Правовой статус недр в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 19:26, контрольная работа

Описание работы

Цель работы состоит в выявлении особенностей определения правового статуса недр в Российской Федерации.
Задачи:
исследовать различные формулировки понятия «недра»,
изучить состояние нормативно-правовой базы Российской Федерации,
выявить особенности правового регулирования недр Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1. Многообразие понятия «недра» 4
2. Правовое регулирование недр Российской Федерации 7
Заключение 10
Библиографический список 12

Файлы: 1 файл

Контр.работа Правовой статус недр в Российской Федерации.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение дополнительного  профессионального образования  специалистов «Институт переподготовки и  повышения квалификации работников агропромышленного комплекса Республики Коми»

 

 

Регистр.№_________________

Оценка_________________

зачтено, не зачтено

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

по дисциплине

«Правовое обеспечение  формирования, обращения и оценки стоимости имущества»

 

 

на тему

«Правовой статус недр в  Российской Федерации»

 

 

слушателя профессиональной переподготовки

 

Чичериной Юлии Валерьевны

 

 

Специальность: «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)»

 

 

 

 

 

Работа поступила                                    «______»___________________2013г.

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар, 2013г. 
Содержание

 

Введение

 

Недра земли составляют материальную основу экономических отношений, и от качества законодательства в сфере недропользования зависит не только эффективность проводимых в Российской Федерации экономических реформ, но и благополучие будущих поколений. Более того, сфера недропользования – это одна из привлекательных сфер инвестиций, в том числе иностранных, что влечет за собой особую значимость правового регулирования возникающих отношений с учетом как публичных, так и частных интересов. Поэтому сфера недропользования требует особого подхода в правовом регулировании, которое должно быть ориентировано на долговременный приоритет экономического роста данной отрасли и экономики в целом.

Объектом исследования являются недра Российской Федерации.

Предмет исследования –  правовой статус недр в Российской Федерации.

При написании работы применен сравнительно-аналитический  метод.

Цель работы состоит  в выявлении особенностей определения  правового статуса недр в Российской Федерации.

Задачи:

  • исследовать различные формулировки понятия «недра»,
  • изучить состояние нормативно-правовой базы Российской Федерации,
  • выявить особенности правового регулирования недр Российской Федерации.

При написании контрольной работы были использованы нормы российского законодательства, научные статьи следующих авторов: Зрелова А.П., Краснова М.В., Чесноковой О.К., Кокина В.Н., Семьяновой А.Ю., Сыродоева Н.А.

 

 

  1. Многообразие понятия «недра»

 

Ключевым для исследования правового статуса недр является само понятие «недра». Недра являются частью земной коры, расположенной  ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (преамбула Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» [6]). Однако некоторые авторы в своих трудах предлагают другие формулировки понятия «недра». Так, В.Н. Кокин, учитывая динамизм данного понятия, связанный с тем, что границы проникновения внутрь Земли будут постоянно расширяться по мере развития техники и технологии, считает необходимым с юридической точки зрения уточнить и расширить его правовое содержание, с тем, чтобы оно охватывало и конкретизировало потенциально возможные общественные отношения при освоении запасов не только земной коры, как это ограничено легальным определением недр, но и мантии Земли [10]. Предлагаемая указанным автором формулировка: «Недра есть часть природной среды, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и промышленного, научного, культурного и иных видов освоения человеком» [10].

Еще одно понятие недр, одобренное Правительством РФ 17 марта 2005 года в очередном проекте Закона «О недрах»: «Недра – это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до центра Земли», тут же подверглось критике [7]. Так, Н.А. Сыродоев отмечает, что земная кора максимум 30–40 км, т.е. до центра еще что-то остается, а человечество не может проникнуть даже на 20 км в глубь земли [14].

Из рассмотренных выше определений следует, что в состав недр входят все полезные ископаемые, независимо от их количества. Однако содержимое недр не исчерпывается полезными  ископаемыми, последние составляют лишь часть недр. Поэтому нельзя отождествлять понятие «недра» с понятием «полезные ископаемые».

Что касается термина  «полезные ископаемые», то действующий  Закон «О недрах» не ввел это понятие. Тогда как одобренный 17 марта 2005 года Правительством РФ законопроект содержал следующее определение: «Полезные ископаемые – природные минеральные образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства» [7].

К сожалению, на сегодняшний день ни один действующий нормативный правовой акт не дает определение понятию «полезные ископаемые», зато существует целый ряд нормативных правовых актов об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по каждому субъекту Российской Федерации. Так, например, существует Распоряжение Министерства природных ресурсов РФ № 7-р, Правительства Республики Коми № 343-р от 28.02.2007г. «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Республике Коми» [8].

Необходимо отметить, что понятие «полезное ископаемое», применяемое для целей налогообложения, отличается от аналогичного понятия, используемого законодательством о недропользовании.

Как следует из пунктов 1 и 3 статьи 337 Налогового кодекса РФ [4], полезным ископаемым признается:

– продукция горнодобывающей  промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая определенному стандарту качества;

– продукция – результат разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка

– россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также  перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным  видам добычных работ (добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).

Как видим, в определении  полезного ископаемого для целей  налогообложения ключевым является слово «продукция». В этом и состоит  разница между понятиями, используемыми  в налоговом законодательстве и законодательстве о недрах.

А в юридической литературе можно встретить следующее определение: «Полезные ископаемые – это твердые, жидкие (кроме воды) и газообразные природные вещества, находящиеся  в глубине земли и на ее поверхности в пределах территории определенного государства и его континентального шельфа, используемые в народном хозяйстве» [13].

 

2. Правовое регулирование  недр Российской Федерации

 

В большинстве стран  мира недра, содержащие наиболее важные для экономики полезные ископаемые, принадлежат государству. Они неотчуждаемы и неотъемлемы, к ним не применимы сроки давности, на них не может быть обращено судебное взыскание.

Эксплуатация недр, извлечение из них минерального сырья и другие виды использования являются монополией государства, т.е. его исключительным правом.

В России статус недр аналогичен. В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ недра и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В данной правовой конструкции воплощено общегосударственное значение недр, являющихся природными ресурсами, что и определяет особый порядок использования и распоряжения ими [1]. Статья 9 Конституции закрепляет принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования отношений охраны окружающей среды и отношений по поводу использования и охраны объектов природы [1].

В Российской Федерации  пользователями недр (за исключением использования для добычи радиоактивного сырья) могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если иное не предусмотрено законодательными актами РФ.

Положения ч.2 ст. 36 Конституции РФ в качестве единственного ограничения субъективного права владения, пользования и распоряжения природными ресурсами устанавливают права и законные интересы других лиц и охрану окружающей среды [1].

Используемые участки  и неиспользуемые части недр в пределах государственных границ Российской Федерации составляют Государственный фонд недр, распоряжение которым осуществляется в интересах народов России. Законом РФ «О недрах» определена компетенция РФ, ее субъектов и муниципальных образований в сфере регулирования отношений недропользования.

Для того чтобы часть  недр была признана участком недр, она  должна быть индивидуализирована и  предоставлена в пользование  в установленном порядке, то есть должен быть оформлен горный или геологический отвод. При предоставлении в пользование участков континентального шельфа и недр исключительной экономической зоны также оформляются горные или геологические отводы. В силу этого недра континентального шельфа и недра исключительной экономической зоны, предоставленные в пользование, отечественное законодательство также признает в качестве недвижимого имущества [9].

Следует отметить, что  термин «участки недр» используется в отношении используемых недр, в  то время как применительно к  неиспользуемым недрам применяется термин «части недр» [12].

В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ участки  недр отнесены к недвижимым вещам [2]. Поэтому на участки недр распространяются требования ст. 131 Гражданского кодекса РФ [2] и нормы Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» о регистрации права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также иных вещных прав на указанные объекты [5].

Таким образом, в качестве объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, законодательство относит используемые части недр.

Статья 19 Закона «О недрах» [6], а также статьи 40 и 41 Земельного кодекса РФ [3] предоставляют право на использование подземного пространства, а также определенной части его содержимого лицу, использующему на законных основаниях земельный участок. Закон разрешает использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды [6].

Таким образом, недра  рассматриваются в качестве недвижимого  имущества не только в тех случаях, когда они предоставлены в  пользование, но и в тех случаях, когда определенная категория лиц  вправе их использовать, реализуя свое право на подземное пространство на основании закона.

Особенностью правового  регулирования недр является их предоставление в пользование на основании лицензии на определенный срок (от 5 до 25 лет - в зависимости от вида пользования) или без ограничения срока. Законодательством определены и основания прекращения этого права.

Еще одна особенность состоит в том, что пользование недрами является платным (за исключением случаев освобождения от платы отдельных категории пользователей). Система платежей включает в себя:

- платежи за право на пользование недрами;

- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- сбор за выдачу лицензий;

- акцизный сбор;

- платежи за пользование акваторией и участками морского дна.

Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и другие платежи, предусмотренные законодательством: за землю, за геологическую информацию и т.д [11].

Как российское, так и  международное законодательство содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, а также предусматривает уголовную и административную ответственность за нарушения в области недропользования.

 

Заключение

 

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что недра –  это специфический объект правового  регулирования, природный ресурс, имеющий общегосударственное значение, что и определяет особый порядок использования и распоряжения им.

Рассмотрены различные формулировки понятия «недра», встречающиеся в гражданском, налоговом законодательстве, а также в юридической литературе, определены их основные отличия.

Изучена нормативно-правовая база Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области недр и  недропользования. Особое внимание уделено  нормам, закрепленным  Конституцией РФ, Гражданским, Земельным и Налоговым кодексами РФ,  Законом РФ «О недрах» и Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Выявлены следующие особенности правового регулирования недр Российской Федерации:

  • недра, являющиеся природными ресурсами, имеют общегосударственное значение;
  • определен особый порядок использования и распоряжения недрами;
  • пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если иное не предусмотрено законодательными актами РФ;
  • единственное ограничение субъективного права владения, пользования и распоряжения природными ресурсами – это права и законные интересы других лиц и охрана окружающей среды;
  • используемые участки и неиспользуемые части недр в пределах государственных границ Российской Федерации составляют Государственный фонд недр;
  • обязательная государственная регистрация прав на владение, пользование и т.д. используемых частей недр;
  • лицензирование в области предоставления в пользование недр;
  • платность за пользование недрами;
  • доходность бюджетов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации от пользования недрами;
  • законодательно установленная уголовная и административная ответственность за нарушения в области недропользования.

Информация о работе Правовой статус недр в Российской Федерации