Мониторинг городских земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 13:48, контрольная работа

Описание работы

Современные условия управления землепользованием в городах характеризуются переходом к правовым и экономическим способам регулирования земельных отношений, повышением внимания к экологическим проблемам землепользования. Поэтому возрастает роль мониторинга городских земель (МГЗ), который является системой мероприятий по наблюдению за состоянием городского земельного фонда для своевременного предупреждения и устранения последствий негативных процессов в городской среде. К мониторингу городских земель можно отнести систематические наблюдения всех процессов в городской среде, которые оказывают влияние на стоимость городских земель.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………..3
2. Социально-экономическая характеристика городской среды…………7
3. Город как система……………………………………………………….10
4.Оценка предотвращаемого ущерба……………………………………...14
5. Список использованной литературы………………………………..….16

Файлы: 1 файл

моя кр.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

1. Введение…………………………………………………………………..3

2. Социально-экономическая характеристика городской среды…………7

3. Город как система……………………………………………………….10

4.Оценка предотвращаемого ущерба……………………………………...14

5. Список использованной литературы………………………………..….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
1.Введение.

 
            Современные условия управления землепользованием в городах характеризуются переходом к правовым и экономическим способам регулирования земельных отношений, повышением внимания к экологическим проблемам землепользования. Поэтому возрастает роль мониторинга городских земель (МГЗ), который является системой мероприятий по наблюдению за состоянием городского земельного фонда для своевременного предупреждения и устранения последствий негативных процессов в городской среде. К мониторингу городских земель можно отнести систематические наблюдения всех процессов в городской среде, которые оказывают влияние на стоимость городских земель.

Под мониторингом земель понимается система наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Мониторинг в широком смысле понимается как процедура отслеживания изменений в тех или иных процессах, явлениях. Для организации мониторинга необходимо определить: регламент внесения изменений в эталонную базу (справочники, классификаторы, показатели, характеристики); ответственных за ведение эталонной базы; порядок распространения рабочих копий эталонной базы.

Мониторинг земель представляет собой новую научную дисциплину, специфика которой заключается в том, что, опираясь на действующее земельное законодательство, она представляет собой сложный синтез разделов других научных дисциплин (географии, землеустройства, архитектуры и градостроительства, экологии, медицины и так далее) и опирается на оригинальные методы исследования. Междисциплинарный синтез должен осуществляться в интересах повышения эффективности использования земель и обеспечивать безопасную жизнедеятельность населения.

При разработке и реализации системы МГЗ особое внимание уделяется  анализу изменений и негативных процессов на городских землях.

Результаты МГЗ необходимо учитывать при проектировании мероприятий  по рациональному использованию  и охране земель.

Специфика МГЗ по отношению к мониторингу земель вообще определяется функциональным назначением городских земель, а также их несельскохозяйственным использованием и многофункциональностью, незначительными размерами городских землепользований и землевладений, высокими требованиями к точности определения их границ и площадей, более крупными масштабами картографирования результатов мониторинга, большей насыщенностью территории объектами недвижимости (их пространственной концентрацией).

В городе земля должна рассматриваться не только как плоскость, но и как сумма некоторых подземных и надземных территорий. Поэтому здесь неизмеримо выше степень техногенного и антропогенного воздействия на все категории земель. Если земли города рассматривать как объект управления, то конечной целью мониторинга земель является сбор и постоянная актуализация информации для принятия управленческого решения. Воздействие на объект управления осуществляется при помощи обратной связи, посредством службы сбора земельных платежей с помощью государственной земельной инспекции или других территориальных органов земельного комитета. Основными функциональными задачами мониторинга земель являются:

· систематическое выявление  изменений в состоянии земельного фонда и обновление банка данных земельного кадастра;

· изучение и оценка негативных процессов;

· использование и  анализ данных контроля за использованием и охраной земель;

· информационное обеспечение  кадастровой оценки земель.

Объектом МГЗ является городской земельный фонд (с учетом наземных, надземных и подземных объектов) независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера их использования. Задачей МГЗ становится создание системы слежения за изменениями баланса земель. Сокращение доли земель общего пользования, лесопокрытых территорий, земель водного фонда прямо или косвенно сказывается на снижении удобств и комфортности проживания, экологическом состоянии территории. Ведение МГЗ должно осуществляться по единой методологии с соблюдением принципа взаимной совместимости информации, основанной на применении единой государственной системы координат, высот, картографических проекций, единых классификаторов, кодов, системы единиц, входных и выходных форматов.

Для получения необходимой  информации при осуществлении МГЗ  основными методами являются:

· дистанционное зондирование;

· наземные специальные  съемки и наблюдения (в том числе  с применением геодезических  приборов);

· современный и ретроспективный  анализ данных, получаемых в результате инвентаризации земель, проверок, обследований, контрольно-ревизионной работы.

В зависимости от размеров наблюдаемой территории выделяются различные уровни мониторинга. Различают  мониторинг региональный, городской (охватывающий площадь в пределах городской  черты с выделением земель, ограниченных границами административно-территориальных образований) и локальный (осуществляемый в границах административно-территориальных образований, на территориях отдельных землевладений и землепользований).

К городам различного ранга (по площади, численности населения, структуре производства) следует подходить дифференцированно. Для небольших городов нужно выделять следующие уровни мониторинга земель: локальный местный (охватывающий площадь в пределах городской черты) и локальный детальный (в границах отдельных землевладений и землепользований).

Разнообразные параметры  и показатели мониторинга определяются с различной периодичностью, зависящей  от характера конкретных наблюдений.

Наблюдения могут быть базовыми (исходные, фиксирующие состояние  объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель), периодическими (через год и более), оперативными и ретроспективными.

В настоящее время  ведется активная работа по формированию новой нормативной базы в области  земельных отношений, являющейся внешней  средой для мониторинга земель как научной дисциплины.

Основным регламентирующим документом для ведения мониторинга  земель служит постановление правительства  РФ, в соответствии с которым ведение  мониторинга осуществляется организациями  ряда министерств и ведомств (Роскомзема, Минприроды РФ, Росгидромета и др.). Это обусловливает необходимость разработки нормативно-правовой базы, определяющей порядок взаимодействия, обмена данными и финансирования организаций, работающих в области МГЗ, а также правовой статус мониторинговой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
2. Социально-экономическая характеристика городской среды.

 
                  Городская среда жизни представляет собой сочетание искусственно созданных элементов и условий жизни (дороги, тротуары, здания, инженерные сооружения, климат города и т. п.), культурной среды и элементов естественной природы, воздействующее на человека в совокупности с социально-экономической средой. Одной из важнейших сред жизни является производственная (ближняя) среда, т.е. физико-химические и биологические условия в производственных помещениях.

Социально-экономическая среда  включает в себя социально-психологические, социологические, демографические, национально-культурные, этнические, производственно-экономические  элементы и ряд других. При несоответствии среды жизни потребностям могут развиваться разнообразные конфликты. Качество среды жизни влияет на продолжительность жизни, здоровье людей и уровень их физической и психической заболеваемости. В качестве основного фактора при оценке среды жизни выделяют состояние окружающей среды. Ее параметры можно выявить с помощью мониторинга.

Обычно оценка состояния среды  жизни города включает в себя оценку следующих сред и факторов:

- воздушного бассейна (выявление опасности его загрязнения в зависимости от природно-климатических факторов района или города);

- водных объектов (выявление источников загрязнения; оценка возможности использования воды для питьевого и технического водоснабжения, орошения, рыболовства, судоходства, выработки электроэнергии и др.; определение расхода воды; оценка санитарно-гигиенического состояния подземных вод, осадков, стоков);

- геологической среды и нарушенности территорий (выявление инженерно-геологических особенностей пород, геологических процессов, связанных с рельефом, гидрогеологическими и ландшафтно-климатическими условиями; выявление нарушенных территорий и оценка их развития);

- почв (оценка санитарно-гигиенического состояния, нарушенности в результате эрозии и др.; выявление химического или бактериологическогозагрязнения);

- растительного мира (оценка качества озелененных территорий, формирования ландшафта; экологические критерии -- возможность деградации озеленения, защитная роль, рациональное соотношение озелененных и застроенных территорий и др.; санитарно-гигиенические критерии -- оздоровление атмосферы и улучшение микроклимата, шумозащищенность и др., эстетические критерии);

- животного мира (оценка видового состава, тенденции его изменения под влиянием антропогенных нагрузок, необходимости охраны редких животных, выявление причин деградации);

- шумового режима территории (выявление источников шума, получение их акустических характеристик; создание карт расчетных уровней шума);

- вибрационного (транспорт, оборудование и др.), электромагнитного (радио- и телестанции, радиолокаторы, генераторы и др.), температурного (ТЭЦ, промышленные предприятия и др.) полей и их воздействий на среду.

Оценка указанных факторов окружающей среды, производимая на основе мониторинга, служит не только для принятия мер по предотвращению недопустимых загрязнений, но и для учета этих факторов при проектировании. Так, например, на уровень загрязнения атмосферы влияет не только сочетание метеорологических факторов, но и состояние инверсии воздушного бассейна, особенности рельефа (возможность стока воздушных загрязнений по склону при неблагоприятной метеорологической обстановке, возможность скопления выбросов в замкнутых понижениях рельефа и др.). Оценка загрязненности подземных вод служит основой при выборе защиты продуктивных водоносных горизонтов и водозаборов или разработке рекомендаций по переносу водозабора.

После принятия решения о переходе на путь устойчивого развития всех стран и городов мира несколько изменился подход к оценке качества городской среды. Она стала зависеть от степени устойчивости развития города. С самого начала создания концепции устойчиво развивающегося города необходим был выбор реальных, поддающихся измерению параметров такого города. Ответ на вопрос о приближении города к устойчивому развитию или удалении от него можно получить, сверяя показатели функционирования с индикаторами устойчивого развития.

Индикаторы устойчивого развития города - это, как правило, численные, измеряемые значения ряда параметров развития города и его среды, которые можно оценить либо по их абсолютной величине, либо путем сравнения с наблюдавшимися ранее значениями этих параметров. Во многом эти индикаторы стали показателями качества среды жизни человека, которые должны быть достигнуты в здоровом, экологичном городе.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Город  как система.

 

ХХ век отмечен процессом  урбанизации. С каждым годом увеличивается  общая численность городского населения. Возникают новые города. Бурно  растут крупнейшие города мира. В настоящее время каждый шестой житель планеты обитает в городе с населением свыше 1 млн. человек. В СССР насчитывалось 2061 город. Доля горожан составляла 70%.

С момента зарождения и на протяжении всей истории развития города проявляют удивительную пластичность по отношению к новым формам жизненной активности человека. Это обусловлено тем, что город как вид поселения обеспечил необходимую для последующего развития промышленности концентрацию производства, и создал более устойчивые по сравнению с деревней условия жизни и деятельности людей. Основные черты городского образа жизни: преобладание несельскохозяйственного труда, возможность выбора места работы и жительства, повышенная подвижность населения, свобода выбора своей среды обитания. Городской образ жизни можно рассматривать как лабораторию достижений в области производства, науки, культуры и искусства.

Город представляется как  целостное образование, ограниченное от внешней среды функционально (преобладание несельскохозяйственного  труда), пространственно (имеет территориальные границы), юридически (управляется в рамках политико-административного деления).

С экономических позиций  город - это сложный территориально-производственный комплекс, призванный решать определенные народнохозяйственные задачи в общей системе общественного разделения труда и совершенствовать условия жизнедеятельности населения. При этом предприятия и организации, деятельность которых направлена на решение первой задачи, принято относить к градообразующим, а второй - к градообслуживающим.

Информация о работе Мониторинг городских земель