Правовой режим земель особо охраняемых территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:04, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение земельного законодательства Российской Федерации, регулирующего правовой режим особо охраняемых территорий.
В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие и состав категорий земель особо охраняемых территорий и объектов.
2. Охарактеризовать законодательную базу об особо охраняемых территориях.
3. Раскрыть правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие и общая характеристика правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов…………………………………………….4
2. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий…7
3. Земли природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения……………………………………………………………………..…11
Заключение…………………………………………………………………20
Список литературы…………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

Контрольная ЗП.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

«Объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения»9.

 В соответствии  с п.2 Указа Президента РФ от 20.02.95 N 176 "Об утверждении Перечня  объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения следует относить памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с рядом актов Правительства РФ.

 Земли историко-культурного  назначения используются строго  в соответствии с их целевым  назначением. Целью режима использования  земель историко-культурного назначения  является обеспечение сохранности расположенных на них (в них) объектов культурного наследия, объектов исторической застройки, городского и природного ландшафта. А именно предотвращение их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также защита от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

 Статья 54 ФЗ "Об  объектах культурного наследия" устанавливает ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей по целевому использованию земельных участков.

 Изменение целевого  назначения земель историко-культурного  назначения и не соответствующая  их целевому назначению деятельность не допускаются.

 Земли историко-культурного  назначения входят в состав  земель особо охраняемых территорий  и могут быть федерального, регионального  и местного значения.

 Зоны охраны объектов  культурного наследия устанавливаются  в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

 Правовое регулирование  отношений в области сохранения, использования и охраны объектов  культурного наследия (памятников  истории и культуры) народов Российской  Федерации, установления особенностей  владения, пользования и распоряжения указанными объектами и земельными участками, на которых (в границах которых) они расположены, осуществляется как Земельным кодексом, так и специальным федеральным законодательством, а также принимаемыми в соответствии с ним (в пределах компетенции субъектов РФ) законами субъектов РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия.

 Основными нормативными  актами, регулирующими указанные  отношения, являются ФЗ "Об  объектах культурного наследия" и Закон РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры".

 В свою очередь,  объекты культурного наследия  в соответствии с ФЗ "Об объектах  культурного наследия" подразделяются  на следующие виды:

- памятники

- ансамбли

- достопримечательные места

 Объекты культурного наследия подразделяются на объекты федерального регионального и местного значения

 Между тем ст.23 ФЗ "Об объектах культурного наследия" позволяет Правительству РФ по  представлению федерального органа  охраны объектов культурного  наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта РФ исключить объект культурного наследия из реестра в случае утраты им историко-культурного значения.

 В свою очередь,  ограничений по формам собственности на объекты культурного наследия ФЗ "Об объектах культурного наследия" не предусмотрено. Иной порядок установлен для объектов археологического наследия, которые могут находиться только в государственной собственности. Однако объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно. Следовательно, земельные участки, занятые объектами археологического наследия, могут находиться в любой форме собственности.

 В соответствии  со ст.34 ФЗ "Об объектах культурного наследия" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

 Следует иметь в  виду, что «в обороте ограничиваются лишь земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и только лишь в форме запрета на предоставление их в частную собственность»10.

Заключение

 Необходимость правовой  охраны земель закреплена в  конституционном порядке. В соответствии  со ст.9 Конституции РФ земля  и другие природные ресурсы  используются и охраняются в  Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов.

 Земельное законодательство, развивая эти положения, определяет  обеспечение рационального использования  и охраны земель как одну  из главных задач правового  регулирования земельных отношений.  Одним из основных методов  правовой охраны земель является юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства.

 К землям особо  охраняемых территорий относятся  земли, которые имеют особое  природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. Они изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для них установлен особый правовой режим. В состав земель особо охраняемых территорий входят земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами. Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности их к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. На землях особо охраняемых территорий запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов РФ. Юридическое значение этих земель состоит в том, что, признав земли особо охраняемых территорий в качестве отдельной категории, Кодекс установил их правовой режим и ограничил возможности их изъятия для иных целей.

 

 

Список литературы

1.  Земельный кодекс  РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ.

2. ФЗ "Об особо охраняемых  природных территориях" от 14.03.1995 №33-ФЗ.

3. ФЗ "Об объектах  культурного наследия (памятниках  истории и культуры) народов РФ" от 25.06.2002 №73-ФЗ.

4. ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 №7-ФЗ.

5.   Комментарий  к Земельному кодексу РФ (постатейный)  под ред. С.А. Боголюбова. - Сп-б:  Питер Пресс, 2009.

6.  Комментарий к  Лесному кодексу РФ (постатейный)  Пуряева А.Ю. - М.: Юстицинформ, 2007.

7. Комментарий к ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (постатейный) под ред. А.А. Ялбулганова. - М.: Юстицинформ, 2007.

8. Голиченков А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов. - М.: Городец, 2008.

9. Минаева А.А. Понятие "правовой режим земель" и его значение в земельном праве. // Правовые вопросы недвижимости, 2005, №1.

10. Петров В.В. Экологическое  право России. - М.: Проспект, 2005.

11. Природоресурсовое право и правовая охрана окружающей среды. /Под. ред.В. В. Петрова. - М., 2005.

 

 

1 См.: Природоресурсовое право и правовая охрана окружающей среды.  /Под. ред. В.В. Петрова. – М., 2005, с. 97

2 См.: ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (постатейный) под ред. А.А. Ялбулганова. - М.: Юстицинформ, 2007. ст. 10.

3 См.: ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 №33-ФЗ (ред. от 30.12.2008)

4 См.: ст. 243УК РФ  «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры»

5 См.: Природоресурсовое право и правовая охрана окружающей среды. /Под. ред. В.В. Петрова. – М., 2005, с.123

6 См.: Экологическое право России.  - М.: Проспект, 2005, с.203

7 См.: Минаева А.А. Понятие «правовой режим земель» и его значение в земельном праве.// Правовые вопросы недвижимости, 2005, №1

8 См.: Комментарий к Земельному кодексу РФ (постатейный) под ред. С.А. Боголюбова. – Сп-б: Питер Пресс, 2009, ст. 98

9 См.:ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25.06.2002 №73-ФЗ

10 Комментарий к Земельному кодексу РФ (постатейный) под ред. С.А. Боголюбова. – Сп-б: Питер Пресс, 2009, ст. 99


Информация о работе Правовой режим земель особо охраняемых территорий