Отграничение земельных правоотношений от смежных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:23, контрольная работа

Описание работы

Внутри каждого из указанных подвидов можно выделить иные разновидности правоотношений в зависимости от правового режима земельных участков и видов, составляющих ту или иную категорию земель.
Целью данной контрольной работы является общая характеристика земельных правоотношений.
Задачами работы выступает выделение понятия и основных элементов земельных правоотношений, их классификация, возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений, а так же их отграничение от смежных правоотношений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………… 2
1. Земельные правоотношения как институт земельного права
1.1. Понятие и особенности земельных правоотношений………. 4
1.2. Элементы земельных правоотношений……………………… 8
2. Классификация земельных правоотношений…………………… 15
3. Возникновение, изменение и прекращение
земельных правоотношений……………………………………… 18
4. Отграничение земельных правоотношений от смежных
правоотношений…………………………………………………… 21
Заключение…………………………………………………………… 26
Список использованных источников……………………………….. 27

Файлы: 1 файл

Земельное право.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Изменение земельных  правоотношений в процессе использования  земли всегда связано с последующей эволюцией тех или иных действий и событий, а также развитием законодательства. Так, арендатор при ухудшении условий пользования землей, вызванном стихийным явлением, вправе требовать изменения ранее указанных в договоре обязательств (например, если понес значительные убытки от засухи, пыльной бури, наводнения и т.п.). Следовательно, изменяются права и обязанности владеющего землей лица.

Подвижность в земельных  правоотношениях особенно характерна для динамичного сельскохозяйственного  производства, где объект этих отношений - земля (ее качество, плодородие) - не остается постоянным. Здесь важно, однако, чтобы изменения в земельных отношениях происходили не произвольно, а на основании конкретной правовой нормы, т.е. в соответствии с требованиями закона.

Прекращение земельных  правоотношений обычно происходит одновременно с прекращением пользования конкретным земельным участком. Основанием для  такого прекращения служат договор  о продаже земельного участка, решение  компетентного государственного органа об изъятии земли для государственных или муниципальных нужд и т.д. Основанием для прекращения земельных правоотношений могут быть также такие события или действия (юридические факты), как смерть гражданина - собственника земли или землепользователя, истечение срока аренды земли (если срок договора об аренде не возобновляется), добровольный отказ от земельного участка и т.д. 13

Прекращение земельных  правоотношений бывает полным или частичным. Так, при уменьшении размеров земельного участка происходит прекращение пользования им лишь в определенной части, соответствующей уменьшению его размеров. При других обстоятельствах, указанных в законе, пользование прекращается полностью.

Правоохранительные земельные  отношения прекращаются после совершения участником или участниками этих отношений действий, устраняющих правонарушение. Если нарушитель земельного закона привлечен к юридической ответственности, то акт применения взыскания (наказания) означает прекращение охранительных земельных правоотношений. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Отграничение земельных правоотношений от смежных правоотношений

Земельные отношения по своему содержанию не ограничиваются только сферой использования и охраны земель, охватывая более широкий спектр жизни и деятельности людей. Их основу образуют отношения собственности на землю, земельный участок, часть земельного участка (по владению, пользованию и распоряжению).

Реализация земельных  отношений часто бывает связана  с возникновением и реализацией  отношений по поводу использования  иных природных ресурсов (объектов), объектов недвижимости, особо охраняемой территорий. А также по поводу охраны окружающей среды - поскольку земля сама является ценным природным объектом. В связи с этим ст.3 Земельного кодекса РФ определяет, что подобного рода отношения (по поводу использования недр лесов, водного фонда и др.) регулируются иным, нежели земельным законодательством.

 В то же время  земельные отношения, если они  возникают в связи с использованием  какого-либо природного объекта,  могут быть урегулированы земельно-правовыми нормами, установленными нормативными правовыми актами природоресурсного (лесного, водного законодательства, законодательства о недрах), законодательства об охране окружающей среды, об особо охраняемых территориях. Как правило, эти нормы, регулирующие использование определенной категории земель, правовой режим которой подчинен правовому режиму конкретного природного ресурса или объекта. 14

Таким образом, при вступлении в те или иные отношения всегда следует иметь в виду, что урегулированы  они могут быть не только непосредственно земельными нормативными актами, но и нормативными актами иных отраслей российского законодательства.

Принятие специального Закона "О землеустройстве", равно  как и подробная регламентация  порядка предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в Земельном кодексе (ст.30, 32) позволяют сделать вывод о том, что при регулировании земельных отношений особое внимание стало уделяться юридической процедуре перераспределения земель, изъятия и предоставления земельных участков, организации и планировке (зонированию) земельной территории, межеванию объектов землеустройства, составлению карт объектов землеустройства. Данные виды отношений выходят за традиционные рамки материальных норм земельного права и относятся к земельно-процессуальным.

При таком подходе  следует полагать, что круг земельных  отношений определяется в Кодексе  через содержание его статей в  соответствии с принципом разграничения  норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.

Так, например положение  ст.3 Земельного кодекса по поводу регулирования  имущественных отношений в рамках отношений земельных нормами  гражданского законодательства непосредственно связано с указанием ст.129 ГК РФ на то, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Статья 3 Земельного кодекса  не только определяет отношения, регулируемые земельным законодательством. Она  разграничивает также смежные предметы правового регулирования. Кодекс устанавливает  следующие правила:

  • к отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов. Охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов РФ применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов РФ, специальные федеральные законы;
  • к земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством;
  • имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.15

Заслугой Земельного кодекса, среди прочих, является то, что он в сфере регулирования  земельных имущественных отношений  не ограничивается отсылочными диспозициями на конкретные нормы ГК РФ, а идет по пути самостоятельного регулирования, к примеру, порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст.48 ЗК), порядка ограничения права на земельный участок (ст.56 ЗК), порядка возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных и иных нужд (ст.57, 58 ЗК), порядка восстановления права на земельный участок.

Общепризнанные положения  теории права, в том числе земельного, является то, что в основе возникновения, изменения и прекращения правоотношений по поводу земли выступают юридические факты.

Под юридическими фактами  понимаются обстоятельства, с которыми нормы права связывают наступление  каких-либо правовых последствий. В  период существования монополии государственной собственности на землю перечень таких юридических фактов был весьма ограничен и сводился в основном к управленческим актам государственного и внутрихозяйственного органа управления (правления колхоза или администрации совхоза).

Основаниями для возникновения охранительных земельных правоотношений выступали противоправные действия, в том числе сделки с землей. Любой вид таких сделок расценивался как действие, направленное против интересов национализации земли.

В процессе проводимой земельной  реформы основания для возникновения, изменения и прекращения права землепользования были значительно изменены. Легализация различных сделок с землей, а также право пожизненного наследуемого владения позволяет относить к числу таких оснований договоры купли-продажи, мены, аренды, пожизненного содержания, а также передачу земли по наследству в случае смерти субъекта права пожизненного наследуемого владения и др.

Полная легализация  судебно-арбитражного порядка защиты прав и интересов граждан и  юридических лиц позволяет относить к основаниям возникновения, изменения и прекращения права землепользования вынесенное судами общей юрисдикции либо арбитражными судами соответствующего решения.

В отечественной юридической  литературе неоднократно указывалось  на динамичный характер земельных отношений, что прямо предусматривается нормами действующего земельного законодательства. Например, основанием для возникновения соответствующего права на земельный участок служит выдача (получение) земельного документа (свидетельства) о праве собственности, пользования, владения, аренды данным земельным участком и других документов (плана участка), а также государственная регистрация права.16

Примером изменений  земельных правоотношений может  служить, право арендатора при ухудшении  условий пользования землей (если он понес значительные убытки от засухи, пыльной бури, наводнения), вызванных стихийным явлением, требовать изменения ранее указанных в договоре обязательств.

Наконец, основаниями  для прекращения служит договор  о продаже земельного участка, решение компетентного государственного органа об изъятии земли для государственных или общественных нужд, а также такие события как: смерть гражданина - собственника земли или землепользователя, истечение срока аренды земли (если срок об аренде не возобновляется), добровольный отказ от земельного участка и т.д.

Земельные правоотношения могут возникать, изменяться или  прекращаться на основании правомерных  и неправомерных действий (правонарушений). Так, например, при систематическом  нарушении земельного законодательства пользователь может быть лишен права на землю. Земельный участок может быть изъят (выкуплен) и при отсутствии нарушений, если он понадобился для государственных или общественных нужд.

Изменения в содержании земельных правоотношений происходят при частичном изъятии земель, например, в случае соглашения сторон об изменении условий договора аренды, а также при некоторых других обстоятельствах, не приводящих к полному прекращению права пользования землей.

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, из всего выше сказанного можно резюмировать следующее: земельные отношения в России на протяжении всей ее истории являлись важнейшим элементом жизни общества, основой социально - экономического развития и стабильности, приоритетным направлением политики государства.

Необходимо  отметить, что и в дореволюционной  России, и при советском режиме, и на современном этапе развития нашего государства эта проблема всегда оставалась одной из наиболее сложных и острых в отношениях между личностью, обществом и  государством.

 Общая  тенденция свидетельствует о  том, что на любом историческом  этапе земельные преобразования, реформы всегда проходили в  сложной социальной обстановке, вызывали раскол в обществе  и серьезное сопротивление их  проведению со стороны определенных  социальных и политических сил и далеко не всегда приводили к положительным результатам. Исторический опыт свидетельствует о необходимости четкого и осторожного подхода к правовому регулированию земельных отношений, исключая непоследовательность и спешку в принятии законодательных актов, которые могут привести к крайне негативным последствиям.

Таким образом, земельные правоотношения - это общественные отношения урегулированные нормами  земельного права, участники которых  являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Земельные правоотношения - это отношения, которые возникают, осуществляются, изменяются и прекращаются в соответствии с предписаниями норм земельного права. Права и обязанности участников и субъектов земельных правоотношений составляют содержание земельных правоотношений. Земельные правоотношения отличаются от всех остальных тем, что имеют своим объектом землю.

 

 

                                       Список использованных источников

 

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2. Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 28.07.2012)//Российская газета", N 211-212, 30.10.2001

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. и доп. от 01.07.2012)

4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//Парламентская газета", N 186, 08.10.2003

Информация о работе Отграничение земельных правоотношений от смежных правоотношений