Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 12:06, контрольная работа
К сожалению, законодательство не дает ответа на вопрос, что такое земельный спор, нет четкого определения этого понятия и в правовой литературе. На практике, земельные споры связаны с нарушением права владения земельным участком, либо с нарушением межевых границ, и возникают, чаще всего, между землепользователями. Если прежним законодательством, наряду с судебным, допускался административный порядок разрешения земельных споров, то ст. 59 ЗК РФ последний вариант исключает, и ограничивает рассмотрение споров судебным порядком.
Земельные споры возникают, когда действия участников земельных отношений, в том числе государственных органов, либо их необоснованное бездействие (уклонение от исполнения обязанностей) нарушают чьи-то права и интересы.
Введение
1. Регулирование прав на землю
2. Права собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земли
3. Обязанности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земли землевладельцев
Заключение
Список литературы
Филиал НОУ ВПО «Московский институт предпринимательства и права»
в г. Новосибирске
По дисциплине: «Земельное право»
Тема: «Права и обязанности собственников земли, землевладельцев и землепользователей.»
Студент: Тихомиров С.Н.
Шифр зачетной книжки: 05984
Преподаватель: Столбунов Г.А
.
Содержание
Введение
1. Регулирование прав на землю
2. Права собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земли
3. Обязанности собственников
Заключение
Список литературы
Вопросы земельных правовых взаимоотношений на сегодняшний день являются очень актуальными. С момента выхода земли на вторичный рынок и принятия Земельного Кодекса РФ, споры являются неотъемлемым элементом правовых отношений. К тому же, земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
К сожалению, законодательство не дает ответа на вопрос, что такое земельный спор, нет четкого определения этого понятия и в правовой литературе. На практике, земельные споры связаны с нарушением права владения земельным участком, либо с нарушением межевых границ, и возникают, чаще всего, между землепользователями. Если прежним законодательством, наряду с судебным, допускался административный порядок разрешения земельных споров, то ст. 59 ЗК РФ последний вариант исключает, и ограничивает рассмотрение споров судебным порядком.
Земельные споры возникают, когда действия участников земельных отношений, в том числе государственных органов, либо их необоснованное бездействие (уклонение от исполнения обязанностей) нарушают чьи-то права и интересы.
Земельные споры могут возникать не только между собственниками земли, также второй стороной могут выступать и государственные органы: требования о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, в том числе для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, строительства индивидуального жилого дома, для индивидуального садоводства и огородничества, сенокошения, выпаса скота; жалобы на отказ в регистрации и выдаче государственных актов, удостоверяющих право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, а также на отказ в регистрации заключенного договора аренды земли иски граждан о неправильном лишении их прав на землю; жалобы собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей на решение местной администрации о предварительном согласовании места размещения объекта, для строительства которого необходимо изъятие земельного участка для государственных и общественных нужд; жалобы собственников земли, землевладельцев, арендаторов о признании недействительными актов, изданных государственными или иными органами не соответствующих их компетенции, либо с нарушением требований законодательства; требования о признании неправомерным отказа администрации в предоставлении служебного надела, а также отказа в сохранении права пользования служебным наделом за лицами, перечисленными в Земельном кодексе; требования о возмещении убытков, причиненных изъятием, выкупом или временным занятием земельных участков для государственных и общественных нужд, ограничением прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан; требования местной администрации возмещения стоимости затрат на улучшение земель в случае добровольного прекращения права пожизненного наследуемого владения, и пользования земельными участками и их аренды, а также требования местной администрации к землевладельцу или землепользователю о возмещении ущерба, связанного с ухудшением качественного состояния и порчей земель жалобы на решение местной администрации о предоставлении земельного участка другим лицам. Следующие категории дел (конфликтных ситуаций) являются земельные споры с участием граждан, которые имеют свою определенную специфику; требования о возмещении убытков, причиненных в результате неправомерного занятия земельного участка, его загрязнения, порчи и других нарушений прав собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей требования о признании преимущественного права наследования земельного участка после смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства, а также о преимущественном праве наследования земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, жилищного, дачного, гаражного строительства, ведения предпринимательской деятельности, для садоводства и животноводства, а также о наследовании права аренды споры между собственниками индивидуальных жилых строений, расположенных на смежных (соседних) земельных участках, об устранении препятствий в пользовании земельным участком, в том числе и в случае, когда оспариваются его границы и размеры споры между садоводческим товариществом и его членами споры между членами дачно - строительного кооператива и кооперативом, а также споры членов дачно - строительного кооператива между собой по поводу пользования земельным участком или его раздела.
Данная работа рассматривает права и обязанности землевладельцев, землепользователей, арендаторов земли, с точки зрения законодательства РФ.
1. Регулирование прав на землю
В Российской Федерации правовое регулирование вещных и иных прав на земельные участки, содержания этих прав, особенностей их приобретения, реализации и прекращения основывается на соответствующих положениях Конституции РФ, принятой на конституционном референдуме 12.12.1993 г.
В частности, важными конституционными гарантиями прав на землю, относящимися к основам конституционного строя, являются нормы Конституции РФ, согласно которым признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9). Конституционными гарантиями, относящимися к правам и свободам человека и гражданина, стали, например, следующие положения: каждый вправе свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34); право частной собственности охраняется законом (ч. 1 ст. 35); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ч. 1, 2 ст. 36). При этом нормы Конституции РФ имеют прямое действие и применяются непосредственно.
Конституционные положения получают развитие и конкретизацию в актах гражданского, земельного, лесного, водного и других отраслей законодательства России. Поэтому важнейшими источниками нормативного регулирования прав на земельные участки являются Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, другие федеральные законы и подзаконные правовые акты. Государственная регистрация прав на земельные участки осуществляется в соответствии с ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Однако подчеркнем, что основной массив правовых норм, регламентирующих права на землю, содержится в гражданском и земельном законодательстве России.
В ГК РФ указанные нормы сгруппированы в главах раздела II "Право собственности и другие вещные права", в частности, в статьях главы 17 "Право собственности и другие вещные права на землю". Важное значение имеют также положения части второй ГК РФ, регулирующие права и обязанности сторон, а также переход прав на имущество, в том числе земельные участки, при исполнении отдельных видов обязательств. Часть третья ГК РФ регламентирует отношения, связанные с переходом прав на имущество в наследственных правоотношениях.
При этом уместно напомнить, что в соответствии со ст. 3 Кодекса земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Для правового регулирования отношений по использованию и охране земель применяется главным образом императивный метод, что позволяет характеризовать соответствующие отношения как отношения "власти-подчинения". Из этого следует вывод о преимущественно административно-правовом характере указанных отношений.
Административно-правовые нормы, регулирующие данные отношения, представители науки земельного права рассматривают в качестве земельно-правовых норм, однако сущностная принадлежность последних административному праву представляется очевидной.
Роль российского правительства в регулировании земельных отношений весьма велика. За последние годы им было принято довольно много актов, регулирующих указанные отношения. Например, после введения в действие Кодекса постановлениями Правительства РФ были утверждены такие важные документы, как Положение об осуществлении государственного мониторинга земель; Положение о государственной экспертизе землеустроительной документации; Положение о государственном земельном контроле; Положение о контроле за проведением землеустройства; Положение о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом; Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота; Положение о проведении территориального землеустройства; Положение о разработке специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории; Положение о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства; Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий; Положение о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости; Правила расчета и взимания платы за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и за перевод земель лесного фонда в земли иных (других) категорий; Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц; Правила использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведения на них мелиоративных и культуртехнических работ, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения; Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети; Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков; Правила подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности и др.
Нормативные указы Президента России и постановления Правительства РФ, регулирующие земельные отношения, которые не утратили силу до введения в действие Кодекса, применяются в части, не противоречащей Кодексу.
Таким образом, регулирование прав на землю регламентируются многими законами и подзаконными актами, которые часто противоречат друг другу, но часто и дополняют друг друга.
2. Права собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земли
Согласно статье 40 Земельного кодекса РФ Собственник земельного участка имеет право:
1) использовать в установленном
порядке для собственных нужд
имеющиеся на земельном
2) возводить жилые, производственные,
культурно-бытовые и иные
3) проводить в соответствии с
разрешенным использованием
4) осуществлять другие права
на использование земельного
участка, предусмотренные
В этой статье определены права собственников земельных участков. Дополнительно к системе прав, закрепленных в ЗК, соответствующие права собственников земельных участков предусмотрены и в других законодательных актах. Так, согласно ст.7 Федерального закона от 16 июля 1998 г. "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков имеют право проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; получать в установленном порядке информацию о состоянии плодородия почв на своих земельных участках и динамике изменения его состояния; иметь другие права, если их реализация не противоречит законам и иным нормативным правовым актам РФ.
Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (ст.19) закрепил права члена такого объединения в отношении принадлежащего ему земельного участка. Так, член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право: самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием; осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений - на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений - на огородном земельном участке.
Собственник земельного участка вправе распоряжаться им и иным имуществом в случаях, если они на основании закона не изъяты из оборота или не ограничены в обороте; при отчуждении садового, огородного или дачного земельного участка одновременно отчуждать приобретателю долю имущества общего пользования в составе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества в размере целевых взносов; имущественный пай в размере паевого взноса, за исключением той части, которая включена в неделимый фонд садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива; здания, строения, сооружения, плодовые культуры; добровольно выходить из садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения с одновременным заключением с таким объединением договора о порядке пользования и эксплуатации инженерных сетей, дорог и другого имущества общего пользования; осуществлять иные не запрещенные законодательством действия.
Права граждан, ведущих крестьянское хозяйство, сформулированы в ст.10 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (с изм.). Гражданину, имеющему земельный участок для ведения крестьянского хозяйства в собственности, предоставляется право самостоятельно хозяйствовать на земле; использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке нерудные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды, а также другие полезные свойства земли; возводить жилые, производственные, бытовые и иные строения и сооружения; в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями; обменять земельный участок; сдать земельный участок или его часть в аренду; передать земельный участок по наследству; в случае принудительного изъятия земельного участка государством получить возмещение затрат и убытков, включая упущенную выгоду.
Информация о работе Права и обязанности собственников земли, землевладельцев и землепользователей