Лесной кодекс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:40, реферат

Описание работы

С 1 января 2007 г. вступил в силу новый Лесной кодекс Российской Федерации. Проект нового Лесного кодекса, разработанный в 2003 году Министерством экономического развития и торговли, стал самым спорным российским законопроектом природно-ресурсного блока за последнее десятилетие. Проект вызвал крайне негативные оценки

Файлы: 1 файл

Лесной кодекс.docx

— 15.81 Кб (Скачать файл)

Земли лесного фонда занимают более половины территории России (59%). Их общая площадь составляет 838 млн. га. Правовой режим земель лесного  фонда во многом обусловлен правовым режимом расположенных на них  лесов. В силу ст. 3 ЗК РФ к отношениям по охране лесов, вод применяется  соответственно лесное и водное законодательство.

Согласно Лесному кодексу  РФ:

  • лесное законодательство регулирует лесные отношения, т.е. распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд, и на земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью;
  • лесное и земельное законодательство регулирует отношения в сфере использования и охраны земель лесного фонда;
  • гражданское, земельное, водное законодательство, законодательство о растительном мире, соответствующие статьи Лесного кодекса регулируют отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно - кустарниковой растительности (ст. 5);
  • гражданское и иное законодательство Российской Федерации регулирует отношения по использованию различных видов лесной продукции.

С 1 января 2007 г. вступил в  силу новый Лесной кодекс Российской Федерации. Проект нового Лесного кодекса, разработанный в 2003 году Министерством  экономического развития и торговли, стал самым спорным российским законопроектом природно-ресурсного блока за последнее  десятилетие. Проект вызвал крайне негативные оценки

К числу основных проблем  нового Лесного кодекса и Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса" относятся следующие.

  • Ликвидация экологической экспертизы проектной документации, связанной с использованием лесов и земель лесного фонда (закон о введении в действие, ст. 19). Фактически ликвидируется единственный механизм, дающий возможность экспертной оценки экологической безопасности
  • Создание условий для роста захватов земель защитных лесов под застройку с соответствующими ограничениями доступа граждан в леса и нарушением экосистемных функций защитных лесов в густонаселенных районах России.
  • Создание условий для нерегулируемой приватизации лесов без возложения на собственников обязательств, связанных с охраной леса как элемента природной среды.
  • Отсутствие положений, стимулирующих лесопользователей к ведению лесного хозяйства и воспроизводству лесов.
  • Разрушение существующей системы органов лесного хозяйства и государственной лесной охраны без явного указания на то, как должна быть организована новая система.
  • Объединение полномочий по организации использования и контролю за использованием лесных ресурсов у органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (которые в первую очередь заинтересованы в их использовании), что приведет к резкому ослаблению контроля в области организации лесопользования
  • Возможность застройки земель национальных парков под видом строительства, реконструкции и эксплуатации физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений и объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур (ст.18 Федерального закона «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).
  • Изобилие формулировок и положений, или допускающих множественное толкование, или требующих для своего толкования специальных нормативов и инструкций.
  • Уничтожение одной из важнейших категорий защитности лесов первой группы - запретных полос лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб.
  • Создание условий для массового сокращения занятости в лесном секторе, в первую очередь в лесных деревнях и поселках, где альтернативной занятости практически нет. Массовое сокращение становится возможным из-за реформы органов лесоуправления (потеря до 150 тысяч рабочих мест в ближайшие два года) и исключительно аукционного порядка предоставления аренды, не позволяющего учитывать социальную значимость лесопользователей (потеря до 350 тысяч рабочих мест в ближайшие два-три года).

 

Особо следует отметить, что  статья 12 Федерального закона "О  введении в действие Лесного кодекса", вступившего в силу с момента  опубликования (8 декабря 2006 г.), отменяет законодательную основу для выписки  лесорубочных билетов на проведение рубок главного пользования на арендных участках.

В совокупности указанные  недостатки нового Лесного кодекса  неизбежно приведут к серьезному ухудшению экологической обстановки в лесах России и социальной напряженности  в лесных деревнях и поселках. Нищета и безработица в лесных поселках, в сочетании со слабостью государственного контроля за лесами, являются главными причинами незаконных рубок в России.

Неправительственные организации  считают, что перед представлением в Думу в проект Лесного кодекса  необходимо внести изменения, отвечающие следующим принципам:

1. Лес - не просто государственное  имущество, которому надо побыстрее найти эффективного собственника, а особого рода природный ресурс, имеющий не только экономическое, но и жизнеобеспечивающее экологическое значение как "основа жизни и деятельности народов" (ст. 9 Конституции России).

2. Масштабная передача  земель лесного фонда в частную  собственность является опасной  для будущего России, так как  передача некоторых категорий  защитных лесов в частную собственность  ослабит их защитные и экологические  функции. 

3. Недопустимо создавать  правовые предпосылки, позволяющие  арендаторам и собственникам  ограничивать по своей воле  пребывание граждан в лесах. 

4. Введение в действие  нового Кодекса не должно создавать  возможность уничтожения региональных  и местных особо охраняемых  природных территорий, а также  препятствовать образованию новых. 

5. Законопроект не должен  ослаблять существующие ограничения  на лесопользование в защитных  лесах, что приведёт к их  вырубке, в том числе под  видом санитарных рубок и рубок  ухода. 

6. Принятие нового Кодекса  не должно привести к разрушению  еще сохранившейся системы лесхозов.


Информация о работе Лесной кодекс