Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:38, статья
В нынешнее время наблюдается усиление антропогенной нагрузки на внутренние воды и территориальное море Украины и возникла острая необходимость повышения эффективности охраны вод Черного моря. В связи с этим с 1 января 2011 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Водный и Земельный кодексы относительно прибрежных защитных полос» от 2 декабря 2010 года [2]. Данный Закон направлен на обеспечение сбалансированного использования прибрежной полосы морей, минимизацию отрицательного влияния хозяйственной деятельности на прибрежные морские экосистемы, а также упорядочение условий и режима этой деятельности в их границах.
ПАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ
ПРИБРЕЖНОЙ ЗАЩИТНОЙ ПОЛОСЫ ЧЕРНОГО МОРЯ
В нынешнее время наблюдается усиление антропогенной нагрузки на внутренние воды и территориальное море Украины и возникла острая необходимость повышения эффективности охраны вод Черного моря. В связи с этим с 1 января 2011 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Водный и Земельный кодексы относительно прибрежных защитных полос» от 2 декабря 2010 года [2]. Данный Закон направлен на обеспечение сбалансированного использования прибрежной полосы морей, минимизацию отрицательного влияния хозяйственной деятельности на прибрежные морские экосистемы, а также упорядочение условий и режима этой деятельности в их границах.
Правовая охрана вод осуществляется на основании действующего природоохранного законодательства путем установления правил и норм охраны, использования и воспроизводства вод, запрещения или ограничения их использования, а также установления водоохранных зон и специальных режимов использования земель водного, природно-заповедного фонда, лечебных и оздоровительных территорий.
Создание водоохранных зон является одним из основных водоохранных мероприятий. Водоохранные зоны устанавливаются для создания благоприятного режима водных объектов, уменьшения колебаний стока вдоль рек, морей, вокруг озер, водохранилищ и в соответствии с Законом Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.1991 года относятся к территориям, которые подлежат особой охране [2].
В соответствии со статьей 87
Водного кодекса Украины
- использование стойких
и сильнодействующих
- размещение кладбищ, скотомогильников, свалок, полей фильтрации;
- сброс неочищенных сточных
вод, используя рельеф
В отдельных случаях в водоохранной зоне может быть разрешена добыча песка и гравия за пределами земель водного фонда на сухой части поймы, в праруслах рек по согласованию с государственными органами охраны окружающей природной среды, водного хозяйства и геологии.
Постановлением Кабинета Министров Украины «Порядок определения размеров и границ водоохранных зон и режим ведения хозяйственной деятельности в них» от 08.05.1996 года № 486 утвержден порядок определения размеров и границ водоохранных зон и режимов [5].
Исполнительные комитеты местных советов обязаны доводить до сведения населения, всех заинтересованных организаций решение относительно границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также водоохранного режима, который действует на этих территориях. Контроль за созданием водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также за соблюдением режима использования их территорий осуществляется исполнительными комитетами местных советов и государственными органами охраны окружающей природной среды [6].
Важную роль в охране водной среды от загрязнений играют прибрежные защитные полосы, которые представляют собой буферную зону между урезом воды водоема и прибрежной территорией. В целях охраны поверхностных водных объектов от загрязнения и засорения, а также сохранности их водности в пределах водоохранных зон предусмотрено выделение вдоль рек, морей и вокруг озер, водохранилищ земельных участков под прибрежные защитные полосы. Вышеуказанные земельные участки являются составной частью водоохранных зон и непосредственно прилегают к водным объектам.
Согласно статье 88 Водного кодекса Украины, прибрежные защитные полосы устанавливаются на земельных участках всех категорий земель, кроме земель морского транспорта. Вдоль морей и вокруг морских заливов и лиманов устанавливается прибрежная защитная полоса шириной не менее двух километров от уреза воды [3].
В пределах прибрежной защитной
полосы морей и вокруг морских
заливов и лиманов
- территории, расположенные
между линиями максимального
отлива и максимального
- прибрежные территории сложены песком, гравием, камнями, ракушником, осадочными породами, которые сформировались в результате деятельности моря, других природных или антропогенных факторов;
- скалы, другие горные образования.
Пляжная зона не устанавливается в пределах прибрежной защитной полосы морей и вокруг морских заливов и лиманов на земельных участках, отнесенных к землям морского транспорта, а также на земельных участках, на которых расположены военные и другие оборонные объекты, рыбохозяйственные предприятия. Пользование пляжной зоной в пределах прибрежной защитной полосы морей и вокруг морских заливов и лиманов осуществляется с соблюдением требований по охране морской среды прибрежной защитной полосы от загрязнения и засорения и требований санитарного законодательства [6].
Гражданам на праве общего
пользования обеспечивается беспрепятственный
и бесплатный доступ к побережьям
морей, морским заливам и лиманам
в пределах пляжной зоны, кроме
земельных участков, на которых расположены
гидротехнические, гидрометрические и
линейные сооружения, санатории и
другие лечебно-оздоровительные
В случае предоставления права
пользования пляжной зоной
Особое внимание следует обратить на ограничения в использовании земельных участков прибрежных защитных полос вдоль морей, заливов и лиманов и на островах во внутренних морских водах, на которых, согласно статье 90 Водного кодекса Украины и статье 62 Земельного кодекса Украины запрещается [3, 4]:
- применение устойчивых и сильнодействующих пестицидов;
- устройство полигонов бытовых и промышленных отходов и накопителей сточных вод;
- устройство выгребов для накопления хозяйственно-бытовых сточных вод объемом более 1 м3 в сутки;
- устройство полей фильтрации и создание других сооружений для приема и обеззараживания жидких отходов.
Прибрежная защитная полоса вдоль морей, морских заливов и лиманов входит в зону санитарной охраны моря. Она может использоваться только для строительства военных и других оборонных объектов, объектов, производящих энергию за счет использование энергии ветра, солнца и волн, объектов поставки, распределения, передачи энергии, а также санаториев, детских оздоровительных лагерей и других лечебно-оздоровительных учреждений с обязательным централизованным водоснабжением и канализацией, гидротехнических, гидрометрических и линейных сооружений.
С целью охраны водных объектов в районах забора воды для централизованного водоснабжения населения, лечебных и оздоровительных нужд устанавливаются зоны санитарной охраны, которые делятся на пояса особого режима. Границы зон санитарной охраны водных объектов устанавливаются местными Советами на их территории по согласованию с государственными органами санитарного надзора, охраны окружающей природной среды, водной хозяйства и геологии. Режим зон санитарной охраны водных объектов устанавливается Кабинетом Министров Украины [6].
Контроль за созданием прибрежных защитных полос, соблюдение режима использования их территорий осуществляются местными органами государственной исполнительной власти, исполнительными комитетами органов местного самоуправления, органами Министерства экологии и природных ресурсов Украины.
Общая площадь прибрежных полос в Крыму составляет около 208 тыс.га. На сегодняшний день установлены границы прибрежных защитных полос в следующих населенных пунктах:
г. Феодосия - 55,65 га
г. Ялта - 9,5 га
пгт. Кореиз - 24,8 га
пгт. Форос - 18,64 га
пгт. Санаторное - 104,85 га
пгт. Олива - 81,46 га
г. Алушта - 27,8173 га.
Частично установлены границы полос вдоль Каркинитского залива (111,25 га) в Красноперекопском районе.
Кроме того, в ряде городов, сел и поселков заключены договора на изготовление проектов землеустройства по установлению прибрежных защитных полос: Ялтинский регион - Ливадия, Ореанда, Курпаты, Симеиз, Кацевели, Понизовка, Парковое, Оползневое, Береговое, Гурзуф, Даниловка, Гаспра, Массандра; Алуштинский регион - Партенит, Малый Маяк, Утес, Бондаренково, Лазурное, Чайка; Судакский регион - Солнечная долина, Новый Свет; Феодосийский регион - Береговое, Орджоникидзе; Ленинский район - Нижнезаморское, Новоотрадное, Золотое; Симферопольский р-н - Николаевка.
Таким образом, впервые на законодательном уровне четко урегулирован вопрос установления границ прибрежных защитных полос в зависимости от ландшафта, исторически сложившейся ситуации и с учетом градостроительной документации, что положительно отразится на качестве охраны водных объектов, придаст особый правовой статус береговым защитным полосам, а также повысит их привлекательность.
Литература:
1. Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.1991г. № 1264-XII
2. Закон Украины «О внесении изменений в Водный и Земельный кодексы относительно прибрежных защитных полос» от 2 декабря 2010 г. № 2740-VІ.
3. Водный кодекс Украины от 6 июня 1995 г.
4. Земельный кодекс Украины от 25. 10. 2001 г.
5. Постановление Кабинета Министров Украины «Порядок определения размеров и границ водоохранных зон и режим ведения хозяйственной деятельности в них» от 08.05.1996 года, № 486
6. Официальный сайт
Информация о работе Правовой режим земель прибрежной защитной полосы Черного моря