Понятие и виды земельных правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:40, реферат

Описание работы

Земельное правонарушение - это виновное противоправное деяние, направленное против установленного законодательством земельного строя, порядка управления и пользования землей, ее охраны, препятствующее осуществлению земельных прав и интересов юридических лиц и граждан, причиняющее вред земле как природному богатству, здоровью и имуществу людей, влекущее за собой установленную законом юридическую ответственность.

Файлы: 1 файл

Понятие и виды земельных правонарушений.docx

— 26.50 Кб (Скачать файл)

самовольное занятие участка лесного  фонда или участка леса, не входящего  в лесной фонд (ст.7.9);

самовольная переуступка права  пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего  в лесной фонд, или водным объектом, а равно самовольный обмен  земельного участка, участка недр, участка  лесного фонда, участка леса, не входящего  в лесной фонд, или водного объекта (ст.7.10);

проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного  наследия (ст.7.14);

незаконный отвод земельных  участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст.7.16);

нарушение должностным лицом установленных  законодательством сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о  предоставлении земельных участков или сокрытие информации о наличии  свободного земельного участка (ст. 19.9).

Иные виды правонарушений могут  закрепляться в законах субъектов  РФ.

Важное значение имеет вопрос об органах управления и должностных лицах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области охраны земель. Государственный земельный контроль осуществляют Федеральная служба земельного кадастра России и его территориальные органы совместно с Министерством природных ресурсов Положение о государственном земельном контроле утв. Постановлением Правительства РФ от 19. 11.2002 N 833 // СЗ РФ. 2002. N 47. Ст. 4685. , Министерством сельского хозяйства, Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (в пределах их компетенции) и во взаимодействии с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, а также гражданами. Органы управления, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.7.1, ч.1 ст.7.2, ст.7.10 (в части самовольной переуступки права пользования землей), ст.8.5 (в части информации о состоянии земель), ст. ст.8.6 - 8.8 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени данных органов вправе:

1) главный государственный инспектор  РФ по использованию и охране  земель, его заместители;

2) главные государственные инспектора  субъектов РФ по использованию  и охране земель, их заместители;

3) главные государственные инспектора  городов и районов по использованию  и охране земель, их заместители  (ст.23.21 КоАП РФ).

Порядок наложения и взыскания  штрафов установлен КоАП РФ и иными нормативными правовыми актами, в том числе постановлениями Правительства и ведомственными актами. Следует сразу отметить, что наложение штрафов и других видов административных взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений.

Дисциплинарная  ответственность

Земельный кодекс РФ также выделяет самостоятельный вид ответственности  за земельные правонарушения - это  дисциплинарная ответственность. Институт дисциплинарной ответственности относится  к сфере законодательства в труде. Поэтому субъектом дисциплинарной ответственности может выступить  лишь лицо, которое состоит в трудовых отношениях с той или иной организацией. Дисциплинарная ответственность может  наступить в отношении конкретного  лица только в том случае, если в  его обязанности входит соблюдение требований земельного законодательства (например, мелиорация земель, проведение других мероприятий, связанных с  охраной земель и повышением плодородия почв). Виды дисциплинарной ответственности (замечание, выговор и т.д.) предусмотрены  в законодательстве о труде. В  нем же определяется порядок наложения  дисциплинарных взысканий.

В п.2 ст.75 ЗК РФ подчеркивается что порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Специально выделяется случай привлечения к дисциплинарной ответственности, предусмотренный в п.1 ст.75 ЗК РФ.

Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных  правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или  трудовых обязанностей организация  понесла административную ответственность  за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих  негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение  химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

 

Гражданско-правовая ответственность

По существу, гражданско-правовая ответственность представляет собой  результат защиты гражданских прав. Ведь с точки зрения нового Гражданского кодекса РФ земельные права можно  рассматривать в качестве разновидности  гражданских прав. Поэтому в данном случае применимы различные способы  защиты гражданских прав, установленные  ст.12 ГК РФ, а не только один способ, как это понималось в свое время, - возмещение убытков.

Правовыми основаниями применения гражданской ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, а также  Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", поскольку  земля является природным ресурсом.

Согласно ст.76 ЗК РФ юридические  лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный  в результате совершения ими земельных  правонарушений. Между тем вред собственникам  и иным титульным владельцам и  пользователям земли может быть причинен также и органами государственной  власти и местного самоуправления либо их должностными лицами. В законодательстве закрепляется норма, согласно которой убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти, подлежат возмещению исполнительным органом государственной власти, издавшим такой акт (п.2 ст.61 ЗК РФ).

Гражданская ответственность наступает  в результате нарушения земельного законодательства и независимо от привлечения  виновных к другим видам ответственности (например, гражданский иск в уголовном  процессе). Возмещение вреда, причиненного в результате земельного правонарушения, по общему правилу производится добровольно  либо по решению суда или арбитражного суда.

Гражданское законодательство предусматривает  при возмещении вреда взыскание  убытков, которые уже понес потерпевший  к моменту предъявления иска в  суде. При возмещении вреда, причиненного земле, речь идет о взыскании в  основном будущих расходов на произведение восстановительных работ.

Размер убытков, причиненных земле, исчисляется в некоторых случаях  в соответствии со специальными методиками, а в остальных - по фактическим  затратам на восстановление нарушенного  состояния земель с учетом понесенных убытков, включая упущенную выгоду. Статья 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает, что компенсация  вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Не всякий ущерб проявляется  сразу, часто он носит потенциальный  характер. Поэтому установление специальных  такс и методик для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный  нарушением земельного законодательства, призвано облегчить на практике определение  размера взысканий Вараксин В.В. Природопользование и охрана окружающей среды // Природоохранная деятельность правоохранительных органов (организационно-правовые вопросы). Екатеринбург, 2004.С. 202, 203. .

За нарушение прав собственников  земли, землепользователей, землевладельцев  и арендаторов земельных участков в ст.62 ЗК РФ предусмотрено возмещение убытков в полном объеме, в том  числе упущенной выгоды, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Здесь речь идет о внедоговорном  причинении вреда, который возмещается  по правилам гл.59 ГК РФ "Обязательства  вследствие причинения вреда".

Право на возмещение вреда имеют  лица, которые обладают законным правом на землю. Такими лицами являются собственники земли, землепользователи, землевладельцы, арендаторы, обладатели сервитутов.

Возмещение убытков является общим  и основным видом гражданско-правовой ответственности в хозяйственном  обороте.


Информация о работе Понятие и виды земельных правонарушений