. 133.
3 Колесников С.И. Экологические основы природопользования. – М.: Прогресс, 2013. – С. 55.
4 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации // http://mnr.gov.ru.
5 Боголюбов С.А. Экологическое право: конспект лекций. – М.: Велби, 2010. – С. 103.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Земельное право"