Земли лесного фонда занимают
более половины территории России (59%).
Их общая площадь составляет 838 млн.
га. Правовой режим земель лесного
фонда во многом обусловлен правовым
режимом расположенных на них
лесов. В силу ст. 3 ЗК РФ к отношениям
по охране лесов, вод применяется
соответственно лесное и водное законодательство.
Согласно Лесному кодексу
РФ:
- лесное
законодательство регулирует лесные отношения,
т.е. распространяется на леса, входящие
и не входящие в лесной фонд, и на земли
лесного фонда, не покрытые лесной растительностью;
- лесное
и земельное законодательство регулирует
отношения в сфере использования и охраны
земель лесного фонда;
- гражданское,
земельное, водное законодательство, законодательство
о растительном мире, соответствующие
статьи Лесного кодекса регулируют отношения
в области использования, охраны, защиты
и воспроизводства древесно - кустарниковой
растительности (ст. 5);
- гражданское
и иное законодательство Российской Федерации
регулирует отношения по использованию
различных видов лесной продукции.
С 1 января 2007 г. вступил в
силу новый Лесной кодекс Российской
Федерации. Проект нового Лесного кодекса,
разработанный в 2003 году Министерством
экономического развития и торговли,
стал самым спорным российским законопроектом
природно-ресурсного блока за последнее
десятилетие. Проект вызвал крайне негативные
оценки
К числу основных проблем
нового Лесного кодекса и Федерального
закона "О введении в действие
Лесного кодекса" относятся следующие.
- Ликвидация
экологической экспертизы проектной документации,
связанной с использованием лесов и земель
лесного фонда (закон о введении в действие,
ст. 19). Фактически ликвидируется единственный
механизм, дающий возможность экспертной
оценки экологической безопасности
- Создание
условий для роста захватов земель защитных
лесов под застройку с соответствующими
ограничениями доступа граждан в леса
и нарушением экосистемных функций защитных
лесов в густонаселенных районах России.
- Создание
условий для нерегулируемой приватизации
лесов без возложения на собственников
обязательств, связанных с охраной леса
как элемента природной среды.
- Отсутствие
положений, стимулирующих лесопользователей
к ведению лесного хозяйства и воспроизводству
лесов.
- Разрушение
существующей системы органов лесного
хозяйства и государственной лесной охраны
без явного указания на то, как должна
быть организована новая система.
- Объединение
полномочий по организации использования
и контролю за использованием лесных ресурсов
у органов власти субъектов РФ и органов
местного самоуправления (которые в первую
очередь заинтересованы в их использовании),
что приведет к резкому ослаблению контроля
в области организации лесопользования
- Возможность
застройки земель национальных парков
под видом строительства, реконструкции
и эксплуатации физкультурно-оздоровительных,
спортивных и спортивно-технических сооружений
и объектов инженерной, транспортной и
социальной инфраструктур (ст.18 Федерального
закона «О введение в действие Лесного
кодекса Российской Федерации»).
- Изобилие
формулировок и положений, или допускающих
множественное толкование, или требующих
для своего толкования специальных нормативов
и инструкций.
- Уничтожение
одной из важнейших категорий защитности
лесов первой группы - запретных полос
лесов, защищающих нерестилища ценных
промысловых рыб.
- Создание
условий для массового сокращения занятости
в лесном секторе, в первую очередь в лесных
деревнях и поселках, где альтернативной
занятости практически нет. Массовое сокращение
становится возможным из-за реформы органов
лесоуправления (потеря до 150 тысяч рабочих
мест в ближайшие два года) и исключительно
аукционного порядка предоставления аренды,
не позволяющего учитывать социальную
значимость лесопользователей (потеря
до 350 тысяч рабочих мест в ближайшие два-три
года).
Особо следует отметить, что
статья 12 Федерального закона "О
введении в действие Лесного кодекса",
вступившего в силу с момента
опубликования (8 декабря 2006 г.), отменяет
законодательную основу для выписки
лесорубочных билетов на проведение
рубок главного пользования на арендных
участках.
В совокупности указанные
недостатки нового Лесного кодекса
неизбежно приведут к серьезному
ухудшению экологической обстановки
в лесах России и социальной напряженности
в лесных деревнях и поселках. Нищета
и безработица в лесных поселках,
в сочетании со слабостью государственного
контроля за лесами, являются главными
причинами незаконных рубок в России.
Неправительственные организации
считают, что перед представлением
в Думу в проект Лесного кодекса
необходимо внести изменения, отвечающие
следующим принципам:
1. Лес - не просто государственное
имущество, которому надо побыстрее
найти эффективного собственника, а особого
рода природный ресурс, имеющий не только
экономическое, но и жизнеобеспечивающее
экологическое значение как "основа
жизни и деятельности народов" (ст. 9
Конституции России).
2. Масштабная передача
земель лесного фонда в частную
собственность является опасной
для будущего России, так как
передача некоторых категорий
защитных лесов в частную собственность
ослабит их защитные и экологические
функции.
3. Недопустимо создавать
правовые предпосылки, позволяющие
арендаторам и собственникам
ограничивать по своей воле
пребывание граждан в лесах.
4. Введение в действие
нового Кодекса не должно создавать
возможность уничтожения региональных
и местных особо охраняемых
природных территорий, а также
препятствовать образованию новых.
5. Законопроект не должен
ослаблять существующие ограничения
на лесопользование в защитных
лесах, что приведёт к их
вырубке, в том числе под
видом санитарных рубок и рубок
ухода.
6. Принятие нового Кодекса
не должно привести к разрушению
еще сохранившейся системы лесхозов.