Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:56, контрольная работа
Формы собственности на землю в РФ.
Ответ:
За последнее десятилетие в Российской Федерации проводилось множество реформ, образцом которых чаще всего служили европейские и западные страны со своими индивидуальными специфическими особенностями, и их удачный национальный реформаторский опыт был подтвержден десятилетиями и веками. Но в большинстве случаев они были мало эффективны и приемлемы для нашей страны, несмотря на громкие политические
ТОМСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ
Домашняя контрольная работа
По дисциплине: Земельное право
Группа 510/2
Студент Орловский Е.М.
Вопрос №8
Формы собственности на землю в РФ.
Ответ:
За последнее десятилетие
в Российской Федерации проводилось
множество реформ, образцом которых
чаще всего служили европейские
и западные страны со своими индивидуальными
специфическими особенностями, и их
удачный национальный реформаторский
опыт был подтвержден десятилетиями
и веками. Но в большинстве случаев они
были мало эффективны и приемлемы для
нашей страны, несмотря на громкие политические
лозунги различных политических движений,
предлагающие свое эффективное решение
проблем стране. Зачастую воплощение этих
идей на практики приводили в лучшем случаи
к удовлетворительной стабильности, в
худшем поворачивало реформирование вспять.
Исторический опыт России представляет
собой неисчерпаемый источник ценнейшей
информации: конкретно исторических примеров.
Россия прошла сложный путь реформирования
земельного права и у нас есть свой опыт,
на который мы можем опираться. К тому
же не ставится под сомнение и дальнейшее
продолжение реформ земельного законодательства,
мы только начали проведение этих реформ,
но уже на первых этапах возникает масса
противоречий, коллизий в праве, которые
надо решать и решать их надо, опираясь
на опыт прошлых лет.
Вопросы реализации права собственности
на землю в нашей стране всегда были острыми.
Актуальность этого вопроса в современный
период обостряется реформированием аграрного
сектора страны.
В юридической литературе в области земельного
права четко и однозначно не дается оценка
правильности и своевременности проведения
реформ. Одни ученые и критики относятся
положительно, а другие отрицательно к
порядку и темпам проведения реформ.
Существует множество литературы, посвященной
изучению особенностей земельного права,
следует отметить, что историко-юридическая
литература, изданная в нашей стране до
1991г., практически не отвечает критерию
беспристрастности и не может быть использована
для написания данной работы, учебные
издания последних лет обстоятельно излагают
указанную тему. Особенно следует в этой
связи отметить фундаментальный труд:
И.А. Исаева «История государства и права
России». В ней без предвзятости говорится
об особенностях земельного права советского
и царского земельного права. О современном
земельном праве говорится в таких трудах
как пособие для российских землевладельцев
доктора юридических наук, профессора
С.А. Боголюбова Глава 1. его работы как
раз и называется «Прошлое и настоящее:
история, которая мало чему учит». В ней
речь идет о том, что законодатель мало
использует опыт прошлых лет и может допустить
и допускает прошлые ошибки. Учебник И.О.
Красновой Земельное право посвящает
нас в особенности разграничения государственной
собственности на землю, противоречия,
которые несет современное законодательство.
Особого внимания заслуживает монография
П.Н. Павлова, который в своих трудах приводит
весьма интересное сравнение нормативно-правовых
актов царской России и современности.
Во всех этих статьях говорится, о принадлежности
государству земель не находящихся в собственности
других лиц. Отличие между указанными
статьями состоит только в том, что в Своде
законов гражданских упоминаются не только
земли, но и другие объекты недвижимости
с движимыми имуществами им принадлежащими.
Здесь наблюдается определенная преемственность
в развитии законодательства нашей страны.
В своей монографии судья Белгородского
областного суда, кандидат юридических
наук, доцент Чесовской рассказывает о
недостатках и коллизиях нового Земельного
кодекса РФ, о его противоречиях с Гражданским,
Административным и Уголовным кодексами.
Весьма интересным является и доклад заместителя
руководителя Комитета по земельным ресурсам
и землеустройству Департамента земельных
и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска
В.В. Крот, посвященный "Мероприятиям
и приоритетам по разграничению прав собственности
на землю в г.Новосибирске". Этот доклад
посвящен большому бюрократизму в Москве
по оформлению документов по разграничению
права собственности, а так же тем проблемам,
которые постигнут наш город и бюджет
области после окончания разграничения
государственной собственности на землю.
Объектом исследования работы являются
общественные отношения, возникающие
в процессе реализации права собственности
граждан России.
Предметом исследования выпускной квалификационной
работы выступает право собственности
на землю в России.
Целью выпускной квалификационной работы
является исследование особенностей права
собственности на землю в России.
1 Понятие, сущность
и содержание права
В теории права различают такие понятия,
как «собственность» и «право собственности».
Собственность – сложное и многозначное
понятие. С экономической точки зрения
собственность понимается как система
общественных отношений, складывающихся
в процессе присвоения материальных благ.
Под правом собственности в субъективном
смысле понимают совокупность принадлежащих
субъекту правомочий по владению, пользованию
и распоряжению имуществом, позволяющая
ему по своему усмотрению совершать в
отношении его любые действия, не противоречащие
нормам права и охраняемым законом интересам
других лиц. Это право собственности в
субъективном смысле.
Право собственности в объективном смысле
– единый, комплексный институт права,
представленный совокупностью конституционных,
гражданско–правовых, уголовных, административных
и иных правовых норм, закрепляющих, регулирующих
и охраняющих состояние принадлежности
материальных благ конкретным лицам [15,
c.778].
Ст. 9 Конституции РФ 1993 года говорит о
том, что Земля и другие природные ресурсы
могут находиться в частной, государственной,
муниципальной и иных формах собственности.
Таким образом, мы видим, что полного и
законченного перечня форм собственности
на землю просто-напросто не существует.
Допускается установление любых форм
собственности на землю.
Конституция закрепляет только два ограничения
осуществления собственником своих прав
– не нанесение ущерба окружающей природной
среде и защита охраняемых законом интересов
других лиц (ст.9, 35).
Это же правило содержит ст. 209 Гражданского
кодекса РФ. Лесной кодекс РФ предусматривает
для граждан возможность иметь в собственности
только древесно–кустарниковую растительность,
расположенную на земельном участке и
появившуюся на нем в результате хозяйственной
деятельности или естественным образом
(ст. 20).
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику
принадлежит право владения, пользования
и распоряжения своим имуществом. Таким
образом, владение, пользование и распоряжение
- это неотъемлемые составляющие права
собственности.
Правомочие владения дает возможность
обладать землей на основании закона:
т.е. числить ее и на балансе, определять
земельный участок как часть своего хозяйства,
просто «иметь» его в наличии.
Кроме того, собственник на основании
этого права может требовать возврата
земли из любого незаконного владения.
Например, это может быть арендодатель,
которому арендатор не возвращает земельный
участок после истечения срока аренды.
Право владения означает право собственника
обладать земельным участком, т.е. беспрепятственно
входить на участок, находиться на нем,
держать под контролем земельный участок,
включая право не допускать на него иных
лиц.
С правомочием владения тесно связано
другое правомочие - пользование.
Пользование предполагает возможность
собственника извлекать пользу из земельного
участка для удовлетворения различных
собственных материальных и нематериальных
потребностей. И в отличие от иных видов
имущества, возможные варианты, использования
которых определяют сами собственники,
пользование земельным участком, точнее
сказать, виды пользования перечислены
земельным законодательством.
Существует и еще одно условие при использовании
земельного участка, находящегося в собственности.
Дело в том, что собственник может использовать
землю так, как посчитает необходимым,
но в рамках целевого назначения земельного
участка. Самовольно собственник земли
изменить целевое назначение использования
не имеет права.
Правомочие распоряжения проявляется
в том, что собственник по своему усмотрению
может продать, подарить, обменять, завещать,
сдать в аренду, заложить земельный участок,
т.е. на основании и в порядке, предусмотренном
законом, определить его судьбу.
С принятием нового Земельного кодекса
вступила в действие и гл. 17 части первой
ГК РФ, которая регулирует основные вопросы
земельных отношений, в том числе и распоряжение
земельными участками.
Земля и другие природные ресурсы являются
особым объектом гражданского оборота.
Гражданское законодательство распространяется
на эти объекты в той мере, в какой вопросы
их оборота не урегулированы законодательством
о земле и других природных ресурсах. Гражданский
кодекс регулирует эти вопросы специальной
главой 17 «Право собственности и другие
вещные права на землю».
Лица, имеющие в собственности земельный
участок вправе распоряжаться им свободно,
поскольку соответствующие земли на основании
закона не исключены из оборота или не
ограничены в обороте. В свою очередь,
земельные участки, отнесенные к землям,
изъятым из оборота, не могут предоставляться
в частную собственность, а также быть
объектами сделок, предусмотренных гражданским
законодательством.
Существует закрытый перечень земель
изъятых из оборота. К ним относятся:
1) государственными природными заповедниками
и национальными парками;
2) зданиями, строениями и сооружениями,
в которых размещены для постоянной деятельности
Вооруженные Силы Российской Федерации,
пограничные войска, другие войска, воинские
формирования и органы;
3) зданиями, строениями и сооружениями,
в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной
службы безопасности;
5) объектами организаций федеральных
органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии,
пунктами хранения ядерных материалов
и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности
которых созданы закрытые административно-
8) исправительно-трудовыми учреждениями
и лечебно-трудовыми профилакториями
соответственно Министерства юстиции
Российской Федерации и Министерства
внутренних дел Российской Федерации;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями,
линиями связи и коммуникациями, возведенными
в интересах защиты и охраны Государственной
границы Российской Федерации (ст. 27 ЗК
РФ).
Так же Гражданским кодексом не допускается
или ограниченно использование отдельных
категорий земель.
В частности, использование по целевому
назначению устанавливается для земель
сельскохозяйственного назначения и земель
особо охраняемых природных территорий
(п.2 ст. 260 ГК РФ). Это означает, что имущество
может находиться в собственности граждан
и юридических лиц, а также Российской
Федерации и муниципальных образований.
Все формы собственности признаются равными
и защищаются равным образом.
2 Формы и виды
собственности на землю в РФ
Согласно Конституции РФ ст. 9 в Российской
Федерации признаются частная, государственная,
муниципальная и иные формы собственности.
Однако фактически различные формы собственности
не равны между собой. В частности, Земельным
кодексом определяется, какие виды земель
могут находиться только в государственной
или муниципальной собственности.
Например, в ст. 27 ЗК РФ говорится, что Земельные
участки, отнесенные к землям, изъятым
из оборота, (ограниченным в обороте) не
могут предоставляться в частную собственность,
а также быть объектами сделок, предусмотренных
гражданским законодательством.
Право государственной собственности
– система экономических отношений, складывающихся
в процессе опосредованного государственного
коллективного, общественного присвоения
материальных благ, произведенных обществом
Государство как субъект права государственной
собственности представлено не одним
ведомством, а целым рядом различных органов
государственной власти, между которыми
распределяются правомочия собственности.
Учитывая федеративное устройство России
и существование двух уровней государственной
власти, предусматривается, что право
государственной собственности существует
в виде: федеральной собственности и собственности
субъектов РФ.
При разграничении земель необходимо
иметь в виду, что все федеральные земли
расположены в границах субъектов Федерации.
Все земельные участки на территории субъектов
Российской Федерации, занимаемые федеральными
объектами, относятся к федеральной собственности.
Это оформляется актами Российской Федерации
или соглашением между Российской Федерации
и ее субъектом.
Российская Федерация является самостоятельным
субъектом гражданских и соответствующих
им земельных отношений, например, в сделках
действует как равноправная сторона. Она
действует здесь не как публичная власть,
а как обычный собственник. На нее распространяются
правила и нормы о юридических лицах. От
имени Российской Федерации выступают
ее органы власти в рамках своих полномочий
(ст. 124-127 ГК РФ). Они распоряжаются только
федеральными землями и не вправе распоряжаться
землями субъектов Федерации, муниципальными
и частными землями.
Из пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса
Российской Федерации следует, что право
федеральной собственности на землю может
возникнуть только тремя способами.
Во-первых, федеральная собственность
на землю устанавливается непосредственно
федеральными законами.
Во-вторых, федеральная собственность
выделяется в процессе разграничения
государственной собственности на землю.
В-третьих, земельные участки приобретаются
Российской Федерации в собственность
по основаниям, предусмотренным гражданским
законодательством (п.1 ст. 17 ЗК РФ).
Первые два способа отграничиваются от
оснований возникновения прав собственности,
предусмотренных в Гражданском кодексе
Российской Федерации, что, конечно, нельзя
считать правильным.
Из статей 8 и 212 Гражданского кодекса Российской
Федерации следует, что гражданские права,
в том числе право федеральной собственности
на землю может возникнуть на основании
актов государственных органов или в результате
приобретения имущества по основаниям,
допускаемым законом.
В настоящее время в соответствии с федеральными
законами в федеральной собственности
находятся: земли, предоставленные Вооруженным
силам Российской Федерации, другим войскам,
воинским формированиям и органам; земли,
предоставленные внутренним войскам;
земля, предоставленная для размещения
и деятельности Железнодорожных войск;
земельные участки органов федеральной
службы безопасности; земельные участки,
находящиеся в ведении федеральных органов
правительственной связи и информации;
земельные участки, находящиеся в оперативном
управлении федеральных органов государственной
охраны; земельные участки, на которых
располагаются, входящие в систему государственного
резерва организации; земельные участки,
предоставленные для размещения объектов
федерального железнодорожного транспорта,
ограничиваемых в обороте, а также земельные
участки, на которых размещены железнодорожные
станции и железнодорожные вокзалы; земельные
участки, отведенные под соответствующую
государственную наблюдательную сеть;
земли лесного фонда; земли особо охраняемых
природных территорий федерального значения;
земли, занятые находящимися в федеральной
собственности водными объекта; земли,
занимаемые предприятиями и (или) объектами,
по роду деятельности которых созданы
закрытые административно-
Все вышеперечисленные федеральные законы,
в том числе и Земельный кодекс Российской
Федерации, были изданы до вступления
в силу Федерального закона «О разграничении
государственной собственности на землю».
При составлении статье 17 Земельного кодекса
Российской Федерации законодатель попытался
учесть, как требования Федерального закона
"О разграничении государственной собственности
на землю", так и сложившуюся до принятия
этого закона практику установления собственности
Российской Федерации на землю в различных
федеральных законах. Нетрудно догадаться,
что такая попытка не могла быть удачной.
Несогласованности между соответствующими
федеральными законами слишком очевидны,
чтобы их можно было не заметить. Целесообразно
привести несколько примеров: к федеральной
собственности отнесены земли лесного
фонда, значительная часть водных объектов,
особо охраняемые природные территории
федерального значения. Таким образом,
собственность Российской Федерации уже
установлена на земли лесного фонда, земли
особо охраняемых природных территорий
федерального значения, земли, занятые
водными объектами. В тоже время Федеральный
закон "О разграничении государственной
собственности на землю" исходит из
того, что указанные земли не являются,
а должны быть отнесены к федеральной
собственности. Земельный кодекс Российской
Федерации (статья 87) установил федеральную
собственность на земли обороны и безопасности.
Однако этот вопрос уже давно решен Федеральным
законом "Об обороне" (статья 1) и другими
федеральными законами. В федеральных
законах при регулировании вопросов, связанных
с федеральной собственностью на землю,
допускаются повторы, используются несогласованные
между собой понятия и имеются другие
неточности. Вместе с тем в них достаточно
ясно обозначена принадлежность определенной
земли к федеральной собственности. Под
приобретением земельных участков в федеральную
собственность по основаниям, установленным
гражданским законодательством, следует
понимать возникновение права собственности
Российской Федерации на землю в силу
какой-нибудь сделки или в результате
утраты права собственности другим лицом
в порядке, установленном законом. Появление
этой нормы в Земельном кодексе Российской
Федерации вряд ли можно считать оправданным.
Соответствующие проблемы уже давно решены
в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Если установление собственности Российской
Федерации на землю федеральными законами
или при разграничении государственной
собственности основано на административном
или ином властном подчинение одной стороны
другой, то приобретение земельных участков
по основаниям, предусмотренным гражданским
законодательством, часто решается уже
в совершенно иной правовой сфере.
Объектом права государственной собственности
выступают индивидуально обособленные
земельные участки, не находящиеся в собственности
граждан, юридических лиц и муниципальных
образований (ст. 214 ГК РФ). Государственной
земельной собственности принадлежит
ведущее место. Государственные земли
— наиболее обширны по площади, имеют
наиболее существенную экономическую
и экологическую значимость. На государственных
землях размещается большинство промышленных
предприятий, подавляющее большинство
земель природоохранного назначения находятся
в государственной собственности.
С развитием права государственной собственности
связывается сложная проблема ее разграничения
на право федеральной и право субъектной
собственности. Проблема вызвана недостаточно
ясно выраженной позицией государства
относительно того, каким образом осуществить
разграничение.
Используются два юридически несогласованных
подхода.
С одной стороны, предусматривается проведение
жесткого разграничения права государственной
собственности физически, по объектам,
и юридически.
С другой, разграничение права государственной
собственности одновременно предусматривается
путем разграничения предметов ведения
и полномочий по управлению земельными
правоотношениями между государственными
и субъектными органами государственной
власти без физического разграничения
самих земель и соответствующего закрепления
самостоятельных прав собственности РФ
и субъектов РФ.
Особенностью государственной собственности
на землю является то, что нормы о множественности
ее субъектов пока еще в полной мере не
реализованы. В настоящее время федеральными
законами установлена только федеральная
собственность на землю. Что касается
собственности субъектов Российской Федерации,
то федеральные законы лишь предусматривают
необходимость ее выделения. Иными словами
в данное время государственная собственность
на землю разделяется на две части, то
есть на федеральную собственность и не
разграниченную государственную собственность.
Федеральной собственности и собственности
субъектов Российской Федерации на землю
посвящены статьи 17 и 18 Земельного кодекса
Российской Федерации. Вопросы, касающиеся
не разграниченной государственной собственности
на землю сейчас должны решаться на основе
требований пункта 10 статьи 3 Федерального
закона «О введении в действие Земельного
кодекса Российской Федерации». Согласно
части второй пункта 10 статьи 3 Федерального
закона «О введении в действие Земельного
кодекса Российской Федерации» распоряжение
землями до разграничения государственной
собственности на землю осуществляется
органами местного самоуправления в пределах
их полномочий, если законодательством
не предусмотрено иное.
В некоторых субъектах Российской Федерации
(например, в городе федерального значения
Москве) права собственника на землю, находящуюся
в не разграниченной государственной
собственности, осуществляют органы государственной
власти субъектов Российской Федерации.
Попытка решить на региональном уровне
проблему разграничения государственной
собственности на землю и другие природные
ресурсы привела к тому, что соответствующие
положения законодательства субъектов
Российской Федерации были оспорены в
Конституционном Суде Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации
(Постановление от 7 июня 2000 г. № 10 –П и
Определение от 27 июня 2000 г. № 92 –О) разъяснил,
что субъекты Российской Федерации не
вправе осуществлять такое регулирование
отношений собственности на природные
ресурсы, которое ограничивает их использование
в интересах всех народов Российской Федерации,
поскольку это нарушает суверенитет Российской
Федерации.
Из решений Конституционного Суда Российской
Федерации следует, что порядок отнесения
земли и других природных ресурсов к федеральной
собственности или собственности субъектов
Российской Федерации должен решаться
в федеральных законах. Конституционный
Суд Российской Федерации специально
подчеркнул, что Конституция Российской
Федерации не предопределяет обязательной
передачи всех природных ресурсов в собственность
субъектов Российской Федерации и не предоставляет
им полномочий по разграничению собственности
на эти ресурсы.
В то же время Конституционный Суд Российской
Федерации предписывает при решении вопросов
разграничения государственной собственности
на природные ресурсы обеспечивать учет
и согласование интересов Российской
Федерации и ее субъектов.
Пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской
Федерации составлен на основе требований
Конституции Российской Федерации и Гражданского
кодекса Российской Федерации, а также
разъяснений Конституционного Суда Российской
Федерации и основных принципов земельного
законодательства. Указанная норма Земельного
кодекса Российской Федерации с одной
стороны говорит о необходимости выделения
федеральной собственности, собственности
субъектов Российской Федерации и муниципальной
собственности из состава государственных
земель, а с другой стороны - ведет речь
о том, что этот процесс может осуществляться
только в соответствии со специальным
федеральным законом. Основное правовое
значение пункта 2 статьи 16 Земельного
кодекса Российской Федерации состоит
в том, что он внес окончательную ясность
в вопросы о том, кто может стать собственником
разграничиваемых земель и в соответствии
с каким нормативным правовым актом.
В настоящее время в Новосибирской области,
как и по всей стране, есть две формы собственности
на землю: государственная и частная. В
частной собственности граждан в области
находится 5481,9 тыс. га или 30,8% от общей
площади области и 82,9 тыс. га в собственности
у юридических лиц.
В соответствии с федеральным законом
«О разграничении государственной собственности
на землю» во втором полугодии 2002 года
в области начата работа по разграничению
государственной собственности на землю
на федеральную собственность, собственность
области и муниципальную собственность.
К собственности области будут отнесены
земли фонда перераспределения, земельные
участки, на которых расположены объекты
недвижимости, находящиеся в собственности
области, в также ранее приватизированные
предприятия, находящиеся в собственности
области, земельные участки, на которых
расположены государственные унитарные
предприятия, государственные учреждения,
созданные органами государственной власти
области и т.д.
Все земли на территории муниципальных
образований, кроме земель частной собственности,
земель, отнесенных к федеральной собственности
и к собственности области, будут переданы
в муниципальную собственность.
Департамент имущества и земельных отношений
администрации области по поручению областного
Совета депутатов, главы администрации
области готовит перечень земельных участков,
которые предлагает отнести к собственности
области; муниципальные образования должны
готовить перечень земельных участков,
которые они предлагают отнести к муниципальной
собственности.
На каждый земельный участок, включенный
в перечень, формируется дело с необходимыми
документами, которые подтверждают основания
для включения его в этот перечень. Кроме
этого необходима кадастровая карта (план)
земельного участка и постановка его на
государственный кадастровый учет. Перечень
земельных участков, предлагаемых к отнесению
к муниципальной собственности, направляется
на согласование в департамент имущества
и земельных отношений администрации
области, который он затем направляет
также в Федеральное Агентство по управлению
Федеральным имуществом Российской Федерации.
В дальнейшем Федеральное Агентство по
управлению Федеральным имуществом Российской
Федерации направляет для согласования
субъектам Российской Федерации, муниципальным
образованиям перечни земельных участков,
для отнесения их в собственность субъекта
Российской Федерации, в муниципальную
собственность. Согласованные перечни
направляются в Федеральное Агентство
по управлению Федеральным имуществом
Российской Федерации для утверждения
их Правительством Российской Федерации
отдельно по землям собственности области
и муниципальной собственности.
В случае разногласий создается согласительная
комиссия, если она не приходит к согласию,
дело рассматривает суд.
Работа по разграничению государственной
собственности на землю потребует немало
времени, значительных средств из федерального,
областного и муниципальных бюджетов.
И здесь самое активное участие должны
проявить органы местного самоуправления
муниципальных образований, т.к. они заинтересованы
получить в распоряжение как можно больше
земель, как одного из источников доходов
их бюджетов.
По состоянию на 1 июля 2003 года из 460 муниципальных
образований только 5 приступили к этой
работе. Впервые право муниципальной собственности
на землю было четко сформулировано в
Законе «О местном самоуправлении».
В ст. 2 Закона названы местные (т.е. муниципальные)
образования: города, районы, поселки,
сельские населенные пункты. В ст. 36 - 78
подробно изложена компетенция местных
Советов и администрации по распоряжению
и управлению муниципальными землями.
Статьи 36 - 78 действовали до принятия субъектами
Российской Федерации своих уставов.
Муниципальная собственность на землю
- это собственность муниципальных образований
в пределах их черты. Однако и здесь не
все земли находятся в муниципальной собственности.
Они определяются методом “вычитания”
федеральных земель, земель субъекта Российской
Федерации и частных земель.
В первую очередь это земли, занятые муниципальными
объектами (школами, больницами, предприятиями
общепита, домами культуры, детскими учреждениями,
муниципальным жильем). Далее, на территории
муниципального образования выделяются
земли общего пользования. Это - дороги,
улицы, скверы, насаждения, парки, площади,
пляжи, кладбища.
В муниципальную собственность могут
включаться земли, приобретаемые по решению
местной администрации у собственников
земельных участков путем их выкупа в
установленном порядке, а также земли,
передаваемые из федеральных земель и
земель субъектов Федерации.
Все муниципальные земли также проходят
государственную регистрацию. От имени
муниципальных образований их органы
местного самоуправления (муниципальные
органы) осуществляют права владения,
пользования и распоряжения муниципальными
землями. Государственными и частными
землями они не вправе распоряжаться.
Они вправе проводить объединения, обмен,
перераспределение муниципальных земель
между муниципальными образованиями.
Это может производиться на основании
договора между ними по согласованию с
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации. Помимо этого они
выполняют и публичные функции как органы
публичной власти.
Право муниципальной собственности на
землю — это правомочия владения, пользования,
распоряжения, принадлежащие муниципальному
образованию. Согласно ст. 215 ГК РФ от имени
муниципального образования полномочия
собственника реализуют органы местного
самоуправления.
Объектами права муниципальной собственности
являются земельные участки, переданные
РФ или субъектами РФ в муниципальную
собственность.
В настоящее время наиболее вероятны два
способа возникновения права муниципальной
собственности на земельные участки:
- разграничение государственной собственности
на землю;
- приобретение органами местного самоуправления
земельных участков у граждан и юридических
лиц.
В отличие от государственной, муниципальная
собственность не делится на виды. Она
едина.
Основное назначение муниципальных земель
— обеспечение проживания, работы и отдыха
населения. Муниципальные земли преимущественно
относятся к категории земель населенных
пунктов, за исключением земель, расположенных
за чертой городских и сельских поселений.
Основные площади муниципальной собственности
относятся к землям общего пользования
и используются гражданами для прохода,
проезда, размещения необходимых объектов
общего пользования. Другие категории
земель могут закрепляться за индивидуальными
землепользователями.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Конституции
Российской Федерации земля может находиться
не только в государственной и частной,
но и в муниципальной форме собственности.
Указанное конституционное требование
реализуется не только в Земельном кодексе
Российской Федерации, но и в Гражданском
кодексе Российской Федерации, Федеральном
законе «Об общих принципах местного самоуправления
в Российской Федерации» и целом ряде
других федеральных законов.
Субъектом права муниципальной собственности
на землю выступают муниципальные образования.
Муниципальными образованьями признаются
городское, сельское поселение, несколько
поселений, объединенных общей территорией,
часть поселения, иная населенная территория.
Федеральные законы не устанавливают
муниципальной собственности на какие-либо
земельные участки, а лишь констатируют
возможность возникновения на землю данной
формы земельной собственности.
Специфической особенностью возникновения
права муниципальной собственности при
разграничении государственной собственности
на землю является то, что к этой форме
собственности, как правило, следует относить
земельные участки, которые не передаются
в федеральную собственность или собственность
субъектов Российской Федерации.
Пункт 1 и 3 статьи 19 Земельного кодекса
Российской Федерации необходимо рассматривать
во взаимосвязи. Согласно этим нормам
Земельного кодекса Российской Федерации
федеральными законами и изданными в соответствии
с ними законами субъектов в собственность
муниципальных образований можно передать
земли, находящиеся в государственной
собственности (федеральной собственности
и собственности субъектов Российской
Федерации). В Земельном Кодексе определено,
что государственная собственность на
землю безвозмездно передается в муниципальную
собственность только для обеспечения
развития муниципальных образований,
причем как в его границах, так и за ее
пределами.
В заключение следует отметить, что в настоящее
время осуществляется подготовка проектов
федеральных законов, в которых предполагается
существенно изменить правовое регулирование
вопросов, касающихся права государственной
и муниципальной собственности на землю.
К этим законопроектам относится не только
ранее упоминаемый проект федерального
закона «О государственных и муниципальных
имуществах». Планируется разработать
законопроекты о внесении изменений и
дополнений во все законодательные акты,
где затрагиваются в той или иной мере
проблемы государственной и муниципальной
земельной собственности. В частности,
уже разработан законопроект, где предлагается
обновить нормы Земельного кодекса Российской
Федерации о публичной земельной собственности.
Представляется, что в этих условиях анализ
действующего в Российской империи, в
СССР и в современной России законодательства
о государственной и муниципальной собственности
на землю может оказаться весьма полезным.
Пока в значительной мере опыт решения
данных вопросов в нашей стране остается
невостребованным. До тех пор, пока этот
опыт не будет учитываться при совершенствовании
законодательства, все попытки урегулировать
отношения собственности на землю не принесут
желаемых результатов.
Подводя итог вышеизложенному, хотелось
бы привести в пример таблицу 1, в которой
наиболее полно и четко перечислены основные
полномочиям органов государственной
власти, субъектов РФ и органов местного
самоуправления в области земельных отношений.
Таблица 1 – Компетенция
РФ и ее субъектов в области земельного
права
| ||
|
|
|
|
|
|
|
Право частной собственности означает
принадлежность правомочий владения,
пользования, распоряжения земельными
участками отдельным конкретным физическим
или юридическим лицам, которые выступают
субъектами права частной собственности
на землю.
Соответственно по субъектам право частной
собственности делится на два вида: право
частной собственности физических и право
частной собственности юридических лиц.
Российское земельное законодательство
максимально расширяет круг физических
и юридических лиц — субъектов права частной
собственности и включает в их число граждан
РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства,
отечественные, иностранные, международные
организации, совместные предприятия,
общественные организации и др. Вместе
с тем право частной собственности иностранных
физических и юридических лиц существенно
ограничено. Иностранные граждане не могут
быть собственниками земель, предоставляемых
для ведения садоводства и огородничества,
фермерского хозяйства, не могут быть
собственниками земельных долей.
Граждане и юридические лица могут обладать
правами на землю, предусмотренными земельным
законодательством, однако в отдельных
случаях данные права могут быть ограничены.
В принципе, к ограничениям прав на землю
можно отнести все, что ограничивает право
владения, пользования или распоряжения
земельным участком.
Так на земельных участках в границах
охранных зон системы газоснабжения не
допускается строительство, каких бы то
ни было зданий, строений, сооружений,
в пределах установленных минимальных
расстояний до объектов системы газоснабжения.
Не разрешается препятствовать организации
– собственнику системы газоснабжения
или уполномоченной ею организации в выполнении
ими работ по обслуживанию и ремонту объектов
системы газоснабжения, ликвидации последствий
возникших на них аварий, катастроф (ст.
33 ЗК РФ).
На территориях, на которых находятся
памятники природы, и в границах их охранных
зон запрещается всякая деятельность,
влекущая за собой нарушение сохранности
памятников природы. Собственники, владельцы
и пользователи земельных участков, на
которых находятся памятники природы,
принимают на себя обязательства по обеспечению
режима особой охраны памятников природы.
Расходы собственников, владельцев и пользователей
указанных земельных участков по обеспечению
установленного режима особой охраны
памятников природы возмещаются за счет
средств федерального бюджета, а также
средств внебюджетных фондов (ст. 27 ФЗ
РФ «Об особо охраняемых природных территориях»).
В законах названы только допустимые ограничения
в использовании земельных участков. Конкретные
ограничения по отношению к тем или иным
земельным участкам должны устанавливаться
актами исполнительных органов государственной
власти или органов местного самоуправления.
Эти акты могут быть обжалованы лицом,
чьи права ограничены в судебном порядке.
Тогда ограничение прав на землю устанавливается
решением суда. В любом случае требуется
государственная регистрация ограничений
прав на землю.
Собственники земельных участков, землевладельцы,
землепользователи и арендаторы в связи
с ограничением их прав несут определенные
убытки, связанные, в частности, с невозможностью
осуществления в полном объеме хозяйственной
деятельности. Такие убытки подлежат возмещению
в полном объеме, включая упущенную выгоду,
соответствующими бюджетами или лицами,
в пользу которых ограничиваются права
на земельные участки, а также лицами,
деятельность которых вызвала необходимость
установления защитных, охранных, санитарных
зон и влечет ограничение прав собственников
земельных участков, землевладельцев,
землепользователей и арендаторов (ст.
57 ЗК РФ).
Еще одно ограничение зафиксировано в
ст. 12 ФЗ «О недрах». Собственник земельного
участка вправе по своему усмотрению использовать
все, что находится над и под поверхностью
земельного участка, если иное не предусмотрено
законами о недрах, об использовании воздушного
пространства, иными законами и не нарушает
права других лиц. Недра являются исключительной
собственностью Российской Федерации
и ее субъектов.
Поэтому собственник земельного участка
может осуществлять на своем земельном
участке только добычу общераспространенных
полезных ископаемых (торфа, глины, песка
и т.п.) на глубине не более пяти метров
от поверхности для личного потребления.
Также собственник имеет право для личного
потребления осуществлять рытье колодцев
до первого водоносного горизонта, который
не используется для питьевого водоснабжения
данного населенного пункта.
3 Особенности права
собственности на землю
Учитывая федеративное устройство России
и существование двух уровней государственной
власти, предусматривается, что право
государственной собственности существует
в виде федеральной собственности и собственности
субъектов РФ (субъектной).
На каждом уровне правомочия владения,
пользования и распоряжения распределены
между законодательными органами, соответствующими
министерствами и ведомствами и реализуются
через систему государственных полномочий
и функций управления.
Объектом права государственной собственности
выступают индивидуально обособленные
земельные участки, не находящиеся в собственности
граждан, юридических лиц и муниципальных
образований (ст. 214 ГК). Государственной
земельной собственности принадлежит
ведущее место. Государственные земли
наиболее обширны, их площади, имеют наиболее
существенную экономическую и экологическую
значимость.
На современном этапе реформирование
всей системы земельных отношений в городах
достигается через разграничение прав
государственной и муниципальной собственности
на землю и властных полномочий государственных
органов с органами местного самоуправления,
дифференцированную оценку городских
земель, создание и совершенствование:
технологически взаимосвязанных систем
правового зонирования земель и их оборотоспособности,
городского землеустройства и межевания,
в увязке с градостроительным планированием
и проектированием, а также государственного
земельного кадастра.
Что же касается права собственности на
землю юридических лиц, то в соответствии
с федеральным законом «О введении в действие
Земельного кодекса Российской Федерации»
(ст. 10) все юридические лица, кроме государственных,
муниципальных учреждений, федеральных
казенных предприятий, а также органов
государственной власти и органов местного
самоуправления, имеющие земельные участки
в постоянном (бессрочном) пользовании,
были обязаны до 1 января 2004 года переоформить
это право на право аренды или приобрести
эти земельные участки в собственность,
если они не изъяты из оборота или ограничены
в обороте.
Земельные участки могут передаваться
их собственниками другим лицам во временное
пользование, аренду либо отчуждаться
путем совершения сделок купли-продажи,
наследования, дарения, мены, передачи
в качестве взноса в уставные фонды, могут
быть предметом залога.
Собственники могут также добровольно
отказаться от своего земельного участка
либо могут объединить его с земельными
участками других собственников для создания
общей собственности.
На лиц, имеющих земельные участки на праве
частной собственности, возлагается ряд
обязанностей. Они должны своевременно
платить земельный налог, представлять
в государственные органы сведения о состоянии
и использовании земель, эффективно использовать
землю в соответствии с целевым назначением
и др (ст. 53 ЗК РФ). Право частной собственности
возникает в результате различного рода
сделок — купли-продажи земельных участков,
приватизации, мены, дарения, наследования,
ипотеки.
Право частной собственности удостоверяется
свидетельством о государственной регистрации
права частной собственности, выдаваемым
учреждениями юстиции. Право частной собственности
возникает с момента такой регистрации.
Право общей собственности на земельные
участки означает принадлежность правомочий
владения, пользования, распоряжения конкретным
земельным участком двум и более индивидуально
определенным физическим и юридическим
лицам, которые выступают сособственниками.
Статья 244 ГК РФ закрепляет следующее положение:
имущество, находящееся в собственности
двух или нескольких лиц, принадлежит
им на праве общей собственности.
Право общей собственности может возникнуть
по желанию самих собственников или по
закону.
Например, правом общей собственности
на земельный участок в соответствии с
ГК РФ наделены члены крестьянских хозяйств,
супруги, если они приобрели этот участок
во время брака.
Земельный участок может находиться в
общей собственности с определением доли
каждого из собственников в праве собственности
(долевая собственность) или без определения
таких долей (совместная собственность).
Владение, пользование и распоряжение
земельным участком, находящимся в общей
собственности, осуществляется по соглашению
всех собственников (ст. 246, 247, 253 ГК РФ).
Общая собственность существует в виде
долевой или совместной. В первом случае
каждому сособственнику определяется
и фиксируется в свидетельстве о регистрации
права собственности его доля. Во втором
случае доля каждого не определяется (п.4
ст. 244 ГК РФ).
Объектами права общей собственности
выступают земельные участки, образуемые
либо путем добровольного объединения
гражданами или юридическими лицами принадлежащих
им на праве частной собственности земельных
участков (долей) как в порядке приватизации,
так и вне ее.
Хотя в большинстве случаев возникновения
общей собственности действует принцип
добровольного выбора, в некоторых случаях
право общей собственности является единственной
альтернативой.
Право общей долевой и совместной собственности
удостоверяется свидетельством о регистрации
права собственности на земельный участок
(долю) в общей собственности, выдаваемому
каждому собственнику отдельно.
Право общей совместной собственности
удостоверяется свидетельством о регистрации
права, оформляемым в соответствии с Законом
«О государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним».
Земли, находящиеся в общей долевой и совместной
собственности, используются для различных
целей: ведение сельского хозяйства, предпринимательская
деятельность, использование земель для
размещения объектов жилой и нежилой постройки.
Владение и пользование земельным участком,
находящимся в общей собственности граждан,
осуществляется сообща.
При совместной собственности сособственники
обладают равными правами собственности
на весь земельный участок. Каждый из них
по согласию всех других участников вправе
совершать разрешенные сделки со всем
земельным участком либо его частью, а
также иным образом распоряжаться им.
В Новосибирской области 350 тысяч семей
имеют индивидуальные жилые дома, из них
288 тысяч имеют рядом расположенные с ними
земельные участки для ведения личного
подсобного хозяйства (ЛПХ) более 400 тысяч
садовых участков. У многих из них правоудостоверяющие
документы на фактически используемые
участки или не оформлены должным образом
или их вообще нет.
В соответствии с Земельным кодексом граждане
Российской Федерации, обладающие земельными
участками на праве постоянного (бессрочного)
пользования, пожизненного наследования
владения в сроках на переоформление этих
прав на право аренды или приобретение
в собственность не ограничены, но они
этими земельными участками не вправе
распоряжаться. В тоже время земельные
участки, находящиеся в постоянном (бессрочном)
пользовании, пожизненном наследуемом
владении могут быть приобретены ими в
собственность бесплатно.
Но в городе Новосибирске, в других городах
области есть много индивидуальных жилых
домов, которые построены без землеотвода.
На них у граждан нет правоудостоверяющих
документов на земельные участки.
Подтвердить право собственности на такие
дома граждане могут через обращение в
суд. Но, учитывая, что таких домовладений
только в самом городе Новосибирске около
15 тысяч, более приемлемым способом решения
этой проблемы являлось бы принятие органами
местного самоуправления нормативных
правовых актов о порядке признания права
собственности гражданина на жилой дом,
которым он фактически владеет.
В соответствии с Земельным кодексом,
Гражданским кодексом Российской Федерации
объекты недвижимости неразрывно связаны
с земельными участками, на которых они
расположены и оформление правоудостоверяющих
документов на них, сделок с ними проводится
одновременно.
Есть четыре категории граждан, которые
различны по праву пользования земельными
участками.
Первая категория граждан – имеют надлежаще
оформленные документы на земельный участок
(до 1999 года – свидетельство о праве собственности
на земельные участки, зарегистрированные
в земельном комитете; с 1999 года – свидетельство
регистрации права собственности на земельный
участок, выданное учреждением юстиции
о государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним.
Вторая категория граждан – имеют документ
о праве собственности на земельный участок,
но межевание этого участка не проведено.
В свидетельстве о собственности на земельный
участок отсутствуют полностью или приведено
схематичное описание прохождения границ
на местности. Если гражданин знает границы
своего земельного участка, у него нет
споров с соседями, и он не собирается
этот участок продавать, менять, передавать
по наследству, то он может не беспокоиться
об обновлении правоудостоверяющих документов.
Но если этот гражданин решил продать,
обменять, передать по наследству свой
земельный участок, то ему придется оформлять
все положенные документы о его межевании,
о постановке его на государственный кадастровый
учет, затем обращаться в учреждение юстиции
по государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним
для получения свидетельства о регистрации
права собственности на земельный участок
установленного образца.
Третья категория граждан - имеют документ
о праве собственности на земельный участок,
но фактически используемый участок больше,
чем указано в свидетельстве и они хотят
приобрести его весь в собственность.
В этом случае нужно решение органа местного
самоуправления соответствующего муниципального
образования, о предоставлении фактически
используемого дополнительного участка
в собственность. Часть земельного участка
сверх установленного органом местного
самоуправления размера будет предоставляться
в собственность за плату.
После получения решения органа местного
самоуправления о предоставлении дополнительного
фактически используемого участка в собственность
нужно обратиться с заявлением в земельную
кадастровую палату для получения выписки
из государственного земельного кадастра
на весь участок (если не проводились межевые
работы) или на дополнительно приобретенную
часть земельного участка.
Земельная кадастровая палата выдаст
выписку из форм государственного земельного
кадастра в виде кадастрового плана земельного
участка, но с оговоркой, что вся площадь
участка или вновь приобретаемая, декларируемая,
и подлежит уточнению в ходе межевания.
После этого гражданин заключает с одной
из землеустроительных организаций (частных)
договор на проведение межевых работ.
Материалы межевания утверждаются земельным
комитетом соответствующего района, города.
Затем гражданин подает заявку в орган
кадастрового учета земельных участков
о постановке на государственный кадастровый
учет его земельного участка. Получив
выписку из Государственного земельного
кадастра в форме кадастрового плана,
можно обращаться в учреждение юстиции
о регистрации права собственники на земельный
участок.
Четвертая категория граждан – нет никаких
документов на право собственности на
земельный участок, на котором расположен
жилой дом, приусадебный участок, которым
фактически пользуются.
В данном случае гражданин должен обратиться
в орган местного самоуправления с заявлением
о предоставлении земельного участка
в собственность или аренду.
Затем он обращается в земельную Кадастровую
палату для получения технических условий
для проведения межевания земельного
участка, выбирает землеустроительную
организацию (частную) для проведения
работ по межеванию.
После проведения межевания земельного
участка орган местного самоуправления
должен утвердить проект плана границ
земельного участка.
В дальнейшем гражданин представляет
в государственную земельную кадастровую
палату документы межевания, которые составлены
на основании землеустроительного дела,
утвержденного комитетом по земельным
ресурсам и землеустройству соответствующего
района, и решение органа местного самоуправления
об утверждении проекта границ земельного
участка, получает кадастровый план земельного
участка в виде выписки с присвоением
ему кадастрового номера.
С выпиской из Государственного земельного
кадастра и решением органа местного самоуправления
о предоставлении ему земельного участка
теперь гражданин может обращаться в учреждение
юстиции для получения свидетельства
о регистрации прав на земельный участок.
Помимо прав закон устанавливает для собственника
обязанности. Основной обязанностью собственника
является бремя содержания принадлежащего
ему имущества (ст. 210 ГК РФ).
В состав этой обязанности входит, если
иное не предусмотрено законом или договором,
необходимость заботы о своем имуществе,
поддержание его в должном состоянии (не
захламление участка, использование его
по целевому назначению, недопущение ухудшения
качества земель и т.д.).
4. Проблемы реализации
права собственности на землю
Среди множества существующих проблем
в сфере реализации права собственности
на землю в РФ выделим наиболее острые
и актуальные, нуждающиеся в своем скорейшем
и адекватном правовом решении:
1. Одной из основных проблем сегодня остается
вопрос цены выкупаемой земли. Правительство
считает, что выкуп должен производиться
по 5-10-кратной ставке земельного налога.
Предложение ряда депутатов передавать
земельные участки в собственность предприятиям
по рыночной цене «с точки зрения правительства
нанесет ощутимый удар по встающей на
ноги российской промышленности, лишит
ее значительной части оборотных средств
и уменьшит тем самым возможности для
инвестиций». Купля-продажа земельных
участков производится через российский
фонд федерального имущества - его специалисты
проверят и подготовят документацию, необходимую
для купли-продажи земельного участка.
Теоретически выкуп земли должен стимулировать
процесс экономического оздоровления
предприятий - в частности, облегчить для
них возможность привлечения коммерческих
кредитов или инвестиций. Однако на территории
Новосибирской области не было зарегистрировано
ни одной сделки купли-продажи земельного
участка государственным унитарным предприятием
или акционерным обществом. Это связано,
в первую очередь, с отсутствием средств
на покупку земельного участка, а также
с тем фактом, что право собственности
на земельный участок на сегодняшний день
не осознается его владельцем как элемент
инвестиционной привлекательности. Приватизация
земельных участков, из земель сельскохозяйственного
назначения, находящихся в государственной
или муниципальной собственности на территории
области, будет осуществляться с момента,
установленного Законом области «Об обороте
земель сельскохозяйственного назначения
в Новосибирской области». Ведется разработка
и проекта закона области «Об особо охраняемых
природных территориях в Новосибирской
области». Он определит состав особо охраняемых
природных территорий, порядок их использования
и режим охраны. Это сегодня актуально,
так как в последнее время много лиц изъявляют
желание приобрести земельные участки
в собственность в лесных и водоохранных
зонах, в лечебно-оздоровительных местностях
и в иных особо охраняемых природных территориях.
Объектами права частной собственности
выступают земельные участки лишь некоторых
категорий земель. Наиболее либерален
в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного
назначения, право частной собственности,
на которые фактически не ограничивается.
В частной собственности в настоящее время
находится незначительная площадь — всего
7,6% всех земель. При этом на долю граждан
приходится около 82% этих площадей. Земельные
участки, находящиеся в частной собственности,
могут использоваться только для установленных
целей, указание на которые содержится
в правоустанавливающих документах —
свидетельствах о регистрации права частной
собственности. Они могут включать использование
земель для ведения фермерского хозяйства,
садоводства, огородничества, индивидуального
жилищного строительства, предпринимательской
деятельности.
2. Политика государства по отношению к
праву государственной собственности
не приобрела необходимой ясности даже
с принятием в 2001 г. Федерального закона
«О разграничении государственной собственности
на землю» и Земельного кодекса РФ. С одной
стороны, был установлен порядок разграничения
государственной собственности на федеральную,
собственность субъектов РФ и муниципальную
и тем самым определен курс государства
на разграничение собственности. С другой
— положение о том, что право собственности
соответствующих субъектов возникает
с момента государственной регистрации
этого права, поставило государственную
и муниципальную собственность вне закона
до тех пор, пока это право не будет зарегистрировано.
Такое же жесткое положение о государственной
регистрации права собственности, в том
числе государственной формы собственности,
как основании его возникновения содержится
и в Федеральном законе «О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним». До этого момента также
вряд ли можно признать распорядительные
действия с земельными участками со стороны
государства (к примеру, передача в частную
собственность, пользование и т.д.) легитимными.
Одновременно можно предположить, что
Земельный кодекс прояснил вопрос с видами
государственной собственности. В частности,
ст. 16—18 ЗК соответственно указывают на
три вида собственности: государственную,
федеральную собственность на землю, а
также собственность субъектов РФ.
На основании этих статей можно считать,
что до тех пор, пока государственная собственность
не разграничена между РФ, субъектами
РФ и муниципальными образованиями, на
нее распространяется право государственной
(т.е. той самой «общей», но не разграниченной)
собственности с особым правовым режимом.
Во-первых, эти земли потенциально являются
объектом разграничения прав собственности.
Во-вторых, можно предположить, что право
государственной собственности возникает
автоматически по отношению ко всем земельным
участкам, не находящимся в собственности
граждан, юридических лиц или муниципальных
образований, на основании ст. 16 ЗК и ст.
214 ГК, в том числе по отношению к не разграниченным
земельным участкам, а не с момента государственной
регистрации права. Хотелось бы так же
отметить, что в части 1 статьи 9 Конституции
Российской Федерации предусматривается,
что земля может находиться в государственной
собственности. Данное конституционное
требование реализуется в гражданском
и земельном законодательстве. В пункте
2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской
Федерации и пункте 1 статьи 16 Земельного
кодекса Российской Федерации провозглашается,
что земля, не находящаяся в собственности
граждан, юридических лиц либо муниципальных
образований, является государственной
собственностью.
Наличие в Гражданском кодексе Российской
Федерации и Земельном кодексе Российской
Федерации положений о государственной
земельной собственности говорит о необходимости
решать соответствующие проблемы, как
в рамках требований гражданского, так
и земельного законодательства.
Проблему разграничения прав собственности
на землю целесообразно рассматривать
комплексно и системно, то есть с многих
точек зрения. Но главным в рассмотрении
данной проблемы, являются юридические
и экономические вопросы.
Достаточно интересны принципы разграничения.
Все земли, на которых располагается недвижимое
имущество, находящееся в федеральной
собственности или на которых располагается
недвижимое имущество, находившееся до
его приватизации в собственности Российской
федерации, в соответствии со статьей
3 закона о разграничении прав на землю
относятся к федеральной собственности.
В связи с чем, значительная часть ценных
земель, расположенных в городах, изымается
из собственности субъектов РФ и поступает
в федеральную собственность.
Резервные земли для муниципалитета представляют
особый интерес, точно также как для субъекта
РФ и государства в равной степени.
Направляя сведения по этим земельным
участкам Администрация НСО полагала,
что Росимуществом России эти перечни
будут направлены для утверждения в Правительство
РФ. Это позволило бы зарегистрировать
право муниципальной собственности на
землю в Учреждении юстиции по НСО, а арендные
платежи в полном объеме перераспределялись
в муниципальный бюджет. Но ожидания не
оправдались, и появилась новая проблема.
Не все земельные участкм муниципальной
собственности согласованы с Рос. Имуществом
России. Даже более того произошла парадоксальная
ситуация. Направленный перечень сведений
на 25 земельных участков муниципальной
собственности (23 из которых предоставлены
под строительство АЗС юридическим и физическим
лицам, а два - фактически занимаемых муниципальными
объектами торговли (ГУМ "Россия"
и магазин "Золотая нива")) Рос. Имущества
России отнесли эти земельные участки
к собственности РФ и предложили для согласования.
В настоящее время Администрация НСО начала
процедуру оспаривания, которая продолжается
уже более 2-х лет.
3. За период проведения работ по разграничению
прав собственности на землю возникла
и еще одна проблема: длительность сроков
направления, рассмотрения, согласования,
утверждения на первом этапе проведения
работ по провозглашению прав собственности.
Сроки можно было бы сократить вдвое изменив
процедуру согласования перечней в регионах
между уполномоченными органами Рос. имущества
РФ и муниципальной власти.
Пример: Уполномоченный орган Рос. имущества
РФ на территории субъекта формирует перечень
земельных участков, на которые у РФ возникает
право собственности и с копиями документов
подтверждающих обоснованность внесения
в перечень и направляет в Рос. имущества
РФ.
После рассмотрения Рос. имущества РФ
этот же перечень направляет обратно,
но уже в адрес муниципалитета для согласования.
После рассмотрения в структуре уполномоченного
органа муниципального образования тот
же перечень и с тем же пакетом документов
направляется в Рос. имущества РФ с предложением
о согласовании или оспаривания. В данной
схеме трижды загружается почтовая связь,
гоняя бандероли весом 2-2,5 кг из регионов
в Москву и обратно.
4. Проблемы долевой собственности, то
есть ФЗ «О разграничении госсобственности
на землю» не определил порядок составления
перечней земельных участков, на которые
возникает совместная или долевая собственность
государства и муниципального образования.
Пример. В одном из первых перечней земельных
участков, на которые у РФ возникает право
собственности, направленных Рос. имуществом
РФ для согласования с муниципалитетом
из 25 участков два оказались спорными:
1) жилой дом со встроенным магазином по
ул. Кочубея, 9/1 (магазин является собственностью
завода Хим. Концентратов, а жилой дом
является муниципальным и находится в
закреплении МУ "ДЗ ЖКХ Калининского
района");
2) административное здание по ул. Фрунзе,
5 является собственностью ОАО "Сибгипрошахт",
а часть здания в закреплении муниципалитета
- школа №14.
От особенностей права собственности
на землю в государстве и его субъектах,
предлагаем перейти к проблемам земель
занимаемых водными объектами и лесами.
5. Россия богата лесными ресурсами. Почти
70% ее территории покрыто лесом. Леса играют
важную роль в жизни страны. Они остаются
одним из наиболее интенсивно эксплуатируемых
природных ресурсов в стране и одновременно
обладают экологической значимостью.
Основные площади лесов РФ образуют лесной
фонд. В соответствии с официальной статистикой
он составляет 1059,8 млн га — примерно 62%
территории России.
Приоритет лесных отношений фактически
лишает земли лесного фонда независимого
положения как объекта общественных отношений.
Земельные отношения в пределах лесного
фонда не отделимы от лесных. Разделить
лесопользование и землепользование фактически
невозможно. Даже терминологически в лесном
законодательстве земельные правоотношения
по сути именуются лесными.
По нашему мнению, при такой тесной взаимосвязи
этих тех нормативно - правовых актов,
должна быть их полная согласованность
между собой и уж тем более с Конституцией
РФ, хотя как раз такой согласованности
и не наблюдается.
Приведем пример противоречий и проблем,
которые встречаются между этими нормативно
- правовыми актами:
Так, например, в ноябре 2003 года Государственная
Дума со второй попытки приняла в третьем
чтении поправки в Лесной Кодекс Российской
Федерации. Эти поправки предполагают
внесение в статью 63 действующего Лесного
кодекса изменений, позволяющих переводить
земли лесного фонда, включая занятые
лесами 1-ой группы (а к ним относятся заповедники,
национальные парки и лесные охранные
зоны вокруг городов), в иные категории
земель, в том числе в целях строительства
объектов «культурного, жилищно-коммунального,
социально- бытового назначения». 25 ноября
члены Совета Федерации проголосовали
против принятия данных поправок и за
отправку их на доработку. Однако уже 26
ноября сенаторы большинством голосов
одобрили поправки. Это стало результатом
колоссального давления, оказывавшегося
на членов Совета Федерации. Один из них
заявил, что: «такого давления на Совет
Федерации еще никогда не было» [15, c.26].
В течение всего этого времени общественные
экологические организации выступали
категорически против принятия данных
поправок.
Облегчение процедуры перевода лесных
земель в нелесные земли, при отсутствии
законодательных ограничений на применение
этой нормы, создаст предпосылки для массовой
вырубки защищенных лесов и застройки
заповедных территорий элитным жильем
и сопутствующей инфраструктурой.
Будут полностью уничтожены лесопарковые
зоны вокруг крупных городов (таких, как
Москва и Санкт-Петербург), а также леса
в малолесных регионах, т. е. леса, выполняющих
важные водоохранные и рекреационные
функции. Это приведёт к серьезному ухудшению
экологической обстановки во многих крупных
городах. Будет нанесён непоправимый ущерб
живой природе.
Кроме того, данные поправки узаконят
фактически криминальный захват особо
ценных лесных земель, произведенный за
последние полтора десятилетия (примером
этому могут служить многочисленные вырубки
лесов в Московской области).
Глубоко возмущает экологов и то, что поправки
являются антиконституционными – они
противоречат статьям 9, 36, 42 Конституции
РФ.
Подготовленный законопроект меняет саму
суть Лесного Кодекса, которая заключается
в создании правовых основ для рационального
использования, охраны, защиты и воспроизводства
лесов, повышения их экологического и
ресурсного потенциала, приводит к коллизии
правовых норм Лесного и Земельного законодательства
(внесённые в Лесной Кодекс изменения
противоречат п. 1, 2 ст. 49, п. 3 ст. 101 Земельного
Кодекса РФ).
«Изъятие земель, занятых лесами первой
группы, для государственных или муниципальных
нужд допускается только в исключительных
случаях, предусмотренных подпунктами
1 и 2 пункта 1 статьи 49 настоящего Кодекса.»
(п.3 ст.101 ЗК РФ).
Данный проект узаконивает правовой беспредел
и создаёт благоприятные условия для нецелевого
использования нашего национального богатства
– лесов 1-ой группы, обеспечивающих конституционное
право граждан на благоприятную окружающую
среду и являющихся необходимым условием
для устойчивого развития России.
6. Еще одной важной проблемой в праве собственности
на землю, является проблема права частной
собственности не оформленных земельных
участков. Так, например, только на территории
Новосибирской области 350 тысяч семей
имеют индивидуальные жилые дома, из них
288 тысяч имеют рядом расположенные с ними
земельные участки для ведения личного
подсобного хозяйства (ЛПХ) более 400 тысяч
садовых участков. У многих из них правоудостоверяющие
документы на фактически используемые
участки или не оформлены должным образом
или их вообще нет.
В соответствии с Земельным кодексом граждане
Российской Федерации, обладающие земельными
участками на праве постоянного (бессрочного)
пользования, пожизненного наследования
владения в сроках на переоформление этих
прав на право аренды или приобретение
в собственность не ограничены, но они
этими земельными участками не вправе
распоряжаться. В тоже время земельные
участки, находящиеся в постоянном (бессрочном)
пользовании, пожизненном наследуемом
владении могут быть приобретены ими в
собственность бесплатно.
Федеральный закон «О введении в действие
Земельного кодекса Российской Федерации»
установил, что граждане Российской Федерации,
имеющие в фактическом пользовании земельные
участки с расположенными на них жилыми
домами, приобретенные ими в результате
сделок, которые были совершены до 1 января
1992 года, но которые не были надлежаще
оформлены и зарегистрированы имеют право
приобрести их в собственность бесплатно
и зарегистрировать это право в соответствии
с установленными правилами.
Ну, а как быть, если гражданин приобрел
в собственность жилой дом после 1 января
1992 года, если этот дом он построил сам?
Ответ на этот вопрос дает статья 15 Закона
Новосибирской области «Об использовании
земель на территории Новосибирской области».
В одном из подпунктов этой статьи установлено,
что граждане Российской Федерации, имеющие
жилые дома, право собственности на которые
у них возникло до вступления в силу настоящего
закона, имеют право приобрести бесплатно
в собственность земельные участки, находящиеся
в их фактическом пользовании и на которых
расположены указанные жилые дома, в том
числе в случае отсутствия правоустанавливающих
или правоудостоверяющих документов на
указанные участки.
7. Обращают на себя внимание также правила
ст. 55 ЗК, регламентирующие условия и порядок
принудительного прекращения прав на
земельный участок лица, не являющегося
его собственником, ввиду ненадлежащего
использования земли. В них изложена процедура
принудительного прекращения права пожизненного
наследуемого владения земельным участком,
права постоянного (бессрочного) пользования
земельным участком в случаях его ненадлежащего
использования по предусмотренным законом
основаниям.
В рамках данной процедуры исполнительный
орган государственной власти, уполномоченный
на осуществление государственного земельного
контроля, одновременно с наложением штрафа
на виновное лицо выносит предупреждение
относительно допущенных земельных правонарушений
и необходимости их устранения. Если этого
не сделано, орган государственной власти,
вынесший предупреждение, направляет
материалы в органы власти, указанные
ст. 29 ЗК, которые направляют в суд заявление
о прекращении права на земельный участок.
Как представляется, приведенное правило
нуждается в корректировке, поскольку
его редакция противоречит предусмотренному
гражданским процессуальным законодательством
правилу о возможности кассационного
либо апелляционного обжалования судебного
решения в 10-дневный срок после его вынесения
в окончательной форме. В данном случае
достаточно указания о направлении заявления
о государственной регистрации прекращения
права на земельный участок после вступления
решения суда в законную силу, если оно
не подлежит немедленному исполнению
в порядке ст. 211 ГПК.
8. Обращает на себя внимание определенная
незавершенность формулировки правила,
закрепленного в п. 7 ст. 56 ЗК, - об обжаловании
в судебном порядке ограничения прав на
землю. Исходя из буквального его толкования
ограничение прав на землю может быть
оспорено только физическими лицами в
суд общей юрисдикции и исключительно
в рамках гражданских процессуальных
норм, регламентирующих обжалование действий
и решений, нарушающих права и свободы
граждан (гл. 24.1 ГПК). Права и охраняемые
законом интересы юридических лиц и иных
образований, а также граждан - предпринимателей
в таком случае остаются вне сферы судебной
защиты, поскольку в арбитражном процессуальном
законодательстве говорится в подобных
случаях об исковом производстве и не
предусматривается возможности обращения
названных субъектов права с таким обращением,
как жалоба. Думается, в данном случае
нет необходимости указывать в земельном
законодательстве конкретные и исчерпывающие
формы судебной защиты нарушенного права,
поскольку эта сфера общественных отношений
относится к предмету процессуальных
отраслей права и достаточно полно ими
урегулирована.
9. На наш взгляд, требует доработки правило
ст. 56 ЗК, предусматривающее возможность
ограничения прав на землю, как в административном,
так и судебном порядке. Ведь критериев
разграничения судебной подведомственности
и подведомственности таких дел органам
государственной власти и местного самоуправления
в законе нет. Исходя из основополагающего
правового принципа о возможности судебной
защиты прав, нарушенных административным
актом, необходимо закрепить правило,
согласно которому судам подведомственны
дела об оспаривании действий (бездействия)
властных структур, ограничивающих права
на землю. Именно посредством судебной
процедуры следует устранять неопределенность
в правах и обязанностях субъектов земельных
правоотношений. Там, где отсутствует
спор, ограничение прав на землю в рамках
установленной законом процедуры возможно
в административном порядке с сохранением
права обращения в суд в связи с действиями
(бездействием) властных структур. В данном
случае не имеется в виду судебный порядок,
предусмотренный ст. ст. 54 и 55 ЗК, поскольку
он имеет иную целевую направленность
и природу.
10. Вызывает возражения формулировка п.
2 ст. 61 ЗК, возлагающего обязанность возмещения
гражданину или юридическому лицу убытков,
причиненных в результате издания незаконного
акта государственным органом исполнительной
власти, на этот орган. Данное правило
противоречит положениям ст. 1069 ГК, по
которым вред, причиненный гражданину
или юридическому лицу в результате незаконных
действий (бездействия) государственных
органов, органов местного самоуправления
либо должностных лиц этих органов, в том
числе в результате издания не соответствующего
закону или иному правовому акту акта
государственного органа или органа местного
самоуправления, подлежит возмещению
за счет соответственно казны Российской
Федерации, казны ее субъекта или казны
муниципального образования. Совершенно
очевидно, что указание на исполнительный
орган государственной власти как на субъект
возмещения вреда не только противоречит
закрепленным в гражданском законодательстве
основополагающим правилам, но и сужает
состав властных структур, поскольку за
рамками ответственности остаются другие
ветви власти, включая органы местного
самоуправления и должностных лиц.
Во избежание приведенной коллизии, думается,
достаточно указания на возможность возмещения
данных убытков в соответствии с правилами
гражданского законодательства.