Понятие земельных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 05:39, контрольная работа

Описание работы

Под земельными правоотношениями понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения, участники которых являются потенциальными или фактическими носителями субъективных прав и обязанностей. Иными словами, это — отношения, которые возникают, осуществляются, изменяются и прекращаются в соответствии с предписаниями норм земельного права.

Содержание работы

1. Понятие земельных правоотношений
1.1. Классификация земельных правоотношений
2. Понятие и общая характеристика правового режима
земель сельскохозяйственного назначения
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО.docx

— 39.05 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования

«Забайкальский государственный  университет»

(ФГБОУ  ВПО «ЗабГУ»)

Факультет: Юридический

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО»

 

Вариант № 5

 

 

 

 

 

Выполнил: студент Группы ЮС 10-4

                                                                                                 Поворотова Н.И.

                                                                                           Проверил: Преподаватель

                                                                                         Шарова Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧИТА  – 2012

 

Содержание

 

1. Понятие земельных правоотношений

1.1. Классификация земельных правоотношений

2. Понятие и общая характеристика правового режима

земель  сельскохозяйственного назначения

    Список использованных источников

 

    1. Понятие земельных правоотношений

 

Под земельными правоотношениями понимаются урегулированные  нормами земельного права общественные отношения, участники которых являются потенциальными или фактическими носителями субъективных прав и обязанностей. Иными словами, это — отношения, которые возникают, осуществляются, изменяются и прекращаются в соответствии с предписаниями норм земельного права. Права и обязанности участников и субъектов земельных правоотношений, предусмотренные нормами земельного права, составляют содержание земельных  правоотношений.

К земельным  относятся те правоотношения, которые  связаны с приобретением (приватизацией, куплей-продажей), использованием и  охраной земель между органами власти, организациями и частными лицами, регулирующиеся нормами земельного права. Материальные правовые нормы устанавливают права и обязанности участников земельных правоотношений, а процессуальные - устанавливают формы реализации материальных норм (правила оспаривания решений государственных органов и должностных лиц, процедуру рассмотрения земельных споров и т.д.).

Правоотношениям в любой отрасли права, равно  как и в земельном, присуще наличие нескольких элементов:

1) норма  права, которой необходимо руководствоваться  при решении тех или иных  земельно-правовых вопросов;

2) субъекты  права, т. е. участники земельных  отношений;

3) объект  права — индивидуально-определенный  земельный участок, по поводу  которого возникают земельные  отношения. Объектами земельных  отношений является также все  недвижимое имущество, которое  прочно связано с землей; в  сфере государственного управления  объектом земельных отношений  может быть весь федеральный  или субъектов Федерации земельный  фонд в целом, его составные  части в пределах границ республик,  областей, административно-территориальных  образований, отдельные участки;

4) содержание  земельных правоотношений, т. е.  права и обязанности их участников, совершающих свои действия в  точном соответствии с нормами  права, преследуя цель, ради которой  складываются данные земельные  отношения, при этом учитываются  особенности и субъекта, и объекта  данных отношений.1

Российское  государство, регулируя земельные  отношения, выступает в двух качествах; прежде всего, как орган власти, суверен, и как собственник принадлежащих  ему земель. К первому виду регулирования  относятся экологические, санитарные, планировочные и строительные правила, различные обременения, публичные  сервитута и другие ограничения  и предписания в интересах  охраны не только земли, но и других природных объектов и всего российского  общества. Как орган власти Российское государство выступило инициатором  земельной реформы и установило основные принципы и порядок ее проведения. Вместе с тем, будучи собственником  земли и других природных объектов, государство в этом качестве выступает  в роли хозяйствующего субъекта, заинтересованного  в наиболее производительном и рациональном использовании принадлежащих ему  природных ресурсов.

Экономическую ценность земель закон учитывает  в любом случае: и тогда, когда  не преследуется материальный интерес  государства, и тогда, когда такой  интерес присутствует. В последнем  случае хозяйственная ценность земли  выступает на первый план. Так, если под застройку отводится участок  сельскохозяйственной земли, застройщик обязан внести местным властям определенную плату, отвечающую количеству и качеству предоставленной ему земли. Если земля используется в сельскохозяйственном производстве, то ее владелец обязан вносить  государству или налоговые платежи, или арендную плату на уровне этих платежей.

В глазах общества дефицитная сельскохозяйственная (или иная) земля представляет собой  такую же ценность, как любое другое имущество, в том числе рукотворное. К этому прибавляется и такое  соображение, что почти все используемые земли в свое время были окультурены  человеком. За счет общества (как правило) они были изучены, зарегистрированы, положены на карты. Их ценность неоднократно повысилась в результате создания общественной инфраструктуры, в частности дорог общего пользования. Земельные богатства требуют такого же хозяйского отношения к себе, как все другие имущественные ценности, находящиеся в распоряжении общества. В частности, предоставление государственной земли во владение государственным организациям или частному сектору должно оформляться договорами, в которых следует предусматривать права и обязанности сторон, вытекающие как из природных особенностей определенных участков земли, так и из специфики их использования. Государственные земельные органы должны отвечать за состояние, охрану, улучшение, доходность земли — как в тех случаях, когда они сдают ее в аренду, так и в ситуациях, когда они эксплуатируют ее хозяйственным способом, создавая хозяйственные организации.

По имущественным  признакам к земле, в качестве ее принадлежности, должны относиться почвенный покров и естественная растительность. В качестве принадлежности земли следует рассматривать  здания, сооружения и все, что прочно связано с земельным участком. В этом плане земельные правоотношения сближаются с гражданскими, среди которых давно известен институт «главная вещь и ее принадлежность». Принадлежностью земли являются также защитные и мелиоративные устройства и посадки, поскольку они не имеют особой от земли хозяйственной ценности или же их ценность значительно уступает ценности земли, которую они защищают и улучшают.

Земельная реформа в России возникла на основе понимания того факта, что пользование  землей в хозяйственных целях  не может и не должно регулироваться только административными методами. Земледелец должен иметь право свободно выбирать способ использования своей  земли. Однако пользование сельскохозяйственной землей бывшими колхозами и совхозами  накладывало на них ряд натуральных  обязательств по сдаче («продаже») государству  большей части своей товарной продукции, минуя рынок. Эти обязательства  по своей правовой природе приближались к налогам. Они могли быть отнесены к области административных правоотношений. Объемы натуральных обязательств в какой-то мере учитывали количество и качество земель, закрепленных за каждым хозяйством; в ряде случаев допускалась замена одних видов продукции другими. Таким образом, в своей основе это были хозяйственные отношения. Но поскольку они вытекали из факта владения колхозами и совхозами государственной землей, их с полным основанием можно отнести к земельным отношениям, правда, сильно искаженным в результате отказа государства применять в расчетах за землю с сельскохозяйственными предприятиями денежные показатели в прямой форме. В настоящее время с введением института частной собственности на землю и платного землепользования данная проблема больше не беспокоит общество. Земельные отношения, как выше уже было отмечено, приобрели новое содержание, поскольку они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

Земельное законодательство отношения по использованию  и охране земель в Российской Федерации  как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей  территории (земельные отношения) регулирует земельное законодательство.

К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов  Российской Федерации применяются  соответственно законодательство о  недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

К земельным  отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти  отношения не урегулированы земельным  законодательством.

Правоотношения  землепользования являются составной  частью правоотношений собственности, поэтому для собственника они  возникают одновременно с отношениями  собственности и не требуют для  этого особых дополнительных оснований. Одновременно правоотношения землепользования могут выделяться из правоотношений собственности и приобретать  самостоятельное значение в силу того, что не во всех случаях собственник  сам использует свой земельный участок, а заинтересован в передаче прав пользования другим лицам. В этом случае между собственником и  таким заинтересованным лицом возникают  правоотношения землепользования, в  рамках которых обе стороны принимают  на себя взаимные права и обязанности. Для возникновения правоотношений землепользования требуются дополнительные фактические и юридические условия, закрепляющие такие взаимные права  и обязанности.

В соответствии с нормами права, регулирующими  земельные отношения, возникновение, изменение или прекращение прав землепользования может иметь место  лишь на основании актов соответствующих  государственных органов или  органов местного самоуправления.

 

1.1 Классификация земельных правоотношений

 

Правоотношения  государственного земельного управления имеют место в случаях, когда  государственные и местные органы (если им делегированы государственные  полномочия) выполняют возложенные  на них функции управления. Они  включают предоставление земель в собственность  либо пользование с выдачей и  регистрацией необходимых документов, учет земель и ведение земельного кадастра, землеустройство и лицензирование землеустроительных работ, контроль, за использованием и охраной земель и привлечение нарушителей к юридической ответственности.

Правоотношения  в области охраны земель охватывают общественные отношения, урегулированные  теми нормами земельного права, которые  нацелены на сохранение полезного потенциала земли как основы хозяйственной  деятельности и элемента окружающей природной среды. Их содержание составляют права и обязанности собственников и пользователей по охране земель, включая мероприятия по мелиорации, рекультивации земель, консервации земель и восстановительные мероприятия на загрязненных Существенные различия природных свойств земли и неодинаковость хозяйственного ее использования могут обусловливать самые разнообразные земельные отношения.

Одни  отношения складываются в процессе сельскохозяйственного производства; другие — при использовании земли  в промышленности и строительстве; третьи — в лесном хозяйстве; четвертые  — при выделении и использовании  земель поселений (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов) и т. д. Это позволяет говорить о классификации земельных отношений  по основному хозяйственному назначению земель.

Так, земельные  правоотношения в сфере сельскохозяйственного  производства имеют «свои» правовые нормы, свой объект, своих участников отношений, свое правовое содержание, выражающееся в осуществлении прав и соблюдении определенных обязанностей при сельскохозяйственном использовании  земли.

Классификацию земельных правоотношений можно  строить и по другим признакам, в  зависимости от того, какую особенность  земельных правоотношений мы намерены выделить и исследовать. Свое юридическое  значение имеет, например, классификация  земельных правоотношений по их субъекту. Участниками этих отношений могут  выступать коммерческие сельскохозяйственные предприятия, арендные коллективы, граждане и т. д. По своему содержанию земельные  правоотношения характеризуются теми правами и обязанностями, которые  должны определять поведение их участников. Так, праву того или иного гражданина на получение земли соответствует  обязанность государственного органа предоставить или содействовать  в предоставлении ему земельного участка. Праву арендодателя, сдавшего участок в аренду, соответствует обязанность арендатора своевременно выплачивать арендную плату за пользование землей.

По функциональному  назначению земельные правоотношения могут быть регулятивными и правоохранительными.

Регулятивные  правоотношения — это такие урегулированные  нормами земельного права земельные  отношения, которые выражаются в  совершении участниками данных отношений  позитивных (положительных) действий. Это — обычные, чаще всего возникающие  на практике земельные отношения, примеры  которых уже приводились выше.

Информация о работе Понятие земельных правоотношений