Правовое регулирование использования и охраны земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 14:50, творческая работа

Описание работы

Вся земля в пределах государственной границы РФ – это земельный фонд России. На сегодняшний день земельный фонд России составляет 1708,9 млн. га (без территориального моря и внутренних вод) (см. Приложение А).
Земельный фонд (в зависимости от хозяйственных и экономических характеристик) по целевому назначению делится на категории земель.
Существует 7 категорий:
– земли сельскохозяйственного назначения.

Содержание работы

Основная часть…………………………………………………….……………….3
1. Правовое регулирование использования и охраны земель…………………..3

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование использования и охраны земель - тв. работа (СГА, 2012).doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

Основные  данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

 

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

 

Тема

Правовое регулирование  использования и охраны земель

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

Содержание

Основная часть…………………………………………………….……………….3

1. Правовое регулирование использования и охраны земель…………………..3

Приложения……………………………………………………………………….10

Основная часть

1 Правовое регулирование использования  и охраны земель

Вся земля  в пределах государственной границы РФ – это земельный фонд России. На сегодняшний день земельный фонд России составляет 1708,9 млн. га (без территориального моря и внутренних вод) (см. Приложение А).

Земельный фонд (в зависимости от хозяйственных  и экономических характеристик) по целевому назначению делится на категории земель.

Существует 7 категорий:

– земли сельскохозяйственного назначения.

К землям сельскохозяйственного  назначения относятся земли,  находящиеся  за чертой поселений, предоставленные  или предназначенные для нужд сельского хозяйства – производства сельскохозяйственной продукции и осуществления иной, связанной с таким производством, деятельности.

Основную  часть земель данной категории составляют сельскохозяйственные угодья – плодородные  земли, используемые непосредственно для производства сельскохозяйственной продукции. К ним относятся пашни, сенокосы, пастбища, залежи, сады, виноградники и т. п.

Основные  цели использования таких земель:

1) использование  земель для нужд сельскохозяйственного  производства, для чего они предоставляются гражданам и юридическим лицам;

2) использование  земель для личных нужд граждан,  связанных с производством сельскохозяйственной  продукции (садоводство, огородничество, дачное строительство,  ведение  личного подсобного хозяйства), для чего земельные участки предоставляются как отдельным гражданам,  так и их объединениям:  садоводческим товариществам,  огородническим и потребительским кооперативам и др.;

3) для личных  целей, связанных с сельскохозяйственным  производством, т. е. для научно-исследовательских и учебных целей, для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов – общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ; правовой режим таких земель регулируется ФЗ от 7 мая 2001 г. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;

4) для перераспределения  земель сельскохозяйственного назначения, для чего формируется специальный  фонд перераспределения.

В составе  земель сельскохозяйственного назначения выделяется фонд перераспределения, в  который включаются выморочные земельные  участки, земельные участки, изъятые  из государственных или муниципальных  нужд, либо земельные участки, от которых добровольно отказались.

– земли населенных пунктов. Правовое положение земель населенных пунктов регулируется гл. 15 ЗК РФ (ст. 83–86).

Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Поэтому такие земли должны использоваться способами, не причиняющими вреда жизни и здоровью человека, окружающей среде,  соответствующими требованиям в области охраны окружающей среды.

Разрешенное использование земельных участков определяется градостроительными регламентами;  т.  е.  требованиями и ограничениями, предъявляемыми к использованию земельных участков, находящихся в одной территориальной зоне, а также закрепленными правилами застройки и землепользования. Требования и ограничения, содержащиеся в градостроительных регламентах, обязательны для исполнения обладателями прав на земельные участки.

Поскольку градостроительным  регламентом могут устанавливаться  несколько видов разрешенного использования для каждой зоны,  согласно п. 3  ст. 85  ЗК РФ обладатели прав на земельные участки самостоятельно выбирают, какой вид разрешенного использования они будут осуществлять.

В случаях, если использование не соответствующих  градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды,  объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.

В состав земель поселений могут входить земельные  участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным  зонам (т. е. деления земель поселений  на зоны в зависимости от направлений их использования с учетом природных, социальных, экономических факторов): жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур,  рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам,

– земли специального назначения.

Земли,  используемые для хозяйственной деятельности и расположенные за чертой поселений,  объединены в единую категорию  – земли промышленности и иного специального назначения.

Согласно  ст. 87 ЗК РФ в составе данной категории земель выделяются следующие виды земель в зависимости от целей их использования:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи,  радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для  обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны  и безопасности;

7) земли иного специального  назначения.

1). Согласно ст. 88 ЗК РФ особенностью правового режима земель промышленности состоит в том,  что такие земельные участки предоставляются и используются для размещения и эксплуатации производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов.

2). В соответствии со  ст. 89 ЗК РФ особенностью правового  режима земель энергетики состоит в том,  что такие земельные участки предоставляются и используются для размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, обслуживающих их сооружений и объектов.

3).  Особенности правового режима земель транспорта установлены в ст. 90 ЗК РФ и зависят от того, для нужд какого вида транспорта они используются: железнодорожного, автомобильного, морского и внутреннего водного, воздушного или трубопроводного.

4). Земли связи,  радиовещания,  телевидения,  информатики – согласно ст. 91 ЗК РФ спецификой правового режима таких земель заключается в размещении на таких землях специфических объектов: радиорелейных, воздушных, кабельных линий и соответствующих полос отчуждения, находящихся на балансе эксплуатационных предприятий связи;  кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации на трасах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующих охранных зон линий связи;  подземных кабельных и воздушных линий вязи и радиофикации и соответствующих охранных зон линий связи;  наземных и подземных необслуживаемых усилительных пунктов на кабельных линиях связи и соответствующих охранных зонах;  наземные сооружения и инфраструктуры спутниковой связи.

5). Земли для  обеспечения космической деятельности. Особенности правового режима данного вида земель в ст. 92 ЗК РФ.

6). Земли обороны  и безопасности – это земли,  которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории РФ, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях,  и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК, федеральными законами.

Особенности правового режима земель обороны  и безопасности установлены ст. 93  ЗК РФ.

7). Земли иного  специального назначения.

К данному  виду земель могут быть отнесены земли,  используемые для целей, не позволяющих  их отнести к другим видам земель данной категории. К таким землям могут быть отнесены земли, используемые для нужд гидрометеорологической службы, в том числе для размещения стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением –  комплексов,  включающих в себя земельный участок с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей природной среды, ее загрязнения.

– земли особо охраняемых территорий и объектов. Землями особо охраняемых территорий и объектов являются земли, где располагаются природные комплексы и объекты,  которые имеют особое природное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

Согласно  ст. 94 ЗК РФ в состав указанных земель входят земли:

1) особо охраняемых природных территорий;

2) природоохранного  назначения;

3) рекреационного  назначения;

4) историко-культурного  назначения;

5) иные особо  ценные земли.

– земли лесного фонда. Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли, т. е. земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины (и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. При этом данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.

– земли водного фонда. К землям водного фонда относятся земли: покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

– земли запаса.

Категория земель запаса является единственной категорией,  выделение которой обусловлено не обязательностью целевого использования земель, а их временным неиспользованием. Согласно ст. 103 ЗК РФ в данную категорию переводятся земли,  находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не представленные гражданам или юридическим лицам в пользование.

В категорию  земель запаса могут быть переведены земли различных категорий, за исключением  земель сельскохозяйственного назначения, так как неиспользуемые земельные  участки сельскохозяйственного  назначения согласно ст. 80 ЗК РФ переводятся в фонд перераспределения, формируемый в составе земель сельскохозяйственного назначения.

В силу различий природных особенностей земли и  различного хозяйственного ее использования  могут возникать самые различные  земельные отношения.

Земельные правоотношения могут возникать, изменяться или  прекращаться на основании правомерных  и неправомерных действий (правонарушений). Классификация земельных правоотношений представлена в Приложении Б.

Охрана земель - одна из главных задач земельного права, а правовое регулирование этого процесса составляет основную цель земельного законодательства.

Согласно  ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются:

1) предотвращение  деградации, загрязнения, захламления,  нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение  улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению,  захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Таким образом, цели охраны земель можно сгруппировать  в три категории в зависимости  от текущего состояния земель:

1) не допустить  ухудшения в случае с землями,  которые отвечают всем необходимым  требованиям;

2) улучшить  земли, которые не в полной  мере отвечают стандартам;

3) восстановить  земли, которые подверглись негативным  воздействиям.

Кроме целей  охраны земель, Земельный кодекс РФ довольно четко определяет содержание охраны земель. При этом содержание охраны земель российский законодательный орган определяет как систему обязанностей субъектов землепользования (землепользователей, землевладельцев, арендаторов) проводить определенные мероприятия. Следует отметить, что государством используется императивный метод правового регулирования: неисполнение предписаний Земельного кодекса РФ в части охраны земель может быть основанием для привлечения указанных субъектов к ответственности согласно ст.ст. 74-76 Земельного кодекса РФ.

Так, согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ, в целях  охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) сохранению  почв и их плодородия;

2) защите земель  от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания,  вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

Информация о работе Правовое регулирование использования и охраны земель