Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 19:35, контрольная работа
В части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации указано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Таким образом, Конституция Российской Федерации открывает возможность прямого действия и применения на территории Российской Федерации актов международного права, регулирующих отношения, касающиеся коренных малочисленных народов Севера. Любое лицо, заинтересованное в решении проблем коренных малочисленных народов Севера, вправе руководствоваться требованиями актов международного права, в том числе при рассмотрении споров в суде.
Жизнь оказалась значительно сложней. Формирование специальных территорий для коренных малочисленных народов Севера в соответствии с федеральными законами вызвала неприятие в регионах. Видимо, не последнюю роль сыграло то обстоятельство, что региональные элиты теряли контроль над природными ресурсами этих территорий. Совершенно очевидно, что упразднить территорию, сформированную в соответствии с федеральным законом, местным властям может оказаться не под силу.
Формирование
территорий традиционного
Сейчас Федеральный закон «О
территориях традиционного
Право аборигенов и их объединений на получение земельных участков и других природных объектов в собственность и пользование
Анализ
содержания статей 69 и 72 Конституции
Российской Федерации позволяет
говорить о том, что аборигенам и
их объединениям должны быть предоставлены
не только территории с особым правовым
режимом, но и имущественные права
на соответствующие природные
В Конвенции
Международной организации
Конвенция
в этом случае рассматривает землю
как имущество. Она требует определить
не абстрактные права на землю
коренных народов и народов, ведущих
племенной образ жизни, а конкретные
имущественные права в
Гражданское, земельное, лесное и иное законодательство Российской Федерации исчерпывающе определяют имущественные права на природные объекты. При этом оно не дает ответа на вопрос о том, какие имущественные права на природные объекты могут возникать у аборигенов и их объединений. Практика показывает, что из-за этого у коренных малочисленных народов возникает немало проблем.
Международное право допускает установление права собственности на природные объекты у коренных народов и народов, ведущих племенной образ жизни. Гражданский кодекс Российской Федерации и Земельный кодекс Российской Федерации говорят лишь о собственности государства, муниципальных образований, юридических лиц и граждан. Право собственности народов на природные ресурсы российское законодательство не предусматривает.
Если
исходить из того, что природные
объекты будут предоставляться
в собственность объединениям коренных
малочисленных народов Севера или
отдельным лицам из их числа, то в
тех правовых условиях, которые имеются,
гарантировать их использование
только коренными малочисленными народами
Севера невозможно. В отсутствие законодательных
ограничений собственник будет
вправе передать природные ресурсы
кому угодно. Здесь право частной
собственности на природные объекты
недопустимо, по крайней мере, до установления
необходимых ограничений и
В статье
11 Федерального закона «О территориях
традиционного
Представляется,
что в сложившихся условиях законодатель
нашел оптимальный вариант
Не секрет,
что федеральные законы предусматривают
право безвозмездного пользования
не только земельных участков, но и
участков лесного фонда, водных объектов
и даже объектов животного мира.
Ясно, что Земельный кодекс Российской
Федерации и Федеральный закон
«О территориях традиционного
Есть
много других несоответствий между
законодательными актами об имущественных
правах на природные объекты аборигенов
и их объединений. Говорить о недопустимости
этих несоответствий представляется излишним.
Излишне указывать и на то, как
они болезненны для коренных малочисленных
народов Севера. В настоящее время
назрела потребность составить
пакет взаимоувязанных
Нельзя оставить в стороне вопрос о Федеральном законе «Об общинах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока». Этот федеральный закон также нельзя считать полностью отвечающим требованиям международных договоров. Трудно согласиться с тем, что он сохраняет или учитывает обычаи и институты соответствующих народов. Например, имущество общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока названный федеральный закон разделяет на доли. Можно ли это считать соответствующим обычаям и институтам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока? Скорее всего, на этот вопрос нельзя ответить положительно. Составители федерального закона регулировали этот вопрос, не основываясь на требованиях международного права, а по аналогии с федеральными законами о производственных кооперативах и других коммерческих организациях. Создается впечатление, что Федеральный закон «Об общинах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» направлен не столько на обеспечение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, сколько на создание условий для осуществления предпринимательской деятельности.
Резюмируя изложенное, следует отметить, что статья 69 и другие нормы Конституции Российской Федерации, имеющие отношение к правам коренных малочисленных народов Севера на природные ресурсы не могут быть реализованы в полной мере из-за отсутствия законодательства, принятого в соответствии с документами международного права. С другой стороны, действующее специальное законодательство о коренных малочисленных народах Севера, где декларируются права этих народов на природные ресурсы, не согласовано с гражданским, земельным и некоторыми другими отраслями законодательства. В результате коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока пока не могут в должной мере реализовать гарантированные им конституционными нормами права на природные ресурсы. Данная проблема может быть решена только при условии обновления как законодательства о коренных малочисленных народах, так и законодательства, регулирующего имущественные вопросы, вопросы природопользования и охраны окружающей среды.
Вместе с тем возникающие проблемы нельзя считать неразрешимыми. Конституционно-правовая основа регулирования и защиты прав коренных малочисленных народов Севера на природные ресурсы создана. Вопрос состоит только в том, насколько скоро будет сформировано необходимое для реализации соответствующих конституционных требований законодательство и насколько эффективно оно будет применяться на практике.
Примечания
5 Необходимость
обновления законодательства о
коренных малочисленных
Литература
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 7 мая 1992 г. № 18, ст. 1009.
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1989. № 25, ст. 487.
Витрянский В.В. Правовое регулирование имущественных (обязательственно-правовых) отношений в Земельном кодексе Российской Федерации // Экологическое право. Научно-практическое издание. № 1. 2003.
Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации. Научно-практическое издание. М.: Юрайт, 2002.
Комментарий к Федеральному закону «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» / Отв. редактор В.С. Крылов. М., 1999.
Конституция Российской Федерации. Комментарий под общей редакцией Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М.: Юридическая литература, 1994.
Кряжков В. А. Коренные малочисленные народы и международное право // Обычай и закон. Исследования по юридической антропологии / Отв. редакторы Н.И. Новикова, В.А. Тишков. М.:Издательский дом «Стратегия», 2002 (1).
Кряжков В. А. Право коренных малочисленных народов России на землю и другие природные ресурсы // Обычай и закон. Исследования по юридической антропологии / Отв. редакторы Н.И. Новикова, В.А. Тишков. М.:Издательский дом «Стратегия», 2002 (2).
Обычай и закон. Исследования по юридической антропологии / Отв. редакторы Н.И. Новикова, В.А. Тишков. М.:Издательский дом «Стратегия», 2002.
Обычное право
и правовой плюрализм (материалы XI Международного
конгресса по обычному праву и
правовому плюрализму, август 1997 г.,
Москва). Часть III. Формы собственности
и использование природных
Павлов П.
Н. Международное право и
Информация о работе Право на землю коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока