Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:47, контрольная работа
С изменением содержания общественных отношений по поводу земли происходят изменения в предмете и задачах земельного права. В условиях земельной реформы и совершенствования управления экономикой развивается самостоятельность пользователей земли, демократизация земельных отношений, расширение прав собственников земли и землепользователей, в том числе арендаторов. Развиваются институты права частной собственности на землю и рыночные отношения, создаются крестьянские (фермерские) хозяйства. Государственное управление земельным фондом сочетается с широкой самостоятельностью хозяйств – пользователей земли. В результате изменился сам предмет и, следовательно, задачи земельного права.
Понятия, предмет и метод земельного права.
Предметом отрасли права, в том числе и земельного, является определенная группа общественных отношений, регулируемая соответствующими нормами права. Таким образом, отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель и регулируемые нормами земельного права, составляют предмет этой отрасли права.
Понятие предмета земельного права
С изменением содержания общественных
отношений по поводу земли происходят
изменения в предмете и задачах
земельного права. В условиях земельной
реформы и совершенствования
управления экономикой развивается
самостоятельность
Метод земельного права
Для характеристики отрасли
права вообще и земельного права
в частности наряду с предметом
важно выявление особенностей метода
регулирования земельных
Предоставление земли
для хозяйственных нужд производится
на основании решения (постановления)
компетентного государственного органа.
Те же органы выносят решение об
изъятии (выкупе) земли или каких-либо
изменениях в праве землепользования.
Возникновение, изменение или прекращение
земельных правоотношений происходит
на основании административно-
Для административно-правового метода регулирования общественных отношений характерно проявление "власти и подчинения". Этот метод не исключен в земельных отношениях.
Участники таких отношений не равноправны, ибо один дает обязательные для исполнения предписания а другой обязан их точно и вовремя исполнять. Так, административно-правовым методом регулируется предоставление и изъятие (выкуп) земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, а также некоторые другие отношения, например в области государственного контроля за правильным использованием земель; при регулировании отношений первичного и вторичного землепользования – в той части этих отношений, в которых присутствует общегосударственный интерес, при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве – опять-таки в той части, в какой органы землеустройства правомочны давать обязательные предписания землепользователям, при разрешении земельных споров и т.п.
С особенной силой
В основе административно-правового метода регулирования земельных отношений всегда присутствуют экономические расчеты и прогнозы (государственный план, проект, согласованный в надлежащем порядке и утвержденный компетентным государственным органом, экономические нормативы, обосновывающие принятие тех или иных решений).
Важно, однако, всегда иметь
в виду, что административный метод
распространяется не на все виды земельных
отношений. Так, на стадии предоставления
государственной земли в
В условиях демократизации управления экономикой самостоятельность землепользователей, в том числе государственных предприятий, приобретает еще большее значение, чем это было ранее, так как она необходима для развития и укрепления материальной заинтересованности.
Новое законодательство расширяет права всех землепользователей, запрещая вмешательство в их хозяйственную деятельность. В отличие от административно-правового метода здесь применяется метод дозволения. Земельное право дает правомочие землепользователю (или управомочивает) свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя. И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв.
Таким образом, если в одних
случаях допускается метод
Литература:
1.Боголюбов С.А., Никишин В.В., Устюкова В.В. Земельное право: Учебник для вузов. М., 2003.
2.Болтанова Е.С. Земельное право: Курслекций. М., 2002.
3.Земельное и природоресурсное право. / Чуркин В.Э., Улюкаев В.Х. –М.:
Академия, 2003.
4.Земельное право России / Отв. ред. проф. В.В. Петров. –М., 1995.
5.Земельное право России. / Ерофеев Б.В. –М.: Профессиональное образование,
2002.
6.Земельное право России. / Ерофеев Б.В. –М.: Профессиональное образование,
2003.
7.Земельное право России. Курслекций. / Решетников В.И. –М.: 2003
Информация о работе Понятия, предмет и метод земельного права