Право собственности на землю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 17:43, контрольная работа

Описание работы

Право собственности на землю - это урегулированные нормами земельного и иных отраслей права общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению землей в пределах, установленных законом.
Статья 8 Конституции РФ гласит: в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.Согласно ст.35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, право наследования гарантируется.[1]

Содержание работы

Понятие, содержание и основные признаки права собственности на землю.
Формы собственности на землю.
Государственная собственность на землю.Разграничение государственной собственности на землю.
Муниципальная собственность на землю.
Частная собственность на землю. Земельные участки,изъятые и ограниченные в обороте.
Понятие и виды приватизации земель.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Вариант № 2.docx

— 43.46 Кб (Скачать файл)

Содержание

1.

Понятие, содержание и основные признаки права собственности на землю.   

3

2.

Формы собственности на землю.

5

3.

Государственная собственность на землю. Разграничение государственной собственности на землю.

 

5

4.

Муниципальная собственность на землю.

11

5.

Частная собственность на землю. Земельные  участки, изъятые и ограниченные в обороте.

 

14

6.

Понятие и виды приватизации земель.

20

7.

Список литературы

24


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие, содержание и основные признаки  права собственности на землю.

Право собственности  на землю - это урегулированные нормами земельного и иных отраслей права общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению землей в пределах, установленных законом.

Статья 8 Конституции  РФ гласит: в Российской Федерации  признаются и защищаются равным образом  частная, государственная, муниципальная  и иные формы собственности. Согласно ст.35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, право наследования гарантируется. [1]

В содержание права собственности на землю входят принадлежащие собственнику правомочия владения, пользования и распоряжения, которые осуществляются им свободно, по своему усмотрению, но лишь в той мере, в какой оборот земель допускается законом, а также если это не наносит ущерба окружающей природной среде (ст. 36 Конституции РФ, ст. 129, 209 ГК РФ).[2]

Объектом  права собственности могут быть все материальные объекты окружающего  нас мира, которые ст.128 ГК РФ именует вещами.

Это, прежде всего, земля и другие природные  ресурсы, предприятия, строения, оборудование, транспортные средства, сырье, готовая  продукция, а также ценные бумаги и деньги.[3]

Право собственности  имеет многозначное толкование и  может пониматься как институт земельного права; как правоотношение; как правомочие собственника и как юридический  факт, имеющий правообразующее, правоизменяющее  и правопрекращающее значение.

На объем  правомочий собственника влияют особенности  земельных участков, находящихся  в собственности, а также особенности  правового статуса земельных  собственников и иные обстоятельства.

Эти правомочия можно подразделить на общие и  специальные, т.е. присущие всем случаям  отношений собственности на землю  и имеющие специфические особенности, в зависимости от определенных условий  использования земли.

К общим правомочиям  относятся права и обязанности  на совершение определенных действий в отношении земли или воздержание  от них (самостоятельно хозяйствовать  на земельном участке; возводить  строения и сооружения в соответствии с установленным порядком и целевым  назначением земельного участка; передавать земельный участок в залог, по наследству; продавать, отчуждать, сдавать  в аренду, в том числе продавать  право аренды; передавать земельный  участок в качестве вклада как  пай в производственные и потребительские  кооперативы и др.)

Собственники  земельных долей имеют право  продавать принадлежащие им земельные  доли; закладывать право на земельную  долю в банк (кроме неделимого земельного участка); дарить и обменивать право  на земельную долю, сдавать земельную  долю в аренду и т.п.

Специальные правомочия собственников земли  обусловлены тремя группами факторов: особенностями земельных участков, находящихся в собственности; особенностями  правового статуса собственников  земли; иными обстоятельствами.

Право собственности  как юридический факт можно рассматривать  в качестве правообразующего, правоизменяющего и правопрекращающего начала.

Право собственности  как правообразующее начало представляет собой основание возникновения  земельных, гражданских, финансовых отношений.

 Так, с  покупкой земельного участка возникают правоотношения

землеустройства, кадастровые,землеохранительные и т.п.; необходимость расчетов с прежним владельцем за вложенные в земельный участок затраты; отношения по наследству на этот участок,по выплате земельного налога.

Право собственности  как правоизменяющее начало характерно влиянием на уже сложившиеся правоотношения по поводу земельного участка. Так, если земля, по которой проходила дорога общего пользования, продана в собственность  гражданину, то проезд, бывший ранее  бесплатным, может стать по воле собственника платным.

Право собственности  как правопрекращающее начало выражается в том, что с возникновением права  собственности прекращаются иные правоотношения по поводу земельного участка, имевшие  место раньше. Например, в отношении  указанного примера с дорогой  на проданном земельном участке: проезд может быть разрешен собственником  путем установления сервитута.

2. Формы собственности на землю

Формы земельной  собственности напрямую зависят  от потребностей экономического развития производительных отношений общества и их соответствия производительным силам, поэтому они постоянно  претерпевают определенные изменения.

Согласно  ст.9.2 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.[4]

Существуют  следующие формы собственности: государственная, муниципальная, частная  собственности.

3.Государственная  собственность на землю.

Согласно  ст.16 ЗК РФ государственной собственностью на землю являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.[5]

Разграничение государственной собственности  на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и  собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами (п.2 ст.16 ЗК РФ).[6]

В федеральной  собственности находятся земельные  участки:         - которые признаны таковыми федеральными законами;

- право собственности  Российской Федерации на которые  возникло при разграничении государственной  собственности на землю;

- которые  приобретены Российской Федерацией  по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст.17 ЗК РФ).[7]

В собственности  субъектов Российской Федерации  находятся земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами;

- право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

- которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

- которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности (ст.18 ЗК РФ).[8]

В муниципальной  собственности находятся земельные  участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;

- которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права  собственности на который собственник  отказался, является с даты государственной  регистрации прекращения права  собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

В собственность  муниципальных образований для  обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в  государственной собственности, в  том числе за пределами границ муниципальных образований.

Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, земельные участки, находящиеся  в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность  в целях их предоставления гражданам  бесплатно в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса (ст.19 ЗК РФ).[9]

В целях разграничения  государственной собственности  на землю к федеральной собственности  относятся:

- земельные  участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности  Российской Федерации;

- земельные  участки, предоставленные органам  государственной власти Российской  Федерации, их территориальным  органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям  или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами  государственной власти;

- иные предусмотренные  федеральными законами земельные  участки и предусмотренные федеральными  законами земли.

В целях разграничения  государственной собственности  на землю к собственности субъектов  Российской Федерации относятся:

- земельные  участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности  субъектов Российской Федерации;

- земельные  участки, предоставленные органам  государственной власти субъектов  Российской Федерации, а также  казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- иные предусмотренные  федеральными законами земельные  участки и предусмотренные федеральными  законами земли.

В целях разграничения  государственной собственности  на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных  районов относятся:

- земельные  участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности  соответствующих муниципальных  образований;

- земельные  участки, предоставленные органам  местного самоуправления соответствующих  муниципальных образований, а  также казенным предприятиям, муниципальным  унитарным предприятиям или некоммерческим  организациям, созданным указанными  органами местного самоуправления;

- иные предусмотренные  федеральными законами и принятыми  в соответствии с ними законами  субъектов Российской Федерации  земельные участки и предусмотренные  федеральными законами и принятыми  в соответствии с ними законами  субъектов Российской Федерации  земли.[10]

Основанием  внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у  Российской Федерации возникает  право собственности, является включение  этих земельных участков в состав:

- земель  лесного фонда, земель особо  охраняемых природных территорий  федерального значения, земель обороны  и безопасности;

земель сельскохозяйственного  назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики  и космического обеспечения, энергетики и иного назначения;   

- земель  природоохранного, рекреационного  и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если  на этих земельных участках  располагается недвижимое имущество,  находящееся в федеральной собственности;  эти земельные участки предоставлены  органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;

- земель  запаса, если на них располагается  недвижимое имущество, находящееся  в федеральной собственности,  или приватизированное недвижимое  имущество, находившееся до его  приватизации в собственности  Российской Федерации.

Основанием  внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у  субъектов Российской Федерации  возникает право собственности, является включение этих земельных  участков в состав:

- земель  особо охраняемых природных территорий  регионального значения;

- земель  сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель  промышленности, транспорта, связи,  радиовещания, телевидения, информатики  и космического обеспечения, энергетики  и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного  назначения; земель водного фонда,  если на этих земельных участках  располагается недвижимое имущество,  находящееся в собственности  субъектов Российской Федерации;  эти земельные участки предоставлены  органу государственной власти  субъекта Российской Федерации,  а также государственному унитарному  предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации,  которые созданы органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации; на этих находящихся  в государственной собственности  земельных участках располагается  приватизированное недвижимое имущество,  находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр регионального значения;

Информация о работе Право собственности на землю