Полномочия России в области земельных
отношений, предусмотренные ст. 9 ЗК, основываются
на ст.71 Конституции РФ. К ведению РФ согласно
этой статье Конституции РФ в области
земельных отношений относятся:
1) регулирование и защита прав
и свобод человека и гражданина
(в том числе в области земельных
отношений);
2) федеральная государственная
собственность (прежде всего на
земельные участки и расположенные
на них сооружения, на иные
природные ресурсы) и управление
ею;
3) установление основ федеральной
политики и федеральные программы
в области экологического развития
Российской Федерации;
4) гражданское, гражданско-процессуальное
законодательство (как методы охраны
имущественных отношений, возникающих
при использовании и охране
объектов землепользования, рычаги
защиты природных ресурсов и
их владельцев);
5) метеорологическая служба, стандарты
(в том числе в области земельных
отношений, охраны окружающей среды).
Компетенция РФ и ее субъектов определяется
также их совместной компетенцией, предусмотренной
ст. 72 Конституции РФ. В совместном ведении
РФ и ее субъектов находятся:
1) защита прав и свобод человека
и гражданина, обеспечение законности,
правопорядка, общественной безопасности
(в том числе в области земельных
отношений);
2) вопросы владения, пользования
и распоряжения землей, недрами,
лесными и другими природными
ресурсами;
3) разграничение государственной
собственности (прежде всего на
землю, на другие природные ресурсы);
4) природопользование, охрана окружающей
среды и обеспечение экологической
безопасности, особо охраняемые
природные территории;
5) земельное, водное, лесное законодательство,
законодательство о недрах, об охране
окружающей среды.
Вне пределов ведения и полномочий РФ
по предметам совместного ведения РФ и
ее субъектов субъекты РФ согласно ст.73
Конституции РФ обладают всей полнотой
государственной власти (см. ст.10 ЗК РФ)13.
Это размежевание компетенции по вертикали
представляется весьма важным и осуществляется
на всех уровнях: на федеральном - Государственной
Думой и Советом Федерации Федерального
Собрания РФ, Президентом и Правительством
РФ; на уровне субъектов - правотворческими
органами субъектов РФ.
Значительные полномочия предоставлены
Правительству РФ. Согласно ст.18 Федерального
конституционного закона “О Правительстве
Российской Федерации” правительство
организует деятельность по охране и рациональному
использованию природных ресурсов, регулированию
природопользования.
Совершенствование законодательства
и реализация полномочий в области земельных
отношений осуществляются в трех направлениях.
Статьями 9-11 и др. Земельного кодекса разграничены
полномочия между РФ, ее субъектами и органами
местного самоуправления.
В подпункте 7 п. 1 ст.9 Земельного кодекса
упоминаются “иные полномочия, отнесенные
к полномочиям Российской Федерации другими
федеральными законами”. К ним относится,
например, Водный кодекс РФ, которым регулируются
лимиты водопользования (водопотребления
и водоотведения). Под ними понимаются
предельно допустимые объемы изъятия
водных ресурсов или сброса сточных вод
нормативного качества, которые устанавливаются
водопользователю на определенный срок
и имеют прямое отношение к землепользованию14.
В Водном кодексе
РФ и других федеральных законах предусмотрена
обязанность землевладельцев - граждан
и юридических лиц принимать меры по сокращению
потерь и сбросов воды из мелиоративной
сети, предотвращению попадания рыбы в
мелиоративную сеть, осуществлять в необходимых
случаях мероприятия по предупреждению
загрязнения грунтовых вод и подъема их
уровня.
Орошение, в том
числе с использованием сточных вод нормативного
качества, осушение и другие мелиоративные
работы должны осуществляться в комплексе
с природоохранными мероприятиями, обеспечивающими
защиту земельных и водных объектов и
их водосборных площадей.
Таким образом, собственность
Российской Федерации на землю именуется
федеральной собственностью. Полномочия
России в области земельных отношений,
предусмотренные Земельным кодексом,
основываются на Конституции РФ. Существует
также совместная компетенция Российской
Федерации и её субъектов в области регулирования
земельных отношений.
4. Собственность
на землю субъектов Российской Федерации.
Полномочия субъектов Российской Федерации
в области земельных отношений
В целях разграничения государственной
собственности на землю к собственности
субъектов РФ относятся:
1) земельные участки, занятые зданиями,
строениями, сооружениями, находящимися
в собственности субъектов РФ;
2) земельные участки, предоставленные
органам государственной власти
субъектов РФ, а также казенным
предприятиям, государственным унитарным
предприятиям или некоммерческим организациям,
созданным органами государственной власти
субъектов РФ;
3) иные предусмотренные федеральными
законами земельные участки и
предусмотренные федеральными законами
земли.
Распоряжение земельными участками,
государственная собственность на которые
не разграничена, в субъектах РФ - городах
федерального значения Москве и Санкт-Петербурге
осуществляется органами исполнительной
власти указанных субъектов РФ, если их
законами не установлено, что данные полномочия
осуществляются органами местного самоуправления
внутригородских муниципальных образований
городов федерального значения.
К собственности субъектов РФ - городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
относятся земельные участки, расположенные
в границах этих субъектов РФ.
Субъекты РФ сами определяют особенности
распоряжения земельными участками на
своей территории. В качестве примера
может быть приведен такой акт, как распоряжение
вице-мэра Москвы от 2 марта 1992 года N 110-РВМ
“Об аренде земли как основной форме земельно-правовых
отношений в г. Москве” (с изменениями
от 5 сентября 1994 г., 11 января 1996 г.), утвердившее
форму договора аренды земельных участков
в г. Москве.
Кроме того, в г. Москве решением одиннадцатой
сессии Моссовета от 12 октября 1992 года
также был утвержден Порядок предоставления
в аренду участков земель г. Москвы.
Реализацию компетенции
субъектов РФ в сфере земельных отношений
можно рассмотреть на нескольких примерах.
Решением Нижегородского областного представительного
органа “Об утверждении программы приватизации
земли и реорганизации сельскохозяйственных
предприятий Нижегородской области”
было начато реформирование сельского
хозяйства по нижегородской модели. По
этому пути пошли многие хозяйства Ростовской,
Рязанской, Орловской и ряда других областей,
отразивших эту модель в своем законодательстве.
Разработана и утверждена
региональная Программа продолжения земельной
и аграрной реформы в агропромышленном
комплексе Оренбургской области. В ее
развитие приняты целевые программы “Плодородие”,
“Белок”, “Селекционно-племенная работа”,
“Техническое перевооружение сельского
хозяйства”, “О поддержке фермерского
сектора Оренбургской области” и др. Коллегия
Минсельхоза России своим постановлением
одобрила работу Главного управления
сельского хозяйства Оренбургской области
по оценке состояния и создания организационно-правовых
условий развития агропромышленного комплекса
области в период перехода к рыночным
отношениям. С учетом накопленного опыта
рекомендовано и другим территориям активнее
проявлять законодательную инициативу
в указанном направлении15.
Природные, в частности
земельные, условия в различных регионах
имеют свою специфику, так же как и развитость
инфраструктуры, промышленности, обеспеченность
профессиональными кадрами, уровень их
подготовки, состояние иных компонентов
влияют на состояние землепользования
и в целом на положение сельского хозяйства.
Во многих субъектах
РФ их законодательство в области землепользования,
охраны окружающей среды, агропромышленного
комплекса в значительной степени повторяет
федеральное законодательство по этому
же вопросу, что не вызвано необходимостью.
Наглядно это проявляется на примере нормативных
актов о крестьянском (фермерском) хозяйстве,
где положения федеральных законов в основном
дублируются.
В Ленинградской
и Московской областях, Чувашской Республике
были несколько конкретизированы нормы
федерального законодательства.
А в Белгородской,
Тюменской и ряде других областей отдельными
актами устанавливаются региональные
правила регулирования внутрихозяйственных
земельных отношений, которые мало затронуты
в федеральном законодательстве, хотя
и имеют значение для деятельности крупных
сельскохозяйственных коммерческих организаций,
поскольку влияют на осуществление отношений
внутрихозяйственного расчета.
Поскольку федеральным
законодательством не решались некоторые
проблемы использования земель для складирования,
переработки и перевозки отходов, их регулирование
нередко осуществлялось актами субъектов
РФ. Известным в этом смысле становится
пример Самары, на базе которой проводятся
всероссийские семинары и обмен опытом
по использованию земель для утилизации
и захоронения промышленных, бытовых,
токсичных и иных категорий отходов.
Учитывая изменения,
а в ряде случаев и отмену некоторых положений
Земельного кодекса РСФСР 1991 года, субъекты
РФ принимали свои земельные законы, прежде
всего по вопросам, не урегулированным
федеральным законодательством. В Республике
Дагестан были приняты законы “О земле”,
“О земельной реформе”, “О крестьянском
(фермерском) хозяйстве”, которые представляют
определенный интерес, поскольку в них
отражены многие современные тенденции
развития земельного права в направлении
более рационального и социально справедливого
использования земли, предупреждения
и пресечения бюрократически-централизованного
режима потребления национализированных
природных ресурсов, поддержки традиций
и обычаев, обусловленных своеобразием
региона (небольшие земельные участки
в горах, террасное земледелие, многонациональный
состав, уважение религии, старших).
Аналогичный закон
был принят Воронежской областной думой.
В нем отмечалась обязательность соответствия
актов субъекта РФ и органов местного
самоуправления требованиям федерального
законодательства, обязательность применения
к земельным отношениям не только земельного,
но и гражданского законодательства, предусматривались
гарантии и защита земельных прав физических
и юридических лиц, вводились институты
земельного сервитута и залога16.
Закон Свердловской
области “О регулировании земельных отношений”
отразил введение частной собственности
на землю и сделок с землей. Этот правовой
акт субъекта РФ регулирует режим несельскохозяйственных
земель различных категорий более подробно,
чем ЗК РФ.
Таким образом, таковы
возможности реализации субъектами РФ
полномочий, не отнесенных к полномочиям
РФ и органов местного самоуправления.
Предстоит большая работа по приведению
этих нормативных правовых актов субъектов
РФ в соответствие с Земельным кодексом
РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сказать, что тема,
взятая мною на изучение, раскрыта полностью,
насколько позволяют рамки объёма, предусмотренные
для контрольной работы.
В процессе изучения данной темы выяснилось,
что государственная собственность на
землю является одной из форм собственности
на данный природный объект наряду с частной
и муниципальной. Но всё же большинство
земель в Российской Федерации находится
в основном в государственной собственности.
При разграничении
государственной собственности на землю
законодатель выделяет собственность
Российской Федерации, собственность
субъекта Российской Федерации, а также
собственность муниципального образования.
Законодательство по данному вопросу
за последнее время претерпело значительные
изменения.
Собственность Российской
Федерации на землю именуется федеральной
собственностью. Полномочия России в области
земельных отношений, предусмотренные
Земельным кодексом, основываются на
Конституции РФ. Существует также совместная
компетенция Российской Федерации и её
субъектов в области регулирования земельных
отношений.
Достаточно велики
возможности реализации субъектами Российской
Федерации своих полномочий, не отнесенных
к полномочиям Российской Федерации и
органов местного самоуправления. Предстоит
большая работа по приведению этих нормативных
правовых актов субъектов РФ в соответствие
с Земельным кодексом России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской
Федерации. Принята всенародным голосованием
12 декабря 1993 года.
Земельный кодекс
РФ / "Собрание законодательства РФ",
29.10.2001, N 44, ст. 4147. (с изменениями от 14.07.2008).