Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 16:31, реферат
Описание работы
Земля - один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей - ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).
Содержание работы
Введение.................................................................................................................... I. Понятие и общая характеристика земель лесного фонда.................................. II. Управление землями лесного фонда.................................................................. III. Использование земель лесного фонда............................................................. IV. Ответственность за нарушение законодательства об использовании и охране лесов и земель лесного фонда.................................................................. Заключение............................................................................................................. Список использованной литературы...................................................................
В соответствии
с преамбулой Лесного кодекса РФ регулирование
лесных отношений осуществляется с учетом
представлений о лесе как совокупности
лесной растительности, земли, животного
мира и других компонентов окружающей
природной среды, имеющей важное экологическое,
экономическое и социальное значение.
В научной литературе встречается также
следующее определение леса - это основной
тип растительности, господствующий ярус
которого образован деревьями одного
или нескольких видов, с сомкнутыми кронами.
Следует также
подчеркнуть, что лес, в соответствии со
ст. 130 Гражданского кодекса Российской
Федерации, является самостоятельным
объектом гражданских правоотношений
и является недвижимостью.
II. Управление землями
лесного фонда
Федеральным
органом исполнительной власти общей компетенции,
осуществляющим государственное управление
в области использования, охраны, защиты
лесного фонда и восстановления лесов,
является Правительство Российской Федерации,
осуществляющее государственное управление
непосредственно или через уполномоченные
им федеральные органы исполнительной
власти.
Федеральным органом
специальной компетенции в данной
сфере является Министерство природных
ресурсов Российской Федерации, обеспечивающее
рациональное использование, охрану, защиту
лесного фонда и воспроизводство
лесов в интересах Российской Федерации
и ее субъектов. Оно осуществляет возложенные
на него функции как непосредственно,
так и через свои территориальные органы.
Постановлением
Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 283 «Положение
о Федеральном агентстве лесного хозяйства»
определены полномочия Федерального агентства
лесного хозяйства. Теперь именно это
агентство является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по оказанию государственных
услуг, управлению государственным имуществом
и правоприменительные функции в сфере
лесного хозяйства.
Основные
функции Федерального агентства
лесного хозяйства следующие: обеспечение
рационального, непрерывного и неистощительного
лесопользования, воспроизводства, охраны
и защиты лесов, объектов животного
мира; семеноводство, сохранение полезных
свойств леса; предоставление прав пользования
участками лесного фонда; обеспечение
проведения лесоустройства; мониторинг
лесов; учет лесного фонда, отнесение в
установленном порядке лесов к группам
лесов и категориям защитности лесов первой
группы, а также перевод лесов из одной
группы лесов или из категории защитности
лесов первой группы соответственно в
другую группу или категорию; ведение
государственного лесного кадастра; рассмотрение
ходатайств о переводе лесных земель в
нелесные и переводе земель лесного фонда
в земли иных категорий.
Государственный
контроль за использованием, охраной,
защитой лесного фонда и воспроизводством
лесов закрепили как одну из функций
Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Территориальные
органы управления лесным хозяйством
включают в себя органы управления
лесным хозяйством в субъектах Российской
Федерации и лесхозы федерального
управления лесным хозяйством, в том
числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные
лесхозы.
Свой
перечень функций имеется и у
субъекта РФ в области использования, охраны,
защиты лесного фонда и воспроизводства
лесов, которые перечислены в ст. 47 Лесного
кодекса РФ. К полномочиям органов государственной
власти субъектов Российской
Федерации, осуществляемым за счет субвенций
из федерального бюджета, относятся:
тушение
лесных пожаров в лесном фонде
на территории субъекта Российской Федерации;
осуществление
прав владения, пользования и распоряжения
лесами, ранее находившимися
во владении сельскохозяйственных организаций,
их охрана, защита и воспроизводство. В
том числе к этим полномочиям относятся:
принятие
решений о предоставлении участков
лесного фонда в аренду, безвозмездное
пользование и краткосрочное
пользование;
организация
и проведение лесных конкурсов и
лесных аукционов;
определение
ставок лесных податей;
выдача
лесорубочного билета, ордера и (или)
лесного билета;
разрешение
проведения в лесном фонде строительных
работ, добычи полезных ископаемых, прокладки коммуникаций
и выполнения иных работ, не связанных
с ведением лесного хозяйства и осуществлением
лесопользования, если для этого не требуется
перевода лесных земель в нелесные земли
или перевода земель лесного фонда в земли
других категорий;
обеспечение проведения лесоустройства;
обеспечение
воспроизводства лесов;
обеспечение
защиты лесов от вредителей и болезней
леса;
проведение
мероприятий по профилактике лесных
пожаров, противопожарному обустройству.
Основными
задачами государственной лесной охраны
Российской Федерации,
в соответствии с указанным постановлением,
являются:
обеспечение
охраны и защиты лесов, объектов животного
мира и среды их обитания на землях
лесного фонда;
осуществление
государственного контроля за состоянием,
использованием, охраной, защитой лесного
фонда и воспроизводством лесов, а также
в лесах, не входящих в лесной фонд;
организация
пользования лесным фондом.
III. Использование земель лесного
фонда
Объекты
земельных и лесных отношений
используются и охраняются с учетом
многофункционального
значения лесов и признания их основным
средством производства в лесном хозяйстве,
а также экологического и рекреационного
значения лесов. Участки лесного фонда
должны быть обозначены в натуре с помощью
лесохозяйственных знаков и (или) указаны
в планово-картографических материалах
(лесных картах). Включение земельных участков
в состав лесного фонда и их изъятие из
него осуществляются в соответствии с
лесным и земельным законодательством
России.
Лесной
фонд находится в федеральной
собственности. Граждане в соответствии
с вышеназванными целями использования
земель лесного фонда имеют право свободно
и бесплатно пребывать на землях лесного
фонда, собирать для собственных нужд
ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения,
охотиться. Однако это может быть ограничено
на основе законодательства в интересах
пожарной безопасности лесов или ведения
орехово-промыслового, лесоплодового
либо лесосеменного хозяйства.
Участки
лесного фонда предоставляются
гражданам и юридическим лицам
на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного
пользования, концессии, краткосрочного
пользования и др. Промышленные лесопользователи
обязаны соблюдать условия договоров,
не оставлять недорубов и заготовленной
древесины в местах рубок по истечении
срока ее вывозки, осуществлять лесовосстановительные
мероприятия, соблюдать санитарные правила
и выполнять иные обязанности, предусмотренные
земельным и лесным законодательством.
Использование
земель лесного фонда регулируются
ЗК и лесным законодательством. Лесное
законодательство, учитывая биологическую
сущность леса и основываясь на мнении
науки о лесоводстве, рассматривает лес
и лесной фонд как неразрывно связанные
между собой лесную растительность и землю,
на которой она произрастает. В связи с
этим лесное законодательство регулирует
отношения в области использования и охраны
земель. ЗК регулирует отношения в области
использования и охраны земель с учетом
данного обстоятельства.
Характеристика
леса как совокупности земли и
лесной растительности, а лесного
фонда - как леса и земель, не покрытых
лесной растительностью, требует определить
режим использования и охраны земель лесного
фонда в соответствии с лесным законодательством.
Права
на участки лесного фонда, основания
и порядок их возникновения и
прекращения устанавливаются лесным законодательством.
Указанные вопросы в отношении земли,
входящей в состав участка лесного фонда,
также решаются в рамках лесного законодательства.
На
землях лесного фонда осуществляются
лесоустройство, лесопользование, охрана
и воспроизводство лесов, ведется лесное хозяйство
в соответствии с лесным, а не земельным
законодательством.
В силу
специфики правового режима земель
лесного фонда земельное законодательство
в значительной части оказывается
не применимым к землям лесного фонда.
Логика регулирования земельных и лесных
отношений и понимания леса как совокупности
лесной растительности и земли больше
всего прослеживается в Особенной части
Лесного кодекса РФ, где предусматриваются
особенности использования:
лесного
фонда - заготовка древесины, способы рубок в зависимости
от групп лесов и категорий защитности
лесов 1-й группы, правила рубки, организация
и порядок заготовки древесины при рубках,
объем заготовки древесины при рубках
главного пользования, определение объема
заготовки древесины при рубках промежуточного
пользования и прочих рубках, порядок
заготовки живицы (сиропообразного смолистого
вещества, выделяющегося при ранении хвойных
деревьев, основного сырья для получения
канифоли и скипидара), порядок заготовки
второстепенных лесных ресурсов и осуществления
побочного лесопользования, пользования
участками лесного фонда для нужд охотничьего
хозяйства, для культурно-оздоровительных,
туристических и спортивных целей, в пограничных
зонах, на особо охраняемых природных
территориях;
лесов,
не входящих в лесной фонд, - это леса,
расположенные на землях обороны, на землях
городских поселений (бывшие городские
леса, порядок ведения которых теперь
относится к компетенции органов государственной
власти субъектов Федерации и органов
местного самоуправления. Государственный
контроль эти органы призваны осуществлять
вместе с федеральным органом управления
лесным хозяйством и государственным
органом исполнительной власти в области
охраны окружающей среды);
древесно-кустарниковой
растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного
назначения, железнодорожного транспорта,
автомобильного транспорта и водного
фонда.
Таким
образом, на землях лесного фонда
могут осуществляться следующие
виды лесопользования:
- заготовка
древесины;
- заготовка
живицы;
- заготовка
второстепенных лесных
ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых,
сосновых, еловых лап, новогодних елок
и др.);
- побочное
лесопользование (сенокошение, пастьба
скота, размещение ульев и пасек,
заготовка и сбор дикорастущих
плодов, ягод, орехов, других пищевых
лесных ресурсов,
лекарственных растений и технического
сырья, сбор мха, лесной подстилки, камыша
и другие виды побочного лесопользования);
- пользование
участками лесного фонда для
нужд охотничьего хозяйства;
- пользование участками
лесного фонда для научно-исследовательских
целей;
- пользование участками
лесного фонда для культурно-оздоровительных,
туристических и спортивных целей.
Использование
участков лесного фонда может
осуществляться как с изъятием лесных
ресурсов, так и без такового.
Участки лесного фонда предоставляются
для осуществления одного вида лесопользования
или нескольких, а также одному или нескольким
лесопользователям.
IV. Ответственность
за нарушение законодательства об использовании
и охране лесов и земель лесного фонда
В соответствии
со ст. 75 Федерального
закона «Об охране окружающей среды» за
нарушение законодательства в области
охраны окружающей среды устанавливается
имущественная, дисциплинарная, административная,
уголовная ответственность в соответствии
с законодательством. Лесной кодекс Российской
Федерации в ст. 110, 111 также закрепляет
наступление административной, уголовной
и имущественной ответственности за нарушение
лесного законодательства. Ответственность
наступает как для граждан, так и для юридических,
должностных лиц.
В соответствии с указанным
постановлением предусмотрена имущественная
ответственность за 19 видов нарушения.
Среди которых следует отметить: