обеспечение проведения лесоустройства;
обеспечение воспроизводства
лесов;
обеспечение защиты лесов от
вредителей и болезней леса;
проведение мероприятий по
профилактике лесных пожаров, противопожарному
обустройству.
Порядок осуществления государственного
контроля за состоянием, использованием,
охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством
лесов регламентирован постановлением
Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 544, где установлено,
что задачей государственного контроля
является обеспечение соблюдения всеми
гражданами и юридическими лицами установленного
порядка пользования лесным фондом, правил
отпуска древесины на корню, рубок главного
пользования, рубок промежуточного пользования
и прочих рубок, охраны, защиты лесного
фонда и воспроизводства лесов, а также
иных требований, установленных законодательством
Российской Федерации. Постановлением
Правительства РФ от 27 июля 1998 г. N 850 утверждено
Положение о государственной лесной охране
Российской Федерации.
Основными задачами государственной
лесной охраны Российской Федерации, в
соответствии с указанным постановлением,
являются:
обеспечение охраны и защиты
лесов, объектов животного мира и среды
их обитания на землях лесного фонда;
осуществление государственного
контроля за состоянием, использованием,
охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством
лесов, а также в лесах, не входящих в лесной
фонд;
организация пользования лесным
фондом.
IV. Использование земель
лесного фонда
Объекты земельных и лесных
отношений используются и охраняются
с учетом многофункционального значения
лесов и признания их основным средством
производства в лесном хозяйстве, а также
экологического и рекреационного значения
лесов. Участки лесного фонда должны быть
обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных
знаков и (или) указаны в планово-картографических
материалах (лесных картах). Включение
земельных участков в состав лесного фонда
и их изъятие из него осуществляются в
соответствии с лесным и земельным законодательством
России.
Лесной фонд находится в федеральной
собственности. Граждане в соответствии
с вышеназванными целями использования
земель лесного фонда имеют право свободно
и бесплатно пребывать на землях лесного
фонда, собирать для собственных нужд
ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения,
охотиться. Однако это может быть ограничено
на основе законодательства в интересах
пожарной безопасности лесов или ведения
орехово-промыслового, лесоплодового
либо лесосеменного хозяйства.
Участки лесного фонда предоставляются
гражданам и юридическим лицам на следующих
правах пользования: аренды, безвозмездного
пользования, концессии, краткосрочного
пользования и др. Промышленные лесопользователи
обязаны соблюдать условия договоров,
не оставлять недорубов и заготовленной
древесины в местах рубок по истечении
срока ее вывозки, осуществлять лесовосстановительные
мероприятия, соблюдать санитарные правила
и выполнять иные обязанности, предусмотренные
земельным и лесным законодательством.
Использование земель лесного
фонда регулируются ЗК и лесным законодательством.
Лесное законодательство, учитывая биологическую
сущность леса и основываясь на мнении
науки о лесоводстве, рассматривает лес
и лесной фонд как неразрывно связанные
между собой лесную растительность и землю,
на которой она произрастает. В связи с
этим лесное законодательство регулирует
отношения в области использования и охраны
земель. ЗК регулирует отношения в области
использования и охраны земель с учетом
данного обстоятельства.
Характеристика леса как совокупности
земли и лесной растительности, а лесного
фонда - как леса и земель, не покрытых
лесной растительностью, требует определить
режим использования и охраны земель лесного
фонда в соответствии с лесным законодательством.
Права на участки лесного фонда,
основания и порядок их возникновения
и прекращения устанавливаются лесным
законодательством. Указанные вопросы
в отношении земли, входящей в состав участка
лесного фонда, также решаются в рамках
лесного законодательства.
На землях лесного фонда осуществляются
лесоустройство, лесопользование, охрана
и воспроизводство лесов, ведется лесное
хозяйство в соответствии с лесным, а не
земельным законодательством.
В силу специфики правового
режима земель лесного фонда земельное
законодательство в значительной части
оказывается не применимым к землям лесного
фонда. Логика регулирования земельных
и лесных отношений и понимания леса как
совокупности лесной растительности и
земли больше всего прослеживается в Особенной
части Лесного кодекса РФ, где предусматриваются
особенности использования:
лесного фонда - заготовка древесины,
способы рубок в зависимости от групп
лесов и категорий защитности лесов 1-й
группы, правила рубки, организация и порядок
заготовки древесины при рубках, объем
заготовки древесины при рубках главного
пользования, определение объема заготовки
древесины при рубках промежуточного
пользования и прочих рубках, порядок
заготовки живицы (сиропообразного смолистого
вещества, выделяющегося при ранении хвойных
деревьев, основного сырья для получения
канифоли и скипидара), порядок заготовки
второстепенных лесных ресурсов и осуществления
побочного лесопользования, пользования
участками лесного фонда для нужд охотничьего
хозяйства, для культурно-оздоровительных,
туристических и спортивных целей, в пограничных
зонах, на особо охраняемых природных
территориях;
лесов, не входящих в лесной
фонд, - это леса, расположенные на землях
обороны, на землях городских поселений
(бывшие городские леса, порядок ведения
которых теперь относится к компетенции
органов государственной власти субъектов
Федерации и органов местного самоуправления.
Государственный контроль эти органы
призваны осуществлять вместе с федеральным
органом управления лесным хозяйством
и государственным органом исполнительной
власти в области охраны окружающей среды);
древесно-кустарниковой растительности,
расположенной на землях сельскохозяйственного
назначения, железнодорожного транспорта,
автомобильного транспорта и водного
фонда.
Таким образом, на землях лесного
фонда могут осуществляться следующие
виды лесопользования:
- заготовка древесины;
- заготовка живицы;
- заготовка второстепенных
лесных ресурсов (пней, коры, бересты,
пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних
елок и др.);
- побочное лесопользование
(сенокошение, пастьба скота, размещение
ульев и пасек, заготовка и
сбор дикорастущих плодов, ягод,
орехов, других пищевых лесных ресурсов,
лекарственных растений и технического
сырья, сбор мха, лесной подстилки, камыша
и другие виды побочного лесопользования);
- пользование участками
лесного фонда для нужд охотничьего
хозяйства;
-- пользование участками
лесного фонда для научно-исследовательских
целей;
-- пользование участками
лесного фонда для культурно-оздоровительных,
туристических и спортивных целей.
Использование участков лесного
фонда может осуществляться как с изъятием
лесных ресурсов, так и без такового. Участки
лесного фонда предоставляются для осуществления
одного вида лесопользования или нескольких,
а также одному или нескольким лесопользователям.
V. Ответственность за
нарушение законодательства об
использовании и охране лесов
и земель лесного фонда
В соответствии со ст. 75 Федерального
закона «Об охране окружающей среды» за
нарушение законодательства в области
охраны окружающей среды устанавливается
имущественная, дисциплинарная, административная,
уголовная ответственность в соответствии
с законодательством. Лесной кодекс Российской
Федерации в ст. 110, 111 также закрепляет
наступление административной, уголовной
и имущественной ответственности за нарушение
лесного законодательства. Ответственность
наступает как для граждан, так и для юридических,
должностных лиц.
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 21 мая 2001 г. № 388
были утверждены Таксы для исчисления
размера взысканий за ущерб, причиненный
лесному фонду и не входящим в лесной фонд
лесам нарушением лесного законодательства
Российской Федерации. В соответствии
с этим производится расчет сумм для предъявления
ущерба как имущественной ответственности
за нарушение лесного законодательства.
Размеры исчисления зависят от затрат,
связанных с выращиванием саженцев, площади
уничтоженных или поврежденных лесных
культур, размера затрат, связанных с их
созданием, уходом, стоимости древесины
в зависимости от диаметра ствола, породного
состава, кадастровой стоимости участка
и ряда других.
В соответствии с указанным
постановлением предусмотрена имущественная
ответственность за 19 видов нарушения.
Среди которых следует отметить:
уничтожение или повреждение
лесных культур;
незаконная порубка, выкапывание,
уничтожение или повреждение до степени
прекращения роста деревьев, кустарников
и лиан;
самовольное сенокошение и
пастьба скота на участках лесного фонда
и в лесах, не входящих в лесной фонд;
самовольный сбор, порча или
уничтожение лесной подстилки, мха, лишайника,
включая ягель;
захламление участков лесного
фонда и не входящих в лесной фонд лесов
бытовыми отходами и строительным мусором;
самовольное занятие участков
лесного фонда и не входящих в лесной фонд
лесов (включая повторное использование
участков без разрешительных документов
для строительства трасс, бурения скважин,
расширения или углубления карьеров и
т.п.) или их подтопление до степени прекращения
роста деревьев, вызванное устройством
гидротехнических сооружений, строительством
дорог, лесомелиоративных систем и других
объектов и сооружений.
Органы, уполномоченные в области
использования, охраны и защиты лесного
фонда, могут привлекать к административной
ответственности виновных юридических,
должностных лиц и граждан за правонарушения
по ст. 7.1, ч. 2 ст. 7.2, ст. 7.8-7.11, 8.5, 8.7, 8.8, 8.12,
8.13, 8.24-8.37 КоАП РФ в части участков земель
лесного фонда и земель лесов, не входящих
в лесной фонд.
Наиболее распространенными
административными правонарушениями
являются:
- самовольное занятие
земельного участка (в части участков
земель лесного фонда и земель
лесов, не входящих в лесной
фонд) - ст. 7.1 КоАП РФ;
- самовольное занятие
участка лесного фонда или
участка леса, не входящего в
лесной фонд, - ст. 7.9 КоАП РФ;
- нарушение правил лесопользования
- ст. 8.25 КоАП РФ;
- незаконная порубка, повреждение
либо выкапывание деревьев, кустарников
или лиан - ст. 8.28 КоАП РФ;
- нарушение требований
к охране лесов - ст. 8.31 КоАП РФ;
- нарушение правил пожарной
безопасности в лесах - ст. 8.32 КоАП
РФ.
В соответствии с Уголовным
кодексом РФ составами уголовных преступлений
являются:
- незаконная порубка деревьев
и кустарников - ст. 260 УК РФ;
- уничтожение или повреждение
лесов - ст. 261 УК РФ.
Заключение
В конце октября 2001 г. был принят
и вступил в силу Земельный кодекс Российской
Федерации - закон, который общество ожидало
почти десять лет. Многочисленные и разрозненные
нормы земельного законодательства стали
кодифицированы в одном акте.
Новый Земельный кодекс РФ отличается
в первую очередь выраженной тенденцией
к упорядочению, унификации земельных
отношений. Вместе с тем важно учитывать,
что Кодекс, будучи во многом «компромиссным»
законом (достаточно вспомнить политические
споры по каждому из представлявшихся
на рассмотрение Государственной Думы
проектов), несет на себе печать юридической
и юридико-технической непроработанности.
Так, при наличии достаточно громоздких
статей многие нормы кажутся «недописанными»,
нередки внутренние противоречия между
положениями отдельных статей Кодекса.
Еще одна особенность Кодекса
- его построение на основе приоритета
норм земельного законодательства в регулировании
любых отношений, в которых в качестве
объекта выступает земля. В этой связи
Кодекс часто вторгается в сферу регулирования
других отраслей законодательства, в первую
очередь гражданского и гражданского
процессуального. Данные обстоятельства
препятствуют непосредственной реализации
норм Кодекса и приводят, во-первых, к необходимости
издания подзаконных правовых актов (даже
когда прямо их издание в Кодексе не предусмотрено),
конкретизирующих те или иные его положения,
и, во-вторых, к конкуренции норм различных
отраслей законодательства при регулировании
земельных отношений, что особенно ярко
проявляется при изучении статуса земель
лесного фонда.
Задачи.
1. Глава крестьянского
(фермерского) хозяйства обратился в арбитражный
суд с иском к администрации района и колхозу,
членом которого истец ранее являлся,
об осязании выделить ему в натуре земельную
долю для ведения крестьянского (фермерского)
хозяйства.
В обоснование своих требований
истец сослался на принятые правлением колхоза и администрацией
района соответствующие акты об отводе
ему земельного участка из земель, находящихся
в общей долевой собственности колхоза,
выданное свидетельство о праве собственности
на землю. Несмотря на представленные
документы, земельный участок в натуре
ему не выделен.
Ответчики мотивировали свои
возражения неявкой истца для осуществления замеров земельного
участка, вследствие чего замеры и определение
его границ на местности произведены в
отсутствие фермера, а также тем, что факт
выделения земельного участка главе крестьянского
(фермерского) хозяйства зафиксирован в
документах комитета по земельным ресурсам
и землеустройству.
Каковы основания
и порядок предоставления земельных участков
для ведения крестьянского (фермерского)
хозяйства?
В соответствии с пунктом
1 постановления Правительства Российской
Федерации от 01.02.95 N 96 "О порядке осуществления
прав собственников земельных долей и
имущественных паев" и пунктом 28 Рекомендаций
о порядке распоряжения земельными долями
и имущественными паями, одобренных указанным
постановлением, решение о местоположении
земельных участков, предоставляемых
в счет выделенных земельных долей, принимает
собрание собственников земельных долей
или их представителей. В решении перечисляются
земельные массивы, урочища и поля, на
которых заявителям предлагается выбрать
себе земельный участок или предлагаются
конкретные земельные участки.
В случае, если согласие между
собственниками и заявителями о местоположении
земельного участка достигнуто, оформляется
протокол, в котором указываются количество
земельных долей заявителей, приводится
перечень выделенных участков и дается
их общая оценка с приложением планов
этих участков.