Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 18:28, контрольная работа
Актуальность темы исследования. Реалии новой России требуют разрешения многовековой несправедливости в отношениях к крестьянской земле, полномасштабного исследования роли права и государства в процессе проведения земельных реформ с целью выработки эффективного механизма регулирования земельных отношений и отражения их в правовой системе. Предмет исследования — управленческо-правовое развитие земельных реформ в различных социальных и экономических системах. Объект исследования — земельные реформы и их государственно-правовое регулирование в России в 90-е годы.
Введение……………………………………………….................…………..2
1. Начало реформы………………………………….............……………6
2. Первые правовые акты земельной реформы……….............………..8
3. Земельная реформа и развитие земельных отношений в постсоветский период…………………………..................................................…………….10
4. Земельный кодекс РФ 2001 года……………………...............………15
5. Заключение…………………………………………...............………...18
6. Список литературы…………………………………........………..20
Новый этап развития земельного
законодательства относится к периоду
так называемой перестройки. В 1989 г.
была предпринята попытка
Земельная реформа в Российской Федерации началась в 1990 г. Следует различать два этапа: 1–й этап, когда она развивалась на основе ранее действовавшей Конституции РСФСР 1978 г., и 2–й этап, когда была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. новая Конституция.
В 1990—1991 гг. велась разработка нового Земельного кодекса. 25 апреля 1991 г. он был принят. Это — основной земельный законодательный акт, в котором урегулированы все земельные общественные отношения нового земельного строя.
Но Кодекс не мог выйти за рамки Конституции, в которой был установлен 10-летний мораторий на продажу (передачу) земельных участков. Свободно разрешалась только купля-продажа земли государством у граждан и, наоборот, гражданами у государства.
Серьезнейшей новизной и революционным завоеванием ЗК РСФСР явилось установление судебного разрешения всех земельных споров. Раньше они рассматривались только в административном порядке (до этого суды рассматривали лишь один спор — о пользовании земельным участком его собственниками в городе).
Президент Российской Федерации решил регулировать ход реформы своими Указами. 27 декабря 1991 г. Президент Российской Федерации принял Указ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы'". Указ установил продажу (передачу в собственность) колхозниками и работниками совхозов своих земельных долей:
— при выходе на пенсию (по старости или инвалидности);
— при переселении в другую местность;
— при передаче в собственность по наследованию;
— при внесении вырученных
средств в местную
Колхозники, работники совхозов получили право продавать свои участки другим работникам совхозов или колхозникам либо лицам, вступающим в члены колхоза или поступающим на работу в совхоз.
Таким образом, права указанных граждан на продажу земельных участков были расширены по сравнению с Конституцией и ЗК РСФСР.
Из названных положений Указа исходило и постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года о реорганизации колхозов и совхозов, в котором предписывалось колхозам и совхозам перерегистрироваться в новые формы хозяйствования (АО, товарищества, кооперативы и др.). Это противоречило Конституции и ЗК РСФСР, но Конституционный Суд не отреагировал на это. Реформа продолжилась.
Законодательными актами Верховного Совета Российской Федерации регулировались и регулируются плата за землю (Закон от 11 октября 1991 г. с дополнениями и изменениями); залог земли (Закон от 29 мая 1992 г.) и ряд других. Признано необходимым принять закон об ипотеке.
Законодательный орган —
Верховный Совет Российской Федерации,
со своей стороны, принимал законы,
направленные на дальнейшее расширение
права частной собственности
на землю. В Конституцию РФ (ст. 12)
были внесены дополнение и изменение,
которыми разрешалась свободная
купля-продажа земельных
— личного подсобного хозяйства;
— садоводства;
— дачного строительства;
— индивидуального жилищного строительства.
Конституция и Закон не позволяли регулировать земельные отношения с учетом требований земельной реформы. Поэтому Президент Российской Федерации стал регулировать их в указном порядке.
Указом Президента Российской
Федерации о регулировании
24 декабря 1993 г. Б. Ельцин,
незаконно продолжавший
В соответствии с Указом
Б. Ельцина «Об Основных положениях
Государственной программы
Ельциновский указ "О реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г. еще более расширял земельную реформу. Указом были предусмотрены меры по закреплению прав граждан на земельные участки и доли и на свободное распоряжение ими в самых различных формах для развития сельскохозяйственного производства, свободного выхода для организаций фермерских хозяйств; не ограничиваются размеры приусадебных участков; предоставлено право на получение земли специалистам сельского хозяйства; предусмотрено право местных органов власти выкупа у крестьян земельных долей для перепродажи их другим лицам, желающим вести сельскохозяйственное производство, и т. д. назначения» от 24 июля 2002 г.
Период «указного» регулирования
земельных отношений
28 сентября 2001 года Государственной
Думой Российской Федерации
В Статье 1 земельного кодекса приведены принципы земельного законодательства:
1) учет значения земли
как основы жизни и
2) приоритет охраны земли
как важнейшего компонента
3) приоритет охраны жизни
и здоровья человека, согласно
которому при осуществлении
4) участие граждан и
общественных организаций (
5) единство судьбы земельных
участков и прочно связанных
с ними объектов, согласно которому
все прочно связанные с
6) приоритет сохранения
особо ценных земель и земель
особо охраняемых территорий, согласно
которому изъятие ценных
7) платность использования
земли, согласно которому
8) деление земель по
целевому назначению на
9) разграничение государственной
собственности на землю на
собственность Российской
10) дифференцированный подход
к установлению правового
11) сочетание интересов
общества и законных интересов
граждан, согласно которому
При регулировании земельных
отношений применяется принцип
разграничения действия норм гражданского
законодательства и норм земельного
законодательства в части регулирования
отношений по использованию земель,
а также принцип
Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства.
Для истории нашей страны, ее внутреннего развития осуществление земельных реформ в России сводило их лишь к продовольственной проблеме и мало затрагивало правовое решение земельных вопросов и укрепление статуса крестьянства.
К середине 90-х гг. сложилась многоуровневая система земельного законодательства. Такое состояние законодательства осложнило и запутало правоприменительную деятельность, стало тормозом на пути дальнейших преобразований и требовало создания единого кодифицированного акта.
В связи с принятием в 1993 г. Конституции Российской Федерации, многие положения Земельного кодекса 1991г. устарели и были признаны недействующими. Все это обусловило необходимость разработки нового Земельного кодекса Российской Федерации. Хотя земля перешла в частные руки, но на этой земле работать некому. В деревнях остались в основном пожилые люди, а у молодых нет сельскохозяйственной техники, чтобы обрабатывать землю. Да и разучился крестьянин за годы Советской власти трудиться на земле. Вот и лежат по всей России тысячи нераспаханных гектаров земли. Государство старается решить проблемы с помощью предоставления кредитов личным подсобным хозяйствам и агропромышленным комплексам. Но эти кредиты не может получить крестьянин со средним доходом.
Информация о работе Контрольная работа по «Земельному праву»