Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 17:33, дипломная работа
Уровень управления земельными ресурсами и его вспомогательная информационная инфраструктура можно считать одними из показателей уровня организации общества. В тех странах, где система управления земельными ресурсами не получила достаточного развития, могут иметь место хаотичный и неконтролируемый рост населенных пунктов, отсутствие безопасности в плане здоровья и физической неприкосновенности в районах неофициальной застройки, чрезмерное использование сельскохозяйственных земель, коррупция и ухудшение состояния окружающей среды. Положение усугубляется ростом спроса со стороны населения на земельные, водные и природные ресурсы. Эти проблемы являются следствием постоянного изменения статуса общества, а также уровня развития и экономических возможностей различных стран. Эффективное управление земельными ресурсами ‑ это инструмент, посредством которого правительства могут проводить политику, направленную на создание условий для устойчивого развития своих стран и обеспечивающую экономическую безопасность населения.
Полезные ископаемые представлены месторождениями нефти, горючих газов, мергелей, кварцевых песков, минеральные источники.
Административно Дагестан состоит из 41 района и 10 городов. В его составе находятся 18 поселков городского типа, 685 сельских Советов, 1603 населенных пункта. Столица Дагестана - г.Махачкала, в котором сосредоточена почти пятая часть населения.
Крупнейшие города: Махачкала, Дербент, Хасавюрт, Каспийск, Буйнакск. Население республики (по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г.) составляет 2577 тыс. чел. (1,78% от численности населения РФ). При этом доля городского населения составляет 42,8%. Плотность населения - 51,38 чел./кв. км.
Население крупнейших городов (по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г., тыс. чел.): Махачкала - 466,8; Хасавюрт - 122,0; Дербент - 100,8.
Этнический состав: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, русские, лакцы, табасараны, азербайджанцы, чеченцы, ногайцы, евреи, рутульцы, агулы, украинцы, армяне, татары, цахуры.
Основу экономического потенциала республики составляют сельское хозяйство и пищевая промышленность, топливно-энергетический комплекс, промышленность строительных материалов и легкая промышленность, транспортный комплекс и связь, рекреация.
Сельское хозяйство является одной из базовых отраслей экономики Республики Дагестан, доля которого в 2002 году в ВРП составила 28,8%. В аграрном секторе работает около трети занятых в экономике, из которых 27 % - в животноводстве, а 73 % - в растениеводстве. По производству сельскохозяйственной продукции на душу населения республика занимает 8 место по ЮФО и 54 место по РФ.
Сельское хозяйство в республике представлено животноводством и растениеводством. Животноводство ориентировано, прежде всего, на удовлетворение продовольственных нужд местного населения, а также на беспечение сырьем (шерсть, кожевенное сырье) товаропроизводителей как внутри республики, так и за ее пределами.
Численность поголовья крупного рогатого скота в 2002 году составила 760,1 тыс. голов, мелкого рогатого скота 3174,4 тыс. голов. Поголовье птицы на сельхозпредприятиях республики в 2002 году составило 1518,0 тыс. штук, что на 10,9 % превысило уровень 1998 года.
Важнейшими видами сельхозпродукции, производимой в растениеводстве, являются зерно, картофель, плоды и виноград. В республике более 57 процентов посевной площади занимают зерновые культуры. Все технические культуры и более 90 процентов зерновых выращиваются в сельскохозяйственных предприятиях.
Основными производителями картофеля, овощей, плодов и ягод (кроме винограда) являются хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Значительный удельный вес в сельскохозяйственном производстве имеют сады и виноградники, посадки которых распределены повсеместно. Наиболее крупные массивы виноградников сосредоточены в Дербентском, Каякентском, Кизлярском, Хасавюртовском районах и около г. Махачкалы, а крупнейшие садоводческие районы расположены по долинам рек Самур, Гюльгерычай и четырех Койсу.
В республике традиционно хорошо развивается овощеводство. Общий сбор овощей за 2002 год составил более 490 тыс. тонн, средняя урожайность составляет по овощам 153,4 , картофелю – 95,0 , плодам – 20 центнеров с гектара. Сохраняется большая доля ввозимой сельскохозяйственной продукции, что тормозит ускоренное развитие сельского хозяйства республики. Из регионов РФ в республику ввозятся большинство категорий продовольственных товаров (зерно, мука, крупяные, макаронные, растительное и животное масло, кондитерские, сыры, чай, сахар, соль, пиво, безалкогольные напитки, консервы, соки, вина и т.д.). Более 75 % потребляемого зерна и 80 % муки ввозится из других регионов РФ. Потребности в мясе птицы покрываются за счет собственного производства лишь на 36 %. Частично покрываются собственные потребности в хлебобулочных, кондитерских, макаронных, вина, ликероводочных, минеральных вод, безалкогольных напитков, цельномолочной продукции.
Ежегодно в республику ввозится около 50 тыс. тонн мяса и мясопродуктов и примерно 10 тыс. тонн затем поступает в Азербайджан и Грузию. Из Дагестана в другие регионы РФ и за рубеж вывозятся алкогольные изделия, рыбные и плодоовощные консервы.
Предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности республики в 2002 году произведено продукции на сумму 3058,6 млн. руб., или 131,6 % к уровню 2001 года и 182,3% к уровню 1998 года, в т.ч. консервной промышленности –105,0 млн. рублей (91,3 % к уровню 2001 года), молочной – 119,7 млн. рублей (190% к уровню 2001 года).
Одним из традиционных производств республики является виноделие. В Дагестане производится более 90 % коньячной продукции Российской Федерации. В 2002 году предприятиями рыбной промышленности добыто 8,4 тыс. тонн рыбы (или 77,8 % к уровню предыдущего года), произведено 7,3 муб рыбных консервов (54,9 %), 88,3 тонн муки рыбной (46 %).
Предприятиями мукомольной отрасли в 2002 году было произведено 3,1 тыс. тонн муки (11,6 % к уровню 1998 года), 8 тыс. тонн крупы (100 % к уровню 1998 года). Производство комбикормов составило 4,4 тыс. тонн, что в 3,2 раза ниже уровня 1998 года.
Каспийское море является важнейшим рыбохозяйственным бассейном страны, биоресурсы которого включают мировые запасы редких и ценных рыб осетровой породы. Здесь сосредоточено 70% мирового запаса осетровых рыб, более 60% крупного частика. Протяженность дагестанской части береговой линии Каспийского моря составляет 540 км.
Гидроэнергетический потенциал в республике составляет 55,2 млрд. кВт. ч. или почти 40% потенциала рек Северного Кавказа. Экономически высокоэффективная часть их сконцентрированная в наиболее крупных водотоках и достигает 16 млрд. кВт. ч. Республика богата минерально-сырьевыми ресурсами – нефть, газ, торф, каменный уголь и горючие сланцы, твердое минеральное сырье (руд черных и цветных металлов, нерудного минерального сырья и т.д.).
Важнейшими ресурсами для республики являются нефть и газ. Потенциальные запасы нефти и газа достаточно велики и составляют: нефти с конденсатом – 509 млн. тонн, из них на суше - 169,3 млн. тонн; естественного газа – 877,0 млрд. м3, из них на суше 337,2 млрд. м3. Важным резервом для наращивания запасов и добычи углеводородов является акватория Каспийского моря. В Южном Дагестане находится одно из крупнейших месторождений меди. Эксплуатационные запасы месторождения оцениваются в 60953,6 тыс. тонн медноколчедановых руд и 3428,3 тыс. тонн цинкоколчедановых руд.
В Дагестане выявлено 255 источников и 15 месторождений минеральных лечебных вод: углекислые, сульфидные, бромные, йодо-бромные, кремнистые, железистые, мышьяковистые и слаборадоновые.
Наиболее важным разделом мониторинга земель в республике можно считать мониторинг мелиорированных земель. Мониторинг мелиорированных земель представляет собой систему непрерывного слежения за параметрами состава, свойств и режимов почв, оросительных, грунтовых (подземных) и др. вод в границах мелиоративной системы и прилегающих территорий. Он является составной частью Государственного мониторинга земель Российской Федерации и имеет общие объекты наблюдений с Государственной системой учёта вод и Государственным мониторингом подземных вод.
Целью ведения мониторинга является наблюдение за состоянием земель для своевременного выявления деградации и загрязнения мелиорированных почв, их оценки, предотвращения и устранения последствий негативных процессов, обеспечения экологической безопасности производственной деятельности и осуществления своевременных и эффективных мероприятий по охране мелиорированных и прилегающих к ним территорий.
Задачи мониторинга мелиорированных земель заключаются в: получении своевременной и достоверной информации о их состоянии и прилегающих территорий, а также показателях технического состояния; обеспечении пользователей на всех уровнях управления своевременной и полной текущей, ретроспективной и прогнозной информацией; разработке мероприятий (эксплуатационных, производственно - технологических и др.) по окультуриванию почв, предотвращению их деградации и загрязнения; оценке эффективности осуществляемых мероприятий по мелиорации земель, охране водных и земельных ресурсов мелиоративных систем и прилегающих территорий.
Мониторинг распространяется на все орошаемые земли, независимо от их правового режима и характера использования, а также другие категории земель в границах мелиоративной системы или в зоне ее влияния, которые включают земли: сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения, водного фонда, запаса. По уровням он разделяется на: федеральный мониторинг, охватывающий все мелиорированные земли Российской федерации; региональный, охватывающий край или область, локальный мониторинг, охватывающий мелиорированные земли административных районов и земли оросительных систем. Орошаемое поле является самым низким уровнем мониторинга.
Объектами мониторинга орошаемых земель являются почвы, грунтовые и оросительные воды и гидротехнические сооружения в границах мелиоративной системы, а также водоисточники и прилегающие территории.
Перечень основных мероприятий, рекомендуемых по ведению мониторинга земель следующий:
Содержание мониторинга земель определяет данные тематических съемок, обследований и режимных наблюдений, фиксирующих дискретные значения параметров состава, свойств и режимов объектов мониторинга в границах природных, природно-техногенных и административно - территориальных участков суши, а также определяет использование гидрометеорологической информации существующих гидрометеопостов и станций.
При ведении мониторинга учитываются и постоянно уточняются границы полей, севооборотов, участков с группой близких по водопотреблению или устойчивости к переувлажнению культур. По технологическим, организационным и экономическим соображениям особенно целесообразно выделить приоритетные показатели, в том числе: засоленность, солонцеватость, кислотность почв в слое 0-100 см, глубина залегания уровня грунтовых вод, минерализация и химический состав солей в водах, сроки отвода избыточной влаги из пахотного слоя, водопотребление на орошение и т.д.
Комплексная оценка состояния орошаемых и осушенных земель выполняется в границах мелиоративной системы в разрезе землепользователей и землевладельцев. Последующий учет состояния этих земель на уровне района, области, климатической зоны, бассейна реки или озера заключается в агрегировании результатов оценки состояния земель на мелиоративных объектах.
Единая методология ведения мониторинга земель основана на принципе взаимной совместимости информации, предполагающей применение единых государственных систем координат, высот, картографических проекций, единых методических и нормативно-технических документов в области мониторинга земель. Ведение мониторинга земель осуществляется с помощью периодических наземных обследований, регулярных наблюдений в рамках специализированной сети службы мониторинга, включающей полигоны, стационарные участки и пункты наблюдений, а также с помощью анализа материалов дистанционного зондирования.
Общими методами при осуществлении ГМЗ служат:
Условно в качестве самостоятельного метода выделяют современный и ретроспективный анализ данных, получаемых в результате инвентаризации земель, проверок, обследований, контрольно-ревизионной работы.
Перечисленные общие методы относят к макрометодам собственно мониторинга земель. При оценке отдельных аспектов состояния земель применяют специальные методы расчета разнообразных показателей, характеризующих их - микрометоды, используемые при ведении мониторинга земель. Их много, в соответствии с числом показателей: например, весовой метод определения влажности грунтов при анализе подтопления земель; метод бурения при анализе формирования техногенных грунтов; атомно-абсорбционный, спектрофотометрический и газохроматографический методы определения содержания химических загрязняющих веществ в почве.
Наземные наблюдения и аэрофотосъемка при ведении МГЗ носят в настоящее время традиционный характер; возможности космической съемки для городских условий исследованы меньше и, в настоящее время, не обеспечивают в полной мере предъявляемых требований.
Результаты мониторинга выражаются количественными и качественными показателями, характеризующими изменения состояния земель и развитие негативных процессов. Перечень показателей МГЗ приводится в нижеприведенной таблице 1.
Разнообразные показатели мониторинга определяются с различной для конкретных наблюдений периодичностью. Мониторинговые наблюдения могут быть, с этой позиции: базовыми (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдения на момент начала ведения мониторинга); оперативными, или дежурными (систематические, на текущий момент); периодическими (проводимые через определенный промежуток времени - неделю, месяц, год и т.д.); ретроспективными (проведенные до момента начала ведения мониторинга).
Таблица 1
Система основных показателей мониторинга городских земель
|
Показатель |
Единицы измерения |
Способ определения |
Периодичность определения | |
1 |
Показатели геологической среды | ||||
11 |
Уровень залегания грунтовых вод |
м |
Изм. |
1 раз / 5 лет | |
12 |
рН Н2О грунтовых вод |
ед. |
Анал. |
1 раз / 5 лет | |
13 |
Мощность техногенных грунтов |
м |
Изм. |
1 раз / 5 лет | |
14 |
Количество карстовых и суффозионных воронок |
ед./км2 |
Изм. |
1 раз / 5 лет | |
15 |
Площадь оползня |
м2 |
Изм. |
1 раз / 1 год | |
16 |
Глубина оползня |
м |
Изм. |
1 раз / 1 год | |
17 |
Количество перемещаемого оползневого материала |
т/км2/год |
Расч. |
1 раз / 1 год | |
2 |
Почвенные показатели | ||||
21 |
Мощность профиля |
см |
Изм. |
1 раз / 10 лет | |
22 |
Мощность гумусового (органогенного) горизонта |
см |
Изм. |
1 раз / 10 лет | |
23 |
Содержание гумуса в поверхностном горизонте |
% |
Анал. |
1 раз / 5 лет
|
Информация о работе Мониторинг использования земель Карабудахкентского района РД