Контрольная работа по "Земельному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 22:27, контрольная работа

Описание работы

Теоретическое задание: Сопоставьте категории земель по целевому назначению по следующим критериям: 1) основное целевое назначение земельных участков, 2) возможность существования государственной, муниципальной и частной форм собственности, 3) порядок перевода в другую категорию, 4) юридические признаки, позволяющие отграничить земельные участки одной категории от другой, 5) особенности прав и обязанности правообладателей земельных участков.

Содержание работы

1.Теоретическое задание 3
2.Задача 21
Список источников 24

Файлы: 1 файл

земельное право.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1.Теоретическое задание        3

2.Задача           21

Список источников         24

 

 

 

Теоретическое задание: Сопоставьте категории земель по целевому назначению по следующим критериям: 1) основное целевое назначение земельных участков, 2) возможность существования государственной, муниципальной и частной форм собственности, 3) порядок перевода в другую категорию, 4) юридические признаки, позволяющие отграничить земельные участки одной категории от другой, 5) особенности прав и обязанности правообладателей земельных участков.

 

Категория

земель

Основное целевое назначение земельных участков

Возможность сущест-вования государствен-ной, муниципальной и частной форм собственности

Порядок перевода в другую категорию

Юридические признаки, позволяющие отграничить земельные участки одной категории от другой

Особеннос-ти прав и обязанности правооб-ладателей земельных участков

1) земли сельскохозяй-ственного назначения

могут использоваться для ведения  сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей

Возможны все формы собственности 

Перевод в другую категорию допускается  в исключительных случаях, связанных:

1) с консервацией земель;

2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;

3) с установлением или изменением  черты населенных пунктов;

4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;

5) с включением непригодных  для осуществления сельскохозяйственного  производства земель в состав  земель лесного фонда, земель  водного фонда или земель запаса;

 6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

7) с выполнением международных  обязательств Российской Федерации,  обеспечением обороны страны  и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

8) с добычей полезных ископаемых  при наличии утвержденного проекта  рекультивации земель;

9) с размещением объектов социального,  коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

Перевод земель, кадастровая стоимость  которых на 50% и более превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, в другую категорию не допускается, за исключением, установленных законом случаев.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского  хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Земли этой категории могут использоваться гражданами, в т.ч. ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые  многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

 

2) земли населенных  пунктов

Застройка и развитие населенных пунктов

Возможны все формы собственности

Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Сведения о кадастровых номерах  земельных участков, включенных в  границы населенных пунктов или  исключенных из границ населенных пунктов (при наличии кадастровых карт (планов) таких земельных участков), в порядке, установленном ФЗ, направляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для внесения соответствующих изменений в документы государственного земельного кадастра.

В состав земель населенных пунктов  могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным  зонам:

1) жилым; 2)общественно-деловым; 3)производственным; 4)инженерных и транспорт-ных инфра-структур; 5)рекреационным; 6)сельскохозяйственного использования; 7)специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

Правилами землепользования и застройки  устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

 Для земельных участков, расположенных  в границах одной территориальной  зоны, устанавливается единый градостроительный  регламент. Градостроительный регламент  территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

3) земли промышлен-ности,  энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

используются или предназначены  для обеспечения деятельности организаций  и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации

Земли для обеспечения космической  деятельности, обороны и безопасности находятся в государственной  собственности.

Для остальных земель данной категории  возможны все формы собственности

Перевод земель промышленности и иного  специального назначения или земельных  участков в составе таких земель, которые нарушены, загрязнены или  застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

Перевод земель промышленности и иного  специального назначения или земельных  участков в составе таких земель, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность, в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера  специальных задач, для решения  которых они используются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения,  информатики;

5) земли для обеспечения космической  деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

В состав таких земель в целях  обеспечения безопасности населения  и создания необходимых условий  для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных  и ядерно-опасных объектов, пунктов  хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

 Земельные участки, которые  включены в состав таких зон,  у собственников земельных  участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Порядок использования отдельных  видов земель промышленности и иного  специального назначения, а также  установления зон с особыми условиями  использования земель данной категории, если иное не установлено ЗК РФ, определяется:

1) Правительством РФ в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;

2) органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов РФ;

3) органами местного самоуправления  в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

4) земли особо охраняемых  территорий и объектов

К землям особо охраняемых территорий относятся земли:

1) особо охраняемых природных  территорий, в том числе лечебно-оздоровительных  местностей и курортов;

2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;

4) историко-культурного назначения;

5) иные особо ценные земли

Земли особо охраняемых природных  территорий не могут быть в частной собственности. К остальным землям данной категории применимы все формы собственности.

Перевод в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической  экспертизы и иных установленных  федеральными законами экспертиз в  соответствии с законодательством  РФ об охране окружающей среды в  случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.

Перевод земель другой категории или  земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае:

1) создания особо охраняемых  территорий;

2) создания туристско-рекреационных  особых экономических зон;

3) в иных установленных  ЗК РФ и др. федеральными законами случаях.

Установление или изменение  границ туристско-рекреационной особой экономической зоны, а также включение  земельных участков в границы  туристско-рекреационной особой экономической  зоны либо исключение земельных участков из границ туристско-рекреационной особой экономической зоны является переводом земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов.

 Сведения о кадастровых  номерах земельных участков, включенных  в границы туристско-рекреационной  особой экономической зоны или  исключенных из границ туристско-рекреационной особой экономической зоны, направляются в порядке, предусмотренном ФЗ, органом управления особой экономической зоной в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для внесения соответствующих изменений в документы государственного земельного кадастра.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Запрещается деятельностьне связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов РФ. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

На землях особо охраняемых природных  территорий федерального значения запрещаются:1)предоставление садоводческих и дачных участков;

2)строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;

3) движение и стоянка механических  транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

4) иные виды деятельности, запрещенные  федеральными законами.

  на землях территорий лечебно-оздоровительных  местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством.

  на землях территорий лечебно-оздоровительных  местностей и курортов устанавливаются  округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. 

В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая  их целевому назначению.

Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются

 На отдельных землях историко-культурного  назначения, в т.ч.землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации может быть запрещена любая хозяйственная деятельность

На собственников земельных  участков особо ценных земель, землепользователей, землевладельцев и арендаторов  таких земельных участков возлагаются  обязанности по их сохранению. Сведения об особо ценных землях должны указываться в документах государственного земельного кадастра, документах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иных удостоверяющих права на землю документах.

5) земли лесного фонда

Для ведения лесного хозяйства

Возможна только государственная собственность

Перевод земель лесного фонда, занятых  защитными лесами, или земельных  участков в составе таких земель, за исключением земель лесного фонда, на которых расположены зеленые  зоны, или земельных участков в  составе таких земель, в земли других категорий разрешается в случае:

1) организации особо охраняемых  природных территорий;

2) установления или изменения  границ населенных пунктов;

3) размещения объектов государственного  или муниципального значения  при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

 Перевод земель лесного фонда,  на которых расположены зеленые  зоны, или земельных участков  в составе таких земель в  земли других категорий разрешается  в случае размещения линий  электропередачи, линий связи,  дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также по решению Правительства РФ в случае размещения аэродромов.

К землям лесного фонда относятся  лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью  и не покрытые ею, но предназначенные  для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Использование, охрана, защита, воспроизводство  лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Леса, расположенные на землях лесного  фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

6) земли водного фонда

К землям водного фонда относятся  земли:

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и  иными сооружениями, расположенными  на водных объектах.

Возможны все формы собственности

Перевод земель водного фонда или  земельных участков в составе  таких земель в другую категорию допускается в случаях:

1) создания особо охраняемых  природных территорий;

2) установления или изменения  границ населенных пунктов;

3) размещения объектов государственного  или муниципального значения  при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;

4) прекращения существования водных  объектов, изменения русла, границ  и иных изменений местоположения  водных объектов, в том числе  связанных с созданием искусственных  земельных участков в случаях,  предусмотренных федеральными законами, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

2. Перевод земель другой категории  или земельных участков в составе  таких земель в земли водного  фонда допускается в случае:

1) если земли заняты водными объектами; 2) строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах;

3) изменения русла рек и иных изменений местоположения водных объектов.

На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков.

Собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, примыкающих  к поверхностным водным объектам, пользуются правами и выполняют  обязанности землеобладателей и  водопользователей. Однако эти права могут быть законодательством ограничены, например, в водоохранных зонах, а обязанности дополнены в связи с повышенным режимом охраны земель, примыкающих к водным объектам.

 

7) земли запаса

Не используются

Государственная или муниципальная собственность

Перевод земель-ного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осущес-твляется только после формиро-вания в установ-ленном порядке земельного учас-тка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного учас-тка из состава земель запаса в другую катего-рию земель.

К землям запаса относятся земли, находящиеся  в государственной или муниципальной  собственности и не предоставленные  гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель.

Использование земель запаса допускается  после перевода их в другую категорию


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условие задачи:

Горнодобывающее предприятие  получило в установленном порядке лицензию на дальнейшее расширение разработки месторождения железной руды и приступило к ее добыче. Жители расположенных вблизи рудника деревень на сходах выразили несогласие с решением о расширении предприятия, поскольку оно не привело ранее представленные земли в состояние, пригодное для использования. На земле выработок остались завалы породы, разбросана испорченная техника, образовались болота. Постановления сходов были направлены прокурору района, который принес протест на решение областной администрации о предоставлении предприятию нового земельного участка для добычи руды и выдачи лицензии.

Определите, какие нарушения  земельного и горного законодательства в деятельности предприятия усмотрены  прокурором, что явилось основанием для постановки вопроса о пересмотре решения областной администрации?

С какого момента предприятие  вправе начать разработку месторождения  руды на новом участке? Могли ли граждане самостоятельно реализовать принятые на сходах решения? Если да, то каким образом?

 

Решение задачи:

В деятельности предприятия имеются нарушения земельного и горного законодательства: Горнодобывающее предприятие нарушило п. 4 ст. 88 ЗК РФ, в  соответствии с которым организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. В данном случае ранее отработанные земли не были восстановлены.

Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (ст. 11 Закона РФ «О недрах»).

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца  на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

 Лицензия удостоверяет  право проведения работ по  геологическому изучению недр, разработки  месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Горный отвод является составной частью лицензии на пользование  недрами. Порядок предоставления горных отводов и определения их границ при предоставлении лицензий на пользование  недрами для добычи полезных ископаемых на территории Российской Федерации, в пределах континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны Российской Федерации устанавливают органы государственного горного надзора (см. Инструкцию по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденную Госгортехнадзором РФ, МПР РФ 31.12.1997 г., 7.02.1998 г. N 58, 56 (с изменениями от 13.07.2006 г.))

В соответствии с п. 5 указанной  Инструкции добыча полезных ископаемых осуществляется после получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода и в пределах этих границ. Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращаются без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами.

Законом «О недрах» (ст. 49) предусмотрена ответственность лиц, виновных в не приведении участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

Граждане могут самостоятельно реализовать принятые на сходах решения путем обращения в суд, так как в соответствии со ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

 

Список источников:

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. - № 44. – Ст. 4147.
  2. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1992. - N 16. - Ст. 834.
  3. Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" // СЗ РФ. – 2004. - N 52 (часть I). – Ст. 5276.
  4. Постановление Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1992. - N 33. – Ст. 1917.
  5. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. – М.: Издательство Тихомирова М.Ю., 2009.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Земельному праву"